Формирование эстетического мировосприятия школьника (на примере арт-событий)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пожарская А. В. Формирование эстетического мировосприятия школьника (на примере арт-событий) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2451–2455. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96411.htm.
Аннотация. В статье раскрывается специфика, образовательные возможности и способы организации арт-событий в школе, которые могут стать ориентирами для педагога в области искусства в его педагогической деятельности по формированию эстетического мировосприятия школьника, оказанию педагогической помощи ребенку в его творческом развитии и самостановлении.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пожарская Алла Викторовна, учитель изобразительного искусстваМуниципального бюджетного образовательного учреждения средней школы №1 городского округагород Камышин, Волгоградской области89275263167@mail.ru

Формирование эстетического мировосприятия школьника(на примере артсобытий)

Аннотация.В статье раскрываются специфика, образовательные возможности и способы организации артсобытийв школе, которые могут стать ориентирами для педагогав области искусства в его педагогической деятельностипо формированию эстетического мировосприятия школьника,оказанию педагогической помощи ребенку в его творческом развитии и самостановлении.Ключевые слова: школьное художественное образование, артсобытие, искусство, творчество, эстетическоемировосприятие.

Ключевой проблемой современного школьного художественного образования является всё более усиливающеесяотчуждение школьника от настоящего, подлинного искусства (Затямина Т.А., МеликПашаев А.А., Неменский Б.М., Школяр Л.В., и др.) [1,c.7]. Нежеланиешкольника приобщить искусство «к своей единственной жизни» (М. Бахтин), отражается вего поверхностном, утилитарном отношении к искусствуи пренебрежительном отношении к своей художественной деятельности.

Все это выражается в острых проблемах школьного обучения искусству: не понимание ценностносмыслового содержания художественного образа; пренебрежение авторским контекстом, приписывание художественному произведению своих субъективных представлений о замысле автора; восприятие и оценка формы объекта без связи с её содержанием;не умение самостоятельно создать целостный художественный образ (отойти от клише, выбрать форму и средства художественной выразительности, выстроить логику своей художественной деятельности); пассивность, отсутствие творческой инициативы. Возможно ли решение данных проблем? Отвечая на этот вопрос, мы вслед за А.В.Бакушинским, Т.А. Затяминой, А.А. МеликПашаевым, Б.М.Неменским, считаем, что успешностьобучения школьникаискусству базируется на комплексе способностей, таких, как: воспринимать нерасчлененно–целостно,эмоциональнотонкона ценностносмысловом уровне и окружающую действительность и художественный образ;мыслить ассоциативно –образно, фантазировать;наблюдать;эстетически относиться к действительности;творить художественный образ.

Суммируя данные способности, мы обозначили этот комплекс как эстетическоемировосприятие школьника, которое рассматриваем, как:«способность к созданию, интерпретации, ценностносмысловому пониманию художественного образа на основе целостнообразного, поэтического видения мира, тонкого чувствования красоты, гармонии, направленную на творческое самовыражение»

[3, с.8287].Основываясь на своем многолетнем опыте практической деятельности, мы выделили артсобытие в качестве педагогического условияуспешного формирования эстетического мировосприятия.Опираясь на разработки Остапенко А.А.,ХагуроваТ.А.

и собственные результаты, мы можем сформулировать и описать особенности артсобытия.

Ключевыми словами, объясняющими смысловое значение понятия «артсобытие» являются: «искусство», «художественное творчество», «событие».

Слово Арт(англ. Art ) означает "художественный, относящийся к искусству"(толковый словарь). Художественное творчество, понимается как создание нового в искусстве, в процессе которого происходит восхождение человека к общечеловеческим смыслам и ценностям, изменение его внутреннего мира. Событие, это то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни (толковый словарь Ожегова). Событие мы рассматриваем как событие «совместное переживание глубины бытия»[2,c.7]. По мнению Остапенко А.А. и Хагурова Т.А., главный признак события, это «наличие смысла, обусловленного памятьюи опытом прошлого,а также целями, мечтами, планами и надеждами будущего»[2,c.78]. Таким образом, артсобытие, применительно к художественному обучению, мы определяем какбытийную, жизненную ситуацию, где тема искусства для каждого ученика становится осмысленной, глубоко лично значимой, посредствомсовместных переживаний содержания самого искусства, совместной художественнотворческой деятельности, духовных усилий каждого участника события.

Цель артсобытия формирование эстетического мировосприятия школьника. Отличительные признаки: художественное содержание, общая цель для всех участников, связанная с решением какойлибо проблемы, массовость. Его главное отличие от школьного «мероприятия» заключается в том, что ученик участвует в артсобытии исключительно добровольно. Артсобытие в школе это активная, насыщенная положительными эмоциями и смыслами духовная, творческая жизнь, объединяющая всех учеников в единый сплоченный коллектив.

Артсобытие –всегда связано с искусством, в нашем случае изобразительным, поэтому и строится оно по законам искусства.Архитектоникаартсобытияпредставляет собой последовательнось:предисловие, завязка, развитие действия, кульминация,развязка, эпилог и послесловие.Артсобытия можно разделить на две группы. Первую группу мы обозначили как «Ураидея!», здесь тема артсобытия может быть предложена любым учеником школы, который излагает свою идею на бумаге и отправляет в почтовый ящик (находится в общедоступном для школьников месте, например возле школьного расписания уроков). Обсуждаются, утверждаютсяили отвергаются артидеи на заседании «Художественного совета» школы. Затем, совместными усилиями воплощаются в жизнь. Проследить логику разворачиванияартсоБытия первой группы можно, рассмотрев конкретный пример. Предисловиембудет возникновение идеи у Валерии В., ученицы 7 класса, которая заключалась в том, что бы инсценировать картины известных художников так, как если бы они были написаны сейчас и сфотографировать ее, т.е. «запечатлеть». Следующий этап –завязка.Артидея была рассмотрена ученикамина художественном совете школы, понравилась, была утверждена и получила название «Ожившая картина». Развитие действий

вдохновленные интересной идеей ребята составили план действий. Первое, каждый ученик получил задание и изучил индивидуально или в группе множество живописных полотен художников разных стран и эпох, переосмыслил содержание полотен в контексте современности. Второе, он (ученик) или они (группа учащихся) выбрали одну картину для «оживления» Затем распределили роли, кто отвечает за реквизит, за аппаратуру, за грим и т.д. После этого приступили к непосредственному осуществлению действия, постановке сцены картины, фотографирование которой стало кульминацией.Следующим этапом было распечатывание фото и представление публике (развязка). ЭпилогомАртсоБытия «Ожившая картина» можно считать потрясающий успех среди учеников всей школы, одноклассников, учителей, родителей. Авторы, «оживившие» картины буквально «парили» окрыленные успехом, выдвигали все новые и новые идеи для «оживления» других картин.Послесловием можно считать то, что АртсоБытие «Ожившая картина» настолько сильно «срезонировало», что на «Художественном совете» школы ребята решили проводить его ежегодно, приурочив к предметной неделе искусств. Ну а самые удачные фотоработы, некоторые из которых представлены ниже,стали участниками международного проекта «Диалог культур»(Таблица 1).

Девушка,читающаяписьмо

ураскрытогоокна

ЯнВермеер ДельфтскийДевушка,читающаяписьмо

узакрытого окна

Винтер Валерия

Демон сидящий. М.Врубель.Творческие мечтания на крыше художникпостановщик Легенченко Юлия

Девушка с кувшиномА.Архипов.Девушка с чипсамиЧуркина Влада

Таблица 1. Художественнотворческий проект«Ожившая картина»Вторая группа событий получила название «Интересное здесь!», это артсобытия, проведение которых стало традициями нашей школы. Это ежегодная предметная неделя искусств, для всех учеников школы «Созидание и творчество», включающая: 1.Выставку «Какое ИЗОбразие!», на которой представлены индивидуальные и коллективные художественнотворческие работы, выполненных на уроках ИЗОи технологиис 1 по 9 классы; 2.Артигру для учащихся 56 классов, на базе картинной галереи г.Камышина; 3. Презентацию творческих проектов, в школе и на городском уровне, выполненных в проектных мастерских «Яхудожник!», «Рукодельница»для 511 классов; 4. Мастерклассы «Художник 80уровня», «Я саммастер», которые проводится самыми опытными учениками художниками нашей школы, на которых они делятся профессиональными секретами художника, дизайнера, модельера, обучают различным техникам, делятся секретами мастерства,художественным опытом. В том числеежегодное масштабное артсобытие –проект «Полотно Славы», темой которого является Великая Отечественная война (19411945 г.г.), героические события и героические личности этой войны. Каждый класс, с пятого по одиннадцатый, выполняет свое Полотно Славы, каждое из которых уникально в своем роде от идеи, до его воплощения. Конечно, выполнить такое масштабное задание за один урок не возможно, поэтому проект выполняется в несколько этапов, количество которых зависит от степени сложности идеи самого полотна. Бывает, что ребята остаются и после уроков, доделывают, корректируют по мере необходимости. Но последовательность выполнения Полотна Славы,как мы уже упомянули выше, всегда такова:Предисловие.На первом уроке учениками совместно, самостоятельно (при не навязчивом, умелом контроле учителя), обсуждается содержание полотна, решается, какому конкретному событию Великой Отечественной войны или героической личности оно будет посвящено. Каждый ученик имеет право быть выслушанным. И вот путем голосования содержание полотнаопределено.Завязка:Затем все ученики делают свой эскиз полотна на альбомном листе, который он может уточнить дома. Затем, дома, каждый ученик выполняет поисковую работу по поиску содержательного наполнения полотна, используя разные источники информации (семейные архивы, интернет, книги, картины, статьи и др.).Развитие действия.На втором уроке школьники предоставляют найденный материал, свой эскиз полотна. Эскизы вывешиваются на школьной доске и каждый ученик голосует за самый удачный, по его мнению, эскиз. Таким образом, содержание исюжет полотнаопределены. Теперь между одноклассниками распределяются задания, в зависимости от способностей и предпочтений самого ученика. Часть ребят выполняют задание по оформлению фона полотна. Другая часть готовит текст, фотоматериал или другой конкретный материал, нужный для воплощения общей художественной идеи.На третьем уроке ученики вдохновенно трудятся над созданием деталей полотна, зная, что от результата каждого зависит результат всего класса. Несмотря на то, что не каждый ребенок ощущает себя художником, осознание ясной и нужной совместной цели мобилизуют его творческие силы и креативные возможности.Кульминацией наданном урокеявляется соединение детьми частей полотна в единое целое. И вот Полотно Славы готово!Развязка. Все полотна крепятся детьми на стены в коридорах школы. Эпилог. Дети зачастую не могут отойти от полотен, они разглядывают, фотографируют, обсуждают каждую строчку, каждую фотографию, каждый рисунок. Таким образом, полотна становятся не просто украшением стен, а являются воплощением эмоциональноценностного отношения школьников к Великой Победе, великомуподвигу советского народа. Послесловие.Совместное погружение учащихся в тему, эмоциональное проживание героических событий Великой Отечественной Войны: чувства боли –от горьких и трагических человеческих потерь; гордости–заВеликуюПобеду; радости от совместного творчества

над «Полотном Славы», возвышает душу ребенка, пробуждает у юных художников чувство сопричастности, ощущение себя частью великого народа, страны. Теперь тема войны для каждого ученика становится осмысленной, глубоко лично значимой. По нашему мнению, это и будет являться главным результатом проекта «ПОЛОТНО СЛАВЫ».Практика показывает, что мировосприятие школьника, принимающего активное участие в артсобытии,меняется.Эти изменения, происходящиево внутреннем мире ученика, скрытыот окружающих, часто не замечаютсяи не осознаютсясамимшкольником, но мы можем наблюдать результаты, проявляющиеся в развитостифункций эстетического мировосприятия:

регулятивной(ученик способен самостоятельно выстраивать и регулировать отношения с миром искусства);

идентификационной(учениквоспринимает, мыслит и творит целостный образ);

эстетическипознавательной(ученик обладает систематизированнойбазой знаний об особенностях и специфике искусства, имеет эстетическиеидеалы, вкус); человекообразующая и рефлексия (ученик способенсовершать рефлексивные действия, осознанно оценивать свои таланты и способности,обладает потребностью творить художественный образ, стремится к раскрытию себя как человекахудожника) [3, с.8287]. Немаловажным является то, что интересная, насыщенная положительными эмоциями и смыслами жизнь приносит моральное, духовное удовлетворениеученику, стимулирует возникновение новых креативных артидей, творческих инициатив, создает у негоощущение своей сопричастности к окружающей действительности.

Таким образом,обобщая вышесказанное, мы полагаем, что школьное артсоытие можно рассматривать как эффективноесредство формирования эстетического мировосприятия,способствующеедуховному, творческому, личностному саморазвитию, самостановлению школьника.

Ссылки на источники1.Музыкальное образование в современном культурном пространстве: Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции «Д.Б. Кабалевский –композитор, учёный, педагог» (56 декабря –г. Пермь, 1112 декабря 2014 года –г.Москва). М., 2015.2.Остапенко А.А., Хагуров Т.А."Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования". Монография / Андрей Александрович Остапенко, Темыр Айтечевич Хагуров. –Краснодар: Кубанский гос. унт, 2012. 196 с.3.Пожарская А.В., Эстетическое мировосприятие как основа художественного образования в школе// «Грани познания», ВГСПУ. 2015. №7 (41). URL:http://grani.vspu.ru/avtor/915