Интеграция уроков в образовательном процессе начальной школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Толмачева В. В., Иванюк Е. А. Интеграция уроков в образовательном процессе начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3906–3910. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86819.htm.
Аннотация. В статье представлены некоторые подходы к проблеме интеграции уроков в образовательном процессе начальной школы. Особое внимание в рамках обозначенной проблемы отводится рассмотрению таких аспектов, как уровни, направления и формы интеграции в образовательном процессе, на примере начальной школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Толмачева Вера Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры «Теории и методики начального и дошкольного образования» Сургутского государственного педагогического университета, г.Сургут

Иванюк Елена Александровна, магистрант Сургутского государственного педагогического университета, учитель начальных классов МБОУ НШ «Прогимназия», г.Сургутelena_65_94@mail.ru

Интеграцияуроков в образовательном процессе начальной школы

Аннотация.В статье представлены некоторые подходы к проблеме интеграции уроков в образовательном процессе начальной школы. Особое внимание в рамках обозначенной проблемы отводится рассмотрению таких аспектов, как уровни, направления и формы интеграции в образовательном процессе, на примере начальной школы.Ключевые слова:интеграция, образовательный процесс, формы интеграции, уровни интеграции

Первая ступень в образовании для ребенка ‬начальная школа. Младший школьник переходит на непрерывное обучение в образовательном учреждении, у него пополняться его областьвзаимодействия с окружающим миром, также меняется социальный статус, меняется вид деятельности.Младший школьный возрастимеет исключительные изменения в развитии ребенка, которые отличаются от других этапов развития ребенка в системе образования. На этом этапе происходит становлениеучебного процесса и мотивации, при благоприятномначале учебного процессапроисходит развитие самосознания и самооценки.В законе«Об образованиив РФ» говорится, что образование ‬это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Таким образом, процессу обучениюнеобходимо уделять больше развитиюмышления, умению самостоятельно добывать знания, ориентироваться в потоке инфорационнокоммуникативных технологий и информации различной сложности. Особое значение приобретают компоненты образования, которые отражают интеграцию научного знания. Интеграция сегодня имеет особое место в учебном процессе младшего школьника. Что же такое интеграция?В философской энциклопедии, говорится что интеграция ‬это взаимосвязанность, системное объединение учебных предметов. Она проявляется в единстве знаний, которые повышают эффективность научного исследования.Интеграция в образовании решаетзадачи, которые поставлены в современных условиях перед школой. Интегрированные предметы благоприятно влияют на развитие творческой самостоятельности, познавательной активности и самих интересов обучающихся. Содержание таких уроков и обучающая деятельность учителя обращены к личности ребенка, поэтому у школьника развиваются творческие способности, происходит активизация мыслительных операций, и способствует обобщению полученных знаний, в процессе изучения нескольких предметов.Мы выделяем два значения понятия «интеграции»:Создание у учащихся единогопредставленияоб окружающем мире;Поиск общей платформы сближения предметных областей.Целью интеграции предметовявляется возможность объединения нескольких предметов в единое целое, что дает младшему школьнику определить собственное отношение к изучаемому предмету. Для этого младшему школьнику необходимо посмотреть на предмет с разных сторон, например в познавательном или эмоционально плане.Методическая основаинтегрированных уроков ‬это установление внутрипредметных и межпредметных связей в изучении основ науки и закономерностей в окружающем мире. Это будет «работать» при многократном повторении понятий на разныхпредметах, их углубления и обогащения, выделения доступных младшему школьнику значимых признаков. Поэтому, основой интеграции уроков, может быть любой предмет, изучаемый в начальной школе, в котором определена структура и логика введения. На данный урок добавляются знания, результаты других предметов. Например, группа понятий «весна», «солнце», «подснежники» изучаются на уроках музыки, окружающего мира, литературного чтения и изобразительного искусства.Объединение предметов предполагает образование совершенно новой учебной информации для младшего школьника.Д.Б. Эльконин говорит: «В действительности сегодня необходимо не просто усовершенствовать содержание, формы, методы и средства школьного обучения, необходима коренная смена самой школьной технологии…..именно технологии, а не техники, понимая под первой внутреннюю организацию программного учебного материала, который подлежит усвоению, принципов и способов построения процесса осознания этого материала».Процессинтеграцииначатв классической педагогике и связанс межпредметными связями, которые зародились в поиске отражения единства природы.Иоган ГенрихПесталоцци: «Приведи в своем сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе. Также он отмечал, особую опасность отрыва одного предмета от другого».Константин Дмитриевич Ушинский наиболее полно показал дидактическую важность межпредметных связей. Также вработах известных педагоговклассиков, советских дидактов, ученых психологов, рассматривалось интегрированное обучение и межпредметные связи:В.Н. Максимова, И.Д. Зверев, Н.М. Скаткина, М.А. Данилов,Н. Талызиной, Ю.А. Самарина; ученыхметодистов Н.Н. Светловской, М.Р. Львова,Ю.М. Колягина,В.Г. Горецкого. Они совершенствовали интегрированное обучение и воспитаниемладших школьников в межпредметных связях.Интеграция учебных предметов в современной школе имеет несколько направлений и уровней:1.Внутрипредметная ‬это интеграция знаний, умений и понятийв глубине предметов.Систематизирование знаний внутри отдельного предмета ‬от измененных фактов к их системе в процессе открытия нового знания. Она направлена на объединение материала в блоки, что происходит изменение структуры содержания предмета. В начальной школе содержаниепредметаимеет разную структуру, гдеполученные знания объединяются в единое целое.Для данного направления интеграции характерна спиральная структура. Познание может осуществляться от частного к общему, или от общего к частному. К изучаемому предмету добавляютсяновые сведения, связи и закономерности, в частности ученики определяют проблему, улучшают и углубляют знания в той или иной области. 2.Межпредметная ‬это объединение фактов, понятий, принципов двух и более уроков.Данная интеграция проявляется в использовании законов, теорий, методов одного предмета при изучении второго.3. Транспредметная ‬это объединение компонентов основного и дополнительного образования.Межпредметные связи устанавливаться по составу научных знаний:Фактические ‬характеризуются в процессе изучения симметрии в строении природы. На уроке изобразительного искусстваобучающиеся проходяттему «Симметрия», а на уроке окружающего мира «Осень пришла». Учащимся показывают гербарии листьев деревьев (березы, дуба), фотографиии задаются вопросы: В чем особенность листьев? Что такое симметрия? Где можно увидеть ее?В заключении, учащиесяделают вывод, что «Симметрию» можноувидеть и понять, не только визобразительном искусстве, но и вдругих учебных предметах.Понятийные ‬формирование естественных наук.Наурокахокружающего мираобучающиеся«открывают»новыми понятия«перелетные», «зимующие» птицы, а науроках изобразительного искусстваэто понятие уточняется в изображении птиц данных видов.Конкретные.На основе интеграции выделяют форы образовательного процесса:1.Пластообразная ‬особенность некоторых направлений(духовнонравственных,патриотических,художественных, эстетических, и др). Например, образ героя раскрываетсявлитературном чтении,а на уроках изобразительного искусства, образ показывается с помощьюсвета,цвета;в литературно чтении‬через средства художественной выразительности в тексте.2.Спиралевидная ‬это основное содержание учебного предмета,по которому работает учащийся,нагрузка учебного предмета постепенно увеличивается.Например,необходимо рассмотреть сначала картину художника, далее рассмотреть, как он описывает ее впроизведениях литературного, изобразительного искусства.3.Взаимопроникающая ‬вид деятельности, в который постепенно, добавляются другие, например игровой, познавательный, слушание музыки. В ходе урокапутешествия «В стране математики» дети самостоятельно входят в игровую деятельность, при этом общение строитсяс целью раскрытия «тайны царицы математики и ее окружения».4.Контрастная диалог и показпротивоположности, например черныйбелый, добро и зло, горерадость.5.Индивидуальнодифференцированная (творческая)

сложная форма проведения интегрированногоурока: ученики самостоятельно выбирают деятельность, организуя предметное пространство и общение между сверстниками.Ребенок должен уметь переключаться содного вида занятияв другое,чтопомогаетразвитию его особенностей. Так из нескольких аппликаций можно создать композицию, показать сказку, создать «город» и др. Интеграция позволяет учащимся увидеть изучаемый объект. В младшем школьном возрасте познавательную потребность необходимо дополнитьновым содержанием, чтобы у учащихся появилось желание понять необходимыесвязи и отношения учебных предметов. Интеграция в образовательном процессе предполагает путьулучшения, преодоления недостатков и углубленные взаимосвязи между предметами.Таким образом, интегрированный урок ‬это особый тип урока, который объединяет несколько предметов, при изучении одного определения, темы или явления. При интеграции уроков у младшего школьника открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач.У обучающихся возникают множество информационных ресурсов, которымион может пользоваться. Но только в том случае, если увидит интегрированные связи между учебными предметами. В свою очередь и учителя, увеличивается разнообразие методов и приемов на одном уроке.

Интеграция в образовательном процессе является возможным путемулучшения и преодоления недостатков в изучении учебных предметов.

Ссылки на источники1.Бабанский Ю.К., Педагогика. ‬М:, 1983, с.26. 2.Кукушкин В. С., Современные педагогические технологии в начальной школе. РостовнаДону. 2003.3.Песталоцци И.Г., Избр.пед.соч. ‬М:, 1985. ‬с.8.4.Потапова Е. Н., Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. ‬2002.5.Федорец Р.Ф., Межпредметные связи в процессе обучения. ‬Л., 1983.с.88.6.Элъконин Д. Б.Психология обучения младшего школьника // Избр. психол. тр. М., 1989. c. 223232.