Психолого-педагогическая коррекция семейных отношений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Опарин Г. А. Психолого-педагогическая коррекция семейных отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1351–1355. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96188.htm.
Аннотация. В статье, на основе изучения проблем развития современной семьи, рассматриваются особенности оказания помощи проблемным семьям. Определены основные группы семей, нуждающихся в социальной поддержке. Изучены особенности психолого-педагогической работы специалистов центра «Семья» с проблемными семьями. Сформулированы выводы, характеризующие особенности психолого-педагогической работы специалистов центра «Семья» с проблемными семьями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Опарин Геннадий Алексеевич,Кандидат педагогических наук, доцент, Самарского Государственного института культуры, г. Самараoparinga@bk.ru

Психологопедагогическая коррекция семейных отношений

Аннотация.В статье,на основе изучения проблем развития современной семьи,рассматриваются особенностиоказания помощи проблемным семьям.Определены основные группы семей нуждающихся в социальной поддержке. Изучены особенности психолого –педагогической работы специалистов центра «Семья» с проблемными семьями. Сформулированы выводы,характеризующие особенности психологопедагогической работы специалистов центра «Семья» с проблемными семьями.

Ключевые слова:семья, социальная работа,воспитание,диагностика, психология, педагогика, помощь, методика, коррекция.

Современная семья в России переживает сложный период и меняется под воздействием социальных, политических и экономических процессов. Особое значение имеет культура современного общества и семейных отношений, которые непосредственно влияют на внутренние процессы семьи. Научные исследования семьи направлены на изучение теоретических, методологических и методических проблемы (А.Г. Харчев, М.С. Мацковский), особенностей брачносемейных отношений (В.А. Сысенко, И.С. Голод, В.А. Борисов, М.Я. Соловьёв), социальных особенностей развития семьи (Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, И.А. Герасимова, А.Г. Волков), семейной психотерапии (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий). Особое место в изучении семьи занимают работы в области социальной педагогики (М.А. Галагузова, А.В. Мудрик), социальнокультурной деятельности (Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников ), культурнодосуговой деятельности (А.Ф. Воловик, В.А.Воловик).

Социальная работа, в разной степени, распространяется на все семьи. Вместе с тем существуют некоторые группы семей, социальное функционирование которых по объективным и субъективным условиям затруднено, и они находятся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся не полные, многодетные, малообеспеченные семьи, имеющие в своём составе инвалидов, безработных, военнослужащих срочной службы, взявшие детей под опеку, с детьми в возрасте до трёх лет, студенческие семьи с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, девиантные семьи [1c. 153154].Нестабильность семейного образа жизни проявляется в сокращении количества детей в семье. Это связано как с экономическими,так и с социальными особенностями. Изменения в культуре современного общества сказываются на отношениях в семье, к семье и к семейной жизни. Разрушились формировавшиеся на протяжении столетий соцокультурные представления о семье и семейном образе личной жизни. Каждый человек под влиянием современных процессов обстоятельств,собственных представлений и особенностей определяет свою семейную жизнь. Растёт количество детей рождённых вне зарегистрированного брака, и даже зарегистрированный брак не гарантирует прочность семейных отношений, которые могут быть не устойчивыми или существовать формально. Увеличивается количество ранних внебрачных беременностей. Признакаминарушения традиционных представлений о семейных отношениях является конкубинат, выбор одинокой жизни, создание не полной и даже однополой семьи. Социальная работа направлена на профилактику, поддержание стабильности и социальное развитие семьи и её членов, оказание помощи семьям группы риска и неблагополучным семьям.Служба семьи –один из механизмов регулирования брачносемейных отношений в рамках социальной работы с семьёй, основная цель которого обеспечить оптимальное выполнение семьёй её разнообразных функций. Службы семьи являются учреждениями консультационного типа. Муниципальные учреждения,непосредственно осуществляющие работу с семьями –«Центры социальной помощи семье и детям». Их работа направлена на решение проблем дисфункциональности семейных связей и отношений, деформации отношений в семье между супругами, родителями и детьми. Такие проблемы могут возникать как в семьях с низким социальноэкономическим статусом, так и в обеспеченных, «благополучных» семьях. В семье происходит первичная социализация детей и социальнокультурное развитие всехеё членов, в том числе и родителей. Через семейные роли, отношения и деятельность происходит освоение культуры общества. Проблема дезорганизации семьи, связана с нарушением взаимодействия супругов по различным причинам и отношений детей и родителей. Не все современные семьи в полной мере выполняют свои воспитательные функции. В настоящее время общество заинтересовано в оптимальном использовании воспитательного потенциала семьи.

Социальная работа, ориентированная на стабилизацию

семейных связей,включает в себя нормализацию отношений между супругами, родителям и детьми, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими.Работа с трудными детьми и подростками включает изучение семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребёнка, анализ медикосоциального и интеллектуальнопсихологического статуса. На основе данных диагностики составляется программа работы с семьёй, решения его школьных проблем, вовлечения его в благоприятную социальную среду.Работа с конфликтной семьёй начинается, как правило, по заявлению одного и супругов. Проводится изучение реальной семейной проблемы и расхождение в установках и представлениях супругов. Семейная терапия проводится в формах групповой семейной психотерапии, индивидуальных бесед, тренингов.В работе с семьёй алкоголика диагностика выявляет основную причину злоупотребления спиртными напитками и сопутствующие обстоятельства. Программа разрабатывается комплексно: для работы с зависимым от алкоголя, с семьёй, с социальным окружением. Она будет включать лечебные мероприятия, консультации, психотерапию и психокоррекцию.Объектом воздействия социального педагога могут быть ребёнок, взрослые и семья в целом. Деятельность социального педагога с семьёй подразделяется на следующие составные части: образовательная, психологическая, посредническая [2, с. 176].Образовательная работа включает в себя помощь в обучении и воспитании. Эта работа направлена на всех членов семьи. Обучение направлено на получение дополнительного образования. Социально

педагогическая работа с родителями предполагает повышение педагогической культуры родителей. В отношении детей обучение осуществляется в целях социализации через освоение социально одобряемых видов деятельности.Воспитание аналогично обучению направленона формирование положительного отношения родителей к семейной педагогической деятельности и овладение тактикой семейного воспитания –тактикой сотрудничества. По отношению к детям цель воспитания состоит в формировании ценностных ориентаций, культуры поведения и общения. Эту работу выполняют социальные педагоги непосредственно с детьми и через ближайшее семейное окружение. Социальные педагоги, совместно с родителями, могут применять наиболее адекватные методы воспитания, которые подразделяются на три группы: методы обращения к сознанию (разъяснение, пример, убеждение); методы обращения к чувству (обращение к совести, справедливости, состраданию, милосердию, самолюбию); обращение к воле (требование, убеждение, поощрение, наказание). Психологическая работа в структуре социальнопедагогической деятельности складывается из социальнопсихологической поддержки и психологической коррекции.Социальнопсихологическая поддержка может наиболее эффективно осуществляться в сотрудничестве социальных педагогов с психологами и психиатрами. Цель этой работы состоит в адаптации личности к социуму. Соответственно работа проводится с семьями или детьми, имеющими проблемы в социальной адаптации. Это проявляется в конфликтных отношениях в семье, склонности к девиациям социокультурного характера. Социальная поддержка может осуществляться через обеспечение контактов с референтной группой или создания благоприятных условий для свободного общения и деятельности на основе совместных и личных интересов. Фактором поддержки становится положительная оценка действий, поступков,результатов деятельности детей и семьи. Психологическая работа направлена на изменение отношений в семье через семейнопсихологическую коррекцию. Для этого разработаны и применяются техники генограммы, циркулярныеинтервью, техники позитивной коннотации. [3, с.139159]. «Техника предписания состоит в том, что членам семьи предписывают вдомашних условиях, в повседневной жизни выполнять конкретные задания. Основной терапевтический эффект происходит в процессе обсуждения опыта выполнения или не выполнения предписания [3, с.154].Цель коррекции состоит в том, чтобы помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь сделать эти взаимоотношения более конструктивными. Посредническая работа осуществляется по трём направлениям: помощь в организации, координации и информирование [2, с.181].Помощь в организации состоит в подготовке и проведении массовых и групповых социальнокультурных мероприятий для семей и детей, праздников, организации работы клубных объединений. Помощь в координации состоит в обеспечении взаимодействия различных организаций для решения проблем семьи. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты[2, с.181184].

Дисфункциональность семейных отношений не зависит от социального статуса семьи. Семейные проблемы могут возникать и в семьях материально обеспеченных и в интеллигентных семьях. В социальнопедагогической работе учитывают различные характеристики семьи: структуру, материальное положение, общую семейную ориентацию, но особое значение приобретает изучение социальноправовой устойчивости, воспитательного потенциала, и взаимоотношений в семье. Работа с конфликтной семьёй или с семьёй, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается после заявления одного из супругов. Иногда поводом для констатации серьёзных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряжённости для здоровья детей. Социальная работа с такой семьёй начинается с изучения семьи и определения действительной семейной проблемы. Семейные конфликты могут обостряться под влиянием внешних неблагоприятных обстоятельств и носить ситуативный характер, но могут принимать и хроническую форму. В процессе обострения внутрисемейных отношений могут выявиться, казалось бы, не существенные разногласия по хозяйственнобытовым, финансовым, воспитательным, нравственнокультурным, семейноролевым вопросам. Важно из конфликтной ситуации выйти на новый, более высокий уровень отношений. Конфликты, не получившие конструктивного разрешения, разрушают семейные отношения. Семейная терапия предполагает оптимизацию отношений в семье на основе овладения навыками культурного общения. Такая работа проводится в формах индивидуальных бесед, интервью, групповой психотерапии, игровой терапии. К активно применяемым методам относится «датерапия»[4, с. 259].Это аутодиагностическяи психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют негативные эмоциональнопсхические взаимоотношения. В итоге происходит осознание истинных намерений супругов. В семейных отношениях не редко преобладают эмоции естественные реакции в отношении мужа, жены, детей, тёщи. Органично вплетаясь в эмоциональные отношения, применяется методика «направленного изменения» для воздействия на человека у которого обнаруживаются нежелательные черты или особенности поведения. В соответствии с этой методикой поощряется хорошее поведение, которое со временем закрепляется и воспроизводится человеком автоматически как вознаграждаемое. На формирование равноправных отношений направлена методика «семейного соглашения», которая состоит в том, что бессодержательные обвинения общего характера переформулируют в точно сформулированный список обязательств супругов друг перед другом на срок от одного месяца до полугода. Взятые супругами обязательства должны быть конкретными и проверяемыми.В практике применяются разнообразные технологии коррекции семейных отношений [3, 4, 5].Основное назначение используемых психологопедагогических технологий –прогрессивное развитие семьи и семейных отношений. По материалам опубликованным на официальном сайте правительства Самарской области всего в области работает 115 учреждений обслуживания семей и детей. Первичными звеньями системы специализированных учреждений являются центры социальной помощи семье и детям «Семья». В Самарской области 48 центров «Семья».Основные задачи центров: предупреждение развития негативных явлений в семье;комплексная помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;сопровождение замещающих семей, где воспитываются дети оставшиеся без попечения родителей;патронаж семей воспитывающих детей инвалидов;охрана репродуктивного здоровья подростков;пропаганда здорового образа жизни и профилактика заболеваний.Большой опыт работы с семьями накоплен Центром социальной помощи семье детям городского округа Тольятти [6]. В центре «Семья» разработан целый ряд программ ориентированных на различные типы семей. Программа «Сознательное родительство» разработана и реализуется в работе с молодой семьёй и состоит из трёх блоков: образовательного, воспитательного, оздоровительного. Основное назначение программы –повышение правовой и экономической грамотности членов семьи, повышение родительской компетентности, формирование ответственности за семью, за воспитание здорового ребёнка. Работа с молодыми семьями начинается с момента создания, и приобретает специфические формы в период планирования и ожидания ребёнка. Городской центр «Семья» вовлекает молодые семьи в воспитательный процесс и работает с будущими родителями с целью повышения родительской культуры.Работа с семьям воспитывающими детей,по программе «Растём вместе», начинается когда ребёнку исполняется один год [7]. В этой программе четыре возрастных курса. «Первые шаги» (11,5 лет), «Воробышки» (1,5 –2 лет), «Любознайки» (2 3 лет), «Мозаика» (3 5 лет). Педагогпсихолог тольяттинского городского центра «Семья» В.М. Жигулина главную цель работы по программе «Первые шаги», видит в повышении родительской компетентности через решение следующих задач: развитие умения замечать и принимать индивидуальные проявления ребёнка; развитее умения быть активным соучастником ребенка в его деятельности; овладение навыками взаимодействия с детьми в игровой деятельности, совместных упражнениях и других видах взаимодействия с детьми раннего возраста [7]. В процессе совместных, групповых занятий родителейи детей в центре особенно активно используются игровые методы. На профилактику и решение проблем семьи направлена комплексная программа работы с семьями «Здоровая семья». В центре «Семья» Городского округа Тольятти разработаны и эффективно применяются просветительские программы для подростков: «Всё ли Вы знаете о себе», «Тренинг общения и личностного роста», «Я молодой», «Компас», «Уроки доброты» [8]. Тольяттинский городской центр «Семья взаимодействует с образовательнымии медицинскими учреждениями. Программа «Уроки доброты» проводилась с учащимися школы №13. На базе городского центра «Семья» проводят тренинговые занятия по программам: «Полезные привычки» профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании; «Искусство общения» –программа формированияадекватной самооценки и навыков конструктивного общения у подростков; «Моя жизнь» программа профилактики наркомании и СПИДа [8]. В практике работы центра «Семья» используются разнообразные средства, методы и формы работы.ВыводыСоциальная работа с семьями ориентирована на профилактику и решение актуальных проблем современной семьи и общества.В работе с семьями следует подходить дифференцированно с учетом типа семьи и проблем требующих решения.Центр «Семья» сотрудничает с медицинскими, образовательными, реабилитационными, правоохранительными, культурнодосуговыми учреждениями.Функции социального педагога: диагностическая, прогностическая, посредническая, коррекционнореабилитационная, охраннозащитная, профилактическая.Основные формы работы в центрах«Семья»: школы, уроки, тренинги, беседы, консультации, праздники, конкурсы, игры, выставки, экскурсии домашние задания, патронаж.Работа центра «Семья» является психологопедагогической по содержанию, организаторской по форме и относится к сфере социальной работы.

Ссылки на источники1. Основы социальной работы/ Отв. ред. П.Д. Павленок. –М., 2002.2. Социальная педагогика / Под общей ред. М. А. Галагузовой. –М., 2000.3. Носачёв, Г.Н. Направления, виды, методы и техники психотерапии / Г.Н.Носачёв Самара, 1998.4. Технологии социальной работы/ Под общ. ред. Е.И. Холостовой. –М., 2001.5. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога/ Т.А.Шишковец –М., 2005.6. Муниципальное казённое учреждение «Центрсоциальной помощи семье и детям г.о. Тольятти»

URL: http://semijatlt.narod.ru/

[Дата обращения 12.03.2016].7. МУ Центр «Семья» Программа «Растём вместе»

URL: URL: http://semijatlt.narod.ru/

[Дата обращения 02.02.2016].8. МКУ Центр «Семья»

URL: http://semijatlt.narod.ru/

[Дата обращения 02.03.2016].