Оказание психологической помощи ребенку-аутисту с применением открытых задач

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лобанова Е. Е. Оказание психологической помощи ребенку-аутисту с применением открытых задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1291–1295. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96176.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются элементы теории решения изобретательских задач в педагогике, в частности открытые задачи и их функция в работе с детьми-аутистами. Изучение аутизма актуально – его формы до сих пор однозначно не разграничены, и количество людей, страдающих аутизмом, увеличивается с каждым годом. В связи с этим актуален вопрос поиска теоретических и практических методов психокоррекции. Существует мнение, что с помощью открытых задач можно развить в ребенке с аутизмом креативность, социальные навыки и творческое мышление.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Верхотурцева Елена Евгеньевна,ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», Магнитогорскpsy_verkhoturtseva@mail.ru

Оказание психологической помощиребенкуаутисту

сприменением открытых задач

Аннотация. В статье рассматриваются элементы теории решения изобретательских задач в педагогике, в частности открытые задачи и их функция в работе с детьмиаутистами. Изучение аутизма актуально –его формы до сих пор однозначноне разграничены и количество людей, страдающих аутизмом, увеличивается с каждым годом. В связи с этим актуален вопрос поиска теоретических и практических методов психокоррекции. Существует мнение, что с помощью открытых задач можно развить в ребенке с аутизмом креативность, социальные навыки и творческое мышление. Ключевые слова:аутизм, синдром Аспергера,ТРИЗ, открытые задачи, творческое мышление.

Проблема аутизма всегда будет актуальна с каждым годом увеличивается число людей, страдающих разными формами аутизма. В 2011 г. в г. Магнитогорске было выявлено 12 детей с нарушениями аутистического спектра, а на сегодняшний день около 70 человек страдают различными формами аутизма. Из таблицы 1 видно, что количество людей, страдающих аутизмом, с каждым годом увеличивается примерно на 30%. За 4 годав г. Магнитогорске число людей с аутизмом выросло на 58 человек. По данным детской поликлиники №1 г. Магнитогорска Челябинской обл., на данный момент из 15800 человек, находящихся под наблюдением врачей, страдают аутизмом 9 детей (мальчики) в возрасте 79 лет.

Таблица 1

ГодКоличество людей, страдающих аутизмом201112201229201342201459201570

Аутизмвстречается умальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. Кроме этого весь аутистический спектр расстройств,включая синдром Аспергера, встречается среди мальчиков в 10 раз чаще.Существует мнение, что ген под названием CACNA1G, перемешивающий кальций между клетками, в несколько раз увеличивает вероятность развития аутизма в детстве, особенно у мальчиков, т.к. при наличии данного гена повышается восприимчивость к мозговым нарушениям.

Рассмотрим легкую форму аутизма «Синдром Аспергера». Этот синдром характеризуется высоким интеллектом и тем, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям. Целостное Я не нарушено. Ребенок с данным синдромом может говорить, выполнять задания с более сложными действиями, использует воображение, проявляет интерес к окружающим людям в отличие от пассивных аутичных детей, однако все детиаутисты они имеют проблемы в коммуникации. Воображение и социальное общение у таких детей развиваются аномально. Они играют преимущественно в такие игры, в которых действия нацелены исключительно на восприятие (например, строить ряды из предметов), а не на контакты с другими людьми.Для того чтобы разработать эффективную программу взаимодействия с ребенкомаутистом, нужно обратиться к причинам возникновения первазивного нарушение развития(аутизма). На данный момент точно неизвестно, что именно влияет на изменения в головном мозге, поэтому приведу несколько причин, благодаря которым возможно появление аутизма.1. Генетический фактор. Существует мнение, что аутизм вызывается генами, влияющими на развитие «социального мозга». Поскольку в этот процесс вовлечены многие гены, воздействовать необходимо на разные развивающиеся отделы мозга, и лечение должно проводиться как биологическими, так и психосоциальными методами. 2. Прививка против кори, паротитаи краснухи. В научной литературе есть случаи, когда после вакцинации у ребенка появлялись элементы в поведении, присущие аутистам. Но официальных подтверждений этому нет.3. Ранняя депривация.В научной литературе [1] описано несколько исчерпывающих случаев детской депривации в первые годы жизни, вследствие чего у них наблюдалась задержка речи, бесконтактность и замкнутость.4. Отсутствием нормального питания и человеческого тепла, могут стать одними из факторов, вызывающих у детей аутизм. Это факторывызывают необратимыеизменения в головном мозге.Природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному при помощи изучения ТРИЗ, что позволяет сделать вывод о возможности использования достижений теории в помощь детям, с синдромом Аспергера. На сегодняшний день существует комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и воображение. Процесс обучения направлен на базирование культуры мышления.Расстройство психики невозможно исследовать отдельныманализомединичныхфункций. По этой причине аутизм должен изучаться через рассмотрение целостной единицы поведения через игровую деятельность. Дети с аутизмом приобретают социальные навыки через игру. В игровой деятельности формируются новые мотивы, и изменяется психологическийвид игры. Она вырабатывает условия для воспитания произвольного осознанного поведения.В игре вырабатываются ранее не известные мотивы, вдобавок к этому у них может изменяться психологическая матрица. Она формирует предпосылки для формирования осмысленного поведения, ведь непосредственно через игру самосознание начинает свое развитие. Именно игровая деятельность значительно влияет на развитие умственных действий, подготавливая переход к формированию новых интеллектуальных операций, она "источник развития исоздает зону ближайшего развития" [2]. В детском возрасте,с помощью игры,возможно всесторонне изучить нарушения психики, выявить отклонения в развитии и изучить пути их формирования.Анализ психических патологий в детском возрасте через содействие с игровой деятельностью уместно главным принципам патопсихологического эксперимента.Исследованиеосновныхвидов игровой деятельности имеет определенные достоинства в сравнении с различными методами патопсихологии. Данный подход дает возможность устанавливать ипрослеживать патологические черты в развитии ребенка. Под воздействием заболевания, игровая деятельность искажается, что приводит к появлению неестественных новообразований. Поэтому при исследовании развития ребенка с РДА, анализ игровой деятельности крайне необходим.Для психологов, дефектологов и психотерапевтов ключевым аспектом в исследование игровой деятельности у детей с аутизмом является анализ главного компонента игры, а именно возможность проявления в ней установок, отношений, чувств ребенка.Игрыи задания, на которых основана система ТРИЗ, способствуют развитию активного мышления, креативности, а также обучают ребенка социальным навыкам. ТРИЗпедагогика имеет широкий набор приемов (более 100) для решения творческих задач. Если школа преимущественно учит знаниям, то в ТРИЗе умения актуализировано использовать. ТРИЗпедагогика считает ученика субъектом образования. Знание, добываемое осознанно, дольше остается в памяти [3]. С помощью ТРИЗпедагогики ребенок со временем обретет не только другие подходы к понимаю школьной программы, но и социальные навыки. Детям с синдромом Аспергера в этом плане легче, поскольку у них есть некоторые социальные навыки, и они находятся на более высоком уровне развития. Существуют принципы, на которых основывается технология преподавания ТРИЗ. Они отражают ее активные стороны и помогают исключить ошибки при ее реализации [4]. Были внесены некоторые коррективы в содержимое данных принципов, что позволило направить их на психокоррекцию детей с аутизмом.1. Принцип преодоления психологической инерции. Способы преодоления низкой подвижности нервной системы позволяют избавиться от шаблонного мышления и его привычных путей решения проблем. 2. Принцип постоянного совершенствования человека. Этот принцип позволяет расширитьграни своего воображения и научиться решать проблемы нетрадиционными способами, что тяжело для одаренных детей: они привыкли руководствоваться только привычными средствами для решения задач.3. Принцип универсального подхода. Если у ребенкааутиста есть склонность к какомулибо занятию, то надо начать развивать его через эту деятельность.4. Принцип идеальности. При решении проблем следует ориентироваться на многофункциональность и наличие у конечного результата идеальных черт. Считая мир хаотичным и беспорядочным, люди с синдромом Аспергера пытаютсянавестистрогий порядок в своей жизни. Они создают определенные условия, строго им подчиняясь.5. Принцип двусторонности. ТРИЗ учит: "Нет такого вреда, который бы нельзя было обратить в пользу (хотя бы частично) и наоборот, нет такой пользы, которая не несла бы в себе вреда". Т.е. нельзя воспринимать аутизм как категорично плохую черту, надо найти в этом преимущества и использовать их.6. Принцип “Сам”. Ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл. Ребенок стремится к самостоятельному решению задач. Это один из принципов развивающей педагогики.Прежде чем подойди к решению задач, нужно понять, что это не обычный ребенок со странностями, а ребенок, у которого серьезная болезнь, вследствие чего абстрактное мышление никак не развито, но отличное образное мышление. В психологии различают следующие этапы развития мышления:1.0 4 года и далее –нагляднодейственное мышление;2.2 –7 лет и далее –нагляднообразное мышление;3.5 –10 лет и далее –абстрактнологическое мышление.Выделим то, что развитие мышления у детейаутистов «заканчивается» на втором этапе в возрасте примерно от 2 до 7 лет. Поэтому вмешательство в развитие ребенкааутиса лучше начинать как можно раньше, после обнаружения болезни. Обычно это возможно после 3х лет, когда ребенок идет в детский сад. В это время хорошо наблюдается его социальное взаимодействие с другие детьми и воспитателями. Следовательно, если абстрактное мышление не развито, то нужно отказаться от вербального языка.Следовательно, решение ТРИЗ задач лучше начинать не с разбирания условий вслух, а предоставить ребенку карточки с изображением условия задачи, т.к. визуальное мышление помогает понять мир. Чтобы понять, какие задачи больше подходят ребенкуаутисту, нужно обратиться к вариантам, которые предлагает ТРИЗпедагогика.В программу ТРИЗпедагогики входят открытые и закрытые задачи. Открытые задачи –отличный инструмент для развития креативных навыков детей: имеют много путей решения и излишней информации. Этизадачи являются сильным инструментом формирования креативного мышления и социальных навыков, которые необходимы аутисту. В ТРИЗпедагогике считается, что креативность –это важнейшая составляющая современной личности.

Закрытые задачи –задачи со строгими, конкретными условиями. ТРИЗпедагогика дает знания через творческую деятельность, главным образом через решение открытых задач. Если ребенок находит несколько решений в задаче, то это дополнительный плюс длянего, потому что открытые задачи предполагают разностороннее развитие мышление и уход от шаблонных действий. Отмечу одно из основных преимуществ открытых задач. Ихможно использовать как задачи, порождающие энтузиазм к выполнению какихлибо заданий. От задачи легко приступить к обширному поиску информации и углублению в определённую тематику.Все знания в идеале должны приходить в результате решения открытых задач [3]. Попредметному содержанию открытые задачи бывают разными: биологические, экологические, физикотехническая и др. Но в ТРИЗпедагогике большинство задач полипредметные: в них могут входить несколько задач различных по предметному содержанию. Их преимуществовтом, чтоони соединяют разлчные знания вединую структуру. Правда аутистам очень сложно без конкретизированных условий задач, я предлагаю начинать взаимодействие с закрытых, постепенно переходя к расширению условий и в итоге перейти на решение открытых задач. Открытые задачи уникальны. Поначалу детисмотрят на такую задачу, и даже не понимают, как к ней подступиться, но постепенно понимая и открывая для себя смысл открытых задач, ребята начинают понимать, что каждую жизненную проблемуможно решить разными способами. И постепенно им становится ясно, что успешностьчеловека в жизни во многом зависит от того, как он воспринимает этот мир.Еслиотноситься к жизненным ситуациям как к отрытым задачам, то жизнь будет гораздоуспешнее. Аутистам особенно сложно реализоваться в жизни и умение решать открытые задачи помогут им в дальнейшей жизни.Лучше использовать те задачи, которые связаны с теми предметами, которыми увлечен ребенокаутист. Дети с синдромом Аспергера одержимы какимлибо хобби или предметом, поэтому для наилучшего взаимодействия надо подходить к развитию его мышления через данный предмет. Например, если ребенок любит играть в машинки, то предложите ему вычислить скорость, с которой она движется.Питер Сатмари [1] удачно сказал о том, что надо обучить детей с аутизмом теории образа мысли, расширить сферу интересов, помочь не зацикливаться на деталях ситуации. Все это возможно сделать с помощью открытых задач ТРИЗпедагогики: выбирать только нужную информацию из кучи информации, расширить интересы, изменяя условия задачи в сторону интересов ребенка. Тогда у ребенка проснется интерес к новому и неизведанному, и его не нужно будет заставлять решать задачи –он сам захочет найти решение. Ребенку с аутизмом в дошкольном возрасте целесообразно предлагать ТРИЗзадачи в сказочной форме. Вобычной детской сказкеестьэти задачи, которые можно обдумать вместе с ребенком. Это станет хорошим подспорьем ввоспитании любознательности. Главное помнить, что лучше всего информация воспринимается через визуальное восприятие, поэтому, рассказывая сказки, лучше их иллюстрировать.ТРИЗпедагогика тренирует воображение, помогает развить социальные навыки итворческое мышление. С помощью открытыхзадач в коррекционной работе с детьмиаутистами можно расширить границы возможностей детей и научить их видеть пути эффективного разрешения жизненных ситуациях.ТРИЗ помогает развить навыки аутиста и поставить его на новую ступень развития.

Ссылки на источники1.Сатмари П.Дети с аутизмом[Текст]/ П. Сатмари.—СПб.: Питер, 2005. —224 с.2.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] // Вопросы психологии.М.: МГАФК,1966, № 6. С.6276.

3.Гин А. А.Приёмы педагогической техники [Текст]: учебное пособие. –М.: «ВитаПресс», 2009.—112 с.4.Реутова C. Ю. ТРИЗ как педагогическая технология на уроках английского языка [Электронный ресурс] Режим доступа.URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/angliiskiyyazyk/library/2014/01/02/teoriyaresheniyaizobretatelskikh