Игровые приемы формирования иноязычных коммуникативных умений младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Траутвайн А. В. Игровые приемы формирования иноязычных коммуникативных умений младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2161–2165. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86461.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению игровых приемов, направленных на формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках иностранного языка. Автор описывает образовательный потенциал игровых приемов в обучении иностранному языку, представляет различные классификации обучающих игр.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Траутвайн Ангелина Вячеславовна,студентка 4 курса психологопедагогического факультета ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь

Игровые приемы формирования иноязычных коммуникативных умений младших школьников

Аннотация. Статья посвящена изучению игровых приемов, направленных на формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках иностранного языка. Автор описывает образовательный потенциал игровых приемов в обучениииностранному языку, представляет различные классификации обучающих игр.Ключевые слова. Игровые приемы, речевые навыки, коммуникативные умения.

Ряд исследователей (М. Мид, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, В. Штерн, С. Шуман и др.) считают, что не только содержание, но и склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра деятельность именно дошкольного возраста. Исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не изза нежелания ребенка играть, а изза отсутствия объективной возможности осуществлять игру в учебной деятельности. Другими словами, потребность в игре сохраняется, нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.Как отмечает В.А. Крутецкий: «Лучший способ организовать внимание младшего школьникасвязан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность вот что делает урок интересным для учащегося, вот что само по себе способствует организации его внимания» [3].Педагоги и психологи, увидев в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности. Дидактическая игра и игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. К настоящему моменту нет четкого определения игры. Научно определены всего лишь связимежду игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами [1]. Несколько определений игры дал польский ученый Стефан Шуман: «Детская игра исторически возникший вид деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей; игра характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт» [2].Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества на пути своего развития. Одним из эффективных методов обучения иностранным языкам в начальнойшколе является игровой [3]. Лучший способ сделать уроки занимательными активно использовать игровые упражнения и задания. Игра огромный стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения. Урок может стать незабываемым путешествием в мир иностранного языка, даст возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциал. Даже самый незначительный успех огромный шаг на пути познания. Это так важно для маленького человека: успех окрыляет, помогает поверить в собственные силы.Игра создает атмосферу, стимулирует интересы детей, развивает их желание учиться и темсамым делает реальным достижение ими (детьми)успехов в обучении. Помимо этого, игра затрагивает личность учащегося в целом и вовлекает в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения, учитывает потребности ребенка в многообразии и частой смене приемов и форм обучения. Также игра делает школьника активным действующим лицом в учебном процессе, который осознает, что изучение нового материала связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приемами и средствами обучения. В игре создаются такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, дети становятся равноправными субъектами учебного процесса и активно общаются друг с другом. В процессе игрышкольникипостепенно учится работать с учебным материалом самостоятельно. Реализация игровых приемов помогает учителювключитьразличные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей. В игре легче регулировать поведение младших школьников, удерживать их внимание длительное время с целью решения определенных методических задач. Игра в обучении иностранным языкам, несомненно, является важнейшим средством развития коммуникативных умений учащихся. Проживая проблемную ситуацию в игровой форме, школьники решают речевые задачи, которые требуют употребления необходимых образцов общения. Использование игровых приёмов в обучении позволяет также заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других людей. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги игры выступают в двойном плане как игровой и как учебнопознавательный результат [3].Необходимость использования игровыхприемов в обучении иностранному языку диктуется и спецификой предмета: в условиях, когда все задачи общения могут быть решены детьми на родном языке, новая игра является «психологическим оправданием» перехода на иностранный язык. Младшие школьники любознательны. При восприятии материала они склонны обращать внимание на его яркую подачу, эмоциональную окраску. Однако их внимание отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных монологических объяснений учителя, поэтому большинство объяснений целесообразно строить в игровой форме. Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному усвоению учебного материала.С помощью игр можно решать как одну задачу совершенствовать фонетические, лексические, грамматические навыки, так и целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческиеспособности, мышление. Эти и многие другие задачи реализуются на уроках иностранного языка с помощью таких видов игр как лексические, грамматические, фонетические, а также ролевые, подвижные, драматические постановки и многие другие.Игра сама по себе активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, а потомуи использование игровых приемовсоздает условия равенства в общении, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д. Игра также учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется речевыми структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те экстралингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.Место игры на уроке зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Так, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 2025минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 35минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также средством эмоциональной разрядки на уроке. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. А.Wright, D. Betteridge, M. Buckbyи др. выделяют следующие типы обучающих игр:языковые коммуникативные.К языковым играм они относят те игры, в которых закрепляются речевые навыки. В коммуникативных школьники учатся применять полученные навыки в коммуникативныхситуациях, например, ролевые игры. Эти же методисты предлагают разделять игры на взаимодействие и игры на соревнование. Но, как показывает практика, все игры на взаимодействие используют элемент соревнования, поскольку являются командными. Если соревноваться не с кем, то и эффект такой игры зачастую снижается или пропадает совсем[4]. М.Ф. Стронин подразделяет игры на подготовительные (грамматические, лексические, фонетические и орфографические) и творческие. Подготовительные предназначены для формирования и развития произносительных, грамматических и речевых навыков в интересной и увлекательной форме.Творческие игры способствуют дальнейшему развитию речевых умений и навыков, дают возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, развивают быструю реакцию в общении.

J. Hadfieldпредлагает следующую классификацию: информационный пробел, соединение или подбор элементов, обмен. Данная классификация построена на различных действиях, которые выполняютучащиеся[5].

Игровые приемы имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Он может быть использован в следующих случаях: диагностирование тех или иных языковых навыков и речевых умений; побуждение, стимулирование учащихся к учебной деятельности; объяснение нового материала; процесс формирования языковых навыков и речевых умений; совершенствование навыков и умений употребления в речи тех или иных звуков, лексических единиц, грамматических структур, речевых образцов; снятие интеллектуального и эмоционального напряжения, вызванного в процессе обучения; самореализация ребенка в процессе иноязычного общения; контроль усвоения иноязычных навыков и умений.

Ссылки на источники1.Английский язык. Учимся и играемна уроках английского языка. Классы 24. М.: Дрофа, 2003.2.Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. –СПб.: Каро, Мн.: “Четыре четверти”, 2006.3.Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986.4.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. М.: АСТ: Астрель, 2010. –272 с.5.Jill Hadfield. Elementary/Intermediate/Advanced Games. Nelson ELT, 1995.