Проблемы развития инноваций на муниципальном уровне
Выпуск:
ART 86856
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гретчин
В.
В. Проблемы развития инноваций на муниципальном уровне // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
4086–4090. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86856.htm.
Аннотация. В качестве ключевой проблемы рассматривается роль инноваций в развитии экономики и трудности, связанные с привлечением инвестирования в инновационные технологии. Дается обоснование роли развития инноваций на муниципальном уровне. Государство рассматривается как один из участников инновационного процесса и как правовой регулятор инновационной деятельности. Актуальность данной проблемы связана с существованием ряда проблем в сфере инвестирования в инновации в Российской Федерации.
Текст статьи
Гретчин Владимир Владимирович,Аспирант кафедры менеджмента иуправления народным хозяйствомОрловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации gretchinvlad@mail.ru
Проблемы развития инноваций на муниципальном уровне
Аннотация.В качестве ключевой проблемы рассматривается роль инноваций в развитии экономики и трудности, связанные с привлечением инвестирования в инновационные технологии.Дается обоснование роли развития инноваций на муниципальном уровне. Государство рассматривается как один из участников инновационного процесса и как правовой регулятор инновационной деятельности.Актуальность данной проблемы связана с существованием ряда проблем в сфере инвестирования в инновации в Российской Федерации.Ключевые слова:инновационные технологии, инновационный процесс, муниципалитет
Инновационная деятельность в различных отраслях наиболее важный фактор развития экономики. Инновации благоприятно сказываются
на деятельности предприятий, ведут к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке, создают необходимую конкурентную среду во внутренней экономике. Для поддержания наиболее успешных инновационных процессов от государства, региональных властей, отдельных предприятий и частных лиц требуется мобилизация материальных, кадровых, финансовых, информационных, управленческих, правовых и иных ресурсов. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662р предусматриваетформирование российской экономики на базе инвестиций и инноваций. Основные успехи в экономике и управлении должны происходить не от использования природных ресурсов и устаревших технологий, а от создания и внедрения новых, в том числе интеллектуальных технологий, производства новых идей в экономической и социальной сферах. Инвестиционная деятельность в настоящее время играет важнейшую роль в поступательном и качественном развитии экономики. Является необходимой мобилизация не только внутренних, но и внешних возможностей страны. Прийти к этому можно тогда, когда в стране будут созданы благоприятные условия для функционирования инвестиционного капитала с точки зрения налогообложения, защиты прав собственности, политическая стабильность и приемлемый экономический курс.Важно, чтобы инвестиции в инновации осуществлялись как «сверху», так и «снизу». Нужноне только вкладывать в процесс разработки и внедрения инновационных продуктов и технологий. Необходимо так же поддерживать существующие производства и организации, проводить техническую и организационную модернизацию, развивать возможности персонала, так как при примитивном уровне развития организации любые инновации в ней обречены на провал.
Успех инновационной деятельности во многом зависит от качества ее организации и способов финансовой поддержки. По мере того, как новые технологии становятся основополагающими силами развития экономики государства, находятся различные возможности для поддержки инноваций. При этом расширяется разнообразие методов финансирования инновационный деятельности и перечень мероприятий по косвенной поддержке инноваций.В законе от 23.08.1996 N127ФЗ (ред. от 22.12.2014, с изм. от 20.04.2015) «О науке и государственной научнотехнической политике» понятие «инновация»определенокак введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих местили во внешних связях.[1]Существует множество определений слова «инновация», из которых можно вывести, что инновации застрагивают практически все сферы жизни общества и могут иметь как технологическую, так и организационную, и процессную составляющую. Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по сферам применения и этапам продвижения:
Технические. Заключаются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
Технологические.Возникают при применении новых или улучшенных способах производства и изготовления;
Организационноуправленческие.Связаны,прежде всего,с процессами оптимальной организации производства или деятельности, осуществляемых компанией;
Социальные.Направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.Инновация выполняет следующие функции:1. Воспроизводственная. Инновация есть важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве финансирования производства.2. Инвестиционная. Получение прибыли от инновации прямо служит цели любой коммерческой организации. Использование прибыли от инноваций для инвестирования составляет значение этой функции.
3. Стимулирующая. Прибыль служить стимулом для внедрения новых инноваций, побуждает организацию быть более конкурентоспособной, изучать спрос, применять современные методы управления.[2]Об уровнеразвития инновацийв экономике страны может говорить общий уровень экономического развития. Для Россиив современныхусловиях сложноговорить о сложившейся политикев отношении инноваций и уровня инвестирования в инновационную деятельность.Существует перечень причин и проблем неэффективного развития и внедрения инноваций в экономику.Выделяют как внешние, так и внутренние угрозы для развития инновационной экономики. К внешним угрозам относятся: вытеснение российских производителей высокотехнологичной продукции с внешнего и внутреннего рынка; экономическое и политическое противодействие доступу России к ведущим технологиям и новейшим результатам зарубежных НИОКР.К внутренним угрозам научнотехнологической безопасности относят следующие группы: 1. Угрозы, вызываемые непродуманной деятельностью органов государственной власти, коррупцией, недостаточной подготовленностью инновационного менеджмента на высших уровнях государственного управления; 2. Угрозы, вызываемые преимущественно экономическими причинами, в том числе непродуманной экономической политикой (сокращение общего объема финансирования отечественных НИОКР; снижение качества системы образования, ухудшение подготовки кадров рабочих, техников, инженеров, ученых, необходимых для разработки, освоения и использования прогрессивных технологий и выполнения приоритетных НИОКР; значительное сокращение численности высококвалифицированных рабочих, техников, инженеров, ученых; ухудшение возрастной структуры занятых в сфере НИОКР и высоких технологий; постоянный либо увеличивающийся отток за рубеж высококвалифицированных специалистов; недооценка человеческого капитала); 3. Угрозы, связанные с правовым обеспечением (отсутствие правовой охраны интеллектуальной собственности; использование патентных прав для активного вытеснения отечественных производителей с международного рынка технологий); 4. Угрозы, вызываемые недостатками системы стимулирования развития НИОКР и технологий (сокращение льгот по налогообложению для высокотехнологичных предприятий; отсутствие льгот на проведение НИОКР и сопутствующих им патентных исследований, а также льгот для предприятий, осваивающих новую технику и технологии; угрозы неконтролируемого и нерегулируемого государством экспорта технологий, ноухау и результатов НИОКР, наносящего ущерб экономическому, технологическому и оборонному потенциалу);5. Угрозы, вызванные организационнотехническими причинами (монопольное положение на внутреннем рынке производителей высокотехнологичной продукции; снижение уровня разработок новой техники и технологий; проведение НИОКР за рубежом или в компаниях нерезидентах при наличии собственной научноисследовательской базы и научных кадров; нацеленность фирм на решение краткосрочных задач, в первую очередь на получение максимальной текущей прибыли).Таким образом, для решения рассмотренных проблем необходимо с одной стороны создание государством соответствующей среды, которая способствует развитию инновационноориентированных предприятий, сохранению высококвалифицированных работников и притоку молодых специалистов, а с другой стороны осознание самими предприятиями необходимости долгосрочного развития (вместо ориентации на краткосрочную прибыль), необходимости проведения НИОКР, развития и накопления интеллектуального потенциала.Для этого необходимо обеспечить достойный уровень поддержки развития инновационной деятельности на муниципальном уровне.Рассмотрим динамику развития инновационной активности муниципального уровня на примере Орловской области.
Таблица 1. Инновационная активность организаций по субъектам ЦФО (проценты)
20092010201120122013Российская Федерация9,39,510,410,310,1 Центральный федеральный округ8,88,610,210,910,7Белгородская область11,110,912,29,29,6Брянская область7,98,89,68,97,8Владимирская область10,29,510,812,810,7Воронежская область8,68,69,29,010,0Ивановская область5,75,85,18,58,4Калужская область7,98,37,910,610,9Костромская область8,08,59,16,07,0Курская область8,67,113,713,010,7Липецкая область9,98,910,014,117,5Московская область6,86,78,18,58,4Орловская область14,211,510,710,18,4Рязанская область6,67,08,411,011,4Смоленская область7,95,56,66,76,6Тамбовская область9,48,25,98,58,8Тверская область4,45,17,89,39,2Тульская область9,310,511,013,112,9Ярославская область9,510,012,012,311,0г. Москва14,113,318,618,618,3
По данным таблицы видно, что Орловскаяобластьв 2009 году находилась в лидерах среди ЦФО по инновационной активности организаций. В Орловской области принят целый ряд законов, стимулирующих инвестиционную активность в регионе. Среди них: Закон Орловской области №215ОЗот 4октября2001года «О поддержке инновационной деятельности в Орловской области», Закон Орловской области № 969ОЗ от 06.10.2009 г. «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области», Закон Орловской области № 1130ОЗ от 08.11.2010 г. «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области», Закон Орловской области № 364ОЗ от 25.10.2003 г. «О налоге на имущество организаций» (в ред. от 08.11.2010 г.).Опыт применения мер по государственной поддержке инвестиций и инноваций был представлен Орловской областью на выставке «Регионы Центрального федерального округа –территория инвестиций –2011», проходившейв «Экспоцентре». Целью этого мероприятия был обмен опытом в сфере стимулирования инвестиций в регионах страны.
Таблица 2. Созданные (разработанные) передовые производственные технологии по субъектам (единицы)
20052006200720082009201020112012Российская Федерация63773578078778986411381323Центральный федеральный округ200261284314277361411382Белгородская область1622141210101319Брянская область
129599Владимирская область11141618
97Воронежская область11917191021199Ивановская область
12
810Калужская область47191823263442Костромская область1943
215Курская область121
13Липецкая область
21Московская область32505968476612368Орловская область8454152
Рязанская область
1
1122Смоленская область22562211Тамбовская область
2
Тверская область13251332Тульская область3162
10213Ярославская область7712955818г. Москва103130123145166205174173
Но, несмотря на такую активную направленность на развитие инвестирования, в целом дела по привлечению инвесторов в Орловскую область оставляют желать лучшего. Согласно данным таблицы, уровень инновационной деятельности в Орловской области снижается. То, что Орловская область стоит в «аутсайдерах» в сфере инвестирования признавал еще губернатор А. П. Козлов. В 2010 году он призывал руководителей на местах превратить районные администрации в штабы по привлечению инвестиций.[3]Задача развития российских технологий решается, главным образом, за счет собственных средств предприятий (накоплений и амортизации). Существует необходимость государственного влияния на инновационную деятельность путем поддержки программ. Государство должно способствовать осуществлению научных разработок, увеличивая долю бюджетных средств, направляемых на эти цели в сферу науки. Для решения инновационных программ необходимо лучше использоватьльготы в налогообложении. Необходимо расширить действие льгот, когда инвестиции используются на инновационные цели. Эффективность от их реализации значительно пополнит ресурсы страны, как в экономической, так и в социальной сфере. Основное внимание государство должно уделять подготовке квалифицированных кадров, способных обеспечивать инновационную деятельность, особенно в электронной промышленности, продвигать импортозамещение на этом направлении.При общемировом замедлении экономического роста российскомуправительству, помимо мер, касающихся снижения негативного влияния от экономических изменений, ведущих к снижению экономического роста в Российской Федерации, следует увеличить расходы на поддержку инновационных производств, создавая более трудоемкие и «интеллектоемкие» продукты. С их помощью российская экономика переориентируется с роли поставщика факторов производства или какихлибо его компонентов на роль производителя качественной и конкурентоспособной продукции. А ее производство станет эффективным, способным быстро подстраиваться под изменение спроса на рынках.
Ссылки на источники1.Федеральный закон от 23.08.1996 N 127ФЗ (ред. от 22.12.2014, с изм. от 20.04.2015) "О науке и государственной научнотехнической политике" (23 августа 1996 г.)2.Анненкова А.А., Петрище В.И., Поздняков А.В. Развитие предпринимательского потенциала малых форм хозяйствования региона [Текст] / А.А. Анненкова, В.И. Петрище, А.В. Поздняков //Транспортное дело России. 2008.№6. С. 7174.3.Глаголев С.Н., Дорошенко Ю.А.,Моисеев В.В. Актуальные проблемы инвестиций и инноваций в современной России.М.: ДиректМедиа, 2014.С. 5483.4.Петрище В.И. Активизация роста ВВП средствами предпринимательского ресурса [Текст] / В.И.Петрище //Среднерусский вестник общественных наук. №4(5), 2007 г. С.26315.Петрище В.И. Инструменты информационного обеспечения региональной инновационной системы[Текст] / В.И.Петрище//Среднерусский вестник общественных наук. 2012. №3. С. 238245.6.Петрище В.И. От индустриализации к новой промышленной политикеРоссии –инновационность процессов [Текст] / В.И.Петрище // Вестник государственного и муниципального управления. №2/1(12) 2014 г. С.110117.7.Петрище В.И. Инновационная инфраструктура: внебюджетное финансирование и инвестиции [Текст] / В.И.Петрище //Вестник ОрелГИЭТ, №1(31). 2015. С.2530.8.Петрище В.И. Интеграционное взаимодействие региональных систем в условиях глобализации [Текст] / В.И.Петрище //Вестник ОрелГИЭТ, №2(16). 2011. С.7982.
Проблемы развития инноваций на муниципальном уровне
Аннотация.В качестве ключевой проблемы рассматривается роль инноваций в развитии экономики и трудности, связанные с привлечением инвестирования в инновационные технологии.Дается обоснование роли развития инноваций на муниципальном уровне. Государство рассматривается как один из участников инновационного процесса и как правовой регулятор инновационной деятельности.Актуальность данной проблемы связана с существованием ряда проблем в сфере инвестирования в инновации в Российской Федерации.Ключевые слова:инновационные технологии, инновационный процесс, муниципалитет
Инновационная деятельность в различных отраслях наиболее важный фактор развития экономики. Инновации благоприятно сказываются
на деятельности предприятий, ведут к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке, создают необходимую конкурентную среду во внутренней экономике. Для поддержания наиболее успешных инновационных процессов от государства, региональных властей, отдельных предприятий и частных лиц требуется мобилизация материальных, кадровых, финансовых, информационных, управленческих, правовых и иных ресурсов. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662р предусматриваетформирование российской экономики на базе инвестиций и инноваций. Основные успехи в экономике и управлении должны происходить не от использования природных ресурсов и устаревших технологий, а от создания и внедрения новых, в том числе интеллектуальных технологий, производства новых идей в экономической и социальной сферах. Инвестиционная деятельность в настоящее время играет важнейшую роль в поступательном и качественном развитии экономики. Является необходимой мобилизация не только внутренних, но и внешних возможностей страны. Прийти к этому можно тогда, когда в стране будут созданы благоприятные условия для функционирования инвестиционного капитала с точки зрения налогообложения, защиты прав собственности, политическая стабильность и приемлемый экономический курс.Важно, чтобы инвестиции в инновации осуществлялись как «сверху», так и «снизу». Нужноне только вкладывать в процесс разработки и внедрения инновационных продуктов и технологий. Необходимо так же поддерживать существующие производства и организации, проводить техническую и организационную модернизацию, развивать возможности персонала, так как при примитивном уровне развития организации любые инновации в ней обречены на провал.
Успех инновационной деятельности во многом зависит от качества ее организации и способов финансовой поддержки. По мере того, как новые технологии становятся основополагающими силами развития экономики государства, находятся различные возможности для поддержки инноваций. При этом расширяется разнообразие методов финансирования инновационный деятельности и перечень мероприятий по косвенной поддержке инноваций.В законе от 23.08.1996 N127ФЗ (ред. от 22.12.2014, с изм. от 20.04.2015) «О науке и государственной научнотехнической политике» понятие «инновация»определенокак введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих местили во внешних связях.[1]Существует множество определений слова «инновация», из которых можно вывести, что инновации застрагивают практически все сферы жизни общества и могут иметь как технологическую, так и организационную, и процессную составляющую. Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по сферам применения и этапам продвижения:
Технические. Заключаются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
Технологические.Возникают при применении новых или улучшенных способах производства и изготовления;
Организационноуправленческие.Связаны,прежде всего,с процессами оптимальной организации производства или деятельности, осуществляемых компанией;
Социальные.Направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.Инновация выполняет следующие функции:1. Воспроизводственная. Инновация есть важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве финансирования производства.2. Инвестиционная. Получение прибыли от инновации прямо служит цели любой коммерческой организации. Использование прибыли от инноваций для инвестирования составляет значение этой функции.
3. Стимулирующая. Прибыль служить стимулом для внедрения новых инноваций, побуждает организацию быть более конкурентоспособной, изучать спрос, применять современные методы управления.[2]Об уровнеразвития инновацийв экономике страны может говорить общий уровень экономического развития. Для Россиив современныхусловиях сложноговорить о сложившейся политикев отношении инноваций и уровня инвестирования в инновационную деятельность.Существует перечень причин и проблем неэффективного развития и внедрения инноваций в экономику.Выделяют как внешние, так и внутренние угрозы для развития инновационной экономики. К внешним угрозам относятся: вытеснение российских производителей высокотехнологичной продукции с внешнего и внутреннего рынка; экономическое и политическое противодействие доступу России к ведущим технологиям и новейшим результатам зарубежных НИОКР.К внутренним угрозам научнотехнологической безопасности относят следующие группы: 1. Угрозы, вызываемые непродуманной деятельностью органов государственной власти, коррупцией, недостаточной подготовленностью инновационного менеджмента на высших уровнях государственного управления; 2. Угрозы, вызываемые преимущественно экономическими причинами, в том числе непродуманной экономической политикой (сокращение общего объема финансирования отечественных НИОКР; снижение качества системы образования, ухудшение подготовки кадров рабочих, техников, инженеров, ученых, необходимых для разработки, освоения и использования прогрессивных технологий и выполнения приоритетных НИОКР; значительное сокращение численности высококвалифицированных рабочих, техников, инженеров, ученых; ухудшение возрастной структуры занятых в сфере НИОКР и высоких технологий; постоянный либо увеличивающийся отток за рубеж высококвалифицированных специалистов; недооценка человеческого капитала); 3. Угрозы, связанные с правовым обеспечением (отсутствие правовой охраны интеллектуальной собственности; использование патентных прав для активного вытеснения отечественных производителей с международного рынка технологий); 4. Угрозы, вызываемые недостатками системы стимулирования развития НИОКР и технологий (сокращение льгот по налогообложению для высокотехнологичных предприятий; отсутствие льгот на проведение НИОКР и сопутствующих им патентных исследований, а также льгот для предприятий, осваивающих новую технику и технологии; угрозы неконтролируемого и нерегулируемого государством экспорта технологий, ноухау и результатов НИОКР, наносящего ущерб экономическому, технологическому и оборонному потенциалу);5. Угрозы, вызванные организационнотехническими причинами (монопольное положение на внутреннем рынке производителей высокотехнологичной продукции; снижение уровня разработок новой техники и технологий; проведение НИОКР за рубежом или в компаниях нерезидентах при наличии собственной научноисследовательской базы и научных кадров; нацеленность фирм на решение краткосрочных задач, в первую очередь на получение максимальной текущей прибыли).Таким образом, для решения рассмотренных проблем необходимо с одной стороны создание государством соответствующей среды, которая способствует развитию инновационноориентированных предприятий, сохранению высококвалифицированных работников и притоку молодых специалистов, а с другой стороны осознание самими предприятиями необходимости долгосрочного развития (вместо ориентации на краткосрочную прибыль), необходимости проведения НИОКР, развития и накопления интеллектуального потенциала.Для этого необходимо обеспечить достойный уровень поддержки развития инновационной деятельности на муниципальном уровне.Рассмотрим динамику развития инновационной активности муниципального уровня на примере Орловской области.
Таблица 1. Инновационная активность организаций по субъектам ЦФО (проценты)
20092010201120122013Российская Федерация9,39,510,410,310,1 Центральный федеральный округ8,88,610,210,910,7Белгородская область11,110,912,29,29,6Брянская область7,98,89,68,97,8Владимирская область10,29,510,812,810,7Воронежская область8,68,69,29,010,0Ивановская область5,75,85,18,58,4Калужская область7,98,37,910,610,9Костромская область8,08,59,16,07,0Курская область8,67,113,713,010,7Липецкая область9,98,910,014,117,5Московская область6,86,78,18,58,4Орловская область14,211,510,710,18,4Рязанская область6,67,08,411,011,4Смоленская область7,95,56,66,76,6Тамбовская область9,48,25,98,58,8Тверская область4,45,17,89,39,2Тульская область9,310,511,013,112,9Ярославская область9,510,012,012,311,0г. Москва14,113,318,618,618,3
По данным таблицы видно, что Орловскаяобластьв 2009 году находилась в лидерах среди ЦФО по инновационной активности организаций. В Орловской области принят целый ряд законов, стимулирующих инвестиционную активность в регионе. Среди них: Закон Орловской области №215ОЗот 4октября2001года «О поддержке инновационной деятельности в Орловской области», Закон Орловской области № 969ОЗ от 06.10.2009 г. «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области», Закон Орловской области № 1130ОЗ от 08.11.2010 г. «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области», Закон Орловской области № 364ОЗ от 25.10.2003 г. «О налоге на имущество организаций» (в ред. от 08.11.2010 г.).Опыт применения мер по государственной поддержке инвестиций и инноваций был представлен Орловской областью на выставке «Регионы Центрального федерального округа –территория инвестиций –2011», проходившейв «Экспоцентре». Целью этого мероприятия был обмен опытом в сфере стимулирования инвестиций в регионах страны.
Таблица 2. Созданные (разработанные) передовые производственные технологии по субъектам (единицы)
20052006200720082009201020112012Российская Федерация63773578078778986411381323Центральный федеральный округ200261284314277361411382Белгородская область1622141210101319Брянская область
129599Владимирская область11141618
97Воронежская область11917191021199Ивановская область
12
810Калужская область47191823263442Костромская область1943
215Курская область121
13Липецкая область
21Московская область32505968476612368Орловская область8454152
Рязанская область
1
1122Смоленская область22562211Тамбовская область
2
Тверская область13251332Тульская область3162
10213Ярославская область7712955818г. Москва103130123145166205174173
Но, несмотря на такую активную направленность на развитие инвестирования, в целом дела по привлечению инвесторов в Орловскую область оставляют желать лучшего. Согласно данным таблицы, уровень инновационной деятельности в Орловской области снижается. То, что Орловская область стоит в «аутсайдерах» в сфере инвестирования признавал еще губернатор А. П. Козлов. В 2010 году он призывал руководителей на местах превратить районные администрации в штабы по привлечению инвестиций.[3]Задача развития российских технологий решается, главным образом, за счет собственных средств предприятий (накоплений и амортизации). Существует необходимость государственного влияния на инновационную деятельность путем поддержки программ. Государство должно способствовать осуществлению научных разработок, увеличивая долю бюджетных средств, направляемых на эти цели в сферу науки. Для решения инновационных программ необходимо лучше использоватьльготы в налогообложении. Необходимо расширить действие льгот, когда инвестиции используются на инновационные цели. Эффективность от их реализации значительно пополнит ресурсы страны, как в экономической, так и в социальной сфере. Основное внимание государство должно уделять подготовке квалифицированных кадров, способных обеспечивать инновационную деятельность, особенно в электронной промышленности, продвигать импортозамещение на этом направлении.При общемировом замедлении экономического роста российскомуправительству, помимо мер, касающихся снижения негативного влияния от экономических изменений, ведущих к снижению экономического роста в Российской Федерации, следует увеличить расходы на поддержку инновационных производств, создавая более трудоемкие и «интеллектоемкие» продукты. С их помощью российская экономика переориентируется с роли поставщика факторов производства или какихлибо его компонентов на роль производителя качественной и конкурентоспособной продукции. А ее производство станет эффективным, способным быстро подстраиваться под изменение спроса на рынках.
Ссылки на источники1.Федеральный закон от 23.08.1996 N 127ФЗ (ред. от 22.12.2014, с изм. от 20.04.2015) "О науке и государственной научнотехнической политике" (23 августа 1996 г.)2.Анненкова А.А., Петрище В.И., Поздняков А.В. Развитие предпринимательского потенциала малых форм хозяйствования региона [Текст] / А.А. Анненкова, В.И. Петрище, А.В. Поздняков //Транспортное дело России. 2008.№6. С. 7174.3.Глаголев С.Н., Дорошенко Ю.А.,Моисеев В.В. Актуальные проблемы инвестиций и инноваций в современной России.М.: ДиректМедиа, 2014.С. 5483.4.Петрище В.И. Активизация роста ВВП средствами предпринимательского ресурса [Текст] / В.И.Петрище //Среднерусский вестник общественных наук. №4(5), 2007 г. С.26315.Петрище В.И. Инструменты информационного обеспечения региональной инновационной системы[Текст] / В.И.Петрище//Среднерусский вестник общественных наук. 2012. №3. С. 238245.6.Петрище В.И. От индустриализации к новой промышленной политикеРоссии –инновационность процессов [Текст] / В.И.Петрище // Вестник государственного и муниципального управления. №2/1(12) 2014 г. С.110117.7.Петрище В.И. Инновационная инфраструктура: внебюджетное финансирование и инвестиции [Текст] / В.И.Петрище //Вестник ОрелГИЭТ, №1(31). 2015. С.2530.8.Петрище В.И. Интеграционное взаимодействие региональных систем в условиях глобализации [Текст] / В.И.Петрище //Вестник ОрелГИЭТ, №2(16). 2011. С.7982.