Открытые инновации как часть новой педагогической парадигмы
Выпуск:
ART 96231
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дегтярева
Е.
А. Открытые инновации как часть новой педагогической парадигмы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
1561–1565. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96231.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению различных подходов к обучению, а также принципиальному вопросу о применении современных инновационных технологий в образовании и открытых инноваций как части новейшей педагогической парадигмы.
Ключевые слова:
информация, инновационные технологии, система образования, система управления, специалисты, открытые инновации
Текст статьи
Дегтярева Елена Александровна,Преподаватель кафедрысоциальногуманитарных дисциплин филиала Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк kondeg@mail.ru
Открытые инновации какчасть новой педагогической парадигмы
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению различных подходов к обучению, а также принципиальному вопросу о применении современных инновационных технологий в образовании и открытых инноваций как части новейшей педагогической парадигмы.Ключевые слова:инновационные технологии, открытые инновации, система управления, система образования, информация, специалисты.
Говорить сегодня о педагогических инновациях не просто, так как много причин, много проблем и подходов. Очень сложно определить грань, которая отделяет традиционное образование от того нового, что уже давно функционирует вне зависимости от Болонского процесса и реформ Министерства образования и науки. Концептуальные основы всегоактивного обучения были сформулированы философом и педагогом Джоном Дьюи.Цель воспитания, по мнению Дьюи,формирование личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям»в условиях свободного предпринимательства.Он считал, что мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые затем подтвердят или опровергнут наши знания. Как видим, Дьюи выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать педагогические задачи посредством спонтанного развития ребенка. Воспитание в этом контекстепроцесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания. Согласно этой концепции, обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие обучаемого становится инструментом его познания, способом постижения истины. Такой путь познания представлялся более соответствующим природе ребенка, нежели привычное сообщение ему системы знаний. Конечно, итогом обучения должна была стать выработка навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. А целями обучения выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.По мнению Дьюи, образовательное учреждение обязано мгновенно откликаться на изменения, происходящие в обществе, более того, оно должно стать обществом в миниатюре, и, упрощая сложные явления жизни, содействовать обогащению опыта в условиях обучающей среды. И способом приобретения такого опыта становится решение различных деловых задач: изготовить макет, ответить на вопрос, а приобретение необходимых для этого знаний связывается с интересами обучаемого, которые обеспечивают его внимание и всю последующую деятельность. Обучение, согласно Д.Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся, имеющей общественное содержание и применение и только позже подводить их к теоретическому осмыслению материала, к познанию природе вещей и способов их изготовления. Содержание обучения, таким образом, усваивается как побочный продукт в ходе исследования проблемной обучающей среды, организованной как логическая последовательность педагогических ситуаций. Дьюи считал, что традиционной системе образования, основанной на приобретении и усвоении знаний, нужно противопоставить обучение «путем делания», чтобы новые знания извлекались человеком из практической деятельности и личного опыта[1]. В середине прошлого века эти идеи активно развивались. В результате оформились две концепции: «пирамида обучения» и «конус опыта Эдгара Дейла».«Конус опыта» американского педагога Эдгара Дейла иллюстрирует, каких образовательных.результатов можно добиться, используя различные средства содержания обучения.Пирамида обучения демонстрирует зависимость между методами обучения и степенью усвоения материала. Как видно, классическая лекциянаименее эффективный метод обучения: он обеспечивает освоение в среднем 5% содержания. В то же время «активное обучение» позволяет добиться значительно лучших результатов. Активное обучение, проблемное обучение, проблемномодульное обучениевсе это высшая школа уже проходила: на различных этапах развития систем и парадигм образования использовали несколько подходов к обучению:–практика;–трансляция материала;–разбор и анализ ситуаций;–игра;–имитация;–проект.Практикастарейший метод обучения. Идея проста и понятна: человек осваивает профессиональные навыки и инструменты, включаясь в реальную деятельность. Этот подход использовался как при обучении охоте или земледелию в древние времена, так и в ремесленных мастерских в средние века. В современной системе образования практика широко применяется при организации стажировок и практик: производственная, учебная, педагогическая, преддипломная практики.Трансляция —материалаэто передача знания о предмете или способе деятельности от одного человека к другому. Этот подход используется с далекой древности. В ХVIIвеке великий педагог Ян Амос Коменский усовершенствовал эту педагогическую технологию, создав на ее основе не менее великую и бессмертную классноурочную систему. В современной системе образования трансляция материала происходит поразному: при помощи лекций разного типа, чтении книг, дистанционном обучении, мастерклассов и пр.При ограничении обучения только формированием практических навыков обучающиеся могут недополучить нужные знания. При ограничении обучения трансляцией готовых знаний учащиеся получают слишком теоретизированное и оторванное от реалий жизни образование.В ХХ веке появились новые подходы. В Гарвардском университете появляется уникальный метод разбора и анализа ситуаций. Суть методавыделение из практической деятельности типовых ситуаций. Учащиеся анализируют выбранныеситуации, а затем предлагают свои решения и прогнозируют сценарии развития событий. При этом у них формируется профессиональное мышление и способность принимать решения.
В профессиональной подготовке игровые методы обучения в нашей стране впервые были использованы только в предвоенные годы. Так, в 1932 году преподавателем экономики М.М. Бирштейном была проведена деловая игра «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы». Известны также организационнодеятельностные игры Г.П. Щедровицкого, упражнения по разработке политики американцев Р.Дьюка и Я.Клабберса. Но такие групповые упражнения так и не получили широкого распространения. В отличие от ролевых игр, задачей которых была демонстрация моделей поведения в типичных профессиональных ситуациях. При введении в рабочие программы ФГОС3+ обязательных интерактивных форм обучения в теоретическом и практическом планах, деловые игры всерьез заинтересуют научнопедагогических работников.Имитационные модели пришли к нам из военной сферыречь идет о тренажерах для подготовки пилотов. Образование и, в частности, бизнесобразование подхватило свежие идеи и результаты не заставили себя ждать. В конце 50х годов в США начинают применяться имитационные методы обучения, когда студент получает возможность освоить профессиональные процедура и инструменты работы, сформировать представление об определенной сфере деятельности, профессии, должности. Подобные методы называют также «симуляцией» или «имитационной игрой». Один из наиболее эффективных методов обученияметод проектов, чья история, его история наиболее известна. Суть проектного подхода заключается в том, что учащийся некоторым образом встраивается в систему коллективных работ, направленных на решение реальной практической задачи. Проектируя развитие ситуации, анализируя данные, он получает возможность освоить способы выполнения соответствующих работ. Групповая форма функционирования учебного проекта вынуждает участников организовывать совместную деятельность и налаживать коммуникации, то есть учиться действовать в команде. Уточним, основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Таким образом, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.Разработанный еще в середине прошлого века на основе прагматической педагогике Д.Дьюи метод проектов становится особенно актуальным именно в современном информационном обществе. В свете новых стандартов и компетенций можно заметить, что основная цель любого проектовформирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимают комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации[2]. В процессе проектной деятельности формируются:–рефлексивные умения;–поисковые (исследовательские) умения;–умения и навыки работы в сотрудничестве;–менеджерские, организаторские умения и навыки;–коммуникативные умения;–презентационные умения и навыки.Итак, что же всетаки представляет собой инновационная образовательная технология? На наш взгляд, это система, состоящая из трех взаимосвязанных составляющих:–современное содержание, которое предполагает не передачу знаний по определенным дисциплинам, а развитие компетенций, соответствующих профессиональной деятельности;–современные методы обучения, которые позволят сформировать основные компетенции и вовлечь студентовв активный процесс обучения;–современные технические средства, включающие в себя информационную и технологическую составляющую.Сегодня нередко под инновационными образовательными технологиями понимается не применение новых, новейших методов обучения, а более активное, иногда директивное использование информационных и коммуникационных технологийИнтернета, мультимедиа, вебинаров, телеконференций. Такое узкое понимание инноваций не дает возможности повысить качество образования.Кроме того, у педагогов разное отношение к нововведением:от принятия, равнодушия до неприятия. Иногда в одном человеке одновременно уживаются различные проявления в отношении инноваций. В психологии имеются и классификации субъектов инноваций:–новаторы, всегда открытые для нового, увлекающиеся новшествами, обладающие некоторой долей авантюризма;–ранние реализаторы, более интегрированные с остальными, но оказывающие на них влияние, лидеры;–предварительное большинство, которому требуется больше времени для принятия решений;–позднее большинство, относящееся к новому с большой долей скептицизма;–колеблющиеся, ориентирующиеся на традиционные ценности, принимающие новое с трудом, тормозящие этот процесс[3].Педагог привыкает жить в согласии с внешнимизаданными нормами и правилами. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога, подгонка методик под тестирование и контрольноизмерительные материалы сопровождаются тем, что в нашей деятельности все большее место занимают инструктивные предписания.Педагог легко вписывается в педагогическое сообщество, но его творческий уровень снижается.Педагогическая инноватика находится сегодня на стадии становления, и не только в нашей стране. Возрастающая потребность в ней очевиднаи для науки, и для образовательной практики.
В Российском законодательстве инновацияэто введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике. Многие ученые, которые занимаются исследованиями в данном вопросе, отмечают, что конкурентоспособность организаций, в том числе вузов, зависит от степени использования инноваций[4].Инновации можно разбить на две группы: закрытые и открытые.Закрытые инновацииподход к инновациям, который использует только внутренние источники организации, а именно научноисследовательские работы, открытия, изобретения, патенты. Данный подход подразумевает, что в компании есть некий департамент, который направлен исключительно на разработку инноваций.Открытые инновацииподход к инновациям, который позволяет задействовать не только внутренние, но и внешние источники. Теория открытых инноваций определяет процесс исследований и разработок как открытую систему. В такой среде существует множество идей, причем не только внутри фирмы, но и за ее пределами. На сегодняшний день применение открытых технологий в образовании, в том числе путем привлечения инвестиций, позволит решить следующие задачи:–создание инновационных структур, таких как бизнесинкубаторы, тренинговые центры и т.п.;–расширение кооперации с ведущими вузами, научными организациями, инновационными компаниями с использованием имеющихся баз испытания инноваций;–участие в международных проектах;–налаживание связи с научными центрами и инновационными компаниями.
Открытые инновации в образовании базируются на следующих принципах:–переход от использования исключительно внутренних закрытых разработок к использованию внешних знаний;–в мире есть много идей, которые могут принести пользу;–не обязательно быть первооткрывателем, чтобы получать пользу от открытий.В настоящее время для системы образования наступает новый этап инновационной деятельности, когда источники инноваций находятся за пределами вуза, поэтому привлечение в разработку новых технологий третьих сторон (других вузов, компаний и организаций) добавит вузу значительную ценность[5]. Возможно, стоит принять и новые стратегии:–организация процесса исследований и разработок путем объединения в общий фонд;–разработка отдельных компонентов инновационной технологии отдельными вузами;–свободное распространение разработок широкого применения, которые можно использовать для создания различных инновационных методик и технологий;–сокращение уровня бюрократии принятия решений в области инновационной деятельности.Модель открытых инноваций позволит объединить усилия по внутренним и внешним научноисследовательским аспектам и усилить эффект от их использования в образовательном процессе.При этом важно создание новой инфраструктуры, которая будет обеспечивать существование указанной модели. Такую функцию может выполнять краудсорсингкруг добровольцев, научнопедагогического актива, который будет выполнять роль сетевых связей с внешним миром.Кроме того, современному вузу для обеспечения качественной подготовки специалистов необходимо использовать методы инновационного менеджмента, например, бенчмаркинг, как процесс поиска и внедрения новых процессов и проектов в различные подразделения вуза, как непрерывный процесс выработки стратегий повышения качества образовательных услуг.Для того, чтобы эти методы были эффективными, в вузе должна быть создана также инфраструктура, которая занимается информационноаналитической деятельностью, которая давала бы возможность для поиска, внедрения, распространения и управления образовательными инновациями. [6].Указанная деятельностьможет иметь несколько составляющих:–непосредственное участие в инновационных процессах;–поиск и создание информационного банка инноваций;–информационноаналитическая поддержка принятия решений при оценке эффективности инноваций;–информационное взаимодействие с различными структурами, включая внешний опыт управления инновационной деятельностью с целью поиска, разработки, внедрения и продвижения инноваций.Показателем для системы информационноаналитического сопровождения будет являться информация об инновациях, о формах, методах и средствах обучения, о системе диагностики.Таким образом, можно выделить и направления реализации концепции открытых инноваций в сфере образования:–организация сетевого взаимодействия вузов и всех заинтересованных сторон, обмен идеями и знаниями:–мониторинг внешних инноваций и внешний бенчмаркинг;–интегрирование внутренних и внешних идей и знаний и получение более сложных комбинаций знаний и отсутствующих элементов;–коммерциализация инноваций за счет вывода своих идей во внешний мир и выхода на внешние организации.Модернизация высшего профессионального образования в России происходит на фоне структурной перестройки и изменения национальной экономики. Основываясь на мировом опыте преодоления кризисных явлений, Россия идет по инновационному пути развития. В этой связи важнейшим фактором является формирование такой системы управления качеством образовательной деятельности, которое предполагало бы использование самых современных подходов, обеспечивающих достаточные конкурентные преимущества на международном рынке труда. Таким подходом и может стать внедрение в систему менеджмента качества принципа открытых инноваций, а инновационная деятельность в сфере образования, основанная на открытости, должна присутствовать как обязательный и профильный элемент устойчивого развития[7].Таким образом, можно сформулировать причины, которые определяют потребность в открытых инновациях в образовании:–с появлением информационных технологий, сети Интернет, онлайн книг и журналов, в каждой области присутствует избыток знаний;–вузы, сталкиваясь с изменениями в новой парадигме образования, остаются востребованными только тогда, когда широко используют не только внутренние, но и внешние инновации;–необходимо поддерживать тесную связь вузов между собой с целью объединения и совершенствования знаний об инновациях.Открытые инновации могут стать необходимыми условиями существования образовательной системы. Действительно, их создание возможно и снаружи, и внутри, их реализация в жизнь может воплощаться разными способами. Добиться этого можно только в том случае, если вуз не изолирован от масштабной инновационной системы, если к профессиональной деятельности будут привлекаться талантливые специалисты, способные к творчеству и экспериментам. И это уже есть открытые инновации, которые в заключении определим, как использование целенаправленных входящих и исходящих потоков знаний для ускорения внутренних инноваций и расширения возможностей для их внешнего использования. Таким образом, ученым и педагогам можно найти области, в которых они сделают новые открытия; вузам, в свою очередь, необходимо создать инфраструктуры, связанные с инновациями; частному капиталуподдерживать инвестиции в образовании.
Ссылки на источники1Горшкова В.В., Митковец Е.А. Философия образования Джона Дьюи: формат истории и современности. /Педагогика № 8.Москва, 2007.2Келлер В.Ю. Проблемы модернизации в России в начале XX века. Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития. // В сборнике: Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития Материалы III Межвузовской научнопрактической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк. 2014. С. 067070.3Ящук Н.Ю. Роль профессиональной мотивации в направленности личности. Социальногуманитарные и психологические науки: теоретикометодологические и прикладные аспекты: материалы всероссийской научнопрактической конференции (г. Тихорецк, 27 марта 2015 г.) г. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ филиал ФГБУ "РЭА", 2015. С.162165
4Дегтярева Е.А. Инновации в профессиональной деятельности преподавателя вуза. Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические,правовые, общенаучные аспекты: материалы Международной (заочной) научнопрактической конференции (Тихорецк, Новосибирск, Саратов 09 октября 2015 г.). Саратов: Академия управления, 2015. С. 345Дегтярева Е.А. Теоретические основы проблемы подготовки преподавателя вуза к инновационной педагогической деятельности // Наука и мир: Международный научный журнал. Волгоград: Издательство «Научное обозрение». № 1 (5), 2014 . С. 283286.6Кулиш Н.Г. Особенности важнейших достижений современной российской науки. Социальногуманитарные и психологические науки: теоретикометодологические и прикладные аспекты: материалы Международной научнопрактической конференции (г. Тихорецк, 23 октября 2015 г.) г. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ филиал ФГБУ "РЭА", 2015. С.112114.7Сердюк И.И. Повышение качества профессионального образования. / Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой научнопрактической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. –Краснодар: ЦНТИ, 2013. С. 1317.
Открытые инновации какчасть новой педагогической парадигмы
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению различных подходов к обучению, а также принципиальному вопросу о применении современных инновационных технологий в образовании и открытых инноваций как части новейшей педагогической парадигмы.Ключевые слова:инновационные технологии, открытые инновации, система управления, система образования, информация, специалисты.
Говорить сегодня о педагогических инновациях не просто, так как много причин, много проблем и подходов. Очень сложно определить грань, которая отделяет традиционное образование от того нового, что уже давно функционирует вне зависимости от Болонского процесса и реформ Министерства образования и науки. Концептуальные основы всегоактивного обучения были сформулированы философом и педагогом Джоном Дьюи.Цель воспитания, по мнению Дьюи,формирование личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям»в условиях свободного предпринимательства.Он считал, что мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые затем подтвердят или опровергнут наши знания. Как видим, Дьюи выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать педагогические задачи посредством спонтанного развития ребенка. Воспитание в этом контекстепроцесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания. Согласно этой концепции, обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие обучаемого становится инструментом его познания, способом постижения истины. Такой путь познания представлялся более соответствующим природе ребенка, нежели привычное сообщение ему системы знаний. Конечно, итогом обучения должна была стать выработка навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. А целями обучения выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.По мнению Дьюи, образовательное учреждение обязано мгновенно откликаться на изменения, происходящие в обществе, более того, оно должно стать обществом в миниатюре, и, упрощая сложные явления жизни, содействовать обогащению опыта в условиях обучающей среды. И способом приобретения такого опыта становится решение различных деловых задач: изготовить макет, ответить на вопрос, а приобретение необходимых для этого знаний связывается с интересами обучаемого, которые обеспечивают его внимание и всю последующую деятельность. Обучение, согласно Д.Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся, имеющей общественное содержание и применение и только позже подводить их к теоретическому осмыслению материала, к познанию природе вещей и способов их изготовления. Содержание обучения, таким образом, усваивается как побочный продукт в ходе исследования проблемной обучающей среды, организованной как логическая последовательность педагогических ситуаций. Дьюи считал, что традиционной системе образования, основанной на приобретении и усвоении знаний, нужно противопоставить обучение «путем делания», чтобы новые знания извлекались человеком из практической деятельности и личного опыта[1]. В середине прошлого века эти идеи активно развивались. В результате оформились две концепции: «пирамида обучения» и «конус опыта Эдгара Дейла».«Конус опыта» американского педагога Эдгара Дейла иллюстрирует, каких образовательных.результатов можно добиться, используя различные средства содержания обучения.Пирамида обучения демонстрирует зависимость между методами обучения и степенью усвоения материала. Как видно, классическая лекциянаименее эффективный метод обучения: он обеспечивает освоение в среднем 5% содержания. В то же время «активное обучение» позволяет добиться значительно лучших результатов. Активное обучение, проблемное обучение, проблемномодульное обучениевсе это высшая школа уже проходила: на различных этапах развития систем и парадигм образования использовали несколько подходов к обучению:–практика;–трансляция материала;–разбор и анализ ситуаций;–игра;–имитация;–проект.Практикастарейший метод обучения. Идея проста и понятна: человек осваивает профессиональные навыки и инструменты, включаясь в реальную деятельность. Этот подход использовался как при обучении охоте или земледелию в древние времена, так и в ремесленных мастерских в средние века. В современной системе образования практика широко применяется при организации стажировок и практик: производственная, учебная, педагогическая, преддипломная практики.Трансляция —материалаэто передача знания о предмете или способе деятельности от одного человека к другому. Этот подход используется с далекой древности. В ХVIIвеке великий педагог Ян Амос Коменский усовершенствовал эту педагогическую технологию, создав на ее основе не менее великую и бессмертную классноурочную систему. В современной системе образования трансляция материала происходит поразному: при помощи лекций разного типа, чтении книг, дистанционном обучении, мастерклассов и пр.При ограничении обучения только формированием практических навыков обучающиеся могут недополучить нужные знания. При ограничении обучения трансляцией готовых знаний учащиеся получают слишком теоретизированное и оторванное от реалий жизни образование.В ХХ веке появились новые подходы. В Гарвардском университете появляется уникальный метод разбора и анализа ситуаций. Суть методавыделение из практической деятельности типовых ситуаций. Учащиеся анализируют выбранныеситуации, а затем предлагают свои решения и прогнозируют сценарии развития событий. При этом у них формируется профессиональное мышление и способность принимать решения.
В профессиональной подготовке игровые методы обучения в нашей стране впервые были использованы только в предвоенные годы. Так, в 1932 году преподавателем экономики М.М. Бирштейном была проведена деловая игра «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы». Известны также организационнодеятельностные игры Г.П. Щедровицкого, упражнения по разработке политики американцев Р.Дьюка и Я.Клабберса. Но такие групповые упражнения так и не получили широкого распространения. В отличие от ролевых игр, задачей которых была демонстрация моделей поведения в типичных профессиональных ситуациях. При введении в рабочие программы ФГОС3+ обязательных интерактивных форм обучения в теоретическом и практическом планах, деловые игры всерьез заинтересуют научнопедагогических работников.Имитационные модели пришли к нам из военной сферыречь идет о тренажерах для подготовки пилотов. Образование и, в частности, бизнесобразование подхватило свежие идеи и результаты не заставили себя ждать. В конце 50х годов в США начинают применяться имитационные методы обучения, когда студент получает возможность освоить профессиональные процедура и инструменты работы, сформировать представление об определенной сфере деятельности, профессии, должности. Подобные методы называют также «симуляцией» или «имитационной игрой». Один из наиболее эффективных методов обученияметод проектов, чья история, его история наиболее известна. Суть проектного подхода заключается в том, что учащийся некоторым образом встраивается в систему коллективных работ, направленных на решение реальной практической задачи. Проектируя развитие ситуации, анализируя данные, он получает возможность освоить способы выполнения соответствующих работ. Групповая форма функционирования учебного проекта вынуждает участников организовывать совместную деятельность и налаживать коммуникации, то есть учиться действовать в команде. Уточним, основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Таким образом, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.Разработанный еще в середине прошлого века на основе прагматической педагогике Д.Дьюи метод проектов становится особенно актуальным именно в современном информационном обществе. В свете новых стандартов и компетенций можно заметить, что основная цель любого проектовформирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимают комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации[2]. В процессе проектной деятельности формируются:–рефлексивные умения;–поисковые (исследовательские) умения;–умения и навыки работы в сотрудничестве;–менеджерские, организаторские умения и навыки;–коммуникативные умения;–презентационные умения и навыки.Итак, что же всетаки представляет собой инновационная образовательная технология? На наш взгляд, это система, состоящая из трех взаимосвязанных составляющих:–современное содержание, которое предполагает не передачу знаний по определенным дисциплинам, а развитие компетенций, соответствующих профессиональной деятельности;–современные методы обучения, которые позволят сформировать основные компетенции и вовлечь студентовв активный процесс обучения;–современные технические средства, включающие в себя информационную и технологическую составляющую.Сегодня нередко под инновационными образовательными технологиями понимается не применение новых, новейших методов обучения, а более активное, иногда директивное использование информационных и коммуникационных технологийИнтернета, мультимедиа, вебинаров, телеконференций. Такое узкое понимание инноваций не дает возможности повысить качество образования.Кроме того, у педагогов разное отношение к нововведением:от принятия, равнодушия до неприятия. Иногда в одном человеке одновременно уживаются различные проявления в отношении инноваций. В психологии имеются и классификации субъектов инноваций:–новаторы, всегда открытые для нового, увлекающиеся новшествами, обладающие некоторой долей авантюризма;–ранние реализаторы, более интегрированные с остальными, но оказывающие на них влияние, лидеры;–предварительное большинство, которому требуется больше времени для принятия решений;–позднее большинство, относящееся к новому с большой долей скептицизма;–колеблющиеся, ориентирующиеся на традиционные ценности, принимающие новое с трудом, тормозящие этот процесс[3].Педагог привыкает жить в согласии с внешнимизаданными нормами и правилами. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога, подгонка методик под тестирование и контрольноизмерительные материалы сопровождаются тем, что в нашей деятельности все большее место занимают инструктивные предписания.Педагог легко вписывается в педагогическое сообщество, но его творческий уровень снижается.Педагогическая инноватика находится сегодня на стадии становления, и не только в нашей стране. Возрастающая потребность в ней очевиднаи для науки, и для образовательной практики.
В Российском законодательстве инновацияэто введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике. Многие ученые, которые занимаются исследованиями в данном вопросе, отмечают, что конкурентоспособность организаций, в том числе вузов, зависит от степени использования инноваций[4].Инновации можно разбить на две группы: закрытые и открытые.Закрытые инновацииподход к инновациям, который использует только внутренние источники организации, а именно научноисследовательские работы, открытия, изобретения, патенты. Данный подход подразумевает, что в компании есть некий департамент, который направлен исключительно на разработку инноваций.Открытые инновацииподход к инновациям, который позволяет задействовать не только внутренние, но и внешние источники. Теория открытых инноваций определяет процесс исследований и разработок как открытую систему. В такой среде существует множество идей, причем не только внутри фирмы, но и за ее пределами. На сегодняшний день применение открытых технологий в образовании, в том числе путем привлечения инвестиций, позволит решить следующие задачи:–создание инновационных структур, таких как бизнесинкубаторы, тренинговые центры и т.п.;–расширение кооперации с ведущими вузами, научными организациями, инновационными компаниями с использованием имеющихся баз испытания инноваций;–участие в международных проектах;–налаживание связи с научными центрами и инновационными компаниями.
Открытые инновации в образовании базируются на следующих принципах:–переход от использования исключительно внутренних закрытых разработок к использованию внешних знаний;–в мире есть много идей, которые могут принести пользу;–не обязательно быть первооткрывателем, чтобы получать пользу от открытий.В настоящее время для системы образования наступает новый этап инновационной деятельности, когда источники инноваций находятся за пределами вуза, поэтому привлечение в разработку новых технологий третьих сторон (других вузов, компаний и организаций) добавит вузу значительную ценность[5]. Возможно, стоит принять и новые стратегии:–организация процесса исследований и разработок путем объединения в общий фонд;–разработка отдельных компонентов инновационной технологии отдельными вузами;–свободное распространение разработок широкого применения, которые можно использовать для создания различных инновационных методик и технологий;–сокращение уровня бюрократии принятия решений в области инновационной деятельности.Модель открытых инноваций позволит объединить усилия по внутренним и внешним научноисследовательским аспектам и усилить эффект от их использования в образовательном процессе.При этом важно создание новой инфраструктуры, которая будет обеспечивать существование указанной модели. Такую функцию может выполнять краудсорсингкруг добровольцев, научнопедагогического актива, который будет выполнять роль сетевых связей с внешним миром.Кроме того, современному вузу для обеспечения качественной подготовки специалистов необходимо использовать методы инновационного менеджмента, например, бенчмаркинг, как процесс поиска и внедрения новых процессов и проектов в различные подразделения вуза, как непрерывный процесс выработки стратегий повышения качества образовательных услуг.Для того, чтобы эти методы были эффективными, в вузе должна быть создана также инфраструктура, которая занимается информационноаналитической деятельностью, которая давала бы возможность для поиска, внедрения, распространения и управления образовательными инновациями. [6].Указанная деятельностьможет иметь несколько составляющих:–непосредственное участие в инновационных процессах;–поиск и создание информационного банка инноваций;–информационноаналитическая поддержка принятия решений при оценке эффективности инноваций;–информационное взаимодействие с различными структурами, включая внешний опыт управления инновационной деятельностью с целью поиска, разработки, внедрения и продвижения инноваций.Показателем для системы информационноаналитического сопровождения будет являться информация об инновациях, о формах, методах и средствах обучения, о системе диагностики.Таким образом, можно выделить и направления реализации концепции открытых инноваций в сфере образования:–организация сетевого взаимодействия вузов и всех заинтересованных сторон, обмен идеями и знаниями:–мониторинг внешних инноваций и внешний бенчмаркинг;–интегрирование внутренних и внешних идей и знаний и получение более сложных комбинаций знаний и отсутствующих элементов;–коммерциализация инноваций за счет вывода своих идей во внешний мир и выхода на внешние организации.Модернизация высшего профессионального образования в России происходит на фоне структурной перестройки и изменения национальной экономики. Основываясь на мировом опыте преодоления кризисных явлений, Россия идет по инновационному пути развития. В этой связи важнейшим фактором является формирование такой системы управления качеством образовательной деятельности, которое предполагало бы использование самых современных подходов, обеспечивающих достаточные конкурентные преимущества на международном рынке труда. Таким подходом и может стать внедрение в систему менеджмента качества принципа открытых инноваций, а инновационная деятельность в сфере образования, основанная на открытости, должна присутствовать как обязательный и профильный элемент устойчивого развития[7].Таким образом, можно сформулировать причины, которые определяют потребность в открытых инновациях в образовании:–с появлением информационных технологий, сети Интернет, онлайн книг и журналов, в каждой области присутствует избыток знаний;–вузы, сталкиваясь с изменениями в новой парадигме образования, остаются востребованными только тогда, когда широко используют не только внутренние, но и внешние инновации;–необходимо поддерживать тесную связь вузов между собой с целью объединения и совершенствования знаний об инновациях.Открытые инновации могут стать необходимыми условиями существования образовательной системы. Действительно, их создание возможно и снаружи, и внутри, их реализация в жизнь может воплощаться разными способами. Добиться этого можно только в том случае, если вуз не изолирован от масштабной инновационной системы, если к профессиональной деятельности будут привлекаться талантливые специалисты, способные к творчеству и экспериментам. И это уже есть открытые инновации, которые в заключении определим, как использование целенаправленных входящих и исходящих потоков знаний для ускорения внутренних инноваций и расширения возможностей для их внешнего использования. Таким образом, ученым и педагогам можно найти области, в которых они сделают новые открытия; вузам, в свою очередь, необходимо создать инфраструктуры, связанные с инновациями; частному капиталуподдерживать инвестиции в образовании.
Ссылки на источники1Горшкова В.В., Митковец Е.А. Философия образования Джона Дьюи: формат истории и современности. /Педагогика № 8.Москва, 2007.2Келлер В.Ю. Проблемы модернизации в России в начале XX века. Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития. // В сборнике: Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития Материалы III Межвузовской научнопрактической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк. 2014. С. 067070.3Ящук Н.Ю. Роль профессиональной мотивации в направленности личности. Социальногуманитарные и психологические науки: теоретикометодологические и прикладные аспекты: материалы всероссийской научнопрактической конференции (г. Тихорецк, 27 марта 2015 г.) г. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ филиал ФГБУ "РЭА", 2015. С.162165
4Дегтярева Е.А. Инновации в профессиональной деятельности преподавателя вуза. Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические,правовые, общенаучные аспекты: материалы Международной (заочной) научнопрактической конференции (Тихорецк, Новосибирск, Саратов 09 октября 2015 г.). Саратов: Академия управления, 2015. С. 345Дегтярева Е.А. Теоретические основы проблемы подготовки преподавателя вуза к инновационной педагогической деятельности // Наука и мир: Международный научный журнал. Волгоград: Издательство «Научное обозрение». № 1 (5), 2014 . С. 283286.6Кулиш Н.Г. Особенности важнейших достижений современной российской науки. Социальногуманитарные и психологические науки: теоретикометодологические и прикладные аспекты: материалы Международной научнопрактической конференции (г. Тихорецк, 23 октября 2015 г.) г. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ филиал ФГБУ "РЭА", 2015. С.112114.7Сердюк И.И. Повышение качества профессионального образования. / Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой научнопрактической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. –Краснодар: ЦНТИ, 2013. С. 1317.