Семантика символа ВЕСНА в языке русской рок-поэзии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Авдеенко И. А. Семантика символа ВЕСНА в языке русской рок-поэзии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 536–540. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96011.htm.
Аннотация. Статья посвящена описанию семантики символа ВЕСНА в языке русской рок-поэзии на основе анализа контекстных ассоциаций в текстах ведущих представителей этого направления. В представлении рок-поэтов это желаемое, потенциальное, природное, зрелищное, но связанное с опасностью обмана ожиданий преображение мира, повышение его текучести под воздействием огня, магический переход от состояния безжизненности к состоянию жизни, движения, свободы, разрушение рамок в ограниченном пространстве, сопряженное с неопределенностью результата.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Авдеенко Иван Анатольевич,кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарнопедагогический государственный университет», г.КомсомольскнаАмуреiavdeenko@mail.ru

Семантика символа ВЕСНАв языке русской рокпоэзии

Аннотация. Статья посвящена описанию семантики символа ВЕСНА в языке русской рокпоэзии на основе анализа контекстных ассоциаций в текстах ведущих представителей этого направления.В представлении рокпоэтовэто желаемое, потенциальное,природное,зрелищное, но связанное с опасностью обмана ожиданий преображение мира, повышение его текучести под воздействием огня, магический переход от состояния безжизненности к состоянию жизни, движения, свободы, разрушение рамок в ограниченном пространстве, сопряженное с неопределенностью результата.Ключевые слова: символ, язык, русская рокпоэзия, контекст, ассоциация.

В современном языкознании активно обсуждаются проблемы семантики символа и концепта. Одной из основных проблем является методика их описания. В данной статье приводится опыт описания семантики символа ВЕСНА в языке русской рокпоэзии на основе анализа контекстных ассоциаций [1]в выборке из текстов ярких представителей этого направления. При этом под символом понимается знак особого рода, план содержания которого соответствует концепту в лингвокультурологическом понимании [2].Для описания символической (концептуальной) системы русской рокпоэзии представляется уместным использование наиболее известных публикаций в виде юбилейных или «итоговых» альбомов, составляющих некую целостность, однако в ряде случаев неизбежны отступления от этого принципа, поскольку указанные публикации недостаточно полны, или чрезмерны, или отсутствуют. В этом исследовании использована выборка из 207 текстов: Воскресенье (далее ‬В.) ‬альбом «Живее всех живых» и наиболее известные песни; Аквариум (далее ‬Ак.) ‬«Русский альбом» и «Кострома Mon Amour»; Звуки Му (далее ‬ЗМ) ‬альбом «Простые вещи»; Алиса (далее ‬Ал.) ‬альбом «Шабаш»); ДДТ ‬альбом «Черный Пес Петербург»; Зоопарк (далее ‬З.) ‬альбом «Сладкая N и другие»; NAUTILUSPOMPILIUS(далее НП) ‬«Отчет за 10 лет», а также наиболее известные песни из альбома «Разлука»; Чайф (далее Ч.) ‬концертная программа «15 лет»; Кино (далее ‬К.) ‬альбомы «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», песня «Перемен!», Крематорий (далее ‬Кр.) ‬концертная программа «Крематорий: 20 лет»); Машина времени (далее ‬МВ) (отобранные мной 20 наиболее известных песен группы из различных альбомов ‬И.А.).Сплошная выборка предложений с номинацией «весна» и его производными из названных выше текстов позволила получить следующие контексты упоминания одноименного символа в текстах русской рокпоэзии (на порядковый номер в данном списке сделаны ссылки в представленном ниже общем перечне ассоциаций символа ВЕСНА): (1) А я томлюсь под нежным взглядом: / Доживет ли до весны / Такая краля? (В.: Снежная баба).(2) А весною тают немощные зимние мечты (В.: Снежная баба). (3) А на земле как всегда то зима, то весна (В.: Я привык бродить один). (4) Тронулся лед, так часто бывает весной: / Живущим на льдинах никто не сказал, / Что может быть так (Ак.: Сирин, Алконост, Гамаюн). (5) Как мирила нас зима железом и льдом, / Замирила, а сама обернулась весной (Ак.: Бурлак). (6) Мне б весеннюю сладость, да жизнь без вранья (Ак.: Кострома Mon Amour). (7) Так погреба сырые / На светволю / Отпускали весну (Ал.: Шабаш 1). (8) Мир тебе, волявесна! Мир да любовь! (Ал.: Шабаш 1). (9) Лысые поляны да топи в лесах, / Это пляшет по пням весна (Ал.: Жар бог шуга). (10) Весна на дворе! / Весне мороз не указ! / Весна ‬девка тертая! (А.: Жар бог шуга). (11) Иди ко мне! / Лес продолжаетжить, / Лес чувствует движенье весны (Ал.: Ко мне!). (12) Где в грязи обручилась с весенним дождем стужа (Ал.: Стерх). (13) Кровь замутила / Чертова мать / И отпустила петлять до весны (Ал.: Шабаш2). (14) Мы без солнца и неба / Доползем до весны (ДДТ: Новые блокадники). (15) Полным распадом мира весна / Салютует всем нам, что она удалась (ДДТ: Беда). (16) Я глотаю последний огонь сигарет, / Я впустил ее в дом, я в тисках у весны (ДДТ: Беда). (17) Здесь нет урожаев, здесь шесть лет весна (ДДТ: В это). (18)Я только на кладбище верю в прогресс, / И вижу, как нам еще далеко до весны (ДДТ: Постинтеллигент). (19) Позабыв про стыд и опасность после с осложненьем заболеть, / Люди под дождем, как салют, встречали гром ‬весенний первый гром (ДДТ: Дождь). (20) А за ним, как чума, ‬Весна (ДДТ: Ленинград). (21) Непонятна весьма ‬Весна (ДДТ: Ленинград). (22) Виновата она ‬Весна (ДДТ: Ленинград). (23) Сэр Ленинград, вы теплом избалованы, / вы в январе уже перецелованы / Жадной весной (ДДТ: Ленинград). (24) Напои до пьяна ‬Весна (ДДТ: Ленинград).(25) Ты святая колдунья, ты танцуешь сквозь запах весны (З.: Фрагмент).(26) А потом, стоя на балконе, / Я буду смотреть на прохожих: / На девчонок, / На весенних девчонок, / На весенних девчонок и немного на парней (Ч.: Оранжевое настроение).(27) На концерты я хожу без билета, / Осенью, зимой,хожу,весной и летом (К.: Эй, прохожий!).(28) Все свое время зима и весна (К.: Песня без слов).(29) А деревья заболели чумой, заболели еще весной (К.: Странная сказка).(30) А он<апрель> придет и приведет за собой весну,/ и рассеет серых туч войска (К.: Апрель).(31) И только кошка гуляет сама по себе/ И лишь по весне с котом (МВ: Кошка гуляет сама по себе).(32) И кому теперь его <скворца> песнь нужна, / Ежели весна и без тоговесна (МВ: Скворец).(33) Лишь только весною тают снега (МВ: Солнечный остров).Средняя частотность упоминания символа ВЕСНА составляет 33 единицы на 207 текстов (около 16 %), что позволяет говорить о существенной значимости этого символа в русской рокпоэзии.Классификация ассоциаций [1]символа ВЕСНА в русской рокпоэзии по данным выборки выглядит так:1. Объектные ассоциации:

1.1. Номинации существ(всего 12асс.): человека(мужчин (сэр (23), парень (26)), женщин (девка (10), колдунья (25), девчонка (26)), групп людей (люди (19), прохожие (26), войска (30))), животных(диких (нет), домашних (кошка (31), кот (31)), групп (нет), птиц (особей (скворец (32)), групп (нет)), мифических существ (чертова мать (13)).

1.2. Номинации частей и особенностей строения тела: головы (нет), корпуса (нет), конечностей (нет), покрова (нет), повреждений (чума (20, 29)).1.3. Номинации растений: пень (9), дерево (29).1.4. Номинации предметов(всего 6 асс.): дома и его частей(погреб (7), дом (16), балкон (26)), одежды(нет), орудий труда(нет), оружия(нет), украшений(нет), приборов и приспособлений(тиски (16)), наград(нет), пищи(урожай (17)), денег(нет), столовых приборов(нет), транспортных средств(нет), обрядовых предметов(нет), построек(нет), табачных изделий(сигарета (16)).1.5. Номинации явлений природы(всего 12 асс.): временных(нет), климатических(зима (3, 5, 27, 28), мороз (10), дождь (12, 19), стужа (12), гром (19), осень (27), лето (27), туча (30)), физических(нет).

1.6. Номинации географическихобъектов(всего 10 асс.): населенныхпунктов(Ленинград (23)), не населенные пунктов (поляна (9), топь (9), лес (9, 11)), территорий (земля (3), светволя (7), двор (10), небо (14), кладбище (18)).1.7. Номинации космических объектов: солнце (14).1.8. Номинации единиц измерения пространства(нет).

1.9. Номинации форм предметов: льдина (4).1.10. Номинации веществ(всего 6 асс.): твердых(лед (4, 5), железо (5)), жидких(грязь (12), кровь (13)), сыпучих(снег (33)), газообразных(нет).1.11. Номинации абстрактных сущностей(нет).

1.12. Номинации коммуникативных единиц и знаковых систем: салют (19), концерт (27), билет (27), песнь (32).1.13. Номинации мыслительных форм: мечта (2).2. Атрибутивные ассоциации:

2.1. Номинации признаков температуры: тепло (23).2.2. Номинации признаков состава: сырой (7), лысая <поляна> (9).2.3. Номинации вертикальных и горизонтальных ориентиров(нет).

2.4. Номинации признаков цвета: серый (30).2.5. Номинации признаков времени(всего 10 асс.): зимний (2), всегда (3), шесть лет (17), еще далеко (18), после (19), январь (23), потом (26), все свое время (28), апрель (30), теперь (32).2.6. Номинации признаков интенсивности звука и света (нет).2.7. Номинации признаков скорости(нет).

2.8. Номинации признаков размера (нет).

2.9. Номинации признаков количества: часто (4), последний (16), первый (19), немного (26).2.10. Номинации признаков принадлежности(нет).

2.11. Номинации признаков вещества(нет).

2.12. Номинации признаков вкуса: сладость (6).2.13. Номинации признаков силы: сосложненьем <заболеть> (19), весьма (21).2.14. Номинации признаков стабильности: прогресс (18).2.15. Номинации характера человека: краля (1), избалован (23), жадный (23), святая (25).2.16. Номинации психических состояний человека(всего 5 асс.): воля<весна> (8), тертый (10), стыд (19), опасность (19), виноват (22).2.17. Номинации обобщенных качеств(нет).

2.18. Номинации отношения: нежный (1).2.19. Номинации физиологических свойств: немощный (2).2.20. Номинации эстетических свойств (нет).

2.21. Номинациипризнаков чёткости восприятия (нет).

2.22. Номинации функций объекта в понимании человека: вранье (6).2.23. Номинации идентификационных характеристик: непонятен (21).3. Процессуальные ассоциации:

3.1. Номинации физических процессов: горения(огонь (16)), свечения(нет), кипения(нет), движения(нет).3.2. Номинации перемещения(всего 7 асс.): идти (11), движенье (11), петлять (13), доползти (14), ходить (27), привести за собой (30), гулять (31).3.3. Номинации креационных процессов: продолжать (11), удаться (15), прийти (30).3.4. Номинации изменения физических или психических состояний(всего 8 асс.): таять (2, 33), тронуться (4), обернуться (5), замутить (13), распад (15), заболеть (29), рассеять (30).3.5. Номинации процессов расположения в пространстве: живущий <на льдинах>(4), стоять <на балконе> (26).3.6. Номинации физиологических процессов: дожить (1), жизнь (6), жить (11), глотать (16).3.7. Номинации процессов восприятия: зрительного(видеть (18), смотреть (26)), слухового(нет), обонятельного(запах (25)), осязательного(чувствовать (11)).3.8. Номинации эстетически ценных действий: плясать (9), танцевать (25).3.9. Номинации сигнальнокоммуникативных действий: взгляд (1).3.10. Номинации речевых действий: <не>сказать (4).

3.11. Номинации выражения отношений(всего 11 асс.): томиться (1), мирить (5), замирить (5), отпускать (7, 13), обручиться (12), салютовать (15), впустить (16), встречать <как салют> (19), перецелован (23), напоить до пьяна (23).3.12. Номинации отношений(всего 5 асс.): мир (8), любовь (8), не указ (10), сам по себе (31), нужен (32).3.13. Номинации интеллектуальных действий: верить (18), позабыть (19).Общее число рассмотренных ассоциаций символа ВЕСНА составляет 145единиц. Из них объектных ассоциаций ‬57, атрибутивных ‬35, процессуальных ‬53.Анализ состава объектных ассоциаций символа ВЕСНА в контекстах выборки показывает, чтоих наибольшее число объединяется в группыноминацийявлений природыи номинаций существ.В рамках группы номинаций явлений природыэлементыпреимущественно относятся климатическимявлениям(зима (х4), мороз (10), стужа (12), дождь (х2), гром (19), туча (30), осень (27), лето (27)).Соотношение ассоциаций с временами года (зима (х4), осень, лето) показывает ретроспективное тяготение семантики символа ВЕСНА к зимним климатическим проявлениям. При этом зимние климатические проявления (мороз, стужа) противопоставляются климатическим явлениям, связанным с дождем (дождь (х2), гром). Это актуализирует в семантике символа ВЕСНА компоненты, образующие семантический комплексводы как жизни (в жидком состоянии), противопоставленныйсимволической семантике льда как смерти. Отсутствие номинаций временных и физическихявлений природы подчеркивает символическое, непрямоеупотребление слова «весна», не предполагающее временных рамок и физических проявлений.

В рамках группы номинаций существ преобладают номинации отдельных людей, преимущественно женщин(девка, девчонка, колдунья, носэр, парень), при этом единственной номинацией, характеризующей денотат, является слово «колдунья», которое соотносится семантически с номинациями домашних животных (кот, кошка) и номинацией мифического существа (чертова мать) и актуализирует семантику магии, волшебства, чародейства. Номинации групп людей (люди, прохожие, войска) также содержат единственный семантически охарактеризованный элемент (войска), выражающий семантику агрессии. Однако семантика агрессии в данном случае относится к сфере символа ЗИМА как антиподусимвола ВЕСНА (А он придет и приведет за собой весну,и рассеет серых туч войска(К.: Апрель). Апрель здесь связан с мифом о Перуне, который побеждает демонов зимы и освобождает красавицу Весну [4, c.114]). В этом отношении интересно наблюдение А. Н.Афанасьева, который отмечает, что в весенних грозах древнейшие народы видели одновременно и брачное торжество природы, поливаемой семенем дождя, и ссоры и битвы враждующих богов [5, c.41]. В этой группе вполне предсказуемо присутствует номинация «скворец», поскольку называемая ею птица символизирует наступление весны.Вторую позицию по количеству объектных ассоциаций символа ВЕСНА занимает группа номинацийгеографических объектов. В этой группе номинации «природных» географических объектов (поляна, топь, лес (х2), земля, небо, светволя) преобладают над номинациями «цивилизационных» географических объектов (Ленинград, двор, кладбище). Это указывает на доминированиеприродныхкомпонентов в семантикеисследуемого символа.Аналогичное доминирование проявляется и в соотношении номинаций растений(пень, дерево), где только элемент «пень» связан с цивилизацией, но оба компонента соотносятся с природой.Состав группы номинаций предметов, немногочисленность которых подтверждает семантику доминирования природы, актуализирует компоненты, связанные с домом (дом, балкон, погреб), приспособлениями (тиски), пищей(урожай), табачнымиизделиями(сигарета). В своей совокупности указанные номинации выражают семантику потенциальной жизни: вопервых,посредством метафоры дом ‬дерево, где погреб соотносится с корнями, а балкон ‬с веткой, вовторых, компонентами недостаточности пространства (тиски) и результативности жизненного цикла (урожай). При этом символ ВЕСНА связан именно с потенциальностью жизни. Отсюда отсутствие большинства подтипов предметных ассоциаций(одежды, орудий труда, оружия, украшений, денег, столовых приборов, транспортных средств, построек), а также использование номинации урожай нафонеотрицательной модальности: «Здесь нет урожаев, здесь шесть лет весна» (ДДТ: В это).Потенциальность жизни связана с опасностью ее нереализации: отсюда ассоциация «чума» (х2) в группе номинаций частей и особенностей строения тела.В то же время семантика потенциальности определяет наличие компонента ожидаемости («мечта» как единственная ассоциация в группе номинаций мыслительных форм), причем предметом ожидания является некое зрелище (ассоциации «салют», «концерт», «билет» в группе номинаций коммуникативых единиц и знаковых систем).В группе номинаций веществ три из шести элементов (лед (х2), снег) соотносятся с зимой. Ассоциативно с зимой связан и элемент «железо»: «Как мирила нас зима железом и льдом, / Замирила, а сама обернулась весной» (Ак.: Бурлак). Это, как и состав номинаций форм предметов (льдина),указывает на ретроспективную темпоральную ориентацию семантики символа ВЕСНА. Собственно же «весенние» ассоциации (грязь, кровь) связывают семантику символа ВЕСНА с компонентами ʻводаʼ, ʻземляʼ,ʻжизньʼ.При этом семантика символа ВЕСНА преимущественно связана именно с земными, осязаемымисущностями, отсюда единичность ассоциации «солнце» в группе номинаций космических объектови отсутствие элементов в группе номинаций абстрактных сущностей.В результате анализа объектных ассоциаций символа ВЕСНА можно дать следующее описание его семантики: ВЕСНА ‬это потенциальноеприродноезрелищноепреображение мира, магический переход от состояния безжизненности к состоянию жизни.Анализ состава атрибутивных ассоциаций символа ВЕСНА в контекстах выборки показывает, чтоих наибольшее число объединяется в группу номинаций признаков времени. Ассоциации данной группы отражают в большей мере семантику ретроспективности (зимний, январь) и потенциальности (еще далеко, после, потом),чем семантику продолжительности (все свое время, шесть лет, всегда) и актуальности (апрель, теперь).При этом состав номинаций признаков количества (последний, первый, немного, но часто) подчеркивает ценностный компонент семантики символа.Вторую позицию по количеству элементов занимает группа номинацийпсихических состояний человека (всего 5 асс.): воля<весна> (8), тертый (10), опасность (19), стыд (19), виноват (22).При этом четыре из пяти элементов группы объединяются компонентом ʻотрицательный опытʼ (тертый, опасность, стыд, виноват), в двух из указанных четырех случаев такой опыт выражается номинациями личных эмоциональных переживаний (стыд, виноват). Выражение прямой связи весны с волей (волявесна) указывает на то, что компонент отрицательного опыта возникает из семантики значения номинации «воля» в контексте потенциальностисемантики жизни, ретроспективности символического значения весны как семантический комплекс обмана ожиданий, причем ожидания связаныв данном случае с разрушением рамок (стыд, вина возникают как следствие попытки выйти за пределы рамок). Семантика обмана ожиданий выражается и в единичных ассоциациях групп номинаций функций объекта в понимании человека (вранье) и номинаций идентификационных характеристик (непонятен).Привлекательность потенциального выхода за пределы рамок выражается в составе номинацийхарактера человека, где «святая» выражает духовную привлекательность,«краля»‬телесную, а «избалован» и«жадный»характеризуют интенсивность желания выйти за рамки. Компонент желаемости в семантике символа ВЕСНА выражается и в единичных ассоциациях групп номинации признаков температуры (тепло), вкуса (сладость), отношения (нежный). Яркая выраженность желаемости проявляется в составе номинаций признаков силы (с осложненьем <заболеть>, весьма), где один из элементов подчеркивает и потенциальную опасность (с осложненьем), поддерживаемую единичными номинациями физиологических свойств (немощный), признаков состава (сырой, лысая <поляна>) и цвета (серый).Однако, несмотря на то, что семантика символа ВЕСНА в языке русской рокпоэзии связана с желаемостью,характер ожиданий крайне неопределен, что выражается в абстрактности представлений о будущем, следующей из единичной номинации признаков стабильности (прогресс), а также отсутствияэлементов в группах номинацийвертикальных и горизонтальных ориентиров, обобщенных качеств, эстетических свойств, признаков интенсивности звука и света, скорости, размера, принадлежности, вещества, чёткости восприятия.В результате анализа состава атрибутивных ассоциаций символа ВЕСНА в языке русской рокпоэзии можноуточнить описаниеего семантики следующим образом: ВЕСНА ‬это потенциальное природное зрелищное, но связанное с опасностью обмана ожиданий преображение мира, магический переход от состояния безжизненности к состоянию жизни, разрушение рамок, сопряженное с неопределенностью результата.Анализ состава процессуальных ассоциаций символа ВЕСНА в контекстах выборкипоказывает, чтонаиболее представленную их группу составляют номинации выражения отношений. Большая их часть объединяется компонентом ʻпринятиеʼ(томиться, мирить, замирить, обручиться, салютовать, впустить, встречать <как салют>, перецелован, напоить до пьяна). Номинация со значением относительного отторжения «отпускать» (х2) соотносит процессуальный аспект семантики символа не столько с неприятием, сколько с предоставлением о свободе, принятием категории воли: «Так погреба сырые / На светволю / Отпускали весну» (Ал.: Шабаш 1); «Кровь замутила / Чертова мать / И отпустила петлять до весны» (Ал.: Шабаш2).Компоненты принятия и свободы (воли) образуют подгруппы ассоциаций и среди номинаций отношений (мир, любовь, нужен ‬принятие; не указ, сам по себе ‬свобода, воля).Вторую позицию по числу элементов занимает группа номинацийизменения физических или психических состояний, причем все из них характеризуются компонентами ʻснижение степени стабильностиʼ, ʻповышение степени неопределенности, текучестиʼ, ʻутрата строгости формʼ (таять (х2), тронуться, обернуться, замутить, распад, заболеть, рассеять).Семантика текучести актуализируется и в группе номинаций физиологических процессов, соотносящей витальные ассоциации (дожить, жизнь, жить) с элементом «глотать».При этом интересно, что в составе номинаций физических процессов представлен только элемент с семантикой горения (огонь)при отсутствии элементов с семантикой кипения, свечения и движения. Это может объясняться символическим представлением об огне как сущности весны.Третью позицию по числу процессуальных ассоциаций символа ВЕСНА занимает группа номинацийперемещения, причем подавляющую их часть (наряду с обобщенной номинацией «движенье») составляют элементы с компонентом ʻсамостоятельностьʼ (идти, ходить, привести за собой, гулять, петлять, доползти), из которых лишь две номинации связаны с целенаправленностью (привести за собой, доползти).Обращает на себя внимание, что при наличии семантики самостоятельного движения группа номинаций расположения в пространстве выражает ограниченность перемещения (живущий <на льдинах>, стоять <на балконе>). Таким образом, самостоятельное движение в семантике символа ВЕСНА парадоксально сочетается с семантикой ограниченности пространства, статичности расположения в нем.

В группеноминацийпроцессов восприятияпри наличии элементов, соответствующих зрительному (видеть, смотреть), обонятельному (запах), осязательному (чувствовать) восприятию значимо отсутствуют элементы, связанные со звуком. Значимость этой лакуны подтверждается визуальным и тактильным характером эстетически ценных действий (плясать, танцевать), единичной номинацией сигнальнокоммуникативных действий (взгляд), а также единичной номинацией речевых действий, маркированной отрицанием (<не>сказать).Лакунарность звука связывает семантику символа ВЕСНА в языке русской рокпоэзии с семантическими комплексами религиозных [12], эзотерических [14], эстетических [6; 10], культурных [11]практик.Исследование семантики символа ТИШИНА в языке русской рокпоэзии предполагается в перспективе работы.Таким образом, анализ процессуальных ассоциаций символа ВЕСНА в языке русской рокпоэзии позволяет уточнить его семантику: ВЕСНА ‬это желаемое, потенциальное, природное, зрелищное, но связанное с опасностью обмана ожиданий преображение мира, повышение его текучести под воздействием огня, магический переход от состояния безжизненности к состоянию жизни, движения, свободы, разрушение рамокв ограниченном пространстве, сопряженное с неопределенностью результата.Сравним полученное описание семантики символа ВЕСНА в русской рокпоэзии с описаниями семантики этого символа(концепта)в других источниках. В словарях символов ВЕСНАинтерпретируется каквремя года, символизирующее молодость, творческое и духовное обновление (Символы, знаки, эмблемы).Исследуя поэтические воззрения славян на природу, А.Н.Афанасьев многократно указывает на то, что наступление весны как столкновение божественных сил добра с мистическими силами зла сопровождается громом, это отражается не только в мифах, но и в обрядах, в ходе которых участники бьют в бубны, тазы, сковороды, звонят колокольчиками и бубенцами [5].Цзу Сюецинотмечает, что основными компонентами слова «весна» являются: ʻвремя годаʼ, ʻпосле зимыʼ, ʻперед летомʼ, ʻпора оживления природыʼ. На основе последнего развивается переносное значение ʻпора расцвета человека, молодостиʼ, с которым связаныи понимание весны как поры любви, и семантика радости и восхищения. В русской поэтической картине мира весна олицетворяется в образах сверхъестественных существ (волшебница, кудесница и др.) или преимущественно молодых женщин (дева, девушка и т.д.). Характерными для весны являются образы пира, праздника, разгула [13].Т.А.Галанина и Н.Ф.Тамбовцева характеризуют веснукак самое романтичное время года, когда природа скидывает с себя сонливость и дремоту, оставшуюся после долгой и холодной зимы.Все поэты, обращаясь к образу весны, утверждали, что в ней много манящего [9].С.Г. Буданова в результате анализа русских паремий выявляет в качестве составляющих концепта ВЕСНА реальныеи прагматические признаки. В числе реальных признаков выявляются упоминания холода и мороза(В марте мороз скрипуч, да не жгуч. Май холодный ‬не будешь голодный), таяния льда (Незрелый умок, что вешний ледок), прилета птиц (Грач на горе ‬весна на дворе), прорастающей травы, распускающихся цветов (Март с водой, апрель с травой, а май с цветами), дождя как созидающей, преображающей силы (Весенний дождь растит, осенний гноит), зеленого цвета (Апрель начинает при снеге, а кончается при зелени). Прагматические признаки весны выделяют преимущественно радостное настроение и чувство восхищения (Матушкавесна всем красна), положительные оценки (Веснакрасна пришла ‬на все пошла), голод(Красна весна, да голодна), необходимость труда (Весною день упустишь ‬годом не вернешь) [7].В языковой картине мира русского шансона концепт ВЕСНА связан с кратким и труднодостижимым комплексом положительных эмоций, любовью, доверием, воодушевлением, освобождением [2].Сопоставление показывает, что семантика символа ВЕСНА в языке русской рокпоэзии преимущественно соответствует русской культурной традиции: женственность, волшебство, преображение льда в воду, ретроспективность, притягательность. Вместе с тем в языке русской рокпоэзии актуализируется семантика потенциальности, опасности обмана ожиданий, неопределенности результата, а также тишины как комплекса религиозных, эзотерических, эстетических и культурных практик.

Ссылки на источники1.Авдеенко И. А. Контекстные ассоциации и их инетерпретацияпри описании семантики символа // Ученые записки КомсомольскогонаАмуре государственного технического университета. ‬2010. ‬Т. 2.‬№3. ‬С. 6773.2.Авдеенко И.А., Коваль А.В. Концептуальная категория «Время» в языковой картине мира русского шансона // Лингвистика: вопросы теории и методики: сборник научных и научнометодических статей. Вып. 2. / под общ. ред. И.В.Крисановой. ‬КомсомольскнаАмуре: Издво АмГПГУ, 2008. ‬С.2134.3.Авдеенко И.А. К вопросу о символе как конвенциональном знаке особого рода // Филологические науки. Вопросы теории и практики. ‬2013. №1 (19). ‬С.1517.4.Афанасьев А. Н. Мифы древних славян. ‬М.: РИПОЛ классик, 2014. ‬288 с. 5.Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 18651869 (репринт ‬М., 1994).6.Барсукова Т.В. Феномен тишины в живописи: сравнительный анализ: Автореф. дисс. … канд. искусствоведения (24.00.01). ‬Челябинск, 2011. ‬23с.7.Буданова С.Г.Концепт «Весна» в русских пословицах и поговорках. ‬URL: http://www.rusnauka.com/26_WP_2013/Philologia/4_144077.doc.htm8.Весна // Знаки, символы, эмблемы. ‬URL: https://slovari.yandex.ru9.Галанина Т.А., Тамбовцева Н.Ф. Образ весны в картине мира русских поэтов // Современные научные исследования и инновации. ‬2015. ‬№ 10. ‬URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/5846810.Нагуманова Э.Ф. Концепт "Тишина" в русской и татарской поэзии началаХХ века (на материале лирики А.Блока, К.Бальмонта, Дардменда, Ш.Бабича, Н.Думави) // Актуальные проблемы изучения национальных культур, языков и литератур народов УралоПоволжья: Материалы Всерос. научн. конф. Чебоксары: Издво "Новое время", 2012. С.133140.

11.Попов А.В. Традиционный Бали в современном мире // ЮгоВосточная азия: актуальные проблемы развития. 2019. № 13. ‬С. 183201.12.Сергеева Г.А. Практики молчания и их оценка со стороны традиционных и нетрадиционных церковных институций // Современные проблемы науки и образования. ‬2013. ‬№ 6. ‬URL: http://www.scienceeducation.ru/11311140 13.Цзу Сюецин Национальнокультурные концепрты времен года в русской языковой картине мира (на фоне китайской): Автореф. дисс. … канд. филол. наук (10.02.01). ‬Владивосток, 2009. ‬36 с.14.Шунейко А. А. Символы и термины масонов: Словарь. ‬Хабаровск: Издво ДВГГУ, 2006. ‬396 с.