Организация деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) по повышению педагогической культуры современной семьи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волкова А. И., Лазаренко Е. Н. Организация деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) по повышению педагогической культуры современной семьи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1656–1660. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86356.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению деятельности дошкольной образовательной организации по повышению педагогической культуры семьи. Определяется влияние семьи совместно с ДОО на социализацию ребенка. Приводится анализ психолого-педагогических подходов к проблеме повышения педагогической культуры родителей, который позволяет говорить о необходимости данного процесса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Волкова Анастасия Игорьевна,Студентка, магистр Волгоградского государственного социальнопедагогического университета volkov.47@mail.ru

Лазаренко Екатерина Николаевна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования Волгоградского государственного социально педагогического университетаlazkate@yandex.ru

Организация деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) по повышению педагогической культуры современной семьи

Аннотация.Статья посвящена изучению деятельности дошкольной образовательной организации по повышению педагогической культуры семьи.Определяется влияниесемьи совместно сДОО насоциализацию ребенка. Приводится анализ психологопедагогических подходов к проблеме повышения педагогической культуры родителей, который позволяет говорить о необходимости данного процесса.Ключевые слова:семья, педагогическая культура, взаимодействие, семейное воспитание.

Семья –первичный социум, дающий ребенку ощущениепсихологической защищенности, поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Также, семья для ребенка источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.Семья и дошкольное учреждение –два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В условиях семьи складывается эмоциональнонравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем [1]. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, изменение ее роли в процессе социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко изза нехватки свободного времени, постоянной занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольнойпедагогики и психологии. Взаимодействиемежду детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей [2].Необходимо стремиться к тому, чтобыродители были не наблюдателями, а активными участники жизни своего ребёнка. Это будет осуществимо, если повысить педагогическую культуру родителей, поддерживать и выстраивать эффективные, доброжелательные и этичные взаимоотношения между детским садом и семьями. [1].В наше время идея взаимосвязи общественногои семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно –правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др.Так, в законе «Об образовании» сказано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте»[2].В пункте 1.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155 обозначены задачи, на решение которых он направлен, и одна из задач звучит следующим образом: «обеспечения психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [3].Следовательно, необходимость работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьями в повышении их компетентности в различных вопросах развития ребенка подчеркнута в государственныхдокументах.В связи с этим меняется и положениедошкольного учрежденияв работе с семьёй. Каждаядошкольнаяобразовательнаяорганизацияне только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольнойорганизации–не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию[4].В исследованиях отмечается, что сфера отношений «родители дети» является определяющей в дошкольном возрасте. Общение, контакты, совместная со взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования мотивов ответственного поведения в природе и накопления опыта детей. (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.П. Буева, Н.Ф. Голованова, С.А. Козлова, Н.Г. Косолапова, М.В. Крулехт и др.).Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями современной семьив оказании консультативной и просветительской помощи, системы дошкольного образованияв оказании такой помощи семьям, общества в педагогически грамотных родителях.От уровня сформированности психологопедагогической культуры родителей во многом зависит результативность семейного воспитания (И.В.БестужевЛада, Г.Н. Волков, И.В. Гребенников, Л.В.Загик, Г.Г.Кравцов, В.К.Котырло, Т.А.Маркова, И.А.Хоменко, Ю. Хямяляйнен и др.). Однако, по даннымсовременных исследований (Е.А. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, З.И. Теплова, В.М. Целуйко и др.), воспитательные воздействия современных родителей не отличаются высоким уровнем, складываясь в основном стихийно, под влиянием средств массовой информации, опыта старших поколений, реже путем самообразования и консультативной помощи специалистов [5].Являясь первыми и главными воспитателями своих детей, родители несут ответственность за их воспитание и развитие. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. От готовности и способности родителей качественно исполнять свои обязанности во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям о ответственном поведении в жизни и мире природы [4]. Семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Как и любой социальный институт, она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей.Новейшие источники трактуют определениесемьи как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимнойморальной ответственностью и взаимопомощью[]. Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.Общая педагогическая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка, что должно означать заботу о ребенке и любовь к нему, оказание ему помощи и поддержки. Родители несут ответственность за воспитание детей перед обществом, законом, а также перед собой, своей совестью и детьми. Они должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их[5].Семейному воспитанию характернынепрерывность и продолжительность. Особенностьвоспитательноговлияния семьи на детейего устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже являются школьниками[].Культура семьи обусловлена историческим процессом преобразования естественных начал жизни искусственными средствами для удовлетворения нужд ближайших родственников и этноса, мегаполиса и государства, институтов глобальной экономики[6]. Педагогическая культура это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура сопоставляетсяс общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека; как характеристика степени активности в деятельности по передаче социального опыта; как характеристика степени осознания субъектом педагогического воздействия диалогичности и субъектсубъектного характера педагогического процесса; как характеристика включенности в процесс формирования подрастающего поколения.Истоки педагогической культуры семьи лежат в глубинах народной педагогики. Педагогическая культура в семье развивается за счет традиций, норм и правил, устоявшихся в народной педагогике. Семья выступает главным носителем и хранителем национальных традиций.Для педагогической культуры семьи характерна всеохватность.Основные критерии для выделения того или иного типа педагогической культуры семьи включают в себя три показателя:1) социальнопедагогический, т.е. осознание того, что субъектом воспитания выступает каждый человек;2) аксиологический, т.е. отношение к знаниям как к ценности;3) дидактический, показывающий, каковы принципы воспитания принуждение ребенка или умение заинтересовать его.По широте воздействия на воспитуемого семье нет равных, только она формирует человека во всех без исключения сферах его жизни. Поэтому педагогическая культура семьиявляется тем фактором, который в конечном итоге определяет педагогическую культуру и всего общества[2].Семья, является ячейкой общества, его составным элементом, и ее педагогическая культура, ее воспитательный потенциал, также являются частьюпедагогической культуры общества.Семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. В процессе семейного воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются.По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищнобытовой обеспеченностью, культурнообразовательным уровнем родителей, существующим в ней моральнопсихологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, численностью и структурой семьи, развитостью семейного коллектива и характером отношений между его членами. Он включает идейнонравственную, эмоциональнопсихологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества, родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи, характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей[7].В целом воспитательный потенциал семьи может быть представлен как обусловленная общественными отношениями и социальной средой степень развития её возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны её деятельности. При этом, как правило, воспитательный потенциал семьи составляют:

личный пример родителей, их общественное лицо, авторитет, основанный на активной гражданской позиции;

образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения;

эмоциональнонравственный микроклимат;

разумная организация свободного времени и досуга семьи[3].П. Ф. Лесгафт считал неотложной задачей развитие женского образования в России, ибо естественной и незаменимой воспитательницей детей дошкольного возраста является именно образованная мать. Е. Н. Водовозова видела задачу родителей и воспитателей в изучении не только индивидуальных особенностей детей, но и науки о воспитании, в регулировании влияния внешней среды и создании обстановки, необходимой для воспитания[4]. Интересен опыт исследования сотрудничества педагогов и родителей в Англии. Так, Дженни Лешли исследовала участие родителей в воспитании детей дошкольного и раннего школьного возраста. Г. Паг и Б. Тайзард посвятили ряд работ подключению родителей к деятельности яслей и начальных школ. На основе этих исследований выделено пять главных, подходов к сотрудничеству. Педагоги Зверева О. Л. и Кротова Т. В. считают, что в работе педагога с родителями ДОУ очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям [4]. Солодянкина О. В. уверена, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения эффективных результатов [2].Взаимодействие педагогов и родителей это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Остановимся подробнее на некоторых формах общения педагога с родителями дошкольников.Таким образом, анализ психологопедагогических подходов к проблеме повышения педагогической культуры родителей позволяет говорить о необходимости данного процесса.Необходимо осуществлять в современной образовательной практикепроцесс повышения педагогической культуры родителей, так как семья является основным источником знаний для ребенка, социального опыта и формирования отношений к окружающему миру и к себе.Но не всегда родители умеют правильно донести до ребёнка ту или иную информацию. И дошкольная образовательная организация призвана помогать родителям, активно взаимодействовать в вопросах повышения их педагогической культуры.

Ссылки на источники1.Далинина, Т.С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание, 2005. № 1, 21.12.2015.2.Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание,2004, 20.01.2016.3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерством образованияи науки РФ от 17 октября 2013г.,05.01.2016.4.Гладкова Ю.А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия / Ю.А.Гладкова// Дошкольное воспитание, –2008, 05.01.2016.5.Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. СанктПетербург,2011, 05.01.2016.6.Стрелкова Л. П. Чувство любви к ребенку. –2005№3.с. 321.Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. –М.: ТЦ Сфера,2005, 21.12.2015

7.Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. –М.: АРКТИ, 2006, 20.12.2015.