Семантика символа ЗИМА в языке русской рок-поэзии
Выпуск:
ART 96010
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Авдеенко
И.
А. Семантика символа ЗИМА в языке русской рок-поэзии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
531–535. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96010.htm.
Аннотация. Статья посвящена описанию семантики символа ЗИМА в языке русской рок-поэзии на основе анализа контекстных ассоциаций в текстах ведущих представителей этого направления. Выявлены такие компоненты семантики символа ЗИМА, как ориентированность на будущее, потенциальность внешне остановившейся жизни, разорванность социальных отношений, пространственная и ментальная ограниченность, внутренняя вариативность, креативная и коммуникативная активность.
Похожие статьи
Текст статьи
Авдеенко Иван Анатольевич,кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарнопедагогический государственный университет», г.КомсомольскнаАмуреiavdeenko@mail.ru
Семантика символа ЗИМА в языке русской рокпоэзии
Аннотация.Статья посвящена описанию семантики символа ЗИМА в языке русской рокпоэзии на основе анализа контекстных ассоциаций в текстах ведущих представителей этого направления. Выявлены такие компоненты семантики символа ЗИМА, как ориентированность на будущее, потенциальность внешне остановившейся жизни, разорванность социальных отношений, пространственная и ментальная ограниченность, внутренняя вариативность, креативная и коммуникативная активность.Ключевые слова: символ, язык, русская рокпоэзия, контекст, ассоциация.
Современное языкознание отличается выраженным интересом к комплексу проблем, связанных с семантикой символа в языке и концептом в языковой картине мира. Однако объективная методика описания этих единиц до настоящего времени не выработана и в нужной степени не апробирована. Если исходить из того, что семантика символа представляет собой концепт в лингвокультурологическом понимании [1], ее исследование возможно на основе анализа контекстных ассоциаций [2]. Настоящая статья представляет собой попытку применения анализа контекстных ассоциаций для описания семантики символа ЗИМА в языке русской рокпоэзии.Для описания символической (концептуальной) системы русской рокпоэзии представляется уместным использование наиболее известных публикаций в виде юбилейных или «итоговых» альбомов, составляющих некую целостность, однако в ряде случаев неизбежны отступления от этого принципа, поскольку указанные публикации недостаточно полны, или чрезмерны, или отсутствуют. В этом исследовании использована выборка из 207текстов: Воскресенье (далее В.) альбом «Живее всех живых» и наиболее известные песни; Аквариум (далее Ак.) «Русский альбом» и «Кострома Mon Amour»; Звуки Му (далее ЗМ) альбом «Простые вещи»; Алиса (далее Ал.) альбом «Шабаш»); ДДТ альбом «Черный Пес Петербург»; Зоопарк (далее З.) альбом «Сладкая N и другие»; NAUTILUSPOMPILIUS(далее НП) «Отчет за 10 лет», а также наиболее известные песни из альбома «Разлука»; Чайф(далее Ч.) концертная программа «15 лет»; Кино (далее К.) альбомы «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», песня «Перемен!», Крематорий (далее Кр.) концертная программа «Крематорий: 20 лет»); Машина времени (далее МВ) (отобранные мной 20 наиболее известных песен группы из различных альбомов И.А.).Сплошная выборка предложений с номинацией «зима» и еёпроизводными из названных выше текстов позволила получить следующие контексты упоминания одноименного символа в текстах русской рокпоэзии (на порядковый номер в данном списке сделаны ссылки в представленном ниже общем перечне ассоциаций символа ЗИМА): (1) А весною тают немощные зимние мечты (В.: Снежная баба). (2) А от чего ж они зимой себе не лепят / Снежных мужиков? (В.: Снежная баба). (3) Мнеговорили разные люди: «Жизнь это полосы разного цвета, / И если мы не были, значит, мы будем, так же, как будет зима после лета» (В.: Пятна). (4) А на земле как всегда то зима, то весна (В.: Я привык бродить один). (5) Наступает ночь начнем подготовку кзиме (Ак.: Сирин, Алконост, Гамаюн). (6) Как мирила нас зима железом и льдом, / Замирила, а сама обернулась весной (Ак.: Бурлак). (7) Как легко представить зиму, / если холод внутри (ЗМ: Зима). (8) Да, это зима, это ее сугробы, / ее приметы за моим окном (ЗМ: Зима). (9) И запахом снега распахнуты ноздри, / и дым лиловых сигарет совсем как тот / мерзлый дым / из тех труб в том городе той зимой (ЗМ: Зима). (10) И песня моя прозрачная / и бледносиняя, как зима, / как наледи, / как скользкий лед памяти (ЗМ: Зима). (11) В зимнюю стужу бойлер мой дом (ЗМ: Бойлер). (12) Да чавкала / Зимаблокадница (Ал.: Шабаш 1). (13) Выросли перья у тощей зимы (ДДТ: Беда). (14) Плюс один, ноль, плюс два, почернела зима, / Расцветает январь язвой неба, хаха! (ДДТ: Ленинград). (15) Эй, Ленинград, Петербург, Петроградище, / Марсово пастбище, Зимнее кладбище, / Отпрыск России, на мать не похожий, / Бледный, худой, евроглазый прохожий (ДДТ: Ленинград). (16) Был бесцветным, / Был безупречно чистым, / Был прозрачным, / Стал абсолютно белым: / Видно, ктото решил, что зима, / И покрыл меня мелом (НП: Шар цвета хаки). (17) Мы ждали лета пришла зима (К.: В наших глазах). (18) На концерты я хожу без билета, / Осенью, зимой, хожу, весной и летом (К.: Эй, прохожий!). (19) Все свое время зима и весна (К.: Песня без слов). (20) Вот скоро грянут метели. Кому ты будешь нужен зимой? (МВ: Скворец). (21) И кто сказал, что песне зимой конец? (МВ: Скворец). (22) В мечтах о добре / По зимней поре / Он <флюгер> сгинул в январе / В чужом дворе (МВ: Флюгер). (23) Опять холода, зима на года / И ангелы к югу летят (МВ: Картонные крылья любви).Общее число контекстов 23 на 206 текстов выборки (около 11%), что позволяет говорить о существенной значимости этого символа в русской рокпоэзии.Классификация ассоциаций (Авдеенко 2010) символа ЗИМАв русской рокпоэзии по данным выборки выглядит так:1. Объектные ассоциации:1.1. Номинации существ(всего 6 асс.): человека (мужчины (мужик (2), отпрыск (15), прохожий (15)), женщины (мать (15)), группы людей (люди (3)), животных (нет), птиц (нет), мифических существ (ангел (23)).1.2. Номинации частей и особенностей строения тела: головы (ноздри (9)), корпуса (нет), конечностей (нет), покрова (перья (13)), повреждений (язва (14)).1.3. Номинации растений: нет.1.4. Номинации предметов(всего 6 асс.): дома и его частей (окно (8), труба (9), дом (11)), одежды (нет), орудий труда (нет), оружия (нет), украшений (нет), приборов и приспособлений (бойлер (11), флюгер (22)), наград (нет), пищи (нет), денег (нет), столовых приборов (нет), транспортных средств (нет), обрядовых предметов (нет), построек (нет), табачных изделий (сигарета (9)).1.5. Номинации явлений природы(всего 13 асс.): временных (ночь (5), январь (14, 22)), климатических (весна (1, 4, 6, 18, 19), лето (3, 17,18), осень (18), метель (20)), физических (нет).1.6. Номинации географических объектов(всего 10 асс.): населенных пунктов (город (9), Ленинград (15), Петербург (15), Петроградище (15)), не населенных пунктов (нет), территорий (земля (4), небо (14), Марсово пастбище (15), кладбище (15), Россия (15), двор (22)).1.7. Номинации космических объектов: нет.1.8. Номинации единиц измерения пространства: нет.1.9. Номинации форм предметов: полоса (3), сугроб (8).1.10. Номинации веществ(всего 7 асс.): твердых (железо (6), лед (6, 10), наледь (10)), жидких (нет), сыпучих (снег (9), мел (16)), газообразных (дым (9)).1.11. Номинации абстрактных сущностей: нет.1.12. Номинации коммуникативных единиц и знаковых систем(всего 5 асс.): песня (10, 21), концерт (18), билет (18), конец <песне> (21).1.13. Номинации мыслительных форм: мечта (1, 22), примета (8), память (10).2. Атрибутивные ассоциации: 2.1. Номинации признаков температуры(всего 7 асс.): холод (7), мерзлый (9), стужа (11), плюс один (14), ноль (14), плюс два (14), холода (23).2.2. Номинации признаков состава: прозрачный (10, 16), безупречно чистый (16).2.3. Номинации вертикальных и горизонтальных ориентиров: внутри (7), к югу (23).2.4. Номинации признаков цвета(всего 6 асс.): цвет (3), лиловый (9), бледносиний (10), почернеть (14), бесцветный (16), абсолютно белый (16).2.5. Номинации признаков времени: всегда (4), все свое время (19), <зимняя> пора (22), на года (23).2.6. Номинации признаков интенсивности звука и света: нет.2.7. Номинации признаков скорости: нет.2.8. Номинации признаков размера: нет.2.9. Номинации признаков количества: разные <люди> (3).2.10. Номинации признаков принадлежности: нет.2.11. Номинации признаков вещества: снежный (2).2.12. Номинации признаков вкуса: нет.2.13. Номинации признаков силы: легко (7).2.14. Номинации признаков стабильности: разный <цвет> (3), скользкий (10), опять (23).2.15. Номинации характера человека: нет.2.16. Номинации психических состояний человека: нет.2.17. Номинации обобщенных качеств: нет.2.18. Номинации отношения: хаха! (14), кому ты нужен? (20), добро (21).2.19. Номинации физиологических свойств(всего 6асс.): немощный (1), тощий (13), бледный (15), худой (15), евроглазый (15), <зима>блокадница (12).2.20. Номинации эстетических свойств: нет.2.21. Номинации признаков чёткости восприятия: нет.2.22. Номинации функций объекта в понимании человека: подготовка (5).2.23. Номинации идентификационных характеристик: не похожий (15), чужой (22).3. Процессуальные ассоциации:3.1. Номинации физических процессов: нет.3.2. Номинации перемещения: ходить (18), лететь (23).3.3. Номинации креационных процессов(всего 7 асс.): <не>лепить (2), не были будем (3), наступает <ночь> (5), начать (5), выросли <перья> (13), прийти (17), сгинуть (22).3.4. Номинации изменения физических или психических состояний: таять (1), обернуться (6), расцветать (14).3.5. Номинации процессов расположения в пространстве: распахнутый (9), покрыть (16).3.6. Номинации физиологических процессов: жизнь (3), чавкать (12).3.7. Номинации процессов восприятия: зрительного(нет), слухового(нет), обонятельного(запах (9)), осязательного(нет).3.8. Номинации эстетически ценных действий: нет.3.9. Номинации сигнальнокоммуникативных действий: грянуть (20).3.10. Номинации речевых действий: говорить (3), сказать (21).3.11. Номинации выражения отношений: мирить (6), замирить (6), ждать (17).3.12. Номинации отношений: нет.3.13. Номинации интеллектуальных действий: значит (3), представить (7), видно (16), решить (16).Общее число рассмотренных ассоциаций символа ЗИМА составляет 123 единицы. Из них объектных ассоциаций 56, атрибутивных 40, процессуальных 27.Анализ состава объектных ассоциаций символа ЗИМА в контекстах выборки показывает, что их наибольшее число объединяется в группуноминаций явлений природы.В рамках этой группы выделяются ассоциации с временами года (весна (х5), лето (х3), осень), которые выражают преимущественную проспективную ориентированность семантикисимвола ЗИМА (зима как предшественник весны) с элементами противопоставления (зима как антипод лета). Единичные ассоциации с названием месяца (январь (х2))указывают на наличие в семантике рассматриваемого символа компонента центра, в котором достигается максимальное проявление признаков. В то же время единичные ассоциации «ночь» и «метель» соотносят семантику символа ЗИМА с семантикой соответствующих символов.Вторую по количеству элементов группу ассоциаций символа ЗИМА образуют номинации географических объектов, причем большая их часть объединяется компонентом ʻцивилизацияʼ: город, Ленинград, Петербург, Петроградище, Марсово пастбище, кладбище, Россия, двор. Кроме того, ассоциации с оппозитивными символами ЗЕМЛЯ и НЕБО указывают на промежуточность, маргинальность означаемого символа ЗИМА, которая поддерживается аналогичными компонентами символов НОЧЬ и МЕТЕЛЬ.Компонент ʻцивилизацияʼ выражается также в отсутствии ассоциаций с растениями.Третью позицию по количеству объектных ассоциаций символа ЗИМА занимает группаноминацийвеществ, причем бόльшую их часть составляют номинации воды в твердом состоянии (лед (х2), наледь, снег), что при полном отсутствии номинаций воды в жидком состоянии выражает семантику потенциальной, но остановившейся жизни. Остальные элементы этой группы соотносят семантику символа ЗИМА с деятельностью человекапо освоению природы (железо, мел природные вещества, поставленные на службу цивилизации, дым симптом «прирученного» огня).Четвертую позицию по числу элементов занимают группы номинаций существ и номинаций предметов.
В группе номинаций существ половина выражает мужское начало (мужик, отпрыск, прохожий), причем все номинации мужчин обладают семантикой отстраненности, выключенности из социальных отношений.Аналогичный характер имеет в данном случае и ассоциация исключительно с обобщенной номинацией группы людей (люди). В совокупности с отсутствием номинаций животных и птиц такое соотношение выражает безжизненность цивилизации как социальных отношений. Единичные, логически разрозненныеноминации частей и особенностей строения тела (ноздри, перья, язва) указывают на то, что разрыв характеризует не только внешние отношения, но и внутреннюю организацию человека. Мужское начало, ассоциирующееся с символикой ЗИМЫ, соотносится с древним олицетворением зимы в образе Морозко (Мороза) [3].Тем не менее,в рамках группы номинаций существ представлены единичные номинации, ассоциирующие семантику символа ЗИМА с потенциальной жизнью (мать) и духовнонравственным началом (ангел). Среди номинаций предметов выделяются названия дома (дом), его частей (окно, труба), приборов и приспособлений (бойлер, флюгер), а также табачных изделий (сигарета). В своей совокупности они ассоциируют семантику символа ЗИМА с замкнутым, специально обогреваемым пространством дома(одиночеством человека в мире), в пределах которого можно лишь наблюдать происходящее (флюгер, окно).Отсутствие других ассоциаций в рамках этой группы (одежды, орудий труда, пищи, денег, наград, украшений и т.д.) указывает на внутреннююопустошенность, выражаемую семантикой символа ЗИМА. Однако единичная номинация табачных изделий (сигарета), наряду с ассоциативной семантикой слова «флюгер» актуализирует и семантику временности: зима это своеобразный перекур, консервация жизни в агрессивном пространстве мира.С семантикой ограниченности пространства связано и отсутствие элементов в группах номинаций космических объектов и единиц измерения пространства. Отсутствие ассоциаций в группе номинаций абстрактных сущностей указывает на то, что данное ограничение относится не только к материальному, но и к ментальному миру человека.Выраженные составом ранее отмеченных групп аспекты семантики символа дополняются значимостью ассоциаций с коммуникативными единицами и знаковыми системами (песня (х2),концерт, билет, конец <песне>) и мыслительными формами (мечта (х2), примета, память): приостановленная в различных аспектах жизнь конденсируется в ретроспективных (песня (х2), конец <песне>, память) и проспективных (билет, мечта (х2), примета) ментальныхи семиотических событиях. Хотя при этом показательна актуализация семантики отстраненности, искусственности в единичной номинации «концерт».В результате анализа объектных ассоциаций символа ЗИМА можно дать следующее описание его семантики: ЗИМА это ориентированное на будущее состояние цивилизации как потенциальной, остановившейся жизни с доминированием мужского начала, разорванностью социальных отношенийи внутреннего устройства человека, пространственной и ментальной ограниченностью, на фоне которых актуализируются мыслительные и коммуникативные формы.Анализ состава атрибутивных ассоциаций символа ЗИМАв контекстах выборки показывает, чтоих наиболее представленную группу образуют номинации признаков температуры, в рамках которой сочетаются номинации низкой температуры (холод, мерзлый, стужа, холода) и номинации колебаний околонуля (плюс один, ноль, плюс два). Такое сочетание объясняется компонентами общей дискомфортности, стагнации и проспективной ориентированности, ожидания изменений.Вторую позицию по количеству атрибутивных ассоциаций рассматриваемого символа занимают группыноминацийпризнаков цветаи физиологических свойств. Единицы группыноминаций признаков цвета, за исключением гиперонима «цвет», образуют своеобразную палитру смерти (лиловый, бледносиний, почернеть, бесцветный, абсолютно белый).Однако наличие вариативности, отсутствие монохромности указывает на то, что эта палитра фиксирует застывшие возможности.В группе номинацийфизиологических свойстввсе элементы (немощный, тощий, бледный, худой), включая окказионализм «евроглазый» и метафору «блокадница»объединены значением истощения, связанного с продолжительным нахождением в опустошенном, безжизненном, замкнутом пространстве.Однако замкнутость безжизненного пространства не абсолютна,предполагает потенциальный разрыв границ. На это указывает состав группы номинаций вертикальных и горизонтальных ориентиров, в которой элемент с семантикой замкнутости(внутри)сочетается с элементом направленности, устремленности(к югу), а также единичная номинация функций объекта в понимании человека (подготовка).На третьем месте по числу атрибутивных ассоциаций символа ЗИМА группа номинацийпризнаков времени. В рамках этой группы элементы образуют равновесную оппозицию предельности и отсутствия временных границ(все свое время, <зимняя> пора, новсегда, на года), связанную, с одной стороны, с ожиданием изменений, оживления, весны, а с другой с ощущением полной остановки времени. Четвертую позицию по числу элементов занимают группы номинаций признаков состава, стабильности и отношения.Номинации признаков составаоднородны, объединены компонентом ʻчистотаʼ (прозрачный (х2), безупречно чистый).Этот компонент актуализируется и единичной ассоциацией признака вещества (снежный). В группах же номинаций признаков стабильности и отношения наблюдаются градации: от постоянства (опять), через неустойчивость (скользкий) к многообразию (разный) в группе номинаций признаков стабильности; от отторжения (кому ты нужен?), через сложное невербализуемое «хаха!» к одобрению (добро).Потенциальное разнообразие фиксируется и в группах с единичными ассоциациями: «не похожий», «чужой» в группе идентификационных характеристик; «разные» <люди> в группе номинаций количества. Однако отсутствие элементов в группах номинаций признаков интенсивности звука и света, скорости, размера, принадлежности, вкуса, характера человека, психических состояний человека, обобщенных качеств, эстетических свойств,чёткости восприятия указывает на то, что это потенциальное многообразие опирается именно на опустошенность, безжизненность, предельную сжатость мира.Анализ атрибутивных ассоциаций символа ЗИМА подтверждает данное выше описание его семантики: ЗИМА символизирует остановку жизни, сворачивание пространства, физиологических процессов человека до минимума, которая, однако, связана с очисткой, подготовкой к чемуто иному, содержит вариативность как основу потенциального разнообразия жизни, а также показатели ожидаемости изменений. Анализ состава процессуальных ассоциаций символа ЗИМА в контекстах выборки показывает, чтоих наиболее представленную группу составляют номинации креационных процессов. В рамках этой группы при наличии единичной номинации уничтожения (сгинуть) доминируют номинации потенциального (<не>лепить; не были будем)и реального(наступает <ночь>, начать, выросли <перья>, прийти)создания, возникновения. В сочетании с семантикой, выраженной объектными и атрибутивными ассоциациями,это указывает на то, что стагнация в отношении объектов и их характеристик является лишь видимостью, в процессуальном же отношении ЗИМА связана с возникновением нового.Вторую по числу элементов группу образуют номинации интеллектуальных действий. Все номинации этой группы объединяются компонентом строгой обусловленности(значит, представить, видно, решить), что указывает на семантику ментальной определенности.Третью позицию по количеству элементов занимают группы номинаций изменения физических или психических состояний и номинаций выражения отношений. При этом состав номинацийизменения физических или психических состоянийориентирован на перспективу весны (таять, обернуться, расцветать). Состав номинаций выражения отношений связывает семантику символа ЗИМА с миром (мирить, замирить) и ожиданием (ждать).Всоставе групп, представленных одним и двумя элементами, обнаруживается семантика процессуальной активности. Так, в составе номинацийперемещения(ходить, лететь)все элементы связаны с движением; частьноминаций процессов расположения в пространстве (распахнутый, нопокрыть)предполагает отсутствие границ; номинации физиологических процессов выражают семантику хотя и слабовыраженной (чавкать), но жизни (жить).Семантика процессуальной активности коммуникативного порядка выражается в номинациях речевых действий (говорить, сказать), процессов восприятия (запах) и сигнальнокоммуникативных действий (грянуть). При этом активность коммуникативного порядка имеет оттенок предсказательности, предчувствия.Вместе с тем, отсутствие номинаций физических процессов, эстетически ценных действий, отношений соответствует семантике стагнации, социальной разорванности, скудности проявлений.В результате анализа состава процессуальных ассоциаций символа ЗИМА описание его семантики может быть уточнено следующим образом: ЗИМА это ориентированное на будущее состояние цивилизации как потенциальной, внешне остановившейся жизни с доминированием мужского начала, разорванностью социальных отношений и внутреннего устройства человека, пространственной и ментальной ограниченностью, опустошенностьюна фоне внутренней вариативности, процессуальной креативной и коммуникативной активности, предопределяющих закономерность перехода к реализации потенциала жизни.Сопоставим полученное описание семантики символа ЗИМА в русской рокпоэзии с описаниями соответствующего символа (одноименного концепта) в других исследованиях.Э.К.Малютина, производя когнитивносемантический анализ категории времени, обнаруживает, что номинации «лето»и «зима»восходят к одномуи томуже процессуальномупраиндоевропейскомукорню*g'hei‘лить’, и в дальнешем разграничиваются по признаку «дождь» (лето) и «снег» (зима). Процессуальная семантика продуцирует представления об ограниченности соответствующих временных интервалов и их бесконечной повторяемости, атакже необратимости движения времени [7].Цзу Сюецин, сопоставляя концепты времен года в русской и китайской лингвокультурах, приходит к выводуо том, что важнейшим признаком зимы является холод. Этот признак сочетается в компонентами ʻзамирание природыʼ и ʻпродолжительностьʼ. Отличительными признаками зимы в русской лингвокультуре являются белизна, снег, мороз и метели. Концепт зимы парадоксально сочетает представление о несчастьях, бедах с любовью русских к этому времени года [9].В.И.Драчук в рамках русской поэтической картины мира обнаруживает следующие ключевые аспекты концепта «зима»: холодное время года; снежное время года; красивое время года; время веселья и
бодрости. Зима в русской поэтической картине мира часто предстаёт в образе матушки [5].У Вэй, сопоставляя времена года в русской языковой картине мира на фоне китайской, находит, что зима в русском языковом сознании, с точки зрения психоэмоционального состояния человека, амбивалентна: она воспринимается как очень долгий период времени, связанный с негативными эмоциями неискренности, замкнутости, пассивности, однако оценивается положительно, ассоциируется с праздниками, детством [8].В русской поэтической картине мира зима понимается как обнажение души природы, любовь к зиме здесь объясняетсяособым складом национального характера (мечтательностью, задумчивостью, отрешенностью, пребыванием за гранью становящейся природы в вечном, «потустороннем» покое). Образ зимы выражает отношение небытия (сверхбытия) к цветущему зимнему бытию [10].В исследовании А.Н.Афанасьева многократно указывается на связь представлений о зиме со смертью природы, враждебными добру богами, демонами, заточением, подземельями (погребами), холодом, оковами льда, вьюгами и туманами в европейской мифологии [3].Компоненты концепта «зима» отмечаются и висследованиях авторских художественных картин мира. Так, К.А.Кочнова в результате исследования лексикосемантического поля «Природное время»в языковой картине мира А.П.Чехова приходит к выводу о том, что автор переосмысливаеттрадиционносимволические смыслызимы как сна природы, последнего периода человеческой жизни, старости, предчувствия конца жизни, времени воспоминаний и осмысления жизненного пути. Зима представляется А.П.Чехову силой,умерщвляющей и обесцвечивающей все живое. Зима связана с трагическим предчувствием смерти и с верой в бессмертие и вечность [6].Исследуя художественную картину мира А.С.Пушкина,Л.Н.Гукова и Е.А.Трушицына выявляют амбивалентность концепта «зима». Содной стороны, ее характеризуют враждебность, продолжительность и многоснежность, но, с другой стороны, зима предоставляет возможности движения и активизации жизненных сил, что делает ее праздничной, весёлой, полезной для здоровья [4].Сопоставление символа ЗИМА в языке русской рокпоэзии с одноименными единицами других картин мира показывает, что для семантики исследуемого символа не характерна амбивалентность стагнации и радости, бледного и яркого. ЗИМА как остановка жизни символизирует ее переход в состояние потенциальности. Более последовательно и соотношение семантики символа ЗИМА с эмоциональной сферой: эмоциональное отношение редуцируется до нулевого и близких к нулю значений.
Ссылки на источники1.Авдеенко И.А. К вопросу о символе как конвенциональном знаке особого рода // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. №1 (19). С.1517.2.Авдеенко И. А. Контекстные ассоциации и их инетерпретация при описании семантики символа // Ученые записки КомсомольскогонаАмуре государственного технического университета. 2010. Т. 2.№3. С. 6773.3.Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 18651869 (репринт М., 1994).4.Гукова Л. Н. , ТрушицынаЕ. А.Концепт «времена года» в художественной картине мира А.С.Пушкина // MOBA. 2014. № 21. С.7782.5.Драчук В.И. Концепт «Зима» в русской поэтической картине мира (на материале русской лирики XIX века) // Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научнотехнической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс] № заказа 2394/отв. ред. О.А.Краев Красноярск : Сиб. федер. унт.,2013/URL: conf.sfukras.ru/sites/mn2013/thesis/s086/s086003.pdf (дата обращения: 17.12.2015).6.Кочнова К.А. Лексикосемантическое поле "Природное время" в языковой картине мира А.П. Чехова: Автореф. дисс. … канд. филол. наук (10.02.01). Нижний Новгород, 2005. URL: http://cheloveknauka.com/leksikosemanticheskoepoleprirodnoevremyavyazykovoykartinemiraapchehova#ixzz3uZ3zfE00(дата обращения: 17.12.2015).7.Малютина Э.К. Когнитивносемантический анализ времени. Концепт времени1. Часть 1. Формирование систем измерения времени // ACTA LINGUISTICA. 2012. Vol. 6 (2012), 2. URL: www.actalinguistica.com/journal/index.php/al/article/download/18/46 (Дата обращения: 22.10.2014).8.У Вэй Времена года в русской языковой картине мира (на фоне китайского языка: Автореф. дисс. … канд. филол. наук (10.02.01). СанктПетербург, 2013. 24 с. 9.Цзу СюецинНациональнокультурные концепрты времен года в русской языковой картине мира (на фоне китайской): Автореф. дисс. … канд. филол. наук (10.02.01). Владивосток, 2009. 36 с.10.Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии: Науч.попул. М.: Высш. шк., 1990. 303 с.
Семантика символа ЗИМА в языке русской рокпоэзии
Аннотация.Статья посвящена описанию семантики символа ЗИМА в языке русской рокпоэзии на основе анализа контекстных ассоциаций в текстах ведущих представителей этого направления. Выявлены такие компоненты семантики символа ЗИМА, как ориентированность на будущее, потенциальность внешне остановившейся жизни, разорванность социальных отношений, пространственная и ментальная ограниченность, внутренняя вариативность, креативная и коммуникативная активность.Ключевые слова: символ, язык, русская рокпоэзия, контекст, ассоциация.
Современное языкознание отличается выраженным интересом к комплексу проблем, связанных с семантикой символа в языке и концептом в языковой картине мира. Однако объективная методика описания этих единиц до настоящего времени не выработана и в нужной степени не апробирована. Если исходить из того, что семантика символа представляет собой концепт в лингвокультурологическом понимании [1], ее исследование возможно на основе анализа контекстных ассоциаций [2]. Настоящая статья представляет собой попытку применения анализа контекстных ассоциаций для описания семантики символа ЗИМА в языке русской рокпоэзии.Для описания символической (концептуальной) системы русской рокпоэзии представляется уместным использование наиболее известных публикаций в виде юбилейных или «итоговых» альбомов, составляющих некую целостность, однако в ряде случаев неизбежны отступления от этого принципа, поскольку указанные публикации недостаточно полны, или чрезмерны, или отсутствуют. В этом исследовании использована выборка из 207текстов: Воскресенье (далее В.) альбом «Живее всех живых» и наиболее известные песни; Аквариум (далее Ак.) «Русский альбом» и «Кострома Mon Amour»; Звуки Му (далее ЗМ) альбом «Простые вещи»; Алиса (далее Ал.) альбом «Шабаш»); ДДТ альбом «Черный Пес Петербург»; Зоопарк (далее З.) альбом «Сладкая N и другие»; NAUTILUSPOMPILIUS(далее НП) «Отчет за 10 лет», а также наиболее известные песни из альбома «Разлука»; Чайф(далее Ч.) концертная программа «15 лет»; Кино (далее К.) альбомы «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», песня «Перемен!», Крематорий (далее Кр.) концертная программа «Крематорий: 20 лет»); Машина времени (далее МВ) (отобранные мной 20 наиболее известных песен группы из различных альбомов И.А.).Сплошная выборка предложений с номинацией «зима» и еёпроизводными из названных выше текстов позволила получить следующие контексты упоминания одноименного символа в текстах русской рокпоэзии (на порядковый номер в данном списке сделаны ссылки в представленном ниже общем перечне ассоциаций символа ЗИМА): (1) А весною тают немощные зимние мечты (В.: Снежная баба). (2) А от чего ж они зимой себе не лепят / Снежных мужиков? (В.: Снежная баба). (3) Мнеговорили разные люди: «Жизнь это полосы разного цвета, / И если мы не были, значит, мы будем, так же, как будет зима после лета» (В.: Пятна). (4) А на земле как всегда то зима, то весна (В.: Я привык бродить один). (5) Наступает ночь начнем подготовку кзиме (Ак.: Сирин, Алконост, Гамаюн). (6) Как мирила нас зима железом и льдом, / Замирила, а сама обернулась весной (Ак.: Бурлак). (7) Как легко представить зиму, / если холод внутри (ЗМ: Зима). (8) Да, это зима, это ее сугробы, / ее приметы за моим окном (ЗМ: Зима). (9) И запахом снега распахнуты ноздри, / и дым лиловых сигарет совсем как тот / мерзлый дым / из тех труб в том городе той зимой (ЗМ: Зима). (10) И песня моя прозрачная / и бледносиняя, как зима, / как наледи, / как скользкий лед памяти (ЗМ: Зима). (11) В зимнюю стужу бойлер мой дом (ЗМ: Бойлер). (12) Да чавкала / Зимаблокадница (Ал.: Шабаш 1). (13) Выросли перья у тощей зимы (ДДТ: Беда). (14) Плюс один, ноль, плюс два, почернела зима, / Расцветает январь язвой неба, хаха! (ДДТ: Ленинград). (15) Эй, Ленинград, Петербург, Петроградище, / Марсово пастбище, Зимнее кладбище, / Отпрыск России, на мать не похожий, / Бледный, худой, евроглазый прохожий (ДДТ: Ленинград). (16) Был бесцветным, / Был безупречно чистым, / Был прозрачным, / Стал абсолютно белым: / Видно, ктото решил, что зима, / И покрыл меня мелом (НП: Шар цвета хаки). (17) Мы ждали лета пришла зима (К.: В наших глазах). (18) На концерты я хожу без билета, / Осенью, зимой, хожу, весной и летом (К.: Эй, прохожий!). (19) Все свое время зима и весна (К.: Песня без слов). (20) Вот скоро грянут метели. Кому ты будешь нужен зимой? (МВ: Скворец). (21) И кто сказал, что песне зимой конец? (МВ: Скворец). (22) В мечтах о добре / По зимней поре / Он <флюгер> сгинул в январе / В чужом дворе (МВ: Флюгер). (23) Опять холода, зима на года / И ангелы к югу летят (МВ: Картонные крылья любви).Общее число контекстов 23 на 206 текстов выборки (около 11%), что позволяет говорить о существенной значимости этого символа в русской рокпоэзии.Классификация ассоциаций (Авдеенко 2010) символа ЗИМАв русской рокпоэзии по данным выборки выглядит так:1. Объектные ассоциации:1.1. Номинации существ(всего 6 асс.): человека (мужчины (мужик (2), отпрыск (15), прохожий (15)), женщины (мать (15)), группы людей (люди (3)), животных (нет), птиц (нет), мифических существ (ангел (23)).1.2. Номинации частей и особенностей строения тела: головы (ноздри (9)), корпуса (нет), конечностей (нет), покрова (перья (13)), повреждений (язва (14)).1.3. Номинации растений: нет.1.4. Номинации предметов(всего 6 асс.): дома и его частей (окно (8), труба (9), дом (11)), одежды (нет), орудий труда (нет), оружия (нет), украшений (нет), приборов и приспособлений (бойлер (11), флюгер (22)), наград (нет), пищи (нет), денег (нет), столовых приборов (нет), транспортных средств (нет), обрядовых предметов (нет), построек (нет), табачных изделий (сигарета (9)).1.5. Номинации явлений природы(всего 13 асс.): временных (ночь (5), январь (14, 22)), климатических (весна (1, 4, 6, 18, 19), лето (3, 17,18), осень (18), метель (20)), физических (нет).1.6. Номинации географических объектов(всего 10 асс.): населенных пунктов (город (9), Ленинград (15), Петербург (15), Петроградище (15)), не населенных пунктов (нет), территорий (земля (4), небо (14), Марсово пастбище (15), кладбище (15), Россия (15), двор (22)).1.7. Номинации космических объектов: нет.1.8. Номинации единиц измерения пространства: нет.1.9. Номинации форм предметов: полоса (3), сугроб (8).1.10. Номинации веществ(всего 7 асс.): твердых (железо (6), лед (6, 10), наледь (10)), жидких (нет), сыпучих (снег (9), мел (16)), газообразных (дым (9)).1.11. Номинации абстрактных сущностей: нет.1.12. Номинации коммуникативных единиц и знаковых систем(всего 5 асс.): песня (10, 21), концерт (18), билет (18), конец <песне> (21).1.13. Номинации мыслительных форм: мечта (1, 22), примета (8), память (10).2. Атрибутивные ассоциации: 2.1. Номинации признаков температуры(всего 7 асс.): холод (7), мерзлый (9), стужа (11), плюс один (14), ноль (14), плюс два (14), холода (23).2.2. Номинации признаков состава: прозрачный (10, 16), безупречно чистый (16).2.3. Номинации вертикальных и горизонтальных ориентиров: внутри (7), к югу (23).2.4. Номинации признаков цвета(всего 6 асс.): цвет (3), лиловый (9), бледносиний (10), почернеть (14), бесцветный (16), абсолютно белый (16).2.5. Номинации признаков времени: всегда (4), все свое время (19), <зимняя> пора (22), на года (23).2.6. Номинации признаков интенсивности звука и света: нет.2.7. Номинации признаков скорости: нет.2.8. Номинации признаков размера: нет.2.9. Номинации признаков количества: разные <люди> (3).2.10. Номинации признаков принадлежности: нет.2.11. Номинации признаков вещества: снежный (2).2.12. Номинации признаков вкуса: нет.2.13. Номинации признаков силы: легко (7).2.14. Номинации признаков стабильности: разный <цвет> (3), скользкий (10), опять (23).2.15. Номинации характера человека: нет.2.16. Номинации психических состояний человека: нет.2.17. Номинации обобщенных качеств: нет.2.18. Номинации отношения: хаха! (14), кому ты нужен? (20), добро (21).2.19. Номинации физиологических свойств(всего 6асс.): немощный (1), тощий (13), бледный (15), худой (15), евроглазый (15), <зима>блокадница (12).2.20. Номинации эстетических свойств: нет.2.21. Номинации признаков чёткости восприятия: нет.2.22. Номинации функций объекта в понимании человека: подготовка (5).2.23. Номинации идентификационных характеристик: не похожий (15), чужой (22).3. Процессуальные ассоциации:3.1. Номинации физических процессов: нет.3.2. Номинации перемещения: ходить (18), лететь (23).3.3. Номинации креационных процессов(всего 7 асс.): <не>лепить (2), не были будем (3), наступает <ночь> (5), начать (5), выросли <перья> (13), прийти (17), сгинуть (22).3.4. Номинации изменения физических или психических состояний: таять (1), обернуться (6), расцветать (14).3.5. Номинации процессов расположения в пространстве: распахнутый (9), покрыть (16).3.6. Номинации физиологических процессов: жизнь (3), чавкать (12).3.7. Номинации процессов восприятия: зрительного(нет), слухового(нет), обонятельного(запах (9)), осязательного(нет).3.8. Номинации эстетически ценных действий: нет.3.9. Номинации сигнальнокоммуникативных действий: грянуть (20).3.10. Номинации речевых действий: говорить (3), сказать (21).3.11. Номинации выражения отношений: мирить (6), замирить (6), ждать (17).3.12. Номинации отношений: нет.3.13. Номинации интеллектуальных действий: значит (3), представить (7), видно (16), решить (16).Общее число рассмотренных ассоциаций символа ЗИМА составляет 123 единицы. Из них объектных ассоциаций 56, атрибутивных 40, процессуальных 27.Анализ состава объектных ассоциаций символа ЗИМА в контекстах выборки показывает, что их наибольшее число объединяется в группуноминаций явлений природы.В рамках этой группы выделяются ассоциации с временами года (весна (х5), лето (х3), осень), которые выражают преимущественную проспективную ориентированность семантикисимвола ЗИМА (зима как предшественник весны) с элементами противопоставления (зима как антипод лета). Единичные ассоциации с названием месяца (январь (х2))указывают на наличие в семантике рассматриваемого символа компонента центра, в котором достигается максимальное проявление признаков. В то же время единичные ассоциации «ночь» и «метель» соотносят семантику символа ЗИМА с семантикой соответствующих символов.Вторую по количеству элементов группу ассоциаций символа ЗИМА образуют номинации географических объектов, причем большая их часть объединяется компонентом ʻцивилизацияʼ: город, Ленинград, Петербург, Петроградище, Марсово пастбище, кладбище, Россия, двор. Кроме того, ассоциации с оппозитивными символами ЗЕМЛЯ и НЕБО указывают на промежуточность, маргинальность означаемого символа ЗИМА, которая поддерживается аналогичными компонентами символов НОЧЬ и МЕТЕЛЬ.Компонент ʻцивилизацияʼ выражается также в отсутствии ассоциаций с растениями.Третью позицию по количеству объектных ассоциаций символа ЗИМА занимает группаноминацийвеществ, причем бόльшую их часть составляют номинации воды в твердом состоянии (лед (х2), наледь, снег), что при полном отсутствии номинаций воды в жидком состоянии выражает семантику потенциальной, но остановившейся жизни. Остальные элементы этой группы соотносят семантику символа ЗИМА с деятельностью человекапо освоению природы (железо, мел природные вещества, поставленные на службу цивилизации, дым симптом «прирученного» огня).Четвертую позицию по числу элементов занимают группы номинаций существ и номинаций предметов.
В группе номинаций существ половина выражает мужское начало (мужик, отпрыск, прохожий), причем все номинации мужчин обладают семантикой отстраненности, выключенности из социальных отношений.Аналогичный характер имеет в данном случае и ассоциация исключительно с обобщенной номинацией группы людей (люди). В совокупности с отсутствием номинаций животных и птиц такое соотношение выражает безжизненность цивилизации как социальных отношений. Единичные, логически разрозненныеноминации частей и особенностей строения тела (ноздри, перья, язва) указывают на то, что разрыв характеризует не только внешние отношения, но и внутреннюю организацию человека. Мужское начало, ассоциирующееся с символикой ЗИМЫ, соотносится с древним олицетворением зимы в образе Морозко (Мороза) [3].Тем не менее,в рамках группы номинаций существ представлены единичные номинации, ассоциирующие семантику символа ЗИМА с потенциальной жизнью (мать) и духовнонравственным началом (ангел). Среди номинаций предметов выделяются названия дома (дом), его частей (окно, труба), приборов и приспособлений (бойлер, флюгер), а также табачных изделий (сигарета). В своей совокупности они ассоциируют семантику символа ЗИМА с замкнутым, специально обогреваемым пространством дома(одиночеством человека в мире), в пределах которого можно лишь наблюдать происходящее (флюгер, окно).Отсутствие других ассоциаций в рамках этой группы (одежды, орудий труда, пищи, денег, наград, украшений и т.д.) указывает на внутреннююопустошенность, выражаемую семантикой символа ЗИМА. Однако единичная номинация табачных изделий (сигарета), наряду с ассоциативной семантикой слова «флюгер» актуализирует и семантику временности: зима это своеобразный перекур, консервация жизни в агрессивном пространстве мира.С семантикой ограниченности пространства связано и отсутствие элементов в группах номинаций космических объектов и единиц измерения пространства. Отсутствие ассоциаций в группе номинаций абстрактных сущностей указывает на то, что данное ограничение относится не только к материальному, но и к ментальному миру человека.Выраженные составом ранее отмеченных групп аспекты семантики символа дополняются значимостью ассоциаций с коммуникативными единицами и знаковыми системами (песня (х2),концерт, билет, конец <песне>) и мыслительными формами (мечта (х2), примета, память): приостановленная в различных аспектах жизнь конденсируется в ретроспективных (песня (х2), конец <песне>, память) и проспективных (билет, мечта (х2), примета) ментальныхи семиотических событиях. Хотя при этом показательна актуализация семантики отстраненности, искусственности в единичной номинации «концерт».В результате анализа объектных ассоциаций символа ЗИМА можно дать следующее описание его семантики: ЗИМА это ориентированное на будущее состояние цивилизации как потенциальной, остановившейся жизни с доминированием мужского начала, разорванностью социальных отношенийи внутреннего устройства человека, пространственной и ментальной ограниченностью, на фоне которых актуализируются мыслительные и коммуникативные формы.Анализ состава атрибутивных ассоциаций символа ЗИМАв контекстах выборки показывает, чтоих наиболее представленную группу образуют номинации признаков температуры, в рамках которой сочетаются номинации низкой температуры (холод, мерзлый, стужа, холода) и номинации колебаний околонуля (плюс один, ноль, плюс два). Такое сочетание объясняется компонентами общей дискомфортности, стагнации и проспективной ориентированности, ожидания изменений.Вторую позицию по количеству атрибутивных ассоциаций рассматриваемого символа занимают группыноминацийпризнаков цветаи физиологических свойств. Единицы группыноминаций признаков цвета, за исключением гиперонима «цвет», образуют своеобразную палитру смерти (лиловый, бледносиний, почернеть, бесцветный, абсолютно белый).Однако наличие вариативности, отсутствие монохромности указывает на то, что эта палитра фиксирует застывшие возможности.В группе номинацийфизиологических свойстввсе элементы (немощный, тощий, бледный, худой), включая окказионализм «евроглазый» и метафору «блокадница»объединены значением истощения, связанного с продолжительным нахождением в опустошенном, безжизненном, замкнутом пространстве.Однако замкнутость безжизненного пространства не абсолютна,предполагает потенциальный разрыв границ. На это указывает состав группы номинаций вертикальных и горизонтальных ориентиров, в которой элемент с семантикой замкнутости(внутри)сочетается с элементом направленности, устремленности(к югу), а также единичная номинация функций объекта в понимании человека (подготовка).На третьем месте по числу атрибутивных ассоциаций символа ЗИМА группа номинацийпризнаков времени. В рамках этой группы элементы образуют равновесную оппозицию предельности и отсутствия временных границ(все свое время, <зимняя> пора, новсегда, на года), связанную, с одной стороны, с ожиданием изменений, оживления, весны, а с другой с ощущением полной остановки времени. Четвертую позицию по числу элементов занимают группы номинаций признаков состава, стабильности и отношения.Номинации признаков составаоднородны, объединены компонентом ʻчистотаʼ (прозрачный (х2), безупречно чистый).Этот компонент актуализируется и единичной ассоциацией признака вещества (снежный). В группах же номинаций признаков стабильности и отношения наблюдаются градации: от постоянства (опять), через неустойчивость (скользкий) к многообразию (разный) в группе номинаций признаков стабильности; от отторжения (кому ты нужен?), через сложное невербализуемое «хаха!» к одобрению (добро).Потенциальное разнообразие фиксируется и в группах с единичными ассоциациями: «не похожий», «чужой» в группе идентификационных характеристик; «разные» <люди> в группе номинаций количества. Однако отсутствие элементов в группах номинаций признаков интенсивности звука и света, скорости, размера, принадлежности, вкуса, характера человека, психических состояний человека, обобщенных качеств, эстетических свойств,чёткости восприятия указывает на то, что это потенциальное многообразие опирается именно на опустошенность, безжизненность, предельную сжатость мира.Анализ атрибутивных ассоциаций символа ЗИМА подтверждает данное выше описание его семантики: ЗИМА символизирует остановку жизни, сворачивание пространства, физиологических процессов человека до минимума, которая, однако, связана с очисткой, подготовкой к чемуто иному, содержит вариативность как основу потенциального разнообразия жизни, а также показатели ожидаемости изменений. Анализ состава процессуальных ассоциаций символа ЗИМА в контекстах выборки показывает, чтоих наиболее представленную группу составляют номинации креационных процессов. В рамках этой группы при наличии единичной номинации уничтожения (сгинуть) доминируют номинации потенциального (<не>лепить; не были будем)и реального(наступает <ночь>, начать, выросли <перья>, прийти)создания, возникновения. В сочетании с семантикой, выраженной объектными и атрибутивными ассоциациями,это указывает на то, что стагнация в отношении объектов и их характеристик является лишь видимостью, в процессуальном же отношении ЗИМА связана с возникновением нового.Вторую по числу элементов группу образуют номинации интеллектуальных действий. Все номинации этой группы объединяются компонентом строгой обусловленности(значит, представить, видно, решить), что указывает на семантику ментальной определенности.Третью позицию по количеству элементов занимают группы номинаций изменения физических или психических состояний и номинаций выражения отношений. При этом состав номинацийизменения физических или психических состоянийориентирован на перспективу весны (таять, обернуться, расцветать). Состав номинаций выражения отношений связывает семантику символа ЗИМА с миром (мирить, замирить) и ожиданием (ждать).Всоставе групп, представленных одним и двумя элементами, обнаруживается семантика процессуальной активности. Так, в составе номинацийперемещения(ходить, лететь)все элементы связаны с движением; частьноминаций процессов расположения в пространстве (распахнутый, нопокрыть)предполагает отсутствие границ; номинации физиологических процессов выражают семантику хотя и слабовыраженной (чавкать), но жизни (жить).Семантика процессуальной активности коммуникативного порядка выражается в номинациях речевых действий (говорить, сказать), процессов восприятия (запах) и сигнальнокоммуникативных действий (грянуть). При этом активность коммуникативного порядка имеет оттенок предсказательности, предчувствия.Вместе с тем, отсутствие номинаций физических процессов, эстетически ценных действий, отношений соответствует семантике стагнации, социальной разорванности, скудности проявлений.В результате анализа состава процессуальных ассоциаций символа ЗИМА описание его семантики может быть уточнено следующим образом: ЗИМА это ориентированное на будущее состояние цивилизации как потенциальной, внешне остановившейся жизни с доминированием мужского начала, разорванностью социальных отношений и внутреннего устройства человека, пространственной и ментальной ограниченностью, опустошенностьюна фоне внутренней вариативности, процессуальной креативной и коммуникативной активности, предопределяющих закономерность перехода к реализации потенциала жизни.Сопоставим полученное описание семантики символа ЗИМА в русской рокпоэзии с описаниями соответствующего символа (одноименного концепта) в других исследованиях.Э.К.Малютина, производя когнитивносемантический анализ категории времени, обнаруживает, что номинации «лето»и «зима»восходят к одномуи томуже процессуальномупраиндоевропейскомукорню*g'hei‘лить’, и в дальнешем разграничиваются по признаку «дождь» (лето) и «снег» (зима). Процессуальная семантика продуцирует представления об ограниченности соответствующих временных интервалов и их бесконечной повторяемости, атакже необратимости движения времени [7].Цзу Сюецин, сопоставляя концепты времен года в русской и китайской лингвокультурах, приходит к выводуо том, что важнейшим признаком зимы является холод. Этот признак сочетается в компонентами ʻзамирание природыʼ и ʻпродолжительностьʼ. Отличительными признаками зимы в русской лингвокультуре являются белизна, снег, мороз и метели. Концепт зимы парадоксально сочетает представление о несчастьях, бедах с любовью русских к этому времени года [9].В.И.Драчук в рамках русской поэтической картины мира обнаруживает следующие ключевые аспекты концепта «зима»: холодное время года; снежное время года; красивое время года; время веселья и
бодрости. Зима в русской поэтической картине мира часто предстаёт в образе матушки [5].У Вэй, сопоставляя времена года в русской языковой картине мира на фоне китайской, находит, что зима в русском языковом сознании, с точки зрения психоэмоционального состояния человека, амбивалентна: она воспринимается как очень долгий период времени, связанный с негативными эмоциями неискренности, замкнутости, пассивности, однако оценивается положительно, ассоциируется с праздниками, детством [8].В русской поэтической картине мира зима понимается как обнажение души природы, любовь к зиме здесь объясняетсяособым складом национального характера (мечтательностью, задумчивостью, отрешенностью, пребыванием за гранью становящейся природы в вечном, «потустороннем» покое). Образ зимы выражает отношение небытия (сверхбытия) к цветущему зимнему бытию [10].В исследовании А.Н.Афанасьева многократно указывается на связь представлений о зиме со смертью природы, враждебными добру богами, демонами, заточением, подземельями (погребами), холодом, оковами льда, вьюгами и туманами в европейской мифологии [3].Компоненты концепта «зима» отмечаются и висследованиях авторских художественных картин мира. Так, К.А.Кочнова в результате исследования лексикосемантического поля «Природное время»в языковой картине мира А.П.Чехова приходит к выводу о том, что автор переосмысливаеттрадиционносимволические смыслызимы как сна природы, последнего периода человеческой жизни, старости, предчувствия конца жизни, времени воспоминаний и осмысления жизненного пути. Зима представляется А.П.Чехову силой,умерщвляющей и обесцвечивающей все живое. Зима связана с трагическим предчувствием смерти и с верой в бессмертие и вечность [6].Исследуя художественную картину мира А.С.Пушкина,Л.Н.Гукова и Е.А.Трушицына выявляют амбивалентность концепта «зима». Содной стороны, ее характеризуют враждебность, продолжительность и многоснежность, но, с другой стороны, зима предоставляет возможности движения и активизации жизненных сил, что делает ее праздничной, весёлой, полезной для здоровья [4].Сопоставление символа ЗИМА в языке русской рокпоэзии с одноименными единицами других картин мира показывает, что для семантики исследуемого символа не характерна амбивалентность стагнации и радости, бледного и яркого. ЗИМА как остановка жизни символизирует ее переход в состояние потенциальности. Более последовательно и соотношение семантики символа ЗИМА с эмоциональной сферой: эмоциональное отношение редуцируется до нулевого и близких к нулю значений.
Ссылки на источники1.Авдеенко И.А. К вопросу о символе как конвенциональном знаке особого рода // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. №1 (19). С.1517.2.Авдеенко И. А. Контекстные ассоциации и их инетерпретация при описании семантики символа // Ученые записки КомсомольскогонаАмуре государственного технического университета. 2010. Т. 2.№3. С. 6773.3.Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 18651869 (репринт М., 1994).4.Гукова Л. Н. , ТрушицынаЕ. А.Концепт «времена года» в художественной картине мира А.С.Пушкина // MOBA. 2014. № 21. С.7782.5.Драчук В.И. Концепт «Зима» в русской поэтической картине мира (на материале русской лирики XIX века) // Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научнотехнической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс] № заказа 2394/отв. ред. О.А.Краев Красноярск : Сиб. федер. унт.,2013/URL: conf.sfukras.ru/sites/mn2013/thesis/s086/s086003.pdf (дата обращения: 17.12.2015).6.Кочнова К.А. Лексикосемантическое поле "Природное время" в языковой картине мира А.П. Чехова: Автореф. дисс. … канд. филол. наук (10.02.01). Нижний Новгород, 2005. URL: http://cheloveknauka.com/leksikosemanticheskoepoleprirodnoevremyavyazykovoykartinemiraapchehova#ixzz3uZ3zfE00(дата обращения: 17.12.2015).7.Малютина Э.К. Когнитивносемантический анализ времени. Концепт времени1. Часть 1. Формирование систем измерения времени // ACTA LINGUISTICA. 2012. Vol. 6 (2012), 2. URL: www.actalinguistica.com/journal/index.php/al/article/download/18/46 (Дата обращения: 22.10.2014).8.У Вэй Времена года в русской языковой картине мира (на фоне китайского языка: Автореф. дисс. … канд. филол. наук (10.02.01). СанктПетербург, 2013. 24 с. 9.Цзу СюецинНациональнокультурные концепрты времен года в русской языковой картине мира (на фоне китайской): Автореф. дисс. … канд. филол. наук (10.02.01). Владивосток, 2009. 36 с.10.Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии: Науч.попул. М.: Высш. шк., 1990. 303 с.