Педагогические условия преемственности дошкольного образовательного учреждения и семьи в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белецкая Е. А., Иванова Т. И., Яготинцева М. А., Сурова В. В., Берестнева В. В. Педагогические условия преемственности дошкольного образовательного учреждения и семьи в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3901–3905. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86818.htm.
Аннотация. В статье освещаются особенности гендерного воспитания в условиях детских образовательных учреждений. Анализируются педагогические условия, которые обеспечивают преемственность дошкольного образовательного учреждения и семьи в гендерном воспитании мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яготинцева Мария Александровна,студентка, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгородsmedvedeva@bsu.edu.ru

Иванова Татьяна Ивановна,к. пед. н., доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород281059tania@inbox.ru

Белецкая Елена Александровна,к.пс. н., доцент, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород280177@inbox.ru

Сурова Валентина Васильевна,воспитатель, МБДОУ «Детский сад №59», г. Белгородdou59@mail.ru

Берестнева Виктория Викторовна,воспитатель, МБДОУ «Детский сад №59», г. Белгородdou59@mail.ru

Педагогические условия преемственности

дошкольного образовательного учреждения и семьи в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста

Аннотация. В статье освещаются особенности гендерного воспитания в условиях детских образовательных учреждений.Анализируются педагогические условия, которые обеспечивают преемственность дошкольного образовательного учреждения и семьи в гендерном воспитании мальчиков и девочек дошкольного возраста.Ключевые слова: гендер, дети, дошкольное образовательное учреждение, педагогический опыт, взаимодействие, вариантность.

Опираясь на анализ актуального педагогического опыта по проблеме взаимодействия семьи и детского сада по гендерному воспитанию, мы отметили, что оно строится таким образом, что действия одного партнера обязательно сопровождаются соответствующими действиями другого, и основываются на педагогических принципах:

целенаправленность педагогического взаимодействия на актуальные проблемы гендерного воспитания и развития мальчика и девочки;

вариативность содержания форм, методов образования и просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников;

развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство по гендерному воспитанию как равноправных субъектов;

комплексность –установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями[4].Нами сформулирована совокупность педагогических условий, которые обеспечивают преемственность дошкольного образовательного учреждения и семьи в гендерном воспитании мальчиков и девочек дошкольного возраста:

1) разработка и реализация модели взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам гендерного воспитания ребенка[2];

2) осознание и реализация родителями и педагогами требований общества в воспитании у детей андрогинных черт личности.3) информированность родителей и педагогов в вопросах гендерного воспитания;4) усвоение ребенком представлений о полоролевом поведении мужчины, женщины, отца, матери, мужа, жены в процессе жизнедеятельности;5) востребованность в семье и дошкольном образовательном учреждении полоролевого поведения ребенка;6) привлечение других социальных институтов к гендерному воспитанию ребенка.Охарактеризуем выделенные гипотетически педагогические условия.Первое условие –разработка и реализация модели взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам гендерного воспитания ребенка.Разработанная нами модель состоит из четырех блоков –основных направлений сотрудничества педагогов и родителей: изучение воспитательных возможностей семьи; повышение педагогической культуры родителей; наглядноинформационный; взаимодействие ДОУ с другими институтами социализации ребенка по вопросам гендерного воспитанияДадим характеристику каждому блоку представленной модели.Первый блок –изучение воспитательных возможностей семьи.Для получения представления о социальном портрете семьи, педагогам необходимо осуществить сбор информации о семьях детей (их родителях), посещающих группу детского образовательного учреждения №59 г. Белгорода, используя различные методы: анкетирование, наблюдение, беседы, обобщение независимых характеристик.

Для выявления проблем, связанных с особенностями гендерного воспитания дошкольников проводились анкетирование, наблюдение и беседы с родителями, на основании которой оценивался уровень просвещенности родителей в вопросах дифференцированного воспитания мальчиков и девочек, изучались методы и формы семейного воспитания мальчиков и девочек в семье. На основе этих данных сделали выводы о воспитательном потенциале семьи:1)тип семьи: полная/неполная;благополучная/неблагополучная.Путем наблюдений фиксируется:2)участие родителей в улучшении материальнотехнической базы детского образовательного учреждения №59;3)участие родителей в педагогическом процессе детского образовательного учреждения №59;4)заинтересованность родителей в успешности своих детей.На базе полученных сведений о воспитательном потенциале семьи, разработанырекомендации родителям по созданию благоприятных условий гендерной социализации детей в семье, которые также заносятся в гендерные паспорта семьи.Анализ исследований гендерного развития личности позволяет утверждать, что в настоящее время существует явно недостаточное количество диагностирующих методик, анкет, опросников и т.д., позволяющих определить гендерную идентичность личности, выявить гендерную стратегию и тактику ее взаимодействия с миром. Особую трудность в данном аспектепредставляет использование данного метода в дошкольном возрасте в силу специфики развитии личности. В частности,используются модифицированный вопросник В.И.Гарбузова на выявление доминирующего типа личности[5], модифицированная анкета В.И. Гребневой повыявлению ведущего типа поведения детей [6]. В работе со взрослыми была апробирована методика Сандры Бем «Исследование маскулинностифемининности личности».Для диагностики гендерной стратегии использовалась также методика выбора символов –«Кольца и стрелы» и «Фигуры» по В.И.Гарбузову.Считаем важным отметить, что в процессе гендерного исследования дошкольников очень важно изучить отношение членов семьи (родителей, бабушек, дедушек) к гендерному воспитанию детей, уровень их знаний и практических умений по этому вопросу. В качестве одной из методик, позволяющих это выяснить в практике работы дошкольных образовательных учрежденийиспользуются анкеты, разработанные Т.Ю. Гущиной «В семье растет сын», «В семье растет дочь».Второй блок –повышение педагогической культуры родителей. Для формирования и развития компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста, педагогу необходимо донести до родителей необходимую им информацию о воспитании детей и наладить обратную связь. Такая работа реализуется через следующие формы:

беседы;

консультации;

родительские собрания;

«Дни открытых дверей» и др.Педагоги выступают инициаторами в привлечении родителей к сотрудничеству в педагогическом процесседетского образовательного учреждения №59, но когда родители имеют достаточный запас педагогических знаний, они становятся активными участниками образовательного процесса в детском образовательном учреждении, обеспечивая успешность процессов воспитания, развития и социализации детей, начинают лучше понимать проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; могут апробировать в семейном воспитании разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Такая работа осуществлялась путем использования разнообразных форм:

праздники;

развлечения;

встречи с интересными людьми;

спортивные досуги;

вернисажи;

фотогазеты;

празднование дней рождения;

выставки семейных творческих работ;

спектакли.Третий блок –наглядноинформационный.Содержание этого блока составляет наглядная информация для родителей по содержанию и результатам гендерного воспитания мальчиков и девочек в семье и детском образовательном учреждении.В работе с родителями используются следующие формы:

родительские уголки;

папкипередвижки;

обобщение положительного опыта семейного воспитания;

библиотекапередвижка с книгами и журналами для родителей по вопросам гендерного воспитания девочек и мальчиков.Четвертый блок –взаимодействие детского образовательного учрежденияс другими институтами социализации ребенка по вопросам гендерного воспитания.Для целенаправленной работы в выбранном направлении необходимо использовать все оптимальные варианты –привлечь к взаимодействию различные институты социализации личности ребенка, заинтересованные во взаимодействии. К институтам социализации, с которыми детские образовательные учреждениявзаимодействуют в процессе гендерного воспитания детейотносится: школы, библиотеки, музеи, кинотеатры, кукольный и драматический театры и др.

Второе условие –осознание родителями и педагогами требований общества в воспитании у детей андрогинных черт личности.В словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского андрогиния представлена как важная психологическая характеристика человека, которая определяет его способность менять свое поведение в зависимости от ситуации. А требования современного общества таковы, что и женщины, и мужчины должны сочетать в себе помимо традиционно женских и мужских черт, черты и свойства, необходимые представителям любого пола, то есть принадлежать к андрогинам. Данные исследований С. Бем свидетельствуют, что андрогиния способствует формированию устойчивости к стрессам, помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности[11]. Для информирования родителей по этому вопросу проводились консультации для родителей «Прикоснись ко мнедобротой» [1], «Сердце Герды» [2], родительские собрания. По результатам опроса родителей каждый из них заинтересован в том, чтобы его ребенок активно взаимодействовал и со сверстниками, и со взрослыми, проявлял самостоятельность в принятии решений, имел высокий уровень реальных достижений.

Третье условие –информированность родителей и педагогов в вопросахгендерного воспитания.Для развития гендерной компетентности родителей и педагогов необходимо обосновать значимость этой проблемы, довести до их сведения научные основы дифференцированного воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста, предложить взрослым вспомнить свой детский опыт и поделиться им. Такая работа осуществляется через консультации, родительские собрания, памятки, тесты, библиотечку для родителей.Четвертое условие –усвоение ребенком представлений о полоролевом поведении мужчины, женщины, отца, матери, мужа, жены в процессе жизнедеятельности.Ученые И.С. Кон, В.Е. Каган, Т.А. Репина полагают, что к концу дошкольного возраста ребенок осознает неотразимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с предлагаемыми ему образцами, выстраивая гендерную роль. Реализация данных задач требует подбора ситуаций, направленных на развитие способности детей правильно действовать, справляться с «жизненными» обстоятельствами, адаптироваться в окружающей среде. Выполнение гендерных ролей обеспечивает мальчику и девочке накопление моделей гендерного поведения и приобретение опыта в соответствии с принятыми в обществе нормами и эталонами. Это происходит в трудовой, познавательной, игровой, творческой деятельности ребенка, организованной взрослыми, в повседневной жизни ребенка. Каждая предложенная педагогическая ситуация предполагает наличие проблемы и ряда действий, которые ребенок выбирает и проигрывает. Это целенаправленный процесс приобщения детей к общечеловеческим ценностям,наполнения их личностным смыслом в идеальном образе мужчины и женщины и формирование стремления действовать в своей жизни в соответствии с этими идеалами[8].Пятое условие –востребованность в семье и дошкольном образовательном учреждении полоролевого поведения ребенка.Воспитывать ребенка необходимо в соответствии с его полом, а не теми ожиданиями и желаниями, которые предшествовали его рождению в семье. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребенку осознатьсебя представителем того или иного пола[7].

Очевидно, что воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие их личности. Поэтому, в процессе руководства игрой –ведущим видом деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста, воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Шестое условие –привлечение других социальных институтов к гендерному воспитанию ребенка.В основе преемственности дошкольного учреждения и семьи лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать,направить, дополнить их воспитательную деятельность [10].Итак, можно сделать вывод, что преемственность дошкольного образовательного учреждения и семьи по гендерному воспитанию основывается на педагогических принципах:

целенаправленность взаимодействия;

вариативность содержания, форм и методов воспитания;

сотрудничество с другими педагогическими и социальными институтами;

комплексность характер воспитания и взаимодействия.Таким образом, изучив и проанализировав педагогическую и психологическую литературу, мы выяснили, что понятие «гендер» означаетпол в социальнопсихологическом смысле, специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин [9]. В содержаниепсихологического пола,или гендеравходят следующие компоненты:

когнитивные (гендерное самосознание),

эмоциональные (гендерная идентичность),

поведенческие (гендерные роли и особенности поведения).Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит, в первую очередь, от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от особенностей воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.Для эффективного осуществления в семье и дошкольном образовательном учреждении воспитания детей с учетом их гендерных особенностей, у родителей и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность. Под гендерной компетентностью понимают информированность родителей и педагогов относительно того, что понятие гендер охватывает круг психосоциальных и социокультурных характеристик, ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определённой культуры. Гендерная компетентность педагогов включает в себятеоретический, диагностический, личностный, технологический компоненты.

На основании этого нами сформулирована и охарактеризована совокупность педагогических условий, которые обеспечивают преемственность в гендерном воспитании дошкольного образовательного учреждения и семьи:

1) разработка и реализация модели взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам гендерного воспитания ребенка;

2) осознание родителями и педагогами требований общества в воспитании у детей андрогинных черт личности.3) информированность родителей и педагогов в вопросах гендерного воспитания;4) усвоение ребенком представлений о полоролевом поведении мужчины, женщины, отца, матери, мужа, жены в процессе жизнедеятельности;5) востребованность в семье и дошкольном образовательном учреждении полоролевого поведения ребенка;6) привлечение других социальных институтов к гендерному воспитанию ребенка.

Ссылки на источники1.Ашикова С. Прикоснись ко мне добротой/ С. Ашикова //Дошкольное воспитание. –№ 12–2003.2.Ашикова С.Сердце Герды/ С. Ашикова //Дошкольное воспитание. –№3 –2003.3.Белецкая, Е.А. Формирование культуры поведения младших школьников в социокультурном пространстве образовательного учреждения (практический подход) / Е.А. Белецкая, Т.И. Иванова //Научнометодический электронный журнал «Концепт» –2013 –№33. –Т.4 –С. 236240.4.Васенева В.М., Васенева И.В. Программа «Детский сад и семья»/ В.М. Васенева, И.В. Васенева //Воспитатель ДОУ.–№ 12 –2008.5.Гарбузов В.И.Практическая психотерапия / В.И. Гарбузова –СПб., 1994.6.Гребнева В.В. Любить и понимать. Психология для кураторов / В.В. Гребнева –Белгород, 2008.7.Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3 4 лет в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н. Доронова–М., 2008.8.КаганВ.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 37 лет/ В.Е. Каган //Вопросы психологии. –№2, 20009.Кириченко Е. Детский сад в свете гендерных проблем//Дошкольное образование.–№ 4, 200710.Корюкина Т. В. Социальное партнерство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи/ Т.В. Корюкина //Дошкольная педагогика.– № 8–2008.11.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский–М.: Политиздат, 1990.