Особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании
Выпуск:
ART 96370
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гущина
С.
С. Особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2246–2250. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96370.htm.
Аннотация. Образование в настоящее время рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. Центральное место в статье занимает понятие «компетентностный подход», внедрение которого в образование способствует повышению качества подготовки профессиональных специалистов.
Ключевые слова:
ключевые компетенции, компетентностный подход, профессиональное образование, профессиональные компетенции, компетентностно-ориентированное образование
Текст статьи
Гущина Светлана Сергеевна,старший преподаватель кафедры экономики предпринимательстваБийского технологического института (филиала)ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г.Бийскsvetikru@listl.ru
Особенности компетентностного подхода
в профессиональном образовании
Аннотация.Образование в настоящее время рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. Центральное место в статье занимает понятие «компетентностный подход», внедрение которого в образование способствует повышению качества подготовки профессиональных специалистов.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональное образование, профессиональные компетенции,компетентностноориентированное образование, ключевые компетенции.
Современное общество предъявляет высокие требования к каждому человеку в связи с прогрессом науки, техники, изменением характера социальных отношений. Это обуславливает необходимость развития и совершенствования подготовки любого специалиста. Следовательно, актуальной проблемой становится формирование высококвалифицированных, компетентных специалистов, способных решать усложняющиеся профессиональные задачи в рамках своей профессиональной деятельности.В настоящее время профессиональным компетенциям отводится ключевая роль в развитии организации. Многообразие подходов к понятию «компетенция» обуславливает необходимость уточнения понятийного аппарата.Основные теоретические подходы к определению понятия «компетенция» в зарубежной и российской практике представлены в таблицах 1 и 2.Таблица 1Терминологический обзор понятия «компетенция» в зарубежной практике [1]
АвторФормулировка понятияArmstrongКомпетенция –индивидуальная особенность, способствующая высокому качеству выполнения работы на определенной позиции в конкретном организационном контекстеWoodruffeКомпетенции –поведенческие аспекты, которые влияют на эффективность работыSpencer et al.Компетенции –любые индивидуальные характеристики, которые можно измерить или достоверно подсчитать и относительно которых можно утверждать, что они значимы для различения эффективного и неэффективного выполнения работыFumhamКомпетенции –основные способности и потенциальные возможности, необходимые для качественного выполнения определенной работыRobertsКомпетенции –все связанные с работой свойства личности, знания, навыки и ценности, которые побуждают человека хорошо выполнять свою работуMansfieldКомпетенция –основное свойство личности, которое приводит к эффективному или превосходному выполнению работы
Таблица 2Терминологический обзор понятия «компетенция» в российской практике
АвторФормулировка понятияС.Е. Шишов,В.А. КальнейКомпетенция –обобщённая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. [2]А.В.ХуторскойКомпетенция –включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. [3]А.Я. КибановКомпетенции –характеристики, необходимые для успешной деятельности; другими словами, –совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения. [4]Э.М. КоротковКомпетенция –комплекс сформированных в процессе образования или в результате накопленного практического опыта возможностей эффективного поведения в определённых жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности. Эти возможности определяются комплексом знаний, навыков умений, жизненной позицией, структурой ценностей, мотивацией поведения. [5]А.В. БулгаковКомпетенции –стандарты рабочего поведения; сфера применения компетенций –конкретное рабочее место в конкретной организации. [6]Н.М. ДенисенковКомпетенция (от лат. competere –соответствовать, подходить) –это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. [7]
По результатам проведенного терминологического анализа были определены два основных направления к использованию понятия «компетенция»:1)компетентностный подход в менеджменте;2)компетентностный подход в образовании.Представители научной школы определяют компетенцию какпредметную область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности.С позиции бизнеспрактиков, профессиональные компетенции представляют собойспособность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями [8].Согласно компетентностногоподходанеобходимо изначально изменить формулировкицелейобучения, представлениеихиожидаемыхрезультатовобученияввидесовокупностикомпетенций, которые будут отражать разныеуровнипрофессиональныхзадач. Кроме того, компетентностныйподходможнопредставить, какпопыткупривестивсоответствиепрофессиональноеобразованиес потребностями рынкатруда. Это обусловлено тем, что данный подходсвязансзаказомнаобразованиесостороныработодателей–тех, комунуженкомпетентныйспециалист. Таким образом, в соответствии с компетентностным подходом результатыобразованияпризнаютсязначимымизапределамисистемыобразования[9].Принято считать, что компетентностный подход зародился в США. Основной импульс развитию концепции компетенций придала статья Д. МакКлелланда«Тестирование: компетенции против интеллекта» (1973 г.). Позиция Д. МакКлелланда впервые объединила интересы психологии и бизнеса. МакКлелланд показал, что тестирование кандидатов на должности по типичному для психодиагностики сценарию (личностные тесты плюс тесты на интеллект) не дают ясного прогноза успешности деятельности конкретного человека в конкретной должности.Однако, не в Америке, а в Великобритании концепциякомпетентностноориентированного образования с 1986 года положена в основу национальной системы квалифицированных стандартов и получила официальную поддержку правительства [10, с.18].В российской практике изначально термин «компетенция» использовался применительно к системе последипломного образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров. В середине 1990х годов это понятие уже начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе.Компетентностный подход к образованию рассматривается в контексте Болонского процесса, к которому подключились и вузы России с сентября 2003 г. Страны, принимающие участие в Болонском процессе, апеллируют к компетенциям как к ведущему критерию, определяющему уровень подготовленности современного выпускника высшей школы к нестабильным условиям труда и социальной жизни.Развитиекомпетентностногоподходавобразованиипривелокпоявлениюпонятия«ключевыекомпетенции». Актуальностьданного понятия обусловленафункциями, которыевыполняютключевыепрофессиональныекомпетенциивжизнедеятельностикаждогочеловека: формированиеучеловекаспособностиобучатьсяисамообучаться; обеспечениебудущимспециалистамбольшейгибкостивовзаимоотношенияхсработодателями.Совет Европы выделил пять групп ключевых компетенций, формированию которых должно способствовать образование:
политические и социальные компетенции, определяющие способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и принимать участие в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;
межкультурные компетенции, способствующие позитивным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;
коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;
социальноинформационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
персональная компетенция –готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать знания и умения, способность к саморазвитию.Другое содержание основных ключевых компетенций приводится в работе А.В. Хуторского. Автор выделяет следующие виды компетенций [2]:
ценностносмысловая компетенция, связанная с ценностными ориентирами человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, уметь принимать решения;
общекультурная компетенция –широкий круг вопросов, по отношению к которым человек должен быть хорошо осведомлен (например, национальная и общечеловеческая культура);
учебнопознавательная компетенция, определяющая способность человека в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
информационная компетенция, характеризующая умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
коммуникативная компетенция, определяющая знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе;
социальнотрудовая компетенция, диагностирующая владение знанием и опытом в гражданскообщественной деятельности, в социальнотрудовой сфере, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;
личностная компетенция, ориентированная на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития.Э.Ф. Зеер к ключевым компетенциями относит:
межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах;
комплекс универсальных знаний, которые включают общенаучные и общепрофессиональные категории, принципы и закономерности функционирования науки, техники, общества [11].По результатам проведённого анализа был сделан вывод, что видовая структура компетенций специалиста с высшим образованиемдолжна включать две группы компетенций:1.специальные компетенции –те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности;2.базовые компетенции –группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека.В связи с тем, что данные компетенции объективно необходимы и пользуются спросом, ВУЗ может обеспечить их формирование непосредственно во время прохождения образовательной программы высшего или послевузовского профессионального образования.В заключении хотелось бы отметить, что, несмотря на популярность темы и многочисленность работ по указанной проблематике, сохраняется потребность, как в теоретическом обобщении, так и в разработке методического инструментария по оценке и формированию компетенций.
Ссылки на источники1.Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. –СПб.: Питер, 2012. –846 с. 2.Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]: Доклад Хуторского А.В. на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 года. –Центр «Эйдос» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm3.Шишов С.Е. Кальней В.А. Школа: Мониторинг качества образования. –М., 2000. –С.73744.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. –М.: ИНФРАМ, 2003. –304 с.5.Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов. –2е изд. –М.: Академический Проект, 2007. –320 с.6.Материалы круглого стола «Проблема компетенций в психологии и управлении персоналом» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.ht.ru/cms/inf/765-qq7.Денисенков В.М. Определение и смысл понятия «компетенция» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.psycho.ru/library/31848.Теоретические основы и подходы определения терминов «компетенция», «компетентность» и «профессиональная компетентность» [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://www.manrespect.ru/gzys1291.html9.Рыбакова А.А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению // Вестник Ставропольского государственного университета. –2009. –№61 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://vestnik.stavsu.ru/612009/07.pdf10.Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.08. –
Казань, 2005. –186 с.11.Зеер Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. –2007. –№ 11. –С. 39–46.
Особенности компетентностного подхода
в профессиональном образовании
Аннотация.Образование в настоящее время рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. Центральное место в статье занимает понятие «компетентностный подход», внедрение которого в образование способствует повышению качества подготовки профессиональных специалистов.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональное образование, профессиональные компетенции,компетентностноориентированное образование, ключевые компетенции.
Современное общество предъявляет высокие требования к каждому человеку в связи с прогрессом науки, техники, изменением характера социальных отношений. Это обуславливает необходимость развития и совершенствования подготовки любого специалиста. Следовательно, актуальной проблемой становится формирование высококвалифицированных, компетентных специалистов, способных решать усложняющиеся профессиональные задачи в рамках своей профессиональной деятельности.В настоящее время профессиональным компетенциям отводится ключевая роль в развитии организации. Многообразие подходов к понятию «компетенция» обуславливает необходимость уточнения понятийного аппарата.Основные теоретические подходы к определению понятия «компетенция» в зарубежной и российской практике представлены в таблицах 1 и 2.Таблица 1Терминологический обзор понятия «компетенция» в зарубежной практике [1]
АвторФормулировка понятияArmstrongКомпетенция –индивидуальная особенность, способствующая высокому качеству выполнения работы на определенной позиции в конкретном организационном контекстеWoodruffeКомпетенции –поведенческие аспекты, которые влияют на эффективность работыSpencer et al.Компетенции –любые индивидуальные характеристики, которые можно измерить или достоверно подсчитать и относительно которых можно утверждать, что они значимы для различения эффективного и неэффективного выполнения работыFumhamКомпетенции –основные способности и потенциальные возможности, необходимые для качественного выполнения определенной работыRobertsКомпетенции –все связанные с работой свойства личности, знания, навыки и ценности, которые побуждают человека хорошо выполнять свою работуMansfieldКомпетенция –основное свойство личности, которое приводит к эффективному или превосходному выполнению работы
Таблица 2Терминологический обзор понятия «компетенция» в российской практике
АвторФормулировка понятияС.Е. Шишов,В.А. КальнейКомпетенция –обобщённая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. [2]А.В.ХуторскойКомпетенция –включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. [3]А.Я. КибановКомпетенции –характеристики, необходимые для успешной деятельности; другими словами, –совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения. [4]Э.М. КоротковКомпетенция –комплекс сформированных в процессе образования или в результате накопленного практического опыта возможностей эффективного поведения в определённых жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности. Эти возможности определяются комплексом знаний, навыков умений, жизненной позицией, структурой ценностей, мотивацией поведения. [5]А.В. БулгаковКомпетенции –стандарты рабочего поведения; сфера применения компетенций –конкретное рабочее место в конкретной организации. [6]Н.М. ДенисенковКомпетенция (от лат. competere –соответствовать, подходить) –это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. [7]
По результатам проведенного терминологического анализа были определены два основных направления к использованию понятия «компетенция»:1)компетентностный подход в менеджменте;2)компетентностный подход в образовании.Представители научной школы определяют компетенцию какпредметную область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности.С позиции бизнеспрактиков, профессиональные компетенции представляют собойспособность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями [8].Согласно компетентностногоподходанеобходимо изначально изменить формулировкицелейобучения, представлениеихиожидаемыхрезультатовобученияввидесовокупностикомпетенций, которые будут отражать разныеуровнипрофессиональныхзадач. Кроме того, компетентностныйподходможнопредставить, какпопыткупривестивсоответствиепрофессиональноеобразованиес потребностями рынкатруда. Это обусловлено тем, что данный подходсвязансзаказомнаобразованиесостороныработодателей–тех, комунуженкомпетентныйспециалист. Таким образом, в соответствии с компетентностным подходом результатыобразованияпризнаютсязначимымизапределамисистемыобразования[9].Принято считать, что компетентностный подход зародился в США. Основной импульс развитию концепции компетенций придала статья Д. МакКлелланда«Тестирование: компетенции против интеллекта» (1973 г.). Позиция Д. МакКлелланда впервые объединила интересы психологии и бизнеса. МакКлелланд показал, что тестирование кандидатов на должности по типичному для психодиагностики сценарию (личностные тесты плюс тесты на интеллект) не дают ясного прогноза успешности деятельности конкретного человека в конкретной должности.Однако, не в Америке, а в Великобритании концепциякомпетентностноориентированного образования с 1986 года положена в основу национальной системы квалифицированных стандартов и получила официальную поддержку правительства [10, с.18].В российской практике изначально термин «компетенция» использовался применительно к системе последипломного образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров. В середине 1990х годов это понятие уже начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе.Компетентностный подход к образованию рассматривается в контексте Болонского процесса, к которому подключились и вузы России с сентября 2003 г. Страны, принимающие участие в Болонском процессе, апеллируют к компетенциям как к ведущему критерию, определяющему уровень подготовленности современного выпускника высшей школы к нестабильным условиям труда и социальной жизни.Развитиекомпетентностногоподходавобразованиипривелокпоявлениюпонятия«ключевыекомпетенции». Актуальностьданного понятия обусловленафункциями, которыевыполняютключевыепрофессиональныекомпетенциивжизнедеятельностикаждогочеловека: формированиеучеловекаспособностиобучатьсяисамообучаться; обеспечениебудущимспециалистамбольшейгибкостивовзаимоотношенияхсработодателями.Совет Европы выделил пять групп ключевых компетенций, формированию которых должно способствовать образование:
политические и социальные компетенции, определяющие способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и принимать участие в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;
межкультурные компетенции, способствующие позитивным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;
коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;
социальноинформационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
персональная компетенция –готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать знания и умения, способность к саморазвитию.Другое содержание основных ключевых компетенций приводится в работе А.В. Хуторского. Автор выделяет следующие виды компетенций [2]:
ценностносмысловая компетенция, связанная с ценностными ориентирами человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, уметь принимать решения;
общекультурная компетенция –широкий круг вопросов, по отношению к которым человек должен быть хорошо осведомлен (например, национальная и общечеловеческая культура);
учебнопознавательная компетенция, определяющая способность человека в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
информационная компетенция, характеризующая умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
коммуникативная компетенция, определяющая знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе;
социальнотрудовая компетенция, диагностирующая владение знанием и опытом в гражданскообщественной деятельности, в социальнотрудовой сфере, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;
личностная компетенция, ориентированная на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития.Э.Ф. Зеер к ключевым компетенциями относит:
межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах;
комплекс универсальных знаний, которые включают общенаучные и общепрофессиональные категории, принципы и закономерности функционирования науки, техники, общества [11].По результатам проведённого анализа был сделан вывод, что видовая структура компетенций специалиста с высшим образованиемдолжна включать две группы компетенций:1.специальные компетенции –те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности;2.базовые компетенции –группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека.В связи с тем, что данные компетенции объективно необходимы и пользуются спросом, ВУЗ может обеспечить их формирование непосредственно во время прохождения образовательной программы высшего или послевузовского профессионального образования.В заключении хотелось бы отметить, что, несмотря на популярность темы и многочисленность работ по указанной проблематике, сохраняется потребность, как в теоретическом обобщении, так и в разработке методического инструментария по оценке и формированию компетенций.
Ссылки на источники1.Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. –СПб.: Питер, 2012. –846 с. 2.Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]: Доклад Хуторского А.В. на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 года. –Центр «Эйдос» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm3.Шишов С.Е. Кальней В.А. Школа: Мониторинг качества образования. –М., 2000. –С.73744.Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. –М.: ИНФРАМ, 2003. –304 с.5.Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов. –2е изд. –М.: Академический Проект, 2007. –320 с.6.Материалы круглого стола «Проблема компетенций в психологии и управлении персоналом» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.ht.ru/cms/inf/765-qq7.Денисенков В.М. Определение и смысл понятия «компетенция» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.psycho.ru/library/31848.Теоретические основы и подходы определения терминов «компетенция», «компетентность» и «профессиональная компетентность» [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://www.manrespect.ru/gzys1291.html9.Рыбакова А.А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению // Вестник Ставропольского государственного университета. –2009. –№61 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://vestnik.stavsu.ru/612009/07.pdf10.Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.08. –
Казань, 2005. –186 с.11.Зеер Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. –2007. –№ 11. –С. 39–46.