Читательский дневник как средство развития умений смыслового восприятия текста у младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абрамовских Н. В., Каменская И. В. Читательский дневник как средство развития умений смыслового восприятия текста у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3691–3695. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86776.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития умений смыслового восприятия текста у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется рассмотрению возможностей использования читательского дневника при решении данной проблемы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абрамовских Наталья Викторовна,доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургутnatali270171@mail.ru

КаменскаяИринаВитальевна,студентфакультетапсихологииипедагогикиГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургутnatali270171@mail.ru

Читательскийдневник

каксредстворазвитияуменийсмысловоговосприятиятекста

умладшихшкольников

Аннотация.Встатьерассматриваетсяпроблемаразвитияуменийсмысловоговосприятиятекстаудетеймладшегошкольноговозраста.Особоевниманиеуделяетсярассмотрениювозможностейиспользованиячитательскогодневникаприрешенииданнойпроблемы.

Ключевыеслова:читательскийдневник,детимладшегошкольноговозраста,умениясмысловоговосприятиятекста.

УстановленныеФедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартомначальногообщегообразованиятребованиякрезультатамобучениявызываютнеобходимостьвизменениисодержанияобучениянаосновепринциповметапредметностикакусловиядостижениявысокогокачестваобразования.Связующимзвеномвсехучебныхпредметовявляетсятекст,работаскоторымпозволяетдобиватьсяоптимальногорезультата.

Начальнаяшкола–особыйэтапвжизниребёнка.Онсвязансформированиемушкольникаосновуменияучитьсяиспособностикорганизациисвоейдеятельности.Иименночитательскиеуменияобеспечатмладшемушкольникувозможностьсамостоятельноприобретатьновыезнания,авдальнейшемсоздадутосновудлясамообученияисамообразованиянапоследующихступеняхобучения.Поэтомупервостепеннаязадачаучителяначальныхклассов:каждыйученикначальнойшколыдолженовладетьпрочнымиполноценнымнавыкомчтения.К перечню метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы в документе содержится следующий результат: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. С педагогической точки зрения, под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор видачтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официальноделового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации». По сути, в данном определении предложен перечень основных умений смыслового чтения, которые должны постепенно усваиваться учащимися в начальной и основной школе[3].Таким образом, основнымиумениямисмыслового чтениядетей младшего школьного возраста в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью, являются:умение осмысливать цели чтения;умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных тексов различных жанров;умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официальноделового стилей; умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.Очевидно, что, занимаясь развитием умений смыслового чтения у младших школьников, необходимо организовать работу так, чтобы у обучающихся была возможность овладеть навыками и приёмами нахождения и понимания текстовой информации: например, идеи текста, авторского замысла, оснований поступков героев, причинноследственных связей явлений и событий[3].Кроме того, осмысленное чтение художественного произведения должно способствовать включению читателя в эстетическую составляющую текста, принятию его эмоционального настроя. Чтобы развить выше обозначенные умения, учителю необходимо создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, совершенствования чтения в целом, различения типов и видов чтения. Основными видами чтения являются: ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; такое чтение требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.[1].Несомненно, от цели чтения зависит и его вид, который в свою очередь должен определять механизм чтения. Именно поэтому необходимо обучать младших школьников различным стратегиям чтения. Но дети, как правило, не разграничивают, а может быть и вовсе не знают данных механизмов, а значит, используют для прочтения различных типов текстов один и тот же механизм. Жанровое и стилевое разнообразие текстов, с которыми сегодня встречается младший школьник, требует от учителя начальных классов продуманной организации детского чтения, прежде всего на уроке. В качестве путей, обеспечивающих развитие умений смыслового чтения, овладение школьниками различными механизмами чтения, можно предложить, например, такие шаги: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, направленная на развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, на развитие понимания смысла задания, на «перевод» задания, инструкции в алгоритм действий и др. Активное использование на всех уроках тетрадей на печатной основе, выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов,как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьейлибо точки зрения с опорой на прочитанный текст и т.д.). Чтение разнообразных видов текстов. Сегодня в учебниках попрежнему представленыпреимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из «несплошных» текстов (таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.). [1]Указанные этапы направлены, на развитие универсальных учебных действий, в том числе и умения смыслового чтения (восприятия) текста.Основным объектом системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.Внутренняя оценка включает:стартовую диагностику,текущую и тематическую оценку,портфолио,внутришкольный мониторинг образовательных достижений,промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.В рамках данной статьи рассмотримподробнее такуюформа внутренней оценки, как портфолио. Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным учащимся. В портфолио включаются как работы учащегося (в том числе –фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для портфолио ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение какихлибо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в электронном виде в течение всех лет обучения в основной школе. Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования и могут отражаться в характеристике.Формирование портфолио в качестве способа организации поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся –деятельность по собиранию (накоплению) артефактов, символизирующих достижения «хозяина» портфолио. Портфолио может включать исключительно артефакты признания (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов и т. д.), может –исключительно артефакты деятельности (рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото изделий и т. д.), портфолио может иметь смешанный характер.В качестве составной части портфолио может быть дневник читателя, позволяющий отслеживать сформированность уровня развития умений смыслового восприятия текста у младших школьников.

Вместе с тем, необходимо отметить, что чтение художественного текста –это не только извлечение информации из текста и понимание замысла автора, но и одновременное создание смысла текста самим читателем, его активизация, пробуждение его фантазии и критическое осмысление прочитанного. Каждое прочтение текста –это актуализация текста, допускающая различные интерпретации в зависимости от жизненного опыта читателя, его общей подготовленности и знаний, игры воображения и особенностей памяти (исторической и культурной), представлений и ожиданий. Чтение художественного произведения –это сложный процесс диалогического взаимодействия, при которомважными оказываются всевозможные воспоминания, ассоциации, аналогии, соположения, контаминации, догадки, антиципации, эмоциональные реакции, оценки, аналитические обобщения.Традиционные упражнения (пересказ, ответы на вопросы, «угадывание» замысла автора и др.) направлены, прежде всего, на формирование репродуктивных форм чтения, в то время как художественный текст предполагает активное взаимодействие читателя с текстом, ачерез него и с автором. Это самостоятельный коммуникативный акт, в процессе которого читатель, основываясь на данных текста и собственных ресурсах (языковых, культурных, нравственных и др.), создает собственную проекцию текста, свое понимание[2].Понимание художественного текста основывается на процессах антиципации, предполагающей умения использовать языковые знания, контекст литературного произведения, опыт самого читателя, знания им своей и чужой культуры и многое другое. Понимание художественного текста не исчерпывается пониманием замысла автора (Что хотел сказать автор?), а, как уже упоминалось выше, заключается в конструировании смысла текста с учетом исторической и национальной среды, в которой текст создавался и в которой он живет. Взаимоотношения между читателем и текстом представляют собой процесс взаимной активности, когда между читателем и текстом, а через него и с автором складываются одновременно два типа ситуаций: понимания и непонимания. Понимание текста осуществляется во многом за счет идентичных кодирующих систем автора и читателя, т.е. языка и культурной традиции, которая в широком смысле слова представляет собой определенную универсалию, с помощью которой можно любой текст перевести на язык другой культуры, т.е. понять его. Однакои непонимание текста может стать условием, полезным для коммуникации. Если текст вызывает у ребенка вопросы, побуждает к поиску дополнительной информации, содержит недосказанности и намеки, тем интереснее проходит процесс рецепции и интерпретации текста. Важным становится вопрос не только о том, что хотел сказать автор, но и вопрос о том, как он это сказал, и насколько это актуально для читателя. Необходимым для понимания и запоминания текста является фиксация своих мыслей. В качестве возможной формы фиксации собственных мыслей, вопросов, впечатлений по поводу прочитанного учащимся предлагается вести дневник читателя, в котором читатель комментирует поступки героев, ведет диалог сам с собою по поводу прочитанного, формулирует вопросы, предлагая их в дальнейшем к обсуждению в классе. Такой дневник в значительной степени способствует пониманию художественного текста и стимулирует рефлективную деятельность обучающегося. В дневнике читателя, который является определенным видом автокоммуникации, соотносится вводимая в себя информацию (текст) с предшествующей информацией в своей памяти, дополняется ее и доорганизуется, получая на выходе определенный «прирост» информации. Дневник читателя отражает индивидуальный процесс актуализации художественного текста, фиксирует собственные «открытия», и в конечном итоге помогает управлять деятельностью читателя.Читательскийдневник,как и все другие формы работы на уроках имеет свою цель –научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.Для ребенка он может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул,на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет хорошо успевать по другим предметам.Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет –

это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов. В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:дневникотчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанныхстраниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.дневникотчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, именаавторов, даты чтения (июнь 2015, август 2015и т.д.). Могут быть также «заметки на полях», то есть краткие замечания о книге.дневникшпаргалка с минианализом произведений.Хорошо было бы, если бы обучающиеся работали над дневником вместе с родителями. Это бы способствовало бы наилучшему пониманию принципа работы с дневником и, конечно же,сблизило бы ребенка свзрослыми, ведь в процессе заполнения дневника, обсуждения его записей они будут обмениваться мнениями, учиться прислушиваться к точке зрения членов своей семьи, учитывать мнение каждого.Таким образом, применение дневника читателя обеспечит необходимые условия для развития умений смыслового восприятия текста у детей младшего школьного возраста.

Ссылки на источники1.Бондаренко, Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе// Начальная школа плюс до и после. 2012. № 1 С. 9193. 2.Васев, Д. В.Чтение как фактор успешного обучения и социального становления личности// Воспитание школьников. 2011. N 10 С. 914. 3.Чиндилова, О.В. Подходы к контролю и оцениванию уменийсмыслового чтения в начальной школе/ О. В. Чиндилова, Е. В. Бунеева // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 9 С. 3033.