Методологические подходы к формированию современной образовательной среды в центрах образования в соответствии с ФГОС нового поколения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пронина Л. Н. Методологические подходы к формированию современной образовательной среды в центрах образования в соответствии с ФГОС нового поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1526–1530. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96224.htm.
Аннотация. В условиях реализации ФГОС нового поколения актуализируется задача организации устойчивых образовательных систем, нацеленных на формирование позитивного социального и культурного опыта ребенка. Идея создания центров образования напрямую связана с максимальным удовлетворением потребности общества и потребителей в доступном качественном образовании на основе современной системы финансирования в условиях открытости и прозрачности деятельности образовательной организации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пронина Лариса Николаевна, кандидат педагогических наук,доцент кафедры технологий управления развитием образовательного учреждения и профессионального образования, ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификациии профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» г. Тулаlarisa.pronina.55@mail.ru

Методологические подходы к формированию современной образовательной среды

в центрах образования в соответствии с ФГОС нового поколения

Аннотация.В условиях реализации ФГОС нового поколения актуализируется задача организации устойчивых образовательных систем, нацеленных на формирование позитивного социального и культурного опыта ребенка.Идея создания центров образования напрямую связана смаксимальнымудовлетворениемпотребности общества и потребителей в доступном качественном образовании, на основе современной системы финансирования в условиях открытости и прозрачности деятельности образовательной организации.Ключевые слова:ФГОС, качество образования, центр образования.

Еще в 2012году президент РФ Владимир Путин обратил внимание на возможность создания в России крупных образовательных центров, в которых, по мнению президента, у педагогов есть больше возможностей проявить себя, а у учеников больше шансов получить качественное образование.

Созвучна идеям Владимира Путина региональнаяпрограмма на среднесрочный период (20122016 гг.) «Развитие образования Тульской области», одна из задач которой «создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации всех категорий обучающихся учреждений общего образования, обеспечение качественных условий обучения»[1]. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в системе дошкольного, начального, основного образования актуализируетзадачу организацииустойчивых образовательных систем, нацеленных на формирование позитивного социального и культурногоопытаребенка, что является ведущей концептуальной идеей ФГОС[2].20152016 учебный год ознаменован в Тульском регионе созданием центров образования, возникших путем объединения учреждений дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей и других образовательных организаций (далее ОО)различного типа. Определяющими принципами для объединения стали в первую очередь территориальная близость ОО, а также многообразие спектра услуг, востребованных жителями микрорайона на основе интеграции материальнотехнических, кадровых и других ресурсов всех объединенных образовательных учреждений.Идея создания центров образования напрямую связана с решением задачи максимального удовлетворения потребностив доступном качественном образовании, на основе современнойсистемы финансирования в условиях открытости и прозрачности деятельности ОО. Механизм создания центров образования запущен, и первоначальныйопыт в регионе заслуживает осмысления и корректировки при создании в дальнейшем аналогичных структур.Какие преимущества может иметь центр образования в сравнении с отдельными образовательными организациями? Вопервых, это возможность удовлетворения потребности в вариативном выборе большого спектра образовательных услуг для их потребителей и связанная с этим возможность определения индивидуальной образовательной траектории ребенка, обеспечивающейразвитие его личности;вовлечение участников образовательного процесса в социальную практику,саморазвитие; расширение возможности образовательного выбора у учеников, особенно при переходе в старшую школу, когда начинается профильное обучение, основанное на многопрофильности;обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности обучающихся.Вовторых, это обеспечение эффективной преемственности между уровнями образования, определяющей психологический комфорт участников образовательного процесса, что определяетсясодержанием образовательной программы центра, развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации.

Втретьих, решение задачи создания сильных педагогических коллективов, формирование и развитие профессиональных педагогических сообществ, способных транслировать лучшийпедагогическийопыт, развивать внутри центра образованияпедагогическое мастерствотакже расширяетвозможности для реализации педагогических возможностей педагогов и повышает уровень удовлетворенияобразовательных потребностей обучающихся.И, наконец, повышение экономической эффективностипроцессов, котороевыражается в рациональном использовании финансовых средств,материальных, интеллектуальных, информационных ресурсов и позволяетрассматривать образование как непрерывную управляемую систему на принципах оптимальности в принятии экономических решений в вопросах создания единой материальнотехнической базы, полноценного использования инфраструктуры, а также формирования кадрового потенциала (полноценная нагрузка учителя, возможность профессионального роста, повышения квалификации, самообразованияи сотрудничества); управление образовательным процессом и образовательной деятельностью с привлечением семьи и местного сообщества.Деятельность центра образования должна строиться в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения, а также с программой его развития.Основная образовательная программа всех ступеней обучения должна быть выстроена таким образом, что с учетом всех ресурсов, которые сосредоточены в центре, можно прогнозировать конкретные результаты обучения. При этом выбор нижнего уровня прохождения основной образовательной программы ориентирован на выполнение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, а верхний уровень не ограничен. В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает информационнообразовательная среда, формируемая в центре. В условиях такой среды ОО меняются методы, средства, формы воспитания и обучения, а содержание обучения становится инструментом в достиженииновых образовательных результатов. Насыщенность высокотехнологичным оборудованием, безусловно, помогает вовлечь обучающихсяв проектную и исследовательскую деятельность, рождает желание самим изобретать, творить, понимать и осваивать новое. Центр образования нацелен на создание условийдля формирования информационной компетентности школьников, на разработкуновых метапредметных методик обучения, направленных на формирование умений самостоятельно получать знания, общаться, проектировать, исследовать, управлять собственной учебной деятельностью, строить жизненные планы в условиях сосредоточения большого количества разных ресурсов. Центр образования призван осуществить ведущую идею ФГОС нового поколения на основе системнодеятельностного подхода к обучению, воспитанию и развитию обеспечить целенаправленное единство учебной и внеурочной деятельности, организовать полноценнуювнеурочнуюи внеучебную деятельность, направленную на формирование и повышение мотивациидетей, раскрытиеталантов, интересов и способностей,решение задач воспитания и социализации. Вариативность, целостность, целесообразность, оптимальность сочетания учебной и внеурочной деятельности, стремление к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образования позволят обеспечить социализацию и воспитание свободной и ответственной личности.Необходимые и достаточные условия для профессионального развития педагогов в условиях реализации ФГОС в центре образованиямогут быть обеспечены с помощью своей методической службы, целенаправленно определяющей и отслеживающей профессиональное развитие педагога и способной оказать ему адресную помощь.Педагоги получаютвозможностьдоступа к информации о современных направлениях в педагогике и методикек различным методическим, информационным и консультационным ресурсам. Практика создания современных центров образования выявляет ряд проблем, от своевременного решениякоторых зависит эффективность их деятельности:

недостаточный уровень профессиональной готовности руководящих работников ООк управлению крупным образовательным комплексом, в частности, к планированию и организации деятельности структурных подразделений,к осуществлению системной контрольнорегулирующей деятельности;

недостаточность разработанности локальной нормативной базы, регламентирующей различные направления деятельности;

сложившиеся профессиональные стереотипы педагогов, тормозящие процесс формирования нового педагогического сообщества, для реализации государственной политики в области образования.Все эти трудности необходимо минимизировать, осознавая, что сегодня центр образования

это не просто институциональная организация, в которой дети получают информацию и знания, это модельполноценной жизни, а не только подготовки к ней, организация, открытая для всех видов информации, творчества, прогрессивныхпрактик и экспериментов, местодля самовыражения и самореализации педагогов и обучающихся.

Ссылки на источники1.Об утверждении государственной программы Тульской области «Развитие образования Тульской области».Постановление правительства Тульской области от 19.11.2013 N 637 (с изменениями на: 15.09.2015)

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.http://standart.edu.ru