Сравнительный анализ развития воображения младших школьников без отклонений в развитии и с задержкой психического развития
Выпуск:
ART 970605
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Поваляева
И.
Ш. Сравнительный анализ развития воображения младших школьников без отклонений в развитии и с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1391–1395. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970605.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема особенностей развития воображения младших школьников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися детьми. Предполагается, что недостатки развития представлений об окружающей действительности, накопление образов у школьников с задержкой психического развития снижают уровень творческого воображения. Автор приходит к заключению о том, что недостатки в развитии воображения у младших школьников с задержкой психического развития и нормально развивающихся школьников имеют сходства, но причины возникновения разные и связаны с уровнем развития базовых психических функций.
Ключевые слова:
творчество, развитие, коррекция, младшие школьники, воображение, задержка психического развития
Похожие статьи
Текст статьи
Поваляева Ирина Шухратовна, студент2курса магистратуры, ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина», г. Елецiirinabegmatova@mail.ru
Сравнительный анализ развития воображениямладшихшкольниковбез отклонений в развитии ис задержкой психического развития
Аннотация. В статье рассматривается проблемаособенностей развития воображения младших школьников с задержкой психического развитияв сравнении с нормально развивающимися детьми.Предполагается, что недостатки развития представлений об окружающей действительности, накопление образов у школьников с задержкой психического развития снижает уровень творческого воображения. Автор приходит к заключению о том, что недостаткив развитии воображения у младших школьников с задержкой психического развитияи нормально развивающихся школьниковимеютсходства, но причины возникновения разные и связаны с уровнем развития базовых психических функций. Ключевые слова:воображение, задержкапсихического развития, младшие школьники, творчество, коррекция, развитие.
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессы воображения имеют аналитикосинтетический характер. То есть воображение это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. В зависимости от степени активности различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Воображение можно рассматривать как психический процесс, в определенном смысле противоположный мышлению: если мышление «сжимает» действительность, выделял в ней только существенное, и отбрасывая второстепенное, то воображение, наоборот, «расширяет», так как ставит перед человеком задачу: отталкиваясь от какогонибудь элемента реальности, создать новый образ[2].Имеется несколько подходов к выделению видов задержек психического развития. Первая клиническая классификация предложена Т. А. Власовой и М. С. Певзнер, данные авторы ввели понятие «временная задержка психического развития». По их мнению, при первомварианте нарушения проявляются в формировании эмоциональноволевой сферы и личности вследствие психического инфантилизма. При втором варианте преимущественны нарушения познавательной деятельности, которые являются следствием стойких астенических и особенно цереброастенических состояний.В практике работы с детьми с задержкой психического развития более широко используется классификация К.С. Лебединской, разработанная на основе этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта задержки психического развития:ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой). Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоциональноволевой сферы и личности в целом. Втаких случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным типом телосложения (грацильностью). Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловлено наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативногопсихофизического развития.ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:Недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоциональноволевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они «привязывают» ребёнка к себе, одновременно и потакая капризам ребёнка, и заставляя его поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные так и мнимые. Таким образом, ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности, соотносить свои желания и потребности с усилиями, которые надо приложить, чтобы их реализовать, в результате, возникает всё та же неспособность к торможению собственного аффекта, эмоциональная лабильность.Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма.Развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там, гдедопускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоциональнонезрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, возможен и синдром выученной беспомощности. Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи, а не достижению успеха, следовательно,такие дети, в принципе, не будут делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.ЗПР церебральноорганического происхождения. Это наиболее часто встречающийся вариант. Среди детей с задержкой психического развития церебральноорганического происхождения И. Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозивности. Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные.При психической тормозивности наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность.Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знанияоб окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.Так, в изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. При задержке психического развития наблюдается дефицитарность «предпосылок» мышления, к которым можно отнести и воображение. Недостаточная сформированность образов представлений у школьников с ЗПР, приводит к затруднениям возможности оперирования ими, что снижает уровень развития творческого воображения. Кроме того, у школьников с ЗПР наблюдаются речевые недостатки, что неблагоприятно сказывается на развитии познавательной сферы в целом и соответственно на воображении. Еще Л.С. Выготский отмечал, что задержка в развитии речи, базовых психических функций знаменует собой и задержку развития воображения [2]. Отметим тот факт, что исследований проблемы взаимосвязи в развитиивоображения и других высших психических функций недостаточно. В целом изучается специфика развития отдельных высших психических функций, аспект разработкисодержания технологий и др. Вместе с темисследование особенностей развития воображения детей с задержкой психического развития и влияние этого развития на преодоление отставания в речевом развитии, определение педагогических условий, обеспечивающих формирование рассматриваемой психической функции у детей сзадержкой психического развития, приобретает особую актуальность.Младшие школьники с задержкой психического развития представляют весьма разнородную по составу группу. Наряду со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы ипризнаками ее функциональной незрелости, отмечается общая соматическая ослабленность, высокая степень риска заболеваемости различных органов и систем организма. Эти дети составляют группу риска по состоянию здоровья и нервнопсихического развития и нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. Для них созданы специализированные школы VII вида и специальные классы в массовых школах. В большинстве исследований отмечается, что у таких детей недостаточно сформированы сенсомоторные, интеллектуальные, речевые, эмоциональные предпосылки к различным видам деятельности.
У детей в ЗПР в силу недостаточной сформированности познавательных процессов психологи отмечают недостатки в развитии памяти, мышления и, в частности, воображения, отставаниев развитии воображения.Так, в процессе игры, рисования, рассказывания дети с ЗПР демонстрируют бедность опыта, что отражается на воображении. У них есть трудности в построении воображаемого образа, они зачастую не умеют комбинировать и преобразовывать представления. Именно в игре видна связь умственных действий, активности мышления с работой воображения. Принятие на себя роли развивает воображение, заставляет отходить от стереотипизации в языке, мышлении. действиях. В игре дети должны не копировать, а комбинировать образы, предложенные взрослым, поэтому детям с ЗПР нежелательно предлагать для развития воображения готовые игры. У них имеется имеются проблемы с предметамизаместителями. Изучение процесса воображения в игровой деятельности детей с ЗПР показывает слабые стереотипные реакции у многих детей в играх. В игре они могут просто держать игрушку. Когда необходимо вообразить в игре сюжет, многие дети проявляют инерцию или выходят из нее [37]. Дети с ЗПР испытывают трудности в использовании ролевой речи, связанных с созданием собственного замысла, а многие дети только с помощью взрослого способны к поиску средств выразительности образов в ролевых играх. Ребенок с ЗПР не умеют выделять части предметов, их величину. Рассматривая сферу образов –представлений у детей с данной структурой дефекта, можно отметить, что они негибки, не содержат деталей [37, с.41]. Знаковосимволическое замещение в игре у таких детей обычно переводится в действие по замене объекта, наблюдается привязка заместителя к замененномупредмету. Например, рыбкой в игре «Море» может быть только кубик, без вариантов. При сочинении сказки все герои могут быть только птичками, и никем больше. В игре у детей наблюдается бедность и слабость словарного запаса и детализации образов. Часто вся картина воображаемого действия детям с ЗПР не представляется выполнимой.ладших школьников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот.Отмечается нестойкость к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребёнок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда —немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, не умения оценить ситуацию и настроение окружающих.У детей с ЗПР имеются трудности построения воображаемого образа, неумение комбинировать и преобразовывать имеющиеся представления. Дети с данной структурой дефекта испытывают сложности с воображением во всех ролевых играх. Тем не менее, как мы считаем, систематическая работа педагога по организации деятельности, ролевых игр, в целях формированию и развития воображения, будет способствовать коррекции нарушений.Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, дети с задержкой психического развития часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определённом недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким.Для младшего школьника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер.В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У младшихшкольниковобразы в рисунках становятся все более оригинальными[1].Задержка психического развития крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза. Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её могут быть алкоголизм родителей, болезни матери в период беременности, родовые травмы, инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни, и некоторые другие вредные факторы, вызывающие слабовыраженную органическую недостаточность центральной нервной системы.Известно, что воображение складывается в процессе развития его деятельности и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. К младшему школьному возрасту воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и, по утверждению Е. Е. Кравцовой, определяется появлением и развитием у ребенка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию. Своеобразие в развитии воображения у детей с задержкой психического развития создает трудности в усвоении программного материала в школьном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств, затрудняет подготовку к дальнейшему обучению.
По данным Медведевой Е.А. было зафиксировано отставание младших школьников с задержкой психического развития в развитии воображения от их нормально развивающихся сверстников. Одной из особенностей в развитии воображения у детей с задержкой психического развития является слабая выраженность положительного мотивационно —потребностного компонента в творческой деятельности. Зафиксировано, что интерес к заданиям на творческое воображение зависит от сложности задания (повышается в техслучаях, когда задание доступно и резко падает, когда встречаются трудности). Это указывает на критичность детей в оценке своих возможностей и на боязнь ситуации неуспеха, связанные с неудачами в прошлом[3].Задержка психического развития не относится к стойким и необратимым видом психического недоразвития. Это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причем тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком. Лучшие результаты в коррекционной работе можно получить, когда ребенок еще не достиг младшего школьного возраста, занятия с младшими школьниками наиболее эффективны. В своих работах Л.С.Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, этот опыт представляет материал, которым располагает воображение. У школьниковс задержкой психического развития этот опыт меньше, чем у нормально развивающихся школьников, у них снижена познавательная активность, ограничен (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированы пространственные и временные представления, бедный словарный запас, снижена потребность в общении, недостаточная целенаправленность, не замечают своих ошибок, недостаточно распознают эмоциональные переживания, не могут адекватно оценить результат. В исследованиях Т.В. Егоровой, П.Б. Шошина и Л.И. Переслени отмечаются замедление приема и переработки сенсорной информации, снижение объема кратко и долговременной памяти. Все это влияет на приобретение необходимого опыта для развития полноценного творческого воображения[2]. Трудности реализации образа в соответствии с замыслом обусловлены недостаточной сформированнностью аналитикосинтетической деятельности мышления нагляднодейственного и нагляднообразного, дети с задержкой психического развития при анализе предмета или явления называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью, что затрудняет построение и восприятие целостного образа, испытывают трудности в построении взаимосвязей между предметами и явлениями. Присущая этим детям монотонность, однообразие и неосознанность деятельности влечет за собой стереотипность и подражательность образных действий.Важным моментом, пишет Медведева Е.А, является то, что структурные компоненты воображения на уровне эмоциональночувственного и художественного опыта несовершенны. Такая способность, как целостное, образное видение воображаемой ситуации, у них сформирована недостаточно. Характерной особенностью воображения детей с задержкой психического развития является низкий уровень развития комбинаторных способностей[3].Особенности внимания детей с задержкой психического развития, его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, отражаются в неверном понимании задания в связи с этим смысл происходящего утрачивается,и дети не в состоянии выразить творчески ту или иную ситуацию.У школьниковс задержкой психического развития наблюдается отставание в формировании навыков общения, эти дети предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом. В творчестве это проявляется, как неумение взаимодействовать в группе и полноценно отражать сюжет, дети скованы, напряжены, не уверены в себе, в своих возможностях.Творческие способности у младшихшкольниковс задержкой психического развития формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.
Таким образом, изучение литературных источников по проблеме развития воображения у младшихшкольниковс ЗПР характеризуется следующими особенностями в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что воображение школьниковс ЗПР к старшему возрасту не становится творческим, а носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения.
Ссылки на источники1Бондарева О. С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. —2015. —№21. —С. 697700.2Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества/Н.Ю.Венгер//Дошкольное воспитание. 2010. №11. стр. 3238.3Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. –М.: Просвещение, 2005. –93с.4Медведева Е.А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у младших школьников с ЗПР в театрализованных играх//Восп. и обуч. детей с нарушениями развития. . –М.: Просвещение –2002.
Сравнительный анализ развития воображениямладшихшкольниковбез отклонений в развитии ис задержкой психического развития
Аннотация. В статье рассматривается проблемаособенностей развития воображения младших школьников с задержкой психического развитияв сравнении с нормально развивающимися детьми.Предполагается, что недостатки развития представлений об окружающей действительности, накопление образов у школьников с задержкой психического развития снижает уровень творческого воображения. Автор приходит к заключению о том, что недостаткив развитии воображения у младших школьников с задержкой психического развитияи нормально развивающихся школьниковимеютсходства, но причины возникновения разные и связаны с уровнем развития базовых психических функций. Ключевые слова:воображение, задержкапсихического развития, младшие школьники, творчество, коррекция, развитие.
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессы воображения имеют аналитикосинтетический характер. То есть воображение это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. В зависимости от степени активности различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Воображение можно рассматривать как психический процесс, в определенном смысле противоположный мышлению: если мышление «сжимает» действительность, выделял в ней только существенное, и отбрасывая второстепенное, то воображение, наоборот, «расширяет», так как ставит перед человеком задачу: отталкиваясь от какогонибудь элемента реальности, создать новый образ[2].Имеется несколько подходов к выделению видов задержек психического развития. Первая клиническая классификация предложена Т. А. Власовой и М. С. Певзнер, данные авторы ввели понятие «временная задержка психического развития». По их мнению, при первомварианте нарушения проявляются в формировании эмоциональноволевой сферы и личности вследствие психического инфантилизма. При втором варианте преимущественны нарушения познавательной деятельности, которые являются следствием стойких астенических и особенно цереброастенических состояний.В практике работы с детьми с задержкой психического развития более широко используется классификация К.С. Лебединской, разработанная на основе этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта задержки психического развития:ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой). Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоциональноволевой сферы и личности в целом. Втаких случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным типом телосложения (грацильностью). Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловлено наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативногопсихофизического развития.ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:Недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоциональноволевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они «привязывают» ребёнка к себе, одновременно и потакая капризам ребёнка, и заставляя его поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные так и мнимые. Таким образом, ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности, соотносить свои желания и потребности с усилиями, которые надо приложить, чтобы их реализовать, в результате, возникает всё та же неспособность к торможению собственного аффекта, эмоциональная лабильность.Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма.Развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там, гдедопускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоциональнонезрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, возможен и синдром выученной беспомощности. Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи, а не достижению успеха, следовательно,такие дети, в принципе, не будут делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.ЗПР церебральноорганического происхождения. Это наиболее часто встречающийся вариант. Среди детей с задержкой психического развития церебральноорганического происхождения И. Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозивности. Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные.При психической тормозивности наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность.Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знанияоб окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.Так, в изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. При задержке психического развития наблюдается дефицитарность «предпосылок» мышления, к которым можно отнести и воображение. Недостаточная сформированность образов представлений у школьников с ЗПР, приводит к затруднениям возможности оперирования ими, что снижает уровень развития творческого воображения. Кроме того, у школьников с ЗПР наблюдаются речевые недостатки, что неблагоприятно сказывается на развитии познавательной сферы в целом и соответственно на воображении. Еще Л.С. Выготский отмечал, что задержка в развитии речи, базовых психических функций знаменует собой и задержку развития воображения [2]. Отметим тот факт, что исследований проблемы взаимосвязи в развитиивоображения и других высших психических функций недостаточно. В целом изучается специфика развития отдельных высших психических функций, аспект разработкисодержания технологий и др. Вместе с темисследование особенностей развития воображения детей с задержкой психического развития и влияние этого развития на преодоление отставания в речевом развитии, определение педагогических условий, обеспечивающих формирование рассматриваемой психической функции у детей сзадержкой психического развития, приобретает особую актуальность.Младшие школьники с задержкой психического развития представляют весьма разнородную по составу группу. Наряду со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы ипризнаками ее функциональной незрелости, отмечается общая соматическая ослабленность, высокая степень риска заболеваемости различных органов и систем организма. Эти дети составляют группу риска по состоянию здоровья и нервнопсихического развития и нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. Для них созданы специализированные школы VII вида и специальные классы в массовых школах. В большинстве исследований отмечается, что у таких детей недостаточно сформированы сенсомоторные, интеллектуальные, речевые, эмоциональные предпосылки к различным видам деятельности.
У детей в ЗПР в силу недостаточной сформированности познавательных процессов психологи отмечают недостатки в развитии памяти, мышления и, в частности, воображения, отставаниев развитии воображения.Так, в процессе игры, рисования, рассказывания дети с ЗПР демонстрируют бедность опыта, что отражается на воображении. У них есть трудности в построении воображаемого образа, они зачастую не умеют комбинировать и преобразовывать представления. Именно в игре видна связь умственных действий, активности мышления с работой воображения. Принятие на себя роли развивает воображение, заставляет отходить от стереотипизации в языке, мышлении. действиях. В игре дети должны не копировать, а комбинировать образы, предложенные взрослым, поэтому детям с ЗПР нежелательно предлагать для развития воображения готовые игры. У них имеется имеются проблемы с предметамизаместителями. Изучение процесса воображения в игровой деятельности детей с ЗПР показывает слабые стереотипные реакции у многих детей в играх. В игре они могут просто держать игрушку. Когда необходимо вообразить в игре сюжет, многие дети проявляют инерцию или выходят из нее [37]. Дети с ЗПР испытывают трудности в использовании ролевой речи, связанных с созданием собственного замысла, а многие дети только с помощью взрослого способны к поиску средств выразительности образов в ролевых играх. Ребенок с ЗПР не умеют выделять части предметов, их величину. Рассматривая сферу образов –представлений у детей с данной структурой дефекта, можно отметить, что они негибки, не содержат деталей [37, с.41]. Знаковосимволическое замещение в игре у таких детей обычно переводится в действие по замене объекта, наблюдается привязка заместителя к замененномупредмету. Например, рыбкой в игре «Море» может быть только кубик, без вариантов. При сочинении сказки все герои могут быть только птичками, и никем больше. В игре у детей наблюдается бедность и слабость словарного запаса и детализации образов. Часто вся картина воображаемого действия детям с ЗПР не представляется выполнимой.ладших школьников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот.Отмечается нестойкость к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребёнок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда —немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, не умения оценить ситуацию и настроение окружающих.У детей с ЗПР имеются трудности построения воображаемого образа, неумение комбинировать и преобразовывать имеющиеся представления. Дети с данной структурой дефекта испытывают сложности с воображением во всех ролевых играх. Тем не менее, как мы считаем, систематическая работа педагога по организации деятельности, ролевых игр, в целях формированию и развития воображения, будет способствовать коррекции нарушений.Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, дети с задержкой психического развития часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определённом недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким.Для младшего школьника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер.В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У младшихшкольниковобразы в рисунках становятся все более оригинальными[1].Задержка психического развития крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза. Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её могут быть алкоголизм родителей, болезни матери в период беременности, родовые травмы, инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни, и некоторые другие вредные факторы, вызывающие слабовыраженную органическую недостаточность центральной нервной системы.Известно, что воображение складывается в процессе развития его деятельности и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. К младшему школьному возрасту воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и, по утверждению Е. Е. Кравцовой, определяется появлением и развитием у ребенка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию. Своеобразие в развитии воображения у детей с задержкой психического развития создает трудности в усвоении программного материала в школьном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств, затрудняет подготовку к дальнейшему обучению.
По данным Медведевой Е.А. было зафиксировано отставание младших школьников с задержкой психического развития в развитии воображения от их нормально развивающихся сверстников. Одной из особенностей в развитии воображения у детей с задержкой психического развития является слабая выраженность положительного мотивационно —потребностного компонента в творческой деятельности. Зафиксировано, что интерес к заданиям на творческое воображение зависит от сложности задания (повышается в техслучаях, когда задание доступно и резко падает, когда встречаются трудности). Это указывает на критичность детей в оценке своих возможностей и на боязнь ситуации неуспеха, связанные с неудачами в прошлом[3].Задержка психического развития не относится к стойким и необратимым видом психического недоразвития. Это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причем тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком. Лучшие результаты в коррекционной работе можно получить, когда ребенок еще не достиг младшего школьного возраста, занятия с младшими школьниками наиболее эффективны. В своих работах Л.С.Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, этот опыт представляет материал, которым располагает воображение. У школьниковс задержкой психического развития этот опыт меньше, чем у нормально развивающихся школьников, у них снижена познавательная активность, ограничен (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированы пространственные и временные представления, бедный словарный запас, снижена потребность в общении, недостаточная целенаправленность, не замечают своих ошибок, недостаточно распознают эмоциональные переживания, не могут адекватно оценить результат. В исследованиях Т.В. Егоровой, П.Б. Шошина и Л.И. Переслени отмечаются замедление приема и переработки сенсорной информации, снижение объема кратко и долговременной памяти. Все это влияет на приобретение необходимого опыта для развития полноценного творческого воображения[2]. Трудности реализации образа в соответствии с замыслом обусловлены недостаточной сформированнностью аналитикосинтетической деятельности мышления нагляднодейственного и нагляднообразного, дети с задержкой психического развития при анализе предмета или явления называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью, что затрудняет построение и восприятие целостного образа, испытывают трудности в построении взаимосвязей между предметами и явлениями. Присущая этим детям монотонность, однообразие и неосознанность деятельности влечет за собой стереотипность и подражательность образных действий.Важным моментом, пишет Медведева Е.А, является то, что структурные компоненты воображения на уровне эмоциональночувственного и художественного опыта несовершенны. Такая способность, как целостное, образное видение воображаемой ситуации, у них сформирована недостаточно. Характерной особенностью воображения детей с задержкой психического развития является низкий уровень развития комбинаторных способностей[3].Особенности внимания детей с задержкой психического развития, его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, отражаются в неверном понимании задания в связи с этим смысл происходящего утрачивается,и дети не в состоянии выразить творчески ту или иную ситуацию.У школьниковс задержкой психического развития наблюдается отставание в формировании навыков общения, эти дети предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом. В творчестве это проявляется, как неумение взаимодействовать в группе и полноценно отражать сюжет, дети скованы, напряжены, не уверены в себе, в своих возможностях.Творческие способности у младшихшкольниковс задержкой психического развития формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.
Таким образом, изучение литературных источников по проблеме развития воображения у младшихшкольниковс ЗПР характеризуется следующими особенностями в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что воображение школьниковс ЗПР к старшему возрасту не становится творческим, а носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения.
Ссылки на источники1Бондарева О. С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. —2015. —№21. —С. 697700.2Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества/Н.Ю.Венгер//Дошкольное воспитание. 2010. №11. стр. 3238.3Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. –М.: Просвещение, 2005. –93с.4Медведева Е.А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у младших школьников с ЗПР в театрализованных играх//Восп. и обуч. детей с нарушениями развития. . –М.: Просвещение –2002.