Особенности организации виртуальной лаборатории как эффективного варианта кружковой работы студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арсёнова М. А. Особенности организации виртуальной лаборатории как эффективного варианта кружковой работы студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 466–470. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86997.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации студенческого научного кружка как одной из форм научной исследовательской работы студентов. Автор предлагает вариант использования технологии «виртуальной лаборатории»для формирования исследовательских компетенций студентов психолого-педагогических специальностей в рамках научного студенческого кружка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Арсёнова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец y0sh@mail.ru

Особенностиорганизации виртуальной лаборатории, какэффективноговариантакружковой работы студентов

Аннотация.Статья посвящена проблеме организации студенческогонаучного кружка как одной из формнаучной исследовательской работы студентов. Авторпредлагает вариант использования технологии «виртуальной лаборатории»для формирования исследовательских компетенций студентов психологопедагогических специальностейв рамках научного студенческого кружка. Ключевые слова: научноисследовательской работа студентов, студенческий научный кружок, виртуальная лаборатория, психологопедагогическое сопровождение.

Совершенствование системы образования на современном этапе требует переосмысления сложившегося педагогического процесса, разработки и внедрения новых подходов к организации обучения на всех его ступенях.Этот процесс направлен на формирование личности творческой, способной решать задачи в нестандартных ситуациях, умеющей планировать, прогнозировать, анализировать, корригировать не только свои действия, но и действия других людей в жизненном пространстве. В связи с этим повышаются требования к характеру педагогического труда. Выполнение профессиональных функций современного педагога на высоком уровне подразумевает единство интенсивной духовной жизни, творческого подхода к педагогической деятельностии организации научноисследовательской работы, направленной на преобразование педагогической действительности. Для подготовки таких специалистов профессиональное образование как усвоение определенной суммы знаний –является недостаточным. Сегодня на первый план в высших учебных заведениях выдвигаются задачи, требующие целенаправленно развивать творческое педагогическое мышление и формировать методологическую культуру будущих специалистов, научить студентов самостоятельно приобретать знания, генерировать новые научные инициативные идеи[4].Научноисследовательская работа является не только методом углубленногоизученияучебного материала, но и способом освоения навыков научного исследования итрадиционно подразделяются научебноисследовательскую работу студентов, которая включается в план учебного процессаи собственноНИРС,котораявыполняетсявовнеучебноевремя[1].Одной из форморганизации научной студенческой работы, являются студенческие научные кружки.Работа в кружках помогает студентам развиватьсяи раскрывать свой потенциал, достичь успеха и профессионального роста. Большинство студентов, которые участвуют в научных кружках, выделяют следующие мотивы своей деятельности: познавательный интереси стремление к самореализации.

Студенческие научные кружки при кафедре или научной лаборатории –небольшиеколлективы, объединенные разработкой определенной научной проблемы, объединяющиестудентов разных курсов, которые изучают принципы, методыи приемы ведения научной деятельности. Каждый студент в кружке выполняет как общие задачи по разработке темы, так и самостоятельные исследовательские задачи [1].Для большинства кружков в вузах характерно написание рефератов и докладов, их активное обсуждение, вынесение лучших докладов на студенческие вузовские и межвузовские конференции, выдвижение на студенческие конкурсы. Научная направленность студенческих кружков–глубокая разработка важнейших теоретических вопросов науки в целом и отдельных ее профилирующих направлений. Специфической особенностью в организации работы кружков является общность научных интересов преподавателей и студентов [2].Следует отметить, что тематика СНК, должна ориентироваться, в первую очередь не только на актуальные проблемы науки, но и на потребности современной образовательной практики.Поэтому основная тематика СНК при кафедре дошкольного образования «Лаборатория диагностики и развития ребенка дошкольного возраста в условиях семьи и образовательных учреждений различного типа» отражаетактуальные аспекты практики современного образования.Выбор данной темы обусловлен необходимостью современного образования ворганизациикачественногопсихологопедагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста.

Психологопедагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционной работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.Задачами психологопедагогического сопровождения на уровне дошкольного образования является ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Организация психологопедагогического сопровождения дошкольников предполагает активную исследовательскую позицию специалиста дошкольного образования: изучение особенностей и возможностей каждого ребенка, анализ условий и проектирование вариантов егоразвития [3].Включение специалиста в систему комплексного сопровождения требуетпереосмысления сложившегося педагогического процесса, разработки и внедрения новых концептуальных подходов к организации развития и образования в дошкольном учреждении, адекватного отбора содержания, методов и форм работы. Выполнение профессиональных функций навысоком уровне в условиях организации психологопедагогического сопровождения подразумевает единство творческого подхода к педагогической деятельности и организации научноисследовательской работы, направленной на преобразование педагогической действительности. Одним из актуальных направлений организации психологопедагогического сопровождения, является формирование методологической культуры педагогаисследователя. Овладение методологической культурой позволяет осуществлять эффективное освоение новых областей теории и практики, при этом специалист в области образования способен самостоятельно получать новые знания благодаря постановке и решению творческих задач в данной области. Формирование такого специалистаявляется важнейшей задачей современного высшего образования, реализация которой предполагает разработку новых подходови концепций, обновление содержания, форм и методов профессиональной подготовки[4].Научноисследовательская деятельность студентов в рамках нашего научного кружка позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности будущего специалиста дошкольного образования. В русле структурнодиалектического подхода была разработана система организации научноисследовательской деятельности студентов: студентне только овладевает знаниями, но и развивается в процессе организации самостоятельного научного исследования. При этом его профессиональная подготовка должна обеспечить не только специализацию в одной из областей обучения, но ипредоставить возможностьосуществлять диагностику, экспертную оценку и проектирование различных образовательных систем.В состав научного кружка входят студенты бакалавриатаи магистратуры.Цель кружка:актуализация научного потенциала и развитие навыков самостоятельной исследовательскойдеятельности студентов в контексте профессиональногопсихологопедагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста.Основные направления работы научного кружка:1.Углубленное изучение и обсуждение научнометодических проблем в области детской и детской практической психологии; дошкольной педагогики и методик дошкольного образования.2.Экспериментальное исследование особенностей и условий развития детей дошкольного возраста в семье и образовательных учреждения различного типа.3.Диагностика индивидуальнотипологических особенностей, познавательной иэмоциональноволевой сферы личности детейдошкольного возраста.4.Разработка, анализ и реализация стратегии и тактики развития, профилактикии коррекции нарушений психологического здоровьядетей дошкольного возраста.5.Анализ и проектирование психологопедагогических условий организации развивающей среды дошкольных образовательных учреждений различного типа, моделей развития сети дошкольных образовательных учреждений.6.Разработка и апробация диагностического инструментария и развивающих материалов для психологопедагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста.

Задачи кружка: получить практику применения методов исследования закономерностей и особенностей проявления психических явлений в дошкольном возрасте; развить и закрепить навыки глубокого, творческого и всестороннего анализа исследований попроблемам психологии и педагогики; выработать умения грамотно и убедительно излагать устно,и представлять письменно аналитический, научный и исследовательский материал; овладеть первичныминавыками самостоятельного проведения научных исследований и умениямичетко формулировать теоретические обобщения, делать самостоятельные выводы, производить расчеты, готовить и обосновывать практические рекомендации; научиться самостоятельно практически применять полученные знания по изучаемым проблемам при решении профессиональных задач проектирования и реализации диагностических, развивающих, коррекционных и профилактических программ. Научноисследовательская деятельность студентов в рамках нашего научного кружка позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности будущего специалиста дошкольного образования. В русле структурнодиалектического подхода была разработана система организации научноисследовательской деятельности студентов: студентне только овладевает знаниями, но и развивается в процессе организации самостоятельного научного исследования. При этом его профессиональная подготовка должна обеспечить не только специализацию в одной из областей обучения, но и предоставитьвозможность осуществлять диагностику, экспертную оценку и проектирование различных образовательных систем. Нами разработан и опробован эффективныйвариант организации кружковой работы студентов –«виртуальная лаборатория».По определению В.В. Трухина, виртуальная лаборатория «представляет собой программноаппаратный комплекс, позволяющий проводить опыты без непосредственного контакта с реальной установкой или при полном отсутствии таковой» [5].

В нашем случае, это электронный образовательный ресурс, выполненный в виде интерактивного компьютерного материала (задания, задачи, тесты, эксперименты и пр.). Комплект «виртуальной лаборатории» обеспечивает компьютерную поддержку научноисследовательской деятельности студентов.Она включает в себя два типа программноаппаратных комплексов:лабораторная установкас удаленным доступом, в состав которой входит реальная лаборатория, программноаппаратное обеспечение для управления установкой и оцифровки полученных данных, а также средства коммуникации;

программное обеспечение, позволяющее моделироватьразнообразные психологопедагогические процессы и ситуации.Виртуальная лаборатория предусматривает содержательныеблоки, связанные как с тематикой дисциплин (например, «Детская практическая психология»), так и с более узкой тематикой внутри каждой дисциплины (например, «Диагностика и развитие памяти детей»).Возможности «виртуальной лаборатории» позволяют организовать исследованияв различных научных областях: педагогика, психология, социология,и пр., а также обеспечить взаимодействиенаучноисследовательской деятельности студентов и образовательных учреждений города.Банк материала «виртуальной лаборатории» сформирован по трем уровням сложности с возможностью как репродуктивной учебной деятельности студентов, так и активизации их творческого потенциала.Комплексможно использовать в различных режимах:демонстрациязаданийс помощью единственного компьютера или проектора; индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе; самостоятельная работа. К исследовательским умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках«виртуальных лабораторий» относятся:Наблюдение объектов; обнаружение изменений, происходящих с объектом; устное описание объекта наблюдения; письменное представление информации о наблюдаемом объекте –создание алгоритмической модели. Выявление отдельных признаков в процессе компьютерного моделирования и сравнения объектов и результатов их преобразования. Использование компьютерной модели может сопровождаться проведением экспериментальных измерений разными способами. Формирование умения решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (алгоритм решения). Приобретениеумений передачи, поиска, преобразования, хранения информации; овладение различными способами представления информации. Приобретение опыта сотрудничества при выполнении групповыхпроектов.Основная экспериментальная деятельность студентов осуществляется на базе ДОУ г. Череповцаи в аудиториилаборатории при кафедре дошкольного образования Череповецкого государственного университета.Научные лаборатории и кружки всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу в области будущей профессиональной деятельности, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.

Ссылки на источники1.Ансимова Н. П. Специфика научноисследовательской работы студентов и аспирантов педагогического вуза // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 3 (60). С. 87–91.2.Арсёнова М. А. Групповое мыслительное взаимодействие в системе подготовки практических психологов для образовательных учреждений // Концепт. –2015. –Современные научные исследования. Выпуск 3. –ART85109. –URL: http://ekoncept.ru/2015/85109.htm. –ISSN2304120X.–[Дата обращения 6.02.2016].3.Арсенова М.А.Формирование ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности: Монография. –Череповец:ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. –112с. 4.Клещева И.В. Оценка эффективности научноисследовательской деятельности студентов. –СПб: НИУ ИТМО, 2014. –91 с.

5.Трухин А.В. «Об использовании виртуальных лабораторий в образовании» // Открытое и дистанционное образование. –2002. –№ 4 (8).–С. 1–2.