Использование возможностей библиотерапии для педагогического сопровождения подростков

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соколова О. С. Использование возможностей библиотерапии для педагогического сопровождения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2821–2825. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86595.htm.
Аннотация. Педагогическое сопровождение при помощи библиотерапии представляет собой сочетание диагностической работы, рефлексивного осмысления ребенком своих проблем и коррекционной работы по их решению. Педагогическое сопровождение при помощи библиотерапии необходимо осуществлять системно, для этого может быть использована «Библиографическая карта подростка».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Соколова Оксана Сергеевна,Социальный педагог ГБОУ школы № 327 Невского района, СанктПетербургksana20079@rambler.ru.

Использование возможностей библиотерапии для педагогического сопровожденияподростков

Аннотация.Педагогическое сопровождение при помощи библиотерапии представляет собой сочетание диагностической работы, рефлексивного осмысления ребенком своих проблем и коррекционной работы по их решению. Педагогическое сопровождение при помощи библиотерапии необходимо осуществлять системно, для этого может быть использована «Библиографическая карта подростка».

Ключевые слова:чтение, библитерапия, педагогическое сопровождение, подросток, библиографическая карта подростка, книга.

Цельюнаписания статьи является представление одного из возможных путей включения библиотрепии в педагогическое сопровождение подростков в образовательном процессе современнойшколы. Известно, что данный вид терапии имеет широкое применение в медицине, психологии, коррекционной педагогике. Вопрос включения библиотерапии в образовательный процесссовременной школы, в сопровождение становления исамоопределения учеников является новым и недостаточно изученным.Проведенное нами исследование является актуальным, потому, что в современном образовательном процессе существуют противоречия:между необходимостью в осуществлении педагогического сопровождения подростков и недостаточностью временных ресурсов для осуществления такой работы у учителей;между необходимостью в использовании учителями дополнительных, альтернативных средств сопровождения подростков и недостаточным знанием таких способов;между необходимостью активного включения подростков в процесс педагогического сопровождения и их пассивной ролью в существующей массовой практике осуществления сопровождения;между несомненной практической значимостью педагогического сопровождения при помощи библиотерапиии недостаточной читательской компетентностью учителей1.Практическая значимость исследования состоит в том, что овладение учителями формами работы в формате библиотерапии позволит сделать процесс сопровождения более личностноориентированным, позволит самому ученику участвовать в процессе сопровождения.Целью нашего исследования является разработка путей включения библиотерапии в процесс сопровождения подростков.Длярешенияданной цели были определены следующие задачи: выявить и проанализировать основные теоретические подходы к понятию «библиотерапия»;проанализировать возможностей использования библиотерапии в педагогическом сопровождении подростковразработать ресурс, который позволял бы педагогу органично внедрять библиотерапию в процесс педагогического сопровождения подростков;разработать алгоритм для учителя, необходимыйдля внедрения и использования возможностей библиотерапии в процессесопровождения подростков.В своем исследовании мы предположили, что применение библиотерапии будет оптимально в процессе сопровождения подростков, в том случае, если:библиотерапия будет пониматься, как один из способоврефлексии учеником своих проблем;если круг чтения отобранных для библиотерапии книг, будет сензетивен возрасту;если учитель будет владеть приемами библиотерапии;если учителю будет предоставлен рекомендательный список произведений по ведущим проблемам современных подростков;

Официально термин «библиотерапия» как научное понятие был признан в 1916 г. Ассоциацией больничных библиотек США. Съезд обсудил технику выполнения заказов пациентов, которым нужна помощь в осознании и решении их проблем, и назвал эту технику библиотерапией, которая позволяла клиентам идентифицировать себя с героем и понять, что они –не единственные люди с подобной проблемой 2.Рассмотрим рядопределений понятия «библиотерапия» из отечественнойи зарубежной литературы, для того, что бы выделить сущностные характеристики данного понятия.

Библиотерапия –перспективная область деятельности, которая объединяет достижения в медицине, психологии, педагогике и библиотечном деле. 3]Библиотерапия процесс и комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи личности в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном и культурном взаимодействии, направленных на обеспечение позитивных изменений в образе жизни человека, интеграции его в общество, в организации коммуникативной деятельности, осуществляемой в социальнокультурной среде [4]Библиотерапия —комплексная научная дисциплина[5], нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям…., укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень. 6]Библиотерапия область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения личных проблем. 6]Рассмотренные определения позволяют нам сделать вывод, что большинство специалистов едины в том, что эта наука понимается не только, как процесс медицинский, но и как педагогический вид деятельности и позволяет активно вовлекать человека в чтение,на основе синтезирования ситуаций с целью измененияили решения его личных проблем, осуществляемое им в процессе автои интериндивидуальной рефлексии.

Такой подход к рассмотрениюпонятия «библиотерапия» позволяет нам использовать возможности библиотерапии в педагогическом сопровождении подростков в современной школе, а под педагогической библиотерапией мы будем понимать процесс сопровождения самоопределения ученика при помощи чтения книг и их рефлексивного анализа.В современной педагогической практике для оказания помощи людям с различными проблемами, модель сопровождения является одной из самых распространенных. Ее суть заключается в том, что социальный работник вырабатывает такие методические приемы, которые включают в себя целостный комплекс мероприятий.Понятие сопровождение часто используется в педагогической литературе, но его четкое определение до сих пор не сформулировано 8.Многие исследователи под сопровождением понимают систему профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для успешного обучения и развития ребенка. Однако,некоторые исследователиуказывают на то, что сопровождение не должно сводиться лишь к созданию специальных условий, оно должно включать в себя и оказание помощи детям.Сущность деятельности специалистов, работающих в системе педагогической поддержки, заключается в оказании помощи школьнику в затруднительной ситуации с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды, в том числе и через чтение. Одним из путей включения библиотерапии в процесс педагогического сопровождения подростков является разработанная нами «Библиографическая карта подростка (БКП)». Карта может быть использована для использования в педагогическом сопровождении подростков в современной школе, как классным руководителем, так и социальным педагогом. Картасостоит из 2 частей: педагогической диагностики и коррекции, использующей приемыбиблиотерапии. Сопровождение при помощи «Библиографической карты подростка (БКП)» представляет собой сочетание диагностической работы, рефлексивного осмысления ребенком своих проблем и коррекционной работы по решению имеющихся проблем (Рис.1).

Рисунок 1. Библиографическая карта подростка (БКП)







Рассмотрим алгоритм работы с «Библиографической картой подростка (БКП)».Шаг 1. Предварительная педагогическая диагностика. Что можно узнать о причинах имеющихся проблем уподростка от социального педагога, школьного психолога, коллег.Шаг 2. Основная педагогическая диагностика. 2.1. Проводим анкетирование «Целесообразна ли библиотерапия?».Данная анкета позволяет понять

читает ли данный подросток и что читает, для того, что бы правильно подобрать приемы библиотерапии.2.2. Применение методики «Автобиография». Автобиография включает в себя разделы: дошкольное детство, школьная жизнь, вопросы к виденью своего будущего. Данная методикапозволяет поближе узнать хобби и интересы подростка.2.3. Применение методики «Визуализация жизни». Подросток визуализирует самые важные,ключевые события из своей жизни,часто и само наличие проблем, что так же важно для последующего разговора с подростком, для его авторефлексии.

Со следующего шага –начинается процесс коррекции, основанной на библиотерапии.Шаг 3. Изучение автобиографииизвестной личности. Исходя из интересов подростков,полученных,в том числе из его автобиографии подбираем для ознакомления автобиографиюизвестных людей и просим ответить подростка на ряд вопросов, которые заставляют его задуматься о судьбе этого человека и сравнить себя с этим человекомученым, спортсменом, политиком.Так Николай Д. читал автобиографию шахматиста Карпова А., поскольку сам увлекается шахматами.Шаг 4. Составление характеристикина литературного героя. Исходя из интересов подростка, подбираем художественные произведения, на основе которых ему следует составить характеристику главного героя, используясоставленную нами «Рекомендациюпо составлению характеристики литературного героя».Литературное произведение подбираем, в соответствии с теми проблемами, которые есть у подростка. Для облегчения подбора учителем книг нами составлен каталог книг в соответствии с ведущими проблемами современного подростка.Шаг 5. Уточнение причин имеющихся проблем. На данном этапе необходимо побеседовать с подросткомпо прочитанному им произведению. Обсудитьсоставленную им характеристику главного героя, выявить общее и отличноев характерах подросткаи главного героя литературного произведения. Этот шаг позволит уточнить –понимает ли подросток свои проблемы? Так малообщительный Иван Д. составлял характеристику на Робинзона Крузо, эту книгу он указал в анкете как самую любимую.Шаг 6. На этом этапе нужно обратиться к методике неоконченный рассказ. Например,Лёне М. мы предложили рассказ «Сказка о большом великане, который мечтал быть маленьким». Подростку предложилизакончить сказку. Самостоятельное придумывание продолжения сказки позволиловыявить его отношение к проблеме, пониманию как в жизни ее можно и нужно решать.В случае необходимости продолжения бесед и обсуждения проблем, можно предложить еще ряд методик.Шаг 7. Неоконченный визуальный ряд. Например,мы использовали в работе с Сашей Г. Методику«Розовый слон». Подростку предлагалось просмотреть видео и закончить сказку про розового слона, спроецировать на себя его поведение, подумать, а как в жизни можно относится к тому, что происходит вокруг и научиться решать свои проблемы

Шаг 8. Чтение с остановками. Мы предлагали к прочтению Лене К.повесть Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Это повестьпритча о чайке, учившейся жизни и искусству полета, считается проповедью о самосовершенствовании и самопожертвовании, манифестом безграничнойдуховной свободы.После каждого смыслового этапа мы обсуждали вместе прочитанное, сравнивали свое отношение к происходящему.Шаг 9. Предпоследним этапом является составление «Характеристикина самого себя» по предложенному нами плану. Ответы на вопросы позволяют понять, насколько подросток понимает свои особенности, качества личности, произошло ли понимание своих проблем, произошло ли понимание в необходимости чтолибо менять в своей жизни?Шаг 10. Итоговая беседа по результатам коррекции. В заключении необходимо обобщить все, что удалось сделать учителю вместе с подростком. Предложить ему те книги, которые позволяет ему дальше расти над своими проблемами и оставить открытой дверь для продолжения разговора с ним, в случае необходимости…На сегодняшний день«Библиографическая карта подростка (БКП)» применялась только в работе социального педагога ГБОУ школы № 327 Невского района г. СанктПетербурга, в этом году планируется диссеминация опыта в других школах г. СанктПетербурга.

Ссылки на источники1.Гутник И.Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте. Научнометодические материалы «Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии». Инновационная образовательная программа. Издательство РГПУ им. А.И.Герцена. 2008. СПб.2.Плеханов А.В. Роль технологий библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников // Социальноэкономические явления и процессы, № 12 (023024), 20113.Библиопсихология и библиотерапия / под ред.Н. С. Лейтес, Н. Л. Карповой, О. Л. Кабачек. М., 2005 4.Моздакова Ю. С. Содержание социальнокультурной интеграции // Человеческий капитал. М., 2008. № 4(10)5.Крейденко В.С., Библиотерапия: Возможности использования в общедоступных библиотеках /В.С.Крейденко// Современное библиотечное информационное образование. Учеб.тетради. Вып.2.СПб.1997 с.32516.Дрешер Ю.Н. Книга лечит!: Выборочный библиографический список публикаций по библиотерапии на русском языке с 1940 по 1997 г. //Мир библиографии. 1999.№ 4.с.4550.7.«Лекарство для души»: применение библиотерапии в библиотеке: Метод. рекомендации / Сост. Аверьянова Н.В.Тамбов, 2004. —24 с. —(Тамб. обл. универсал. науч.бка им. А.С. Пушкина; Научнометодический отдел).8.Курагина Г.С. Социальнопедагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи // Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты (диссертационные исследования аспирантов). Вып.1.СПб.:НИИХ СпбГУ, 2003.182 с.с.1381439.Рубакин Н.А., Как заниматься самообразованием: Издво «Советская Россия»; Москва; 1962