Психолого-педагогические методы социальной адаптации воспитанников детского дома
Выпуск:
ART 86832
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вагапова
К.
С.,
Заверткин
М.
О.,
Квадрициус
М.
П. Психолого-педагогические методы социальной адаптации воспитанников детского дома // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3966–3970. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86832.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются психолого-педагогические методы социальной адаптации. Использование указанных в статье методов и форм и создание социально-психолого-медицинской службы в детском доме эффективно влияет на развитие социально-адаптированной личности воспитанника, посредством чего происходит формирование навыков и способностей, что позволяет планировать модель своего поведения для успешной интеграции в обществе.
Текст статьи
Вагапова Кристина Сергеевна,Социальный педагог ГКОУ для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чебеньковский детский дом»Оренбургского района, магистрантkrisvag@mail.ru
Заверткин Максим Олегович,Студент ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»zavertkin.1995@mail.ru
Квадрициус Марина Петровна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»mzukau@bk.ru
Психологопедагогические методы социальной адаптации воспитанников детского дома
Аннотация. В данной статье рассматриваются психологопедагогические методы социальной адаптации. Использование указанных в статье методови форми созданиесоциальнопсихологомедицинской службыв детском доме эффективно влияет на развитие социальноадаптированной личности воспитанника, посредством чего происходит формирование навыков и способностей, что позволяет планироватьмодельсвоего поведения для успешной интеграции в обществе.Ключевые слова:детский дом, воспитанник, личность, метод, социальная адаптация.
Давно известно, что гиперопека и забота взрослых препятствуетразвитиюнавыков самостоятельностиу детей. Воспитанникамдетских домов катастрофически не хватает внимания и заботы со стороны взрослых,так как воспитание проходит в коллективе. Воспитатель физически не может окружить заботой и вниманием каждого воспитанника. Порой количествовоспитанников в группе составляет около 7 детей.В таких условиях,у воспитанников детских домовотмечаетсяотносительно высокий уровень навыков социальной адаптации, но как показывает анализ воспитательной деятельности детского дома, это совсем не так.Очевидно, ограниченноевоспитание детей в коллективе практическине дает возможностиребенку проявлять самостоятельность и быть индивидуальностью.Неизменный режим дня, постоянный контроль состороныпедагогического персонала, указания что необходимо делать в тот или иной промежуток времени этим самым лишают воспитанников самостоятельногопланированиясвоеговремени и самоконтроля поведения. Идет формирование привычки жить по указаниям взрослых.[1]Ребенок, который воспитывается в кровной или приемной семье, разумеется, оказывается в менеежестких условиях контроля и требований, обладает возможностью принимать более сложную различную деятельностьвзрослых (уход за домашними животными, помощь по дому маме, совместный ремонт велосипеда с папой, поход по магазинам со взрослыми), он осваивает много нового и важного для становления его личности,и успешной социальной адаптации.В семье познание всех этих сложнейших моментов жизнедеятельности и формирование внутреннего планированиясобытий происходит не в условиях специального обучения, ацелесообразно включаться в сферу привлекательных и познавательных видов деятельности для ребенка.Воспитанники детского дома обладают специфическими качествамив эмоциональноличностной и психической сферах, а точнеев межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Эта специфичность трактуется различными моментами, особенно, невозможностью полноценной реализации врожденнойпотребности человека в коммуникации с близкими ему людьми.Педагогический коллектив детского домапрежде всего ставит перед собой такиезадачи,как:адаптация ребенкав незнакомой для него обстановке, приобретение навыков для организации своей жизнедеятельноститак,чтобы при выпуске его из детского дома он мог чувствовать себя психологически готовым к различным непредвиденным им обстоятельствам и социально защищенным в обществе.При всем этом не всегда эти задачи решаются в детском доме.[2]Однойиз наиболее существенныхпричиндезадаптации воспитанников детского дома является то,что дети привыкают к проживанию в детском доме, а также неумениювключаться в социум и контактировать с незнакомыми людьми.В следствии этого,процесс воспитаниядетей в детских домах требует особенных методовего организации. На наш взгляд, существенным в воспитании детейсирот является применение психологопедагогических методов для становления личности ребенка, который в процессе своего развития формирует навыки и способности самостоятельно планировать свою модель поведения для успешной интеграции в обществоРазрабатывая систему психологопедагогических методов для формирования у воспитанников детского дома навыковсоциальной адаптации, мы обозначили для себя главным то, что влияет настановление личности ребенка иуспешную адаптацию егов обществе –это максимальное преодоление нарушений в социальном окружении детей. Здесьсущественнымкомпонентом являетсясовместная работапедагогов детского дома и специалистов службы медикосоциальное и психологопедагогическое сопровождение и их взаимные контакты.Социальнопсихологомедицинскаяслужба должна интерпретироватьсяструктурным подразделением в детском доме. Данная служба включаетв себя следующие подразделения: социальное,коррекционнопедагогическое,психологическоеи должна гарантироватьэффективное социальнопсихологическое сопровождение ребенка во время его нахожденияв детском доме и в первые годыеговзрослойжизни.Психологопедагогические методы включают в себяпрофилактику, диагностику (групповую, индивидуальную),консультирование (групповое, индивидуальное), коррекционноразвивающую работу (групповую, индивидуальную), коррекционную работу, а также психологическое просвещение.Психолог проводитдиагностику, коррекционноразвивающую, профилактическуюработу. Главная задача деятельности психолога–развитиеу воспитанников позитивного мышления, должного уровнястрессоустойчивости, способствующего приобретениюличностнозначимых и социальноодобряемых решений.Социальный педагог курируетсоциальное направление, логопедкоррекционнопедагогическое. При медикосоциальном сопровождении и в подборе психологопедагогических методов для социальной адаптации воспитанников специалисты прежде всего принимают во внимание интересы ребенка.В своей деятельности педагоги детского дома используют комплексные психологопедагогические программы для развития личности воспитанника. Результат эффективности деятельности специалистов социальнопсихологомедицинской службы показал, что предложенные и применяемые психологопедагогические методысоциальной адаптации являются комплексными и научнообоснованными. При небольшом сроке работы социальнопсихологомедицинской службы мониторинг воспитанников формирует у них навыкидля социальной адаптации в целом дал положительную картину.Диагностическое направление. Применяются диагностические методы, так какдиагностика позволяет выявлять проблемывоспитанников и субъектной потенциалих разрешения. Диагностика являетсянеотъемлемой составляющей психологопедагогических методов. От качества диагностических мероприятийзависит благополучностьдеятельности всех специалистов социальнопсихологомедицинской службы.Специалисты службы раскрывают всеособенности становления личностивоспитанника, выявлять так же уровень сформированности у него новообразований, соответствие возрастному уровнюформирования у него умений, знаний и навыков.Социальный педагогпроводитдиагностическую работу с воспитанникамивыпускниками, осуществляядиагностику оптимальных возможностей социальной адаптации и особенности включенияих в социум. Для профессиональной ориентации выпускниковон определяетучебные и профессиональные результатыи проблемы воспитанников, так же определяет социальнопсихологический климат и надлежащуюпредметную средудля проживаниявоспитанниковвдетском доме.Профессиональные предпочтения воспитанников и отношения к различным явлениям определяют с помощью социологических опросов. Таким образом,результаты круглых столов и блицопросов, дискуссийвыявили, что главными проблемамивоспитанниковявляется сложный процесс адаптации, какв детском доме, так и в школе и неважно сколько ребенок прожил в детском доме,ему очень сложно наладить межличностные отношения со сверстниками.По результатам наших опросов и различных тестовмы определили, чтобы освоиться в новом для него коллективе и самоутвердиться,воспитаннику необходимдовольно длительный промежуток времени,около 7 месяцев. Здоровье, учеба, профессиональное самоопределение,все это зависит от успешности социальной адаптации воспитанников.Завершающая аттестация воспитанников позволяет сделать следующие выводы: моральноволевая и физическая готовность низкая, более высокими показателями являются профессиональнотрудоваяи социальнопедагогическая подготовленность к самостоятельной жизни.При выборепсихологопедагогических методов социальной адаптации детей, воспитывающихся в детском доме,очень важно учитывать заключения психологомедикопедагогической комиссии (ПМПК). ПМПК на основании выявленных сформированных навыков и выраженных нарушений эмоциональноволевой и мотивационной сферы определяет методы и способы коррекционной и развивающей работы.В компетенцию комиссии входит:анализиизучение трудной жизненнойситуации воспитанника и успеваемость в учебном заведении; определение причин отклонения и степень формированияпознавательных рефлексов, работоспособности, уровня речевого развития, а также эмоциональной и личностной зрелости. Комиссией разрабатывается модель индивидуальной коррекции личности воспитанника и организуется психологопедагогический мониторинг. Далее комиссия подготавливает подробное заключениеи протокол. Для прохождения психологомедикопедагогической комиссии необходимо представить комиссии личное дело воспитанника, медицинские документы(заключения психиатра и невропатолога), школьные тетради, рисунки, и другие продукты деятельности детей. Для нас важно не только определить состояние зрелости ребенка,но и подобрать формы методы коррекционной работы для оптимальной вариантырешения проблемы развития личности и реабилитации ребенка.Для нас важно, чтобы для обучения воспитанников детского дома использовался метод самостоятельного поиска путей решения собственных проблем и формирования своей личности. Специалистам необходимо установить насколько ребенок сам подготовлен для решения своей проблемы, а впоследствии распределить обязанности между педагогами.После распределения обязанностей между педагогов выстраиваетсяплан работы,включающий в себя несколько этаповПервым этапом является «диагностический», на котором по результатам диагностик выявляется проблема социальной адаптации воспитанника и оценка возможности решения этой проблемы.
На втором этапе «поисковом» необходимо собрать максимальное количество информации о методах и способах решения выявленной на диагностическом этапе проблемы воспитанника. Здесь же формируется информация для осознания ее самим воспитанником.После того как определена проблема,подобраны методы для работы надней,мы подходим к этапу «реализации».Он включает в себя распределения обязанностей между специалистами, составляется программа индивидуального сопровождения воспитанника и возможности корректировки данной программы.В итоге комплексная диагностика пополняется индивидуальной программой сопровождения включающую в себя коррекциювыявленных проблем.По результатам мониторинга подобранные нами психологопедагогические методы эффективны в работы с воспитанниками детского дома для подготовки их к самостоятельной жизни.После распределения обязанностей между педагогами они приступают к реализации наработанного плана действий по применения психологопедагогических методов социальной адаптации воспитанников.Анализируя результаты своей деятельности, участники социальнопсихологомедицинской службы детского дома, выясняют,решена ли проблема конкретного воспитанникаили необходим поиск новых методов и коррекции.Главными целями этого профилактического направления данной деятельности является –предупреждение психологических и физических перегрузок и предупреждение возможного возникновения эмоциональных срывов и неблагополучияв психическом развитии ребенка.Одной из задачи педагогов детского является использование таких психологопедагогических методов,что социальная адаптация у воспитанников проходила как можно психологически комфортней.Психологопедагогическое обучение педагогов детского дома проходитпо средствомвыступлений на методических совещаниях, методических объединениях и педагогических советах, курсах повышения квалификации.Специалисты детского дома в работе по программе применяют метод консультирования,уже после анализасоциологическихопросов и диагностики воспитанников. Этотметодпредполагает организацию посещениязанятий логопедом, социальным педагогом, педагогом –психологом. После мониторинга занятий подводим итоги и консультируем воспитателей и администрацию детского дома.В процессе консультированиярассматриваютсявозможные (варианты) решений,положительные и отрицательные стороны этих решений, различные коррекционные методики, помогают выбрать разные психологопедагогические методы, строятпрогнозыэффективности эти методов.Основные методы воздействия на воспитанников определяют на основании психологических особенностей развития личности ребенка.Большое внимание уделяется приобретению субъектного опытавоспитанника, развитию коммуникативных навыков, знаний о себе и мире. С воспитанниками дошкольной группы используют коррекционноразвивающий метод социальной адаптации посредством ролевых, дидактических сюжетных игр. Этот метод стимулирует развитие познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, а такжесодействует формированию увлечений, интересов воспитанников. С детьми младшего и среднего школьного возраста используют развивающие и обучающие программы,ориентированные на формирование психологических навыков, умения взаимодействовать с социумом.Специалисты в работеориентированной на социальную адаптациюсвоспитанниками детского дома используютметод психологической коррекции, включающий в групповую и индивидуальную формы работы.За основуметода психологической коррекции используютсоциальнопсихологопедагогическуюдиагностикувоспитанников.[6]С помощью индивидуальной работы мы корректируем личные особенности воспитанников, а с помощью групповой изменяем формы межличностного общения и поведения воспитанника.В коррекционной работе социального педагога, педагогапсихолога и медицинского работника имеет большое значение применение игр как психотехнического приема, оказывающего воздействия на развитие важных психических функций, положительного процесса развития личности воспитанника.В процессе коррекцииразвития личности ребенка педагоги и медработник учитывают индивидуальность психического и физического состояния, своеобразные особенности, нарушения и отклонение в становлении личности воспитанники. Индивидуальные и групповые занятия ориентированы на профилактику вероятных проявлений этих нарушений.Реализация психологопедагогическогометода такого как коррекция социального развития воспитанника тоже находит свое применения в детском доме. Он ориентированна организацию комфортной среды для развития способностей, склонностей, увлечения и интересов воспитанников, подготовка их к самостоятельной жизни за стенами детского дома.Вышеуказанный метод содержит в себенесколько направлений: социальноюридическое просвещение, профессиональное ориентирование, социальный статус и социальные роли, культурное и нравственное развитие, семейное воспитание. Социальный педагог является посредникомв сотрудничествес воспитателями, учителями администрацией, и другимпедагогическим коллективом оказывающих влияние на развитие социальных навыков у воспитанника.Он организует комфортные условия дляпрофессионального сопровождения воспитанников: оказывает помощьсобрать необходимый пакет документов для прохожденияподготовительных курсов, предоставлении информации о учебных заведениях, проводит диагностические мероприятия.Помимо восстановления навыковсоциальной адаптации воспитанников детского домав поледеятельности социального педагогавходит социальная защита их прав.На основании опыта работы государственного казенного образовательного учреждения для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,обзорапсихологопедагогической литературы, и личногопедагогического опыта мы полагаем, что остается разногласие между бесконечнорастущей потребностью социумав адаптированной личности и неудовлетворительнойэффективности образовательного и воспитательногопроцесса и процесса социальной адаптации воспитанников детского дома.Произведение гораздосовершенной модели социальной адаптациивоспитанников детского домаужесмладшего школьного возраста, ровно, как ивыделение психологопедагогических методовсоциальной адаптации,мы предлагаемсоздание социальнопсихологомедицинской службы в детском доме.Таким образом, можно сделать опыт о том, что в нашем современном мире сегодня являетсяактуальным изучение проблемы, связаннойс моделированием процесса социальной адаптациивоспитанников детского дома, примененияпсихологопедагогических методов дляэффективности этого процесса диагностикастепениих социальной адаптации. Для повышения уровня социальной адаптации воспитанников необходимо использовать психологопедагогическиеметоды подбирая их учитывая индивидуальные, психофизическиеособенности развития воспитанника. Так же не мало важнаи удовлетворенность воспитанника теми условиями жизни, в которых он находится, повышение уровня образования, снижение конфликтности.
Ссылки на источники1.Арамов, И. А. Изучение ребенка в детском доме/И. А.Арамов//Детский дом. 2005, № 1, с.34372.Менситова В. Э. Характеристика детского дома, как образовательновоспитательного учреждения /В. Э. Менситова // М.: БукиВеди, 2012, с.1111133.Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность /А. И. Настенкова// Молодой ученый. 2013, №1, с. 321323.4.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров /Л. Ф. Обухова // М.: Издательство Юрайт, 2013, с.4605.Павленок П.Д., Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие. /П.Д. Павленок, М.Я. Руднева //М.: ИНФРА, М.2009.6.СагаловаМ.В.Социальнопсихологическиеметодыиприёмысоциализациииадаптациидетейсирот/М.В.Сагалова,А.В.Семенова//М.:ГОУЦППРК«Крестьянскаязастава»,2007.7.Устинина Г.Ф. Формирование творческих компетенций студентов как фактор создания модели профессионально адаптированной личности будущего специалиста /Г.Ф. Устина// Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 8.Юсупова Р.Ю. К вопросу о духовнонравственной деградации личности. «Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии» / Р.Ю. Юсупова// Махач.: 2012, 9.Ванцаев, М.С. Дети находят себе применение в жизни / М.С. Ванцаева // Детский дом, 2006, №2(19), с. 43.10.Настенкова, А.И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность /А.И. Настенкова//Молодой ученый, 2013, №1, с.4551.
Заверткин Максим Олегович,Студент ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»zavertkin.1995@mail.ru
Квадрициус Марина Петровна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»mzukau@bk.ru
Психологопедагогические методы социальной адаптации воспитанников детского дома
Аннотация. В данной статье рассматриваются психологопедагогические методы социальной адаптации. Использование указанных в статье методови форми созданиесоциальнопсихологомедицинской службыв детском доме эффективно влияет на развитие социальноадаптированной личности воспитанника, посредством чего происходит формирование навыков и способностей, что позволяет планироватьмодельсвоего поведения для успешной интеграции в обществе.Ключевые слова:детский дом, воспитанник, личность, метод, социальная адаптация.
Давно известно, что гиперопека и забота взрослых препятствуетразвитиюнавыков самостоятельностиу детей. Воспитанникамдетских домов катастрофически не хватает внимания и заботы со стороны взрослых,так как воспитание проходит в коллективе. Воспитатель физически не может окружить заботой и вниманием каждого воспитанника. Порой количествовоспитанников в группе составляет около 7 детей.В таких условиях,у воспитанников детских домовотмечаетсяотносительно высокий уровень навыков социальной адаптации, но как показывает анализ воспитательной деятельности детского дома, это совсем не так.Очевидно, ограниченноевоспитание детей в коллективе практическине дает возможностиребенку проявлять самостоятельность и быть индивидуальностью.Неизменный режим дня, постоянный контроль состороныпедагогического персонала, указания что необходимо делать в тот или иной промежуток времени этим самым лишают воспитанников самостоятельногопланированиясвоеговремени и самоконтроля поведения. Идет формирование привычки жить по указаниям взрослых.[1]Ребенок, который воспитывается в кровной или приемной семье, разумеется, оказывается в менеежестких условиях контроля и требований, обладает возможностью принимать более сложную различную деятельностьвзрослых (уход за домашними животными, помощь по дому маме, совместный ремонт велосипеда с папой, поход по магазинам со взрослыми), он осваивает много нового и важного для становления его личности,и успешной социальной адаптации.В семье познание всех этих сложнейших моментов жизнедеятельности и формирование внутреннего планированиясобытий происходит не в условиях специального обучения, ацелесообразно включаться в сферу привлекательных и познавательных видов деятельности для ребенка.Воспитанники детского дома обладают специфическими качествамив эмоциональноличностной и психической сферах, а точнеев межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Эта специфичность трактуется различными моментами, особенно, невозможностью полноценной реализации врожденнойпотребности человека в коммуникации с близкими ему людьми.Педагогический коллектив детского домапрежде всего ставит перед собой такиезадачи,как:адаптация ребенкав незнакомой для него обстановке, приобретение навыков для организации своей жизнедеятельноститак,чтобы при выпуске его из детского дома он мог чувствовать себя психологически готовым к различным непредвиденным им обстоятельствам и социально защищенным в обществе.При всем этом не всегда эти задачи решаются в детском доме.[2]Однойиз наиболее существенныхпричиндезадаптации воспитанников детского дома является то,что дети привыкают к проживанию в детском доме, а также неумениювключаться в социум и контактировать с незнакомыми людьми.В следствии этого,процесс воспитаниядетей в детских домах требует особенных методовего организации. На наш взгляд, существенным в воспитании детейсирот является применение психологопедагогических методов для становления личности ребенка, который в процессе своего развития формирует навыки и способности самостоятельно планировать свою модель поведения для успешной интеграции в обществоРазрабатывая систему психологопедагогических методов для формирования у воспитанников детского дома навыковсоциальной адаптации, мы обозначили для себя главным то, что влияет настановление личности ребенка иуспешную адаптацию егов обществе –это максимальное преодоление нарушений в социальном окружении детей. Здесьсущественнымкомпонентом являетсясовместная работапедагогов детского дома и специалистов службы медикосоциальное и психологопедагогическое сопровождение и их взаимные контакты.Социальнопсихологомедицинскаяслужба должна интерпретироватьсяструктурным подразделением в детском доме. Данная служба включаетв себя следующие подразделения: социальное,коррекционнопедагогическое,психологическоеи должна гарантироватьэффективное социальнопсихологическое сопровождение ребенка во время его нахожденияв детском доме и в первые годыеговзрослойжизни.Психологопедагогические методы включают в себяпрофилактику, диагностику (групповую, индивидуальную),консультирование (групповое, индивидуальное), коррекционноразвивающую работу (групповую, индивидуальную), коррекционную работу, а также психологическое просвещение.Психолог проводитдиагностику, коррекционноразвивающую, профилактическуюработу. Главная задача деятельности психолога–развитиеу воспитанников позитивного мышления, должного уровнястрессоустойчивости, способствующего приобретениюличностнозначимых и социальноодобряемых решений.Социальный педагог курируетсоциальное направление, логопедкоррекционнопедагогическое. При медикосоциальном сопровождении и в подборе психологопедагогических методов для социальной адаптации воспитанников специалисты прежде всего принимают во внимание интересы ребенка.В своей деятельности педагоги детского дома используют комплексные психологопедагогические программы для развития личности воспитанника. Результат эффективности деятельности специалистов социальнопсихологомедицинской службы показал, что предложенные и применяемые психологопедагогические методысоциальной адаптации являются комплексными и научнообоснованными. При небольшом сроке работы социальнопсихологомедицинской службы мониторинг воспитанников формирует у них навыкидля социальной адаптации в целом дал положительную картину.Диагностическое направление. Применяются диагностические методы, так какдиагностика позволяет выявлять проблемывоспитанников и субъектной потенциалих разрешения. Диагностика являетсянеотъемлемой составляющей психологопедагогических методов. От качества диагностических мероприятийзависит благополучностьдеятельности всех специалистов социальнопсихологомедицинской службы.Специалисты службы раскрывают всеособенности становления личностивоспитанника, выявлять так же уровень сформированности у него новообразований, соответствие возрастному уровнюформирования у него умений, знаний и навыков.Социальный педагогпроводитдиагностическую работу с воспитанникамивыпускниками, осуществляядиагностику оптимальных возможностей социальной адаптации и особенности включенияих в социум. Для профессиональной ориентации выпускниковон определяетучебные и профессиональные результатыи проблемы воспитанников, так же определяет социальнопсихологический климат и надлежащуюпредметную средудля проживаниявоспитанниковвдетском доме.Профессиональные предпочтения воспитанников и отношения к различным явлениям определяют с помощью социологических опросов. Таким образом,результаты круглых столов и блицопросов, дискуссийвыявили, что главными проблемамивоспитанниковявляется сложный процесс адаптации, какв детском доме, так и в школе и неважно сколько ребенок прожил в детском доме,ему очень сложно наладить межличностные отношения со сверстниками.По результатам наших опросов и различных тестовмы определили, чтобы освоиться в новом для него коллективе и самоутвердиться,воспитаннику необходимдовольно длительный промежуток времени,около 7 месяцев. Здоровье, учеба, профессиональное самоопределение,все это зависит от успешности социальной адаптации воспитанников.Завершающая аттестация воспитанников позволяет сделать следующие выводы: моральноволевая и физическая готовность низкая, более высокими показателями являются профессиональнотрудоваяи социальнопедагогическая подготовленность к самостоятельной жизни.При выборепсихологопедагогических методов социальной адаптации детей, воспитывающихся в детском доме,очень важно учитывать заключения психологомедикопедагогической комиссии (ПМПК). ПМПК на основании выявленных сформированных навыков и выраженных нарушений эмоциональноволевой и мотивационной сферы определяет методы и способы коррекционной и развивающей работы.В компетенцию комиссии входит:анализиизучение трудной жизненнойситуации воспитанника и успеваемость в учебном заведении; определение причин отклонения и степень формированияпознавательных рефлексов, работоспособности, уровня речевого развития, а также эмоциональной и личностной зрелости. Комиссией разрабатывается модель индивидуальной коррекции личности воспитанника и организуется психологопедагогический мониторинг. Далее комиссия подготавливает подробное заключениеи протокол. Для прохождения психологомедикопедагогической комиссии необходимо представить комиссии личное дело воспитанника, медицинские документы(заключения психиатра и невропатолога), школьные тетради, рисунки, и другие продукты деятельности детей. Для нас важно не только определить состояние зрелости ребенка,но и подобрать формы методы коррекционной работы для оптимальной вариантырешения проблемы развития личности и реабилитации ребенка.Для нас важно, чтобы для обучения воспитанников детского дома использовался метод самостоятельного поиска путей решения собственных проблем и формирования своей личности. Специалистам необходимо установить насколько ребенок сам подготовлен для решения своей проблемы, а впоследствии распределить обязанности между педагогами.После распределения обязанностей между педагогов выстраиваетсяплан работы,включающий в себя несколько этаповПервым этапом является «диагностический», на котором по результатам диагностик выявляется проблема социальной адаптации воспитанника и оценка возможности решения этой проблемы.
На втором этапе «поисковом» необходимо собрать максимальное количество информации о методах и способах решения выявленной на диагностическом этапе проблемы воспитанника. Здесь же формируется информация для осознания ее самим воспитанником.После того как определена проблема,подобраны методы для работы надней,мы подходим к этапу «реализации».Он включает в себя распределения обязанностей между специалистами, составляется программа индивидуального сопровождения воспитанника и возможности корректировки данной программы.В итоге комплексная диагностика пополняется индивидуальной программой сопровождения включающую в себя коррекциювыявленных проблем.По результатам мониторинга подобранные нами психологопедагогические методы эффективны в работы с воспитанниками детского дома для подготовки их к самостоятельной жизни.После распределения обязанностей между педагогами они приступают к реализации наработанного плана действий по применения психологопедагогических методов социальной адаптации воспитанников.Анализируя результаты своей деятельности, участники социальнопсихологомедицинской службы детского дома, выясняют,решена ли проблема конкретного воспитанникаили необходим поиск новых методов и коррекции.Главными целями этого профилактического направления данной деятельности является –предупреждение психологических и физических перегрузок и предупреждение возможного возникновения эмоциональных срывов и неблагополучияв психическом развитии ребенка.Одной из задачи педагогов детского является использование таких психологопедагогических методов,что социальная адаптация у воспитанников проходила как можно психологически комфортней.Психологопедагогическое обучение педагогов детского дома проходитпо средствомвыступлений на методических совещаниях, методических объединениях и педагогических советах, курсах повышения квалификации.Специалисты детского дома в работе по программе применяют метод консультирования,уже после анализасоциологическихопросов и диагностики воспитанников. Этотметодпредполагает организацию посещениязанятий логопедом, социальным педагогом, педагогом –психологом. После мониторинга занятий подводим итоги и консультируем воспитателей и администрацию детского дома.В процессе консультированиярассматриваютсявозможные (варианты) решений,положительные и отрицательные стороны этих решений, различные коррекционные методики, помогают выбрать разные психологопедагогические методы, строятпрогнозыэффективности эти методов.Основные методы воздействия на воспитанников определяют на основании психологических особенностей развития личности ребенка.Большое внимание уделяется приобретению субъектного опытавоспитанника, развитию коммуникативных навыков, знаний о себе и мире. С воспитанниками дошкольной группы используют коррекционноразвивающий метод социальной адаптации посредством ролевых, дидактических сюжетных игр. Этот метод стимулирует развитие познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, а такжесодействует формированию увлечений, интересов воспитанников. С детьми младшего и среднего школьного возраста используют развивающие и обучающие программы,ориентированные на формирование психологических навыков, умения взаимодействовать с социумом.Специалисты в работеориентированной на социальную адаптациюсвоспитанниками детского дома используютметод психологической коррекции, включающий в групповую и индивидуальную формы работы.За основуметода психологической коррекции используютсоциальнопсихологопедагогическуюдиагностикувоспитанников.[6]С помощью индивидуальной работы мы корректируем личные особенности воспитанников, а с помощью групповой изменяем формы межличностного общения и поведения воспитанника.В коррекционной работе социального педагога, педагогапсихолога и медицинского работника имеет большое значение применение игр как психотехнического приема, оказывающего воздействия на развитие важных психических функций, положительного процесса развития личности воспитанника.В процессе коррекцииразвития личности ребенка педагоги и медработник учитывают индивидуальность психического и физического состояния, своеобразные особенности, нарушения и отклонение в становлении личности воспитанники. Индивидуальные и групповые занятия ориентированы на профилактику вероятных проявлений этих нарушений.Реализация психологопедагогическогометода такого как коррекция социального развития воспитанника тоже находит свое применения в детском доме. Он ориентированна организацию комфортной среды для развития способностей, склонностей, увлечения и интересов воспитанников, подготовка их к самостоятельной жизни за стенами детского дома.Вышеуказанный метод содержит в себенесколько направлений: социальноюридическое просвещение, профессиональное ориентирование, социальный статус и социальные роли, культурное и нравственное развитие, семейное воспитание. Социальный педагог является посредникомв сотрудничествес воспитателями, учителями администрацией, и другимпедагогическим коллективом оказывающих влияние на развитие социальных навыков у воспитанника.Он организует комфортные условия дляпрофессионального сопровождения воспитанников: оказывает помощьсобрать необходимый пакет документов для прохожденияподготовительных курсов, предоставлении информации о учебных заведениях, проводит диагностические мероприятия.Помимо восстановления навыковсоциальной адаптации воспитанников детского домав поледеятельности социального педагогавходит социальная защита их прав.На основании опыта работы государственного казенного образовательного учреждения для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,обзорапсихологопедагогической литературы, и личногопедагогического опыта мы полагаем, что остается разногласие между бесконечнорастущей потребностью социумав адаптированной личности и неудовлетворительнойэффективности образовательного и воспитательногопроцесса и процесса социальной адаптации воспитанников детского дома.Произведение гораздосовершенной модели социальной адаптациивоспитанников детского домаужесмладшего школьного возраста, ровно, как ивыделение психологопедагогических методовсоциальной адаптации,мы предлагаемсоздание социальнопсихологомедицинской службы в детском доме.Таким образом, можно сделать опыт о том, что в нашем современном мире сегодня являетсяактуальным изучение проблемы, связаннойс моделированием процесса социальной адаптациивоспитанников детского дома, примененияпсихологопедагогических методов дляэффективности этого процесса диагностикастепениих социальной адаптации. Для повышения уровня социальной адаптации воспитанников необходимо использовать психологопедагогическиеметоды подбирая их учитывая индивидуальные, психофизическиеособенности развития воспитанника. Так же не мало важнаи удовлетворенность воспитанника теми условиями жизни, в которых он находится, повышение уровня образования, снижение конфликтности.
Ссылки на источники1.Арамов, И. А. Изучение ребенка в детском доме/И. А.Арамов//Детский дом. 2005, № 1, с.34372.Менситова В. Э. Характеристика детского дома, как образовательновоспитательного учреждения /В. Э. Менситова // М.: БукиВеди, 2012, с.1111133.Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность /А. И. Настенкова// Молодой ученый. 2013, №1, с. 321323.4.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров /Л. Ф. Обухова // М.: Издательство Юрайт, 2013, с.4605.Павленок П.Д., Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие. /П.Д. Павленок, М.Я. Руднева //М.: ИНФРА, М.2009.6.СагаловаМ.В.Социальнопсихологическиеметодыиприёмысоциализациииадаптациидетейсирот/М.В.Сагалова,А.В.Семенова//М.:ГОУЦППРК«Крестьянскаязастава»,2007.7.Устинина Г.Ф. Формирование творческих компетенций студентов как фактор создания модели профессионально адаптированной личности будущего специалиста /Г.Ф. Устина// Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 8.Юсупова Р.Ю. К вопросу о духовнонравственной деградации личности. «Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии» / Р.Ю. Юсупова// Махач.: 2012, 9.Ванцаев, М.С. Дети находят себе применение в жизни / М.С. Ванцаева // Детский дом, 2006, №2(19), с. 43.10.Настенкова, А.И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность /А.И. Настенкова//Молодой ученый, 2013, №1, с.4551.