Подготовка будущего педагога-психолога к организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Квадрициус М. П., Квадрициус А. В. Подготовка будущего педагога-психолога к организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3961–3965. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86831.htm.
Аннотация. В данной статье затрагиваются вопросы подготовки будущего психолога к организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Духовно-нравственный фактор формируется у педагога-психолога как у специалиста на начальном этапе его деятельности. Связующим звеном характеристики духовности специалиста является любовь, которая присуще этой профессии и которая отражается в отношении педагога-психолога к профессии, к людям.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Квадрициус Марина Петровна, кандидат педагогических наук. доцент кафедры социальной педагогики и социологииФГБОУВПО«Оренбургский государственный педагогический университет»mzukau@bk.ru

Квадрициус Анна Викторовна, педагогпсихолог гимназии № 5,магистрант, «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург

anna.kvadritsius@mail.ru

Подготовка будущего педагогапсихолога к организации деятельности

по духовнонравственному воспитанию младших школьников

Аннотация.В данной статье затрагиваются вопросы подготовки будущего психолога к организации деятельности по духовнонравственному воспитанию младших школьников.Духовнонравственный фактор формируется у педагогапсихолога как у специалиста на начальном этапе его деятельности. Связующим звеном характеристики духовности специалиста является любовь, которая присуще этой профессии и которая отражается в отношении педагогапсихолога к профессии, к людям.Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, доброта, искренность, красота, истина, свобода, ответственность.

Личность, равно как субъект и объект душевной культуры, собственными ценностями, действиями и ориентирами показывает душевную цивилизацию в целом сообщества, в коем некто проживает. Возможно отметить, то что ознакомление с душевной культурой создает внутренние, умственные, высоконравственные, эстетические необходимости и круг интересов человека, отождествляет собственно внутренниймир, степень духовности и взрослости, т.е. эту высококачественную характеристику человека, какой считается духовность.Известный русский философ Н.А. Бердяев термин духовностьконстатирует как «человеческое в человеке», акцентируя, что в широком смысле духовность возвышает человека в жизни над повседневными делами, жизненными потребностями и эгоистическими интересами. Духовность рассматривается им как индивидуальное качество личности, которое дает характеристику мотивам поведения человека, и наряду с вышеизложенным вместе с тем, востребована в жизни каждого человека[4].

Проблема духовностирассматривается во многих трудах В.В. Зеньковского. Основы педагогики, по словам ученого, сплетают нитями человека с жизненными ценностями и формируются какдуховные качества личности. Подобным способом, религиозность, согласно суждению считается призывом человека к высочайшим ценностям. Л.Н. Толстой анализирует внутреннее формирование человека в преодолении противоречий, результатом чегорелигиозность им установится равно как сосредоточение психологических и умственных возможностей, способностей человека. Вработах российских философов церковной тенденции (И.А. Ильина, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина и др.) около духовности установится степень приближения личности к высочайшим ценностям, к почвам православной культуры.

Исследуя процедуру социокультурного формирования человека в близкой взаимосвязи с её внутренним формированием, П.А. Сорокин создает заключение о том, то что развитию внутренней духовности содействует религиозновысоконравственная«практическая деятельность хороших дел», благородная поддержка имеющим необходимость, сердечная доброта, честность и желание к истине.С точки зрения современного философскотеологического представления,религиозность подразумевается равно как конкретный уровень безупречности души согласно взаимоотношению к христианскомуэталону. Несомненно,по этой причине, в литературных источниках отмечено огромное число сочетаний слов с прилагательным «душевный». Зачастую в литературе применяются подобные сочетания слов, равно как «внутреннее формирование», «внутренняя схожесть», «внутренняя обстановка», «внутреннее состояние здоровья», «душевное увеличение», «внутренние потенции». Термин «душевный» прилагается кроме того к последующим текстам: вещество, совокупность, установка, основание, традиции, целостность, изящность, взгляд, освещение, человек, желание, отбор, развитие, необходимости, возможности, практическая деятельность, порядок, формирование, взаимодействие, итог, подъем, достояние, самоопределение, беззаветность, величественность, жизнь, жизнедеятельность. Данные определения вселяют в рассуждения втаком случае, в какой мере многогранным, разноплановым и ёмким считается слово «религиозность».В развитии духовности, согласно текстам философа Н.Н. Кожевникова, получают содействие никак не только лишь «высочайшие» возможности души (понимание, желание), однако и «низшие» эмоциональное фантазия, проницательность, интуиция. Некто создает вывод о этом, то что религиозность содержит не только лишь позитивное положение души, однако и негативные её факторы: стыдливость, стыд, проступок, раскаяние.Проблема становления духовнонравственного воспитания в психологии оказалась в настоящий момент изученной не на очень высоком уровне. Хотя является центральной фигурой в становлении полноценной развитой личности для которой характерно самостоятельно принимать выбор, а также иметь духовнонравственное убеждение. Поэтому будущему специалисту, необходимо пройти обучение, направленное на подготовку педагоговпсихологов,которое поможет подготовить специалистовк организации деятельности по духовнонравственному воспитанию младших школьников.Значимость духовнонравственного воспитания в мире обусловлена ростом бездуховности и нестабильной жизни, наличие не только экономического, но и гуманистического кризиса, которое оказывает влияние на менее защищённую часть подрастающего поколения, в частности на младших школьников. Духовнонравственный фактор формируется у педагогапсихолога как у специалиста на начальном этапе и определяется нами в самом начале отражения и освоения его деятельности не только на уровне теоретических знаний, полученных в вузе, умений и навыков, но и в прикладной деятельности молодого специалиста в области психологопедагогической практики. Основными главными понятиями данной научной проблемына современном этапе являются доброта, искренность, красота, истина, свобода, ответственность. Связующим звеном характеристикидуховности педагогапсихолога является любовь, которая присуща этой профессии и которая отражается в отношении педагогапсихолога к профессии, к людям.Духовность предполагает способность личности выбирать эти ценности, создавая при этом своё собственное поведение, взаимодействие, а также деятельность.Всё чаще в психологопедагогических источниках стали писать о необходимости становления духовнонравственных ценностей. Речь идёт о становлении нравственного воспитанияПроблема духовности и нравственности уже имеет большую историю, начиная свой путь с античности и до настоящего времени (Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, и др).Рассматривая деятельность педагогапсихолога с позиции развития духовности и нравственности обучающегося, нужно пересмотреть основные функции психологопедагогической деятельности и определить ключевые качества личности педагогапсихолога.В психологической структуре работы педагогапсихолога выделены следующие функции гностическая, коммуникативная, мотивационная, дидактическая и др.К духовнонравственным проблемам воспитания прибавляются аксиологическая, смыслообразующая и духовная функции. Всё эти функции приводят к пересмотру определённых важных качеств личности педагогапсихолога. Какой должна быть подготовка будущего педагогапсихолога, чтобы он имел возможность способствовать формированию таких качеств личности у школьника?Осмысление значимости организации деятельности педагогапсихолога в наше время обязано придерживаться ориентиру на возвращение в психологическую деятельность, призвания быть наставником, и основным способом, в духовнонравственных вопросах. Настоящаязадача воспитания заключается не в формировании интеллектуальной и познавательной сторон человека, а в формировании духовнонравственных качеств личности.Психологическая подготовка подразумевается как вид развития личности, задача которого ставит в первую очередь выявление индивидуальнопсихологических особенностей, формирование мотивации к данной деятельности.Результатом такой психологической подготовки психологовпедагогов является конкретная степень психологической готовности специалиста к работе, которая выражается в становлении когнитивных, мотивационных, креативных коммуникативных, рефлексивных, и нравственнодуховных и других характеристик.Таким образом, можно сделать вывод о том,чтодуховнонравственная подготовка считается одним из главных аспектов и включает в себя понимание и настоящее принятие духовнонравственных основ жизни, значимости личности, свободы и ответственности.В духовнонравственной подготовке специалистов проводятся различные формы и методы работы, среди которых особое место занимают спец. курсы, ролевые игры, тренинги, экскурсии, аутотренинги, диспуты, семинары, музыкотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, арттерапия, песочная терапия, фототерапия, танцевальная терапия, телесноориентированная терапия, психогимнастика, развивающие игры и упражнения.Психологическая подготовка будущего специалистаэто устойчивое формирование личности.Психологическая подготовка это конкретный уровень психологической готовности личности, выражающийся в становлении различных форм работы и усовершенствования себя в целом.

Ссылки на источники1.Андреенкова,И.В. Проблемы духовнонравственного воспитания младших школьников [Текст]: социальные исследования / И.В. Андреенкова. —М., 2011. —567 с.2.Андриенко,Е.В. Специфика духовнонравственного воспитания младших школьников[Текст] / Е.В. Андриенко. —М.: Академия, 2011. —262 с.3.Гилинский,Я.И. Стадии духовнонравственного воспитания младших школьников[Текст] / Я.И. Гилинский. —М., 2011. —567 с.4.Ковалева Г.П. Категория «духовность» в философии Н.А. Бердяева / Г.П. Ковалева // Вестник КемГУКИ. 2013. №22.5.Шилова,М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе [Текст]/ М.И. Шилова. —Красноярск: КСПУ, 2011. —387 с.6.Школьная педагогика [Текст]: / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.—М.: Просвещение, 2011. —416 с.