О возможностях ТРИЗ-педагогики в коррекционной работе с детьми-аутистами
Выпуск:
ART 96177
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лобанова
Е.
Е. О возможностях ТРИЗ-педагогики в коррекционной работе с детьми-аутистами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1296–1300. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96177.htm.
Аннотация. В статье представлены элементы ТРИЗ-педагогики и их функция в работе с детьми-аутистами. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на протяжении пяти лет резко возросло число детей с данным заболеванием. В связи с этим рассмотрены различия между аутистическим и обычным мышлением и предложены методы активизации творческого воображения детей-аутистов.
Текст статьи
Верхотурцева Елена Евгеньевна,ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», Магнитогорскpsy_verkhoturtseva@mail.ru
О возможностях ТРИЗпедагогики в коррекционной работес детьмиаутистами
Аннотация. В статье представлены элементы ТРИЗпедагогики и их функция в работе с детьмиаутистами. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на протяжении 5 лет резко возросло число детей с данным заболеванием. В связис этим рассмотрены различия между аутистическим и обычным мышлением и предложены методы активизации творческого воображения детейаутистов.Ключевые слова: ТРИЗ, педагогика, аутизм, синдром Аспергера, воображение.
На протяжении всей жизни человек каждый день сталкивается с различными трудностями, каждуюминуту в нашей жизни происходят различные события и люди не всегда с легкостью решают свои проблемы. С помощью ТРИЗтехнологии (теория решения изобретательских задач) можно свободно адаптироватьcя к жизни.Эта система, разрабатывающая методологию решения проблем. Это инструмент повышения эффективности изобретательской деятельности. Вследствие применения ТРИЗпедагогики у детей развивается творчеcкое мышление. Будет ли положительная динамика не от здоровых детей, а от детей с синдромом Аспергера (одна из форм аутизма, являющейся скрытой дисфункцией), если направить данную систему на развитие их мышления и умственных способностей? Рассмотрим кратко основные положения ТРИЗ. Основной постулат ТРИЗ: техническиесистемы возникают и развиваются по объективно существующим законам, эти законы можно познать и использовать для решения изобретательских задач. Также, в основные положения входит следующее:
решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов;
получение перспективных решений (в том числе принципиально новых);
тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного и системного мышления)[1].ТРИЗпедагогика –педагогическая система, формирующая широкое мировоззрение, восприятие мира в разных моделях и толерантность. ТРИЗ используется для решения педагогических задач, а с помощью ТРИЗ инструментов можно направить учебный процесс в более продуктивное русло. Ее длительное применение вырабатывает у детей творческие качества мышления. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для его развития. В рамках ТРИЗпедагогики применяются различные методы мышления: синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов мозговой штурм и метод контрольных вопросов. Эти методы дополняют ТРИЗ. Проанализировав данные цели ТРИЗ можно сделать вывод, что с помощью него можно сформировать глубокое мышление у детей аутистов.Было выдвинуто предположение о том, что при использовании методов и приемов ТРИЗ, ребенок с синдромом Аспергерасможет приблизиться к нормальной, здоровой жизни. По мнению ученых, избавиться от данного синдрома не представляется возможным это пожизненное нейробиологическое расстройство. Природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному при помощи изучения ТРИЗ, что позволяет сделать вывод о возможности использования достижений теории в помощь детямаутистам, с синдромом Аспергера. Он находил в этом расстройстве положительные особенности —«специфическую оригинальность мышления и своеобычность познания, которые могут привести в будущем к значительным достижениям в жизни».
На сегодняшний день существует комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и воображение. Процесс обучения направлен на базирование культуры мышления. Человек, обладающий определенной культурой мышления, может успешно решать проблемные задачи. Ребёнок, с детства приученный видеть мир как поток задач, ребенок, который не боится трудностей и преград, будет более успешен и подготовлен к жизни. Для любого возраста можно подобрать соответствующие творческие задачи и решать их с детьми, постепенно вводя приёмы и алгоритмы мышления [2]. В процессе использования ТРИЗтехнологии в учебной деятельности, у детей должны формироваться следующие знания и умения: системное и ассоциативнообразное мышление, развитие воображения (у аутистов хорошо развито), методика решения задач: формулировать задачи и др. Учитель должен комбинировать различные упражнения и формировать учебный процесс с учетом возрастных особенностей детей. Например, для детей младшего возраста развитие сказочной фантазии и образного мышления. Опытные преподаватели и разработчики ТРИЗпедагогики ( А.А. Гин, А.А. Нестеренко, Г. И. Иванов и др.) [3] дают следующие рекомендации по ведению занятий:
создать свободную атмосферу для общения, не перебивать детей, т.е. на занятиях должна быть раскованная обстановка равноправных людей;
задачи следует выдавать в форме фантастической ситуации (у аутистов воображение хорошо развито);
при разборе решения задач всегда подчеркивать содержащиеся в них элементы ТРИЗ Противоречия, Идеальное Конечное Решение, Ресурс;
учитель должен не демонстрировать правильное решение задачи, а подводить ребенка к нему;
занятия “по ТРИЗ " это уроки мудрости и счастья творчества. Изначально у педагога стоит цель: создать у учащихся мотивацию и желание развивать своё мышление.Существуют принципы, на которых основывается технология преподавания ТРИЗ, они отражают ее активные стороны и помогают исключить ошибки при ее реализации [3]. После внесения коррективов данные принципы были направлены на коррекциюдетей, страдающих аутизмом.1. Преодолениенизкой подвижности нервной системы позволяет избавиться от шаблонного мышления и его привычных путей решения проблем. 2. Расширение гранейвоображения и научениерешать проблемы нетрадиционными способами,что тяжело для одаренных детей.3.Если у ребенкааутиста есть склонность к какомулибо занятию, то развитие его должно проходить через эту деятельность.4. При решении проблем следует ориентироваться на многофункциональность и наличие у конечного результата идеальных черт. Считая мир хаотичным и беспорядочным, люди с синдромом Аспергера пытаются строгий порядок в своей жизни. Они создают определенные условия, строго им подчиняясь.5. Нельзя воспринимать аутизм как категорично плохую черту, надо найти в этом преимущества и использовать их.6. Ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл. Ребенок стремится к самостоятельному решению задач. Это один из принципов развивающей педагогики.Диагностика расстройств аутистического спектра ориентирована на возрастные рассогласования с нормой, а не только на поведенческие отклонения. Сложные формы поведения не могут быть изучены до определенного возраста: до того момента, пока они не проявят себя в поведении и с окружением. Исследования в 80е гг. XX в. [4] показывают, что первая симптоматика появляется в возрасте до 2,5 лет. Но поведение, которым характеризуется синдром Аспергера, неразличимо до 3 лет и обычно выражено не так явно в соотношении с детьми, у которых с ранний детский аутизмом [5]. Синдром Аспергера диагностируется в промежутке от 4 до 11 лет. Чем раньше установлен диагноз, тем больше вероятность минимальной травматичности для дальнейшей жизни ребенка. Во многих случаях, за счет масштабных наблюдений за ребенком, к 5—6 годам становится возможным диагностировать синдром Аспергера и отделить его от других, похожих по симптоматике заболеваний. При поступлении в школу, у ребенка с синдромом Аспергера, появляется фобическая реакция на обыкновенные ситуации, касающиеся взаимодействия с одноклассниками. Такие дети кажутся окружающим эксцентричными. Они понимают языковые формулировки буквально (т.е. не понимают скрытый смысл метафор, а воспринимают все буквально), плохо поддерживают разговор с собеседником (они не чувствуют эмоции и чувства собеседника), проявляют ограниченную деятельность. Эти дети сверхчувствительны: их пугают громкие звуки, резкие движения, незнакомая пища. Дети ссиндромом Аспергера, в связи с болезнью, могут иметь проблемы с плохой координацией и моторной неуклюжестью [6]. Со временем такие дети могут научиться нормам поведения и иметь представление о дружбе, но скорее всего это будет основано не на понимании людских эмоций, а на интуитивном уровне их понимания. Но, одновременно со всеми этими недостатками, есть достоинства. Люди с синдромом Аспергера часто имеют богатую фантазию и воображение и вследствие этого нередко становятся известными людьми. Интенсивное сосредоточение и тенденция логически решать задачи, свойственные синдрому Аспергера, часто дают людям высокий уровень способностей в их области интересов. Аутистическое мышление тенденциозно. Оно отражает осуществление желаний и стремлений, устраняет препятствия и превращает невозможное в возможное и реальное. Дети с синдромом Аспергера часто проявляют продвинутые для их возраста способности в пространственном и образном мышлении. Однако логическое мышление развито отлично.Цель достигается благодаря тому, что для ассоциаций соответствующих стремлению прокладывается путь.Обобщая выше сказанное можно сказать, что между аутистическим и обычным мышлением не существует резкой границы. Очень часто аутизм сочетается с феноменальной памятью и потрясающей способностью к различного рода вычислениям. Это еще раз доказывает, что ТРИЗ возможно применять на детях с синдромом Аспергера. Психиатры отмечают, что в сложных случаях изза неправильной диагностики могут быть назначены малодейственные медицинские препараты вместо необходимой психологической помощи. Аспергер полагал, что такого рода детям для избегания трудностей требуется долгосрочная терапия, позволяющая выстроить с ними контакт постепенно. Одним из важных моментов психокоррекционной работы является анализ жизненного опыта ребенка, переход из пассивной позиции, характерной для аутизма, к умению осваивать свой опыт. Надо подготовить ребенка к подростковому возрасту, который является поворотной точкой длительного пути социализацииаутистов Аспергера. Можно направить аутизм в деловое русло: концентрация на чемто это источник мотивации.Освоение инструментов ТРИЗ начинается с игровых тренингов. Игровые тренинги обеспечивают интерес к познанию и применению объектов окружающего мира, формируют логические и познавательные процессы [7].Пример нескольких задач на основе ТРИЗ, для поддержания и развития высокого уровня мышления у детей с синдромом Аспергера.1. Знакомство с понятием«противоречие».Цель: познакомить ребенка с понятием ТРИЗ «противоречие»Задачи:
простимулировать знания в понятии «противоположность»;
выяснить конечные результаты противоречий;
обучить раскрытию противоречий в задачах.Активизировать знания в понятии «противоположность» можно при помощи игры «Наоборот», в которой ребенку необходимо найти антонимы к словам и противопоставить их по какомунибудь признаку предмета. Данная игра способствует развитию логическому и образному мышлению (у таких детей хорошо развито и образное, и логическое мышление, но если его не поддерживать в тонусе, то развитие будет регрессировать). В использовании своего лексикона, учителю желательно корректировать ответы детей, вводя понятие противоречие и его однокоренные слова.На примере пословицы ребенку предлагается описатьпротиворечивые действия и как роль этих действий можно связать с жизнью. Аутисту это сделать сложно: он не обладает абстрактным мышлением. После объяснения ребенку скрытого смысла пословицы, следует приводить другие примеры пословиц и поговорок и вместе сним находить зашифрованный смысл. Главное цель заключается в том, чтобы в начале обучения ребенок путем логических умозаключений смог находить скрытый смысл и противоречия в пословицах и метафорах, а в завершении смог переносить это в обычной жизни на речь людей.Также, учитель вместе с ребенком ищет противоречия на примере творческой задачи. При нахождении противоречий следует учесть, что вариантов противоречивых требований может быть достаточно много. Когда противоречия будут сформулированы, следует преступать к решению задачи. Ребенку должно быть понятно, что нахождение противоречий это первый этап на пути к решению проблемы.2. Знакомство с понятием ТРИЗ «Идеальный конечный результат »(ИКР).Цель: Знакомство с понятием ТРИЗ «Идеальный конечный результат»Задачи:
простимулировать знания ребенка в понятии «идеальность»;
продемонстрировать на примере задачи правила поиска и формулирования ИКР.Активизировать знания ребенка в понятии «идеальность» можно с помощью игрыбеседы «Придумай идеальность», в которой ребенку предлагается назвать наилучшие качества знакомых ему предметов. У детей Аспергера не должно возникнуть больших трудностей, в большинстве своем они идеалисты и всегда стараются достичь идеальности в своем внутреннем мире. Задавая наводящиевопросы, надо подвести ребенка к тому, что «идеальное» обладает только положительными качествами. На примере задачи вводится понятие ТРИЗ «ИКР», что помогает ребенку искать и формулировать его.Результаты многолетнего опыта внедрения ТРИЗ в образовательный процесс показывают, что ученики, освоившие компоненты ТРИЗ отличаются умом, сообразительностью и организованностью. В отличие от своих сверстников они используют больший словарный запас (что характерно для аутистов, хотя сами они даже не знают значениенекоторых слов), способны широко мыслить, давать четкие развернутые ответы на вопросы, не боятся сталкиваться с трудностями, с удовольствием рассуждают и высказывают свое мнение. Отмечается системность, гибкость и свобода мышления, воображение и интеллект.Возможности ТРИЗпедагогики в коррекционной работе с детьмиаутистами безграничны. С помощью этой технологии можно помочь большому количеству детей обрести счастливую жизнь.
Ссылки на источники1. Петров В. М. Основы теории решения изобретательских задач / Учебное пособие.ТельАвив, 2002.ISBN 9657127009.2. Гин А. Л. ТРИЗ в педагогике: практические результаты [Электронный ресурс] Режим доступа.URL: http://www.trizway.com/art/form/341.html3. Реутова C. Ю. ТРИЗ как педагогическая технология на уроках английского языка [Электронный ресурс] Режим доступа.URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/angliiskiyyazyk/library/2014/01/02/teoriyaresheniyaizobretatelskikh4. Autism diagnostic interview : a standartizedinvestigatorbased interview / A. Le Couteur [et al.] // J. of Autism and Developmental Disorders. —1989. —Vol. 19.5. Возрастные особенностисиндромаАспергера / О. Б. Быховский // Мир психологии. 2014. №3. С. 2672736. Дети с синдромом Аспергера. Что такое синдром Аспергера? [Электронный ресурс] Режим доступа.URL: http://aspergers.ru/node/1727. Проценко А. А., Николаева И. И. Развитие творческого мышления младших школьников по средствам ТРИЗ технологии [Электронный ресурс] Режим доступа.URL: http://naukaru.ru/journal/article/view/6830
О возможностях ТРИЗпедагогики в коррекционной работес детьмиаутистами
Аннотация. В статье представлены элементы ТРИЗпедагогики и их функция в работе с детьмиаутистами. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на протяжении 5 лет резко возросло число детей с данным заболеванием. В связис этим рассмотрены различия между аутистическим и обычным мышлением и предложены методы активизации творческого воображения детейаутистов.Ключевые слова: ТРИЗ, педагогика, аутизм, синдром Аспергера, воображение.
На протяжении всей жизни человек каждый день сталкивается с различными трудностями, каждуюминуту в нашей жизни происходят различные события и люди не всегда с легкостью решают свои проблемы. С помощью ТРИЗтехнологии (теория решения изобретательских задач) можно свободно адаптироватьcя к жизни.Эта система, разрабатывающая методологию решения проблем. Это инструмент повышения эффективности изобретательской деятельности. Вследствие применения ТРИЗпедагогики у детей развивается творчеcкое мышление. Будет ли положительная динамика не от здоровых детей, а от детей с синдромом Аспергера (одна из форм аутизма, являющейся скрытой дисфункцией), если направить данную систему на развитие их мышления и умственных способностей? Рассмотрим кратко основные положения ТРИЗ. Основной постулат ТРИЗ: техническиесистемы возникают и развиваются по объективно существующим законам, эти законы можно познать и использовать для решения изобретательских задач. Также, в основные положения входит следующее:
решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов;
получение перспективных решений (в том числе принципиально новых);
тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного и системного мышления)[1].ТРИЗпедагогика –педагогическая система, формирующая широкое мировоззрение, восприятие мира в разных моделях и толерантность. ТРИЗ используется для решения педагогических задач, а с помощью ТРИЗ инструментов можно направить учебный процесс в более продуктивное русло. Ее длительное применение вырабатывает у детей творческие качества мышления. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для его развития. В рамках ТРИЗпедагогики применяются различные методы мышления: синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов мозговой штурм и метод контрольных вопросов. Эти методы дополняют ТРИЗ. Проанализировав данные цели ТРИЗ можно сделать вывод, что с помощью него можно сформировать глубокое мышление у детей аутистов.Было выдвинуто предположение о том, что при использовании методов и приемов ТРИЗ, ребенок с синдромом Аспергерасможет приблизиться к нормальной, здоровой жизни. По мнению ученых, избавиться от данного синдрома не представляется возможным это пожизненное нейробиологическое расстройство. Природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному при помощи изучения ТРИЗ, что позволяет сделать вывод о возможности использования достижений теории в помощь детямаутистам, с синдромом Аспергера. Он находил в этом расстройстве положительные особенности —«специфическую оригинальность мышления и своеобычность познания, которые могут привести в будущем к значительным достижениям в жизни».
На сегодняшний день существует комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и воображение. Процесс обучения направлен на базирование культуры мышления. Человек, обладающий определенной культурой мышления, может успешно решать проблемные задачи. Ребёнок, с детства приученный видеть мир как поток задач, ребенок, который не боится трудностей и преград, будет более успешен и подготовлен к жизни. Для любого возраста можно подобрать соответствующие творческие задачи и решать их с детьми, постепенно вводя приёмы и алгоритмы мышления [2]. В процессе использования ТРИЗтехнологии в учебной деятельности, у детей должны формироваться следующие знания и умения: системное и ассоциативнообразное мышление, развитие воображения (у аутистов хорошо развито), методика решения задач: формулировать задачи и др. Учитель должен комбинировать различные упражнения и формировать учебный процесс с учетом возрастных особенностей детей. Например, для детей младшего возраста развитие сказочной фантазии и образного мышления. Опытные преподаватели и разработчики ТРИЗпедагогики ( А.А. Гин, А.А. Нестеренко, Г. И. Иванов и др.) [3] дают следующие рекомендации по ведению занятий:
создать свободную атмосферу для общения, не перебивать детей, т.е. на занятиях должна быть раскованная обстановка равноправных людей;
задачи следует выдавать в форме фантастической ситуации (у аутистов воображение хорошо развито);
при разборе решения задач всегда подчеркивать содержащиеся в них элементы ТРИЗ Противоречия, Идеальное Конечное Решение, Ресурс;
учитель должен не демонстрировать правильное решение задачи, а подводить ребенка к нему;
занятия “по ТРИЗ " это уроки мудрости и счастья творчества. Изначально у педагога стоит цель: создать у учащихся мотивацию и желание развивать своё мышление.Существуют принципы, на которых основывается технология преподавания ТРИЗ, они отражают ее активные стороны и помогают исключить ошибки при ее реализации [3]. После внесения коррективов данные принципы были направлены на коррекциюдетей, страдающих аутизмом.1. Преодолениенизкой подвижности нервной системы позволяет избавиться от шаблонного мышления и его привычных путей решения проблем. 2. Расширение гранейвоображения и научениерешать проблемы нетрадиционными способами,что тяжело для одаренных детей.3.Если у ребенкааутиста есть склонность к какомулибо занятию, то развитие его должно проходить через эту деятельность.4. При решении проблем следует ориентироваться на многофункциональность и наличие у конечного результата идеальных черт. Считая мир хаотичным и беспорядочным, люди с синдромом Аспергера пытаются строгий порядок в своей жизни. Они создают определенные условия, строго им подчиняясь.5. Нельзя воспринимать аутизм как категорично плохую черту, надо найти в этом преимущества и использовать их.6. Ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл. Ребенок стремится к самостоятельному решению задач. Это один из принципов развивающей педагогики.Диагностика расстройств аутистического спектра ориентирована на возрастные рассогласования с нормой, а не только на поведенческие отклонения. Сложные формы поведения не могут быть изучены до определенного возраста: до того момента, пока они не проявят себя в поведении и с окружением. Исследования в 80е гг. XX в. [4] показывают, что первая симптоматика появляется в возрасте до 2,5 лет. Но поведение, которым характеризуется синдром Аспергера, неразличимо до 3 лет и обычно выражено не так явно в соотношении с детьми, у которых с ранний детский аутизмом [5]. Синдром Аспергера диагностируется в промежутке от 4 до 11 лет. Чем раньше установлен диагноз, тем больше вероятность минимальной травматичности для дальнейшей жизни ребенка. Во многих случаях, за счет масштабных наблюдений за ребенком, к 5—6 годам становится возможным диагностировать синдром Аспергера и отделить его от других, похожих по симптоматике заболеваний. При поступлении в школу, у ребенка с синдромом Аспергера, появляется фобическая реакция на обыкновенные ситуации, касающиеся взаимодействия с одноклассниками. Такие дети кажутся окружающим эксцентричными. Они понимают языковые формулировки буквально (т.е. не понимают скрытый смысл метафор, а воспринимают все буквально), плохо поддерживают разговор с собеседником (они не чувствуют эмоции и чувства собеседника), проявляют ограниченную деятельность. Эти дети сверхчувствительны: их пугают громкие звуки, резкие движения, незнакомая пища. Дети ссиндромом Аспергера, в связи с болезнью, могут иметь проблемы с плохой координацией и моторной неуклюжестью [6]. Со временем такие дети могут научиться нормам поведения и иметь представление о дружбе, но скорее всего это будет основано не на понимании людских эмоций, а на интуитивном уровне их понимания. Но, одновременно со всеми этими недостатками, есть достоинства. Люди с синдромом Аспергера часто имеют богатую фантазию и воображение и вследствие этого нередко становятся известными людьми. Интенсивное сосредоточение и тенденция логически решать задачи, свойственные синдрому Аспергера, часто дают людям высокий уровень способностей в их области интересов. Аутистическое мышление тенденциозно. Оно отражает осуществление желаний и стремлений, устраняет препятствия и превращает невозможное в возможное и реальное. Дети с синдромом Аспергера часто проявляют продвинутые для их возраста способности в пространственном и образном мышлении. Однако логическое мышление развито отлично.Цель достигается благодаря тому, что для ассоциаций соответствующих стремлению прокладывается путь.Обобщая выше сказанное можно сказать, что между аутистическим и обычным мышлением не существует резкой границы. Очень часто аутизм сочетается с феноменальной памятью и потрясающей способностью к различного рода вычислениям. Это еще раз доказывает, что ТРИЗ возможно применять на детях с синдромом Аспергера. Психиатры отмечают, что в сложных случаях изза неправильной диагностики могут быть назначены малодейственные медицинские препараты вместо необходимой психологической помощи. Аспергер полагал, что такого рода детям для избегания трудностей требуется долгосрочная терапия, позволяющая выстроить с ними контакт постепенно. Одним из важных моментов психокоррекционной работы является анализ жизненного опыта ребенка, переход из пассивной позиции, характерной для аутизма, к умению осваивать свой опыт. Надо подготовить ребенка к подростковому возрасту, который является поворотной точкой длительного пути социализацииаутистов Аспергера. Можно направить аутизм в деловое русло: концентрация на чемто это источник мотивации.Освоение инструментов ТРИЗ начинается с игровых тренингов. Игровые тренинги обеспечивают интерес к познанию и применению объектов окружающего мира, формируют логические и познавательные процессы [7].Пример нескольких задач на основе ТРИЗ, для поддержания и развития высокого уровня мышления у детей с синдромом Аспергера.1. Знакомство с понятием«противоречие».Цель: познакомить ребенка с понятием ТРИЗ «противоречие»Задачи:
простимулировать знания в понятии «противоположность»;
выяснить конечные результаты противоречий;
обучить раскрытию противоречий в задачах.Активизировать знания в понятии «противоположность» можно при помощи игры «Наоборот», в которой ребенку необходимо найти антонимы к словам и противопоставить их по какомунибудь признаку предмета. Данная игра способствует развитию логическому и образному мышлению (у таких детей хорошо развито и образное, и логическое мышление, но если его не поддерживать в тонусе, то развитие будет регрессировать). В использовании своего лексикона, учителю желательно корректировать ответы детей, вводя понятие противоречие и его однокоренные слова.На примере пословицы ребенку предлагается описатьпротиворечивые действия и как роль этих действий можно связать с жизнью. Аутисту это сделать сложно: он не обладает абстрактным мышлением. После объяснения ребенку скрытого смысла пословицы, следует приводить другие примеры пословиц и поговорок и вместе сним находить зашифрованный смысл. Главное цель заключается в том, чтобы в начале обучения ребенок путем логических умозаключений смог находить скрытый смысл и противоречия в пословицах и метафорах, а в завершении смог переносить это в обычной жизни на речь людей.Также, учитель вместе с ребенком ищет противоречия на примере творческой задачи. При нахождении противоречий следует учесть, что вариантов противоречивых требований может быть достаточно много. Когда противоречия будут сформулированы, следует преступать к решению задачи. Ребенку должно быть понятно, что нахождение противоречий это первый этап на пути к решению проблемы.2. Знакомство с понятием ТРИЗ «Идеальный конечный результат »(ИКР).Цель: Знакомство с понятием ТРИЗ «Идеальный конечный результат»Задачи:
простимулировать знания ребенка в понятии «идеальность»;
продемонстрировать на примере задачи правила поиска и формулирования ИКР.Активизировать знания ребенка в понятии «идеальность» можно с помощью игрыбеседы «Придумай идеальность», в которой ребенку предлагается назвать наилучшие качества знакомых ему предметов. У детей Аспергера не должно возникнуть больших трудностей, в большинстве своем они идеалисты и всегда стараются достичь идеальности в своем внутреннем мире. Задавая наводящиевопросы, надо подвести ребенка к тому, что «идеальное» обладает только положительными качествами. На примере задачи вводится понятие ТРИЗ «ИКР», что помогает ребенку искать и формулировать его.Результаты многолетнего опыта внедрения ТРИЗ в образовательный процесс показывают, что ученики, освоившие компоненты ТРИЗ отличаются умом, сообразительностью и организованностью. В отличие от своих сверстников они используют больший словарный запас (что характерно для аутистов, хотя сами они даже не знают значениенекоторых слов), способны широко мыслить, давать четкие развернутые ответы на вопросы, не боятся сталкиваться с трудностями, с удовольствием рассуждают и высказывают свое мнение. Отмечается системность, гибкость и свобода мышления, воображение и интеллект.Возможности ТРИЗпедагогики в коррекционной работе с детьмиаутистами безграничны. С помощью этой технологии можно помочь большому количеству детей обрести счастливую жизнь.
Ссылки на источники1. Петров В. М. Основы теории решения изобретательских задач / Учебное пособие.ТельАвив, 2002.ISBN 9657127009.2. Гин А. Л. ТРИЗ в педагогике: практические результаты [Электронный ресурс] Режим доступа.URL: http://www.trizway.com/art/form/341.html3. Реутова C. Ю. ТРИЗ как педагогическая технология на уроках английского языка [Электронный ресурс] Режим доступа.URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/angliiskiyyazyk/library/2014/01/02/teoriyaresheniyaizobretatelskikh4. Autism diagnostic interview : a standartizedinvestigatorbased interview / A. Le Couteur [et al.] // J. of Autism and Developmental Disorders. —1989. —Vol. 19.5. Возрастные особенностисиндромаАспергера / О. Б. Быховский // Мир психологии. 2014. №3. С. 2672736. Дети с синдромом Аспергера. Что такое синдром Аспергера? [Электронный ресурс] Режим доступа.URL: http://aspergers.ru/node/1727. Проценко А. А., Николаева И. И. Развитие творческого мышления младших школьников по средствам ТРИЗ технологии [Электронный ресурс] Режим доступа.URL: http://naukaru.ru/journal/article/view/6830