Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами природы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петрова А. А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами природы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1641–1645. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96247.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам воспитания у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств средствами природных явлений. Автор предлагает использование различных методик для диагностики уровня духовно-нравственных качеств дошкольников. Приведены примеры тематических мероприятий, направленных на формирование навыков исследовательской и поисковой деятельности у детей дошкольного возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Петрова Анастасия АнатольевнаПреподаватель ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова», г. ЗлатоустAPetrova2208@yandex.ru

Духовнонравственное воспитание дошкольников средствами природы

Аннотация.Статья посвящена вопросам воспитания у детей дошкольного возраста духовнонравственных качеств средствами природных явлений. Автор предлагает использование различных методик для диагностики уровня духовнонравственных качествдошкольников. Приведены примеры тематических мероприятий, направленных на формирование исследовательской и поисковой деятельности для детей дошкольного возраста.Ключевые слова:духовнонравственное воспитание, младший дошкольный возраст, нравственность, педагогика, природа.

«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее ужеоднако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».В полной мере старинная притча затрагиваетдуховнонравственные проблемы современного общества.[1].В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научнотехнического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоциональночувственным, вещественного богатства над духовным. В итоге мы можем получитьв лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющееникаких нравственных ценностей.Крылатая фраза «Все начинается с детства» –как нельзя лучшесочетаетсяс данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и шум листвымолодых берез, и родные напевы,услышанные от мам и бабушек, яркие восходы и безгранично красивые закатысолнца, и журчанье весенних ручьев, и плывущие по этим ручьям кораблики. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок рождается как белый лист бумаги, в нем нет ни доброты, ни злости, нравственным или безнравственным.Р.С. Буре дает определение понятию «нравственность»–это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). [2]. Относительно детей младшего дошкольного возраста критериями нравственности могут служить такие духовнонравственные качества как: сострадание,правдивость, забота о ближнем, бережливое отношение к природе,

ответственность, дружелюбие, а также знания детей о природе и об отношении к ней, нравственные чувства ребенка к природе, поведенческие характеристики во взаимодействии ребенка с природой.

Исходя из этого, духовные упражнения для ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовнонравственного воспитания, а основной формой –служение добру, служение людям. Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве.

Основой правильного духовнонравственного воспитания детей дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки маленьких детей отличаются искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врождённых качеств и развивается у детей постепенно. Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль старших трудно переоценить.Родители, как и воспитателидошкольных учреждений, должны постоянно отслеживать, правильно ли дети воспринимают основные моральныеустановки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. Необходимо помнить, чтодошкольноенравственноевоспитаниедетейдолжносочетатьсяспредельнымуважениемихличногодостоинства.Обоснованная требовательность к детям не должна заслонять любовь к ним. Дошкольное духовнонравственное воспитание детей требует систематических усилий. Невозможно заложить правильные основы достойного человека, занимаясь этим лишь от случая к случаю[3]. С момента перехода малышей в детский садих жизнь несколько изменяется. Возникает и развивается сюжетноролевая игра, дети постепенно включаются в систематическую и обязательную общегрупповуюдеятельность (на занятиях), принимают участие в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. К концу третьего года жизни у ребенка появляется потребность в самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому себе зависит от того, что ребенок умеет делать и как воспринимает свои успехи. Если взрослые не успевают еще заметить, что в ребенке произошел резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает кризис. В четырегода стремление к общению с другими детьми становится особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре, занятии. В обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Отмечается, что поведение детей младшего дошкольного возраста характеризуется отсутствием выдержки, неумением своевременно и правильно выполнять правила поведения. Поэтому у ребят уже можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям сдерживать импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам, обеспечивает развитие начал целеустремленности.Поскольку дети четырех лет оказываются способными выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствоваться в своем поведении правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать чтолибо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую деятельность детей и их

поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение окружающих, формировать и нравственные мотивы быть нужными другим (сверстникам, взрослым).Дети четвертого года жизни не умеют еще соотнести представления о нравственной норме со своими поступками. К тому же у ребят очень слабо развит самоконтроль, умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в дошкольном возрасте часто носят ситуативный характер, т. е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других.Однако при взаимодействии детского сада и семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.У детей формируются представления о правдивости: надо говорить правду, все рассказывать родным, близким, воспитателю. Таким образом, уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.Очень частодуховнонравственномувоспитаниюмаленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма, упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трехлетних».Педагоги учитывают потребность детей конца в самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направляют свои усилия на их устранение. Опытноэкспериментальная работа по духовнонравственному развитию дошкольников средствами природы1.1.Изучение уровня развития духовнонравственных качеств дошкольниковПроанализировав теоретические положения в контексте изучаемой проблемы, мы определили, что основной специфической особенностью детей дошкольного возраста является их способность к усвоению норм и правил поведения в обществе, активное формирование духовнонравственных качеств.Целью исследования является:теоретическое обоснованиеи разработка методическихрекомендаций, обеспечивающихэффективное духовнонравственное развитие дошкольников средствами природы.Гипотеза:эффективность воспитательной работы по духовнонравственному развитию детей значительно повыситься, если планировать воспитательный процесс в детском саду с учетом духовнонравственных традиций отечественного образования и воспитания, всесторонне применяя при этом средства природы. Таким образом, будет расширено воспитательное пространство, которое обеспечит активный выход ребенка на социум.База исследования: МДОУ № 66 города ЗлатоустЧелябинскаяобласть, дети младшейгруппы в составе 17 человек. В группе большинство детей достаточно сознательно воспринимают происходящее, осмысленно относятся к задачам, поставленным педагогом,поэтому эмоциональная реакция на проводимые мероприятиябудет, на наш взгляд, эффективной.1. На основе разработанных критериев духовнонравственного развития выявить уровень духовнонравственного воспитания дошкольников2. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение уровня духовнонравственного воспитания дошкольника;3. Провести изучение духовнонравственного воспитания, проанализировать полученные результаты;

4. Разработать программу, направленную на повышение уровня духовнонравственных качеств с использованием процесса ознакомления с природой, оценить их эффективность при помощи контрольных измерений.Важнейшим показателем эффективности деятельности педагога по духовно –нравственному развитию и

воспитанию

дошкольников является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его

духовнонравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости духовнонравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть

последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля –совести, а самого себя как носителя нравственности.Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психологопедагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестированиедетей, родителей и педагогов).Критериями для оценки духовнонравственного воспитания могут быть:

ориентация детей на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социальнонормативного поведения;

оценка дошкольниками и их родителями возможностей ребенка реализовать свои способности в детском саду;

уровень психологической защищенности детей и в целом нравственнопсихологический климат учреждения;

наличие стабильных доброжелательных отношений между детьми и педагогами.В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в детском саду.Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.Эти методики позволяют видеть динамику духовнонравственного

развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательной деятельности, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности.В данной работе для изучения уровня сформированности духовнонравственных качеств дошкольников применены следующие виды методик:1) Диагностика и исследование нравственной сферы дошкольникапо методике Г.М. Фридмана«Что такое хорошо и что такое плохо?»и«Закончи историю».[4, 5]

2) Диагностика эмоционального компонента нравственногоразвитияпо методикеР.Р.Калининой«Сюжетные картинки»[6]3) Диагностика уровня воспитанности дошкольниковпо

методикеН.П. Капустина «Неоконченные предложения».[7]Первый этап формирующего эксперимента –констатирующий. На данном этапе нам необходимо выявить наличие (отсутствие) нравственных качеств у детей, участвующих в формирующем эксперименте. Проанализировав результаты всех проведенных исследований, мы выявили уровень духовнонравственного развития детей в группе на момент констатирующего этапа эксперимента. Анализ полученных данных позволяет выделить детей с уровнем духовнонравственного развития выше среднего –12% (2 человека); 35% дошкольников

уровень духовнонравственного развития средний (6 человек); у 41% (7 человек) уровень духовнонравственного развитияниже среднего, у 12% (2 человека)

отмечен недостаточный уровень нравственного воспитания –«низкий».Наглядно данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень духовнонравственного развития дошкольников.

Проведенное исследование показало, что, несмотря на достаточное знание нравственных понятий и норм, часть дошкольников не могут или не умеют применять данные нормы в жизни, выражая чувства впроцессе взаимоотношений.

В рамках нашей работыбыли разработанырекомендации по совершенствованию работы по духовнонравственному воспитанию и развитию детей в детском саду средствами природных явлений.Влияние родной природы каждый из нас в большей илименьшей степени испытал на себе. Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя –все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Ознакомление дошкольников с природой –этосредство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач (усвоение знаний о названиях, свойствах предметов природы; понимание некоторых связей и зависимостей и др.), педагог должен сообщать детям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желании трудиться в природе, стремлении к созиданию.Одной из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами –воспитание в детях любви к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. «Если хотите научить ребенка логически мыслить –ведите его в природу», –советовал известный русский педагог К.Д. Ушинский [8]. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, –у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубине, познает окружающий мир.2672всснсн

Большим вспомогательным материалом для работы по данному направлению стала программа C.Н. Николаевой «Юный эколог»[9], а также «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой и др. [10].Работа началась с составления комплексного плана. Комплексный план представлен тремя направлениями: первое –повышение методической грамотности педагогов, второе –взаимодействие с семьей, третье –работа с дошкольниками.Повышение методической грамотности педагоговвключает в себя: проведение тематического педагогического совета, семинаровпрактикумов, консультаций, тренингов, круглого стола, обмен опытом, организацию тематических выставок. Данные мероприятия проводятся на базе ДОУ, а также посредством онлайнтрансляций. Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, была разработана тематика ежемесячного семинарапрактикума, на котором отрабатывалось содержание и технология воспитания у детей заботливого отношения к людям иприроде. А также проводились практические занятия на темы: «Природа как источник нравственности», «Экскурсия на Таганай», «Братья наши меньшие».Приоритетами в педагогической деятельностипо формированию духовнонравственного воспитания дошкольников стало:

наличие в группе живых объектов природы: разнообразных комнатных растений, аквариума;

наличие материала для поисковоисследовательской деятельности;

разработанные экологические тропы на территории детского сада и за её пределами;

наличие на территории детского сада огорода, клумб;

наличие в группе материала для опытов и наблюдений;

минибиблиотека с книгами экологической направленности.Особый акцент делали на интегрированные занятия, на которых имеется возможность использоватьразличные средства (музыку, литературу, живопись и другоенапример), развивать познавательныйинтерес к природе, умения воспринимать ее красоту, выражать свои чувства в слове и действии.Реализация программы духовнонравственного воспитания дошкольников в детском саду, в рамках общего комплексного плана образования, подразумевает следующие формы работы с

детьми:–занятия кружка «Юный эколог»,–циклы наблюдений за растениями, рыбками в уголке природы;

–целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;–экологические занятия;–игры экологического содержания;–словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;–лаборатория юного эколога;–спортивноэкологические праздники;–инсценировки, театрализованные представления;–чтение литературы природоведческого содержания;–посещение «Школы юннатов»;–экскурсии в природу, где привлекались родители воспитанников;–оформление гербария из листьев деревьев, лекарственных трав и распространенных в регионе легкоузнаваемых растений;–выставки поделок из природного и бросового материала.Согласно рабочей программе воспитатели в игровой форме стали знакомить детей с различными проявлениями живой и неживой природы. Выбирали для чтения

литературу такой направленности, которая воспитывает в детях нравственные качества (щедрость, доброту, милосердие, любовь и т.д.). В детском саду была создана предметноразвивающая среда, способствующая обогащению духовнонравственной культуры дошкольника: это «зеленый уголок», «тематические подоконники» с разными видами растений (суккуленты, цветущие, вьющиеся, «зеленая аптека» и т.д.), где дети могут познакомиться с живой природой, не выходя на улицу. За основу взяты основные растения, представители того или иного вида, произрастающие в области. Данные растения используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с миром природы, на занятиях познавательного развития, изобразительного искусства, а также в различных играх.Деятельность в данном направлении показывает, что наблюдение за природой не только самое эффективное средство воздействия на дошкольника, но и содержит в себе познаниеглавных нравственных критериев:совесть, доброи зло, семейныеценности, послушания.

Сделав анализ имеющихсяметодическихпособий, учитывая собственныйпедагогический опыт, автором статьи была разработана авторскаяметодикапо ознакомлению детей с природой«Практические занятия по воспитанию и развитию духовнонравственных качеств у дошкольников».

Родители являются активными участниками и помощниками в процессе формирования духовнонравственных отношений у детей.Работа с родителями начинается с первых дней начала посещения ребенком детского сада.Работа по данному направлению включает: проведение тематического родительского собрания, семинаровпрактикумов, совместного досуга и развлечений, консультаций, организации отделения «Педагогической помощи родителям», организацию тематических выставок, конкурсов, фотовыставок: «Помощники», «Ребята и зверята».Для родителей ежемесячно оформляется папкапередвижка,в которой размещается материал, позволяющий родителям узнать о характерных природных особенностях идущего месяца, а также пословицах, поговорках, праздниках народного календаря данного месяца. Кроме этого для родителей оформлялись информационные газеты «Интересное о природе», «В мире природы», «Зимушка –зима», «Лето, ах, лето».Деятельность в данном направлении показывает, что родители с радостью включаются в процесс формирования духовнонравственных качеств своих детей. Стремятся приобщить детей к природе, чаще бывать с ними на свежем воздухе. Нами было отмечено, что многие родители с удовольствием принимают приглашения воспитателей поучаствовать в различных мероприятиях, особенно в строительстве «снежных городков» на территории детского сада. Тем самым подавая дошкольникам очередной урок о помощи и поддержке близких на собственном примере. Проводимая автором статьи работа осуществлялась на протяжении 6 месяцев.С целью определения эффективности предложенных направлений и методов работы в рамках рабочей программы над процессом духовнонравственного воспитаниябыл проведен контрольный срез, включающий для достоверности и объективности аналогичные задания, как и констатирующий.Полученные при проведении контрольного среза данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Уровень духовнонравственного воспитания

Анализ полученных данных позволяет выделить детей с высоким уровнем нравственного воспитания –41% (7 человек), что на 6% больше, чем на констатирующем этапе; 35% дошкольников

уровень нравственного воспитания выше среднего; у 23% (4 человека) средний уровень нравственного воспитания, что ниже на 12%, чем раньше; дошкольников с низким уровнем духовнонравственного воспитания не выявлено.Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 76 %респондентовимеют высокий и средний уровень духовнонравственного развития, что позволяет предположить о правильности выбранного метода духовнонравственного воспитания. Кроме этого отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам.Благодаря системной и планомерной работе в направлении формирования духовнонравственных отношений у детей сформированы элементарные представления о русской природе, чувство гордости за свою малую Родину, приобретены навыки по уходу за животными и растениями.Эта работа помогла нам наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.Таким образом, полученные данные говорят об эффективности проводимой нами работы с использованием природных явлений как средствав процессе нравственного воспитания дошкольника. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Нравственное воспитание необходимо организовывать систематически, базироваться на знаниях и учете объективных закономерностей развития личности, постепенно приобщать ребенка к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

764ввсс

Ссылки на источники1. Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей» http://profirus.narod.ru/semya/ovospitaniidetej.episkopekaterinburgskijiirbitskijirinej.pdf [15.03.2016]2. БуреР.С. Основы нравственного воспитания детей. –М.: Перспектива. –2009. –298с.3.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник Г.М.Коджаспирова. –М.: КНОРУС, 2010. –744с.4. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»/ Диагностика эмоциональнонравственногоразвития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. –СПб., 2002. С.102103.5. ФридманГ.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личностиучащегося и ученических коллективов. –М., 1988, стр. 3263416. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника2е изд., доп. и перераб. СПб.: Речь, 2005. 160 с.7. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школыУчеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. —М.: Издательский центр «Академия», 1999. 216 с.8. Ушинский К. Д.Педагогические сочинения. –М.: Педагогика, 1998.9. С. Н. Николаева Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.М.: МозаикаСинтез, 2010, 112 с.10. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. —3е изд., испр. и доп. —М.: МозаикаСинтез, 2005. 208 с.