Психологическая коррекция межличностных отношений детей дошкольного возраста методом директивной игровой терапии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черепкова Н. В., Выблова Н. Н. Психологическая коррекция межличностных отношений детей дошкольного возраста методом директивной игровой терапии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2586–2590. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96438.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются межличностные отношения как психологическое явление, анализируются различные подходы к этой проблеме. Авторами описаны специфические особенности межличностных отношений в период дошкольного возраста. В работе характеризуется директивная игровая терапия как возможный метод гармонизации межличностных отношений в детской группе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Черепкова Наталья Викторовна,кандидат психологических наук, доцент,Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Ставропольkostin072008@yandex.ru

ВыбловаНаталья Николаевна, студентка, Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Ставрополь

Психологическая коррекция межличностных отношений детей дошкольного возраста методом директивной игровой терапии

Аннотация.В статье рассматриваются межличностные отношения, как психологическое явление, анализируются различные подходы к этой проблеме. Авторами описаны специфические особенности межличностных отношений в период дошкольного возраста. В работе характеризуется директивная игровая терапия, как возможный метод гармонизации межличностных отношений в детской группе. Ключевые слова:межличностные отношения, дошкольный возраст, дети, директивная игровая терапия.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников —в группе детского сада —во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу.Множество негативных явлений, наблюдаемых в детской и подростковой среде (агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность и пр.), зарождается именно в раннем возрасте, когда ребенок вступает в первые отношения с себе подобными. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей.Зинченко О. А., Мещерякова Г. К. указывали на то, что межличностные отношения субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти компоненты опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают в основе формирования социальнопсихологического климата в коллективе. В многочисленных работах, посвященных исследованию групп, групповой динамики, группообразованию показано влияние организации уровня совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений, а также обратное влияние.

Этой проблеме посвящено значительное число экспериментальных и теоретических исследований: В.К. Котырло, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, W. Danconи др. В то же время, сам предмет исследования межличностных отношений детей остается неясным и поразному трактуется представителями различных направлений.В социологически ориентированных исследованиях межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения одних детей перед другими.В исследованиях, проведенных под руководством А. А. Бодалева, предметом исследования межличностных отношений являются представления о другом (о его социальных и личностных качеств), возникающих в результате межличностного восприятия и познания.Распространенным подходом к исследованию отношений детей является также изучение поведения ребенка, направленного на сверстника. При этом особо выделяется так называемое просоциальное поведение, которое обнаруживается действиями ребенка «в пользу другого». Степень просоциальности поведения обычно рассматривается в качестве главного показателя межличностных отношений.В психологических исследованиях другой человек рассматривается в качестве внешнего предмета.Л. Френк предположил, что игра для детей это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей.Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной.Игра впервые была использована в терапии 3. Фрейдом. Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия способ коррекции межличностных отношений и поведенческих нарушений у детей, в основукоторого положена игра.Существование в социуме невозможно без межличностных взаимодействий. Насколько благоприятными сложатся для человека межличностные отношения, настолько прочной основой они станут для его развития как личности и важной стороной жизни в обществе. Межличностные отношения это вид социально психологических явлений, возникающих в группе людей как результат их взаимодействия в процессе общения. Межличностные отношения начинаются с межличностного восприятия. Межличностная перцепция взаимодействие двух партнеров, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких либо характеристик, благодаря факту своего присутствия.

Межличностное восприятие определяется эталонами, которые выполняют роль мерки, которая прикладывается к одной личности и определяет ее воздействие на другую личность. Эталоны отражают особенности социальной группы, которая является референтной для данного индивида. По мнению А. А. Бодалева, в раннем возрасте эталоны являются конкретными и отождествляются с теми или иными людьми, выбираемые в качестве идеала. С возрастом эталоны ребенка становятся все более обобщенными, связанными с нравственными и другими идеалами, ценностями и нормами.Попадая в коллектив других детей, ребенка уже нельзя изучать в отрыве от него. Являясь частью этого коллектива, ребенок испытывает влияние с его стороны и сам влияет на свою группу.В процессе межгруппового общения устанавливаются и закрепляются определенные отношения: симпатии и привязанности к одним детям и отчужденность и неприязнь к другим. Отношения начинают носить не только деловой, но и личностный характер. В старшем дошкольном возрасте дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми для большинства детей, другие –менее.В старшем дошкольном возрасте (56й годы жизни) ведущей деятельностью является сюжетноролевая игра. Уровень построения игры становится достаточно высоким. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действия, совместное планирование. Реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок начинает принимать во внимание интересы партнеров. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. Проявляется умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместно взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх, конструировании, труде. В деятельности, построенной по типу "совместно дружно вместе", а не по типу "рядом, но не вместе", складываются отношения взаимной ответственности, зависимости и помощи основа коллективизма и товарищества[2].В зарождающейся трудовой, учебной, художественной и других видах деятельности дошкольник имеет возможность более полно осознать себя, свои умения, потенциальные способности. Разница в количестве совместных и одиночных игр у девочек и мальчиков 5го годажизни несущественна. Средняя величина игровых объединений девочек несколько меньше (3), чем мальчиков (34), но по сравнению с младшими дошкольниками эти объединения более крупны. Преобладают в данном возрасте устойчивые диады и в то же время появляются объединения, включающие в себя более 3 человек. В группах 5го года жизни преобладают "чистые" по полу объединения детей (94 %). Консолидация мальчиков с мальчиками, девочек с девочками несколько уменьшается, видимо, в связи с появлением общих, сходных интересов к деятельности, особенно ее продуктивным видам, значительность которых все острее начинает осознаваться к концу дошкольного детства [1].В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. Это проявляется в устойчивости статусной структуры группы: в 5 лет 43 %, 6 лет 58 %, хотя отмечается незначительная тенденция к возрастанию числа "звезд" и "непринятых". Значимыми характеристиками "звезд" в этом возрасте выступают умение организовать игру, стремление к справедливости, доброта, дружелюбие, внешняя привлекательность, широта кругозора. "Непринятых" детей характеризуют дефекты нравственноволевой сферы, замкнутость, непривлекательность. Симпатии и антипатии обусловлены тем, в какой степени ребенок соответствует социальному эталону, сформированному на основе оценок взрослых и собственных взаимоотношений. Взаимоотношения дошкольников 5го года жизни определяются главным образом наличием или отсутствием у ребенка нравственных качеств, которые имеют важное значение для всей группы: дети 6го года предпочитают сверстников, исходя, главным образом, из осмысления дружеского отношения с ними. У них наблюдается стремление к дифференцированным характеристикам партнеров.Уровень благополучия взаимоотношении в группах детей высок: 5 лет –57 %, 6 лет 80 %; взаимность выборов соответственно: 24 %, 28 %; уровень удовлетворенности отношениями: 45 %, 54 %. При этом наиболее удовлетворены отношениями "звезды", наименее "принятые". Однако наряду с повышением сплоченности групп увеличивается число "непринятых": 9,5 10 % детей, которые находятся в неблагоприятном эмоциональнопсихологическом климате и требуют особого внимания и заботы [4].В этом возрасте довольно высока степень ориентированности детей в качествах сверстников. При этом положительные оценки сверстников значительно превышают отрицательные. Появляются "оценочные звезды", отмечается критическая пристрастность к детям противоположного пола, особенно у девочек. Референтными выступают среди сверстников дети, с которыми чаще взаимодействуют. Референтность ярче всего выражается в устойчивых игровых объединениях.На 5м году жизни дошкольников сюжетноролевая игра становится понастоящему коллективной. Одному ребенку не справиться с драматизацией замысла, требуется деловое сотрудничество, которое обеспечивается актуальноделовым общением по типу "сейчас" и "здесь". Ребенок стремится привлечь к себе внимание. Он особенно чувствителен к разным "признакам" отношения к себе со стороны других детей. В общении возникает феномен "невидимого зеркала": в сверстнике ребенок видит себя, и видит пристрастноположительно. Позже, на 6м году, он начинает видеть и сверстника, но уже прежде всего недостатки последнего. Такая особенность восприятия сочетается с ревнивым интересом ко всем его действиям, поступкам, оценкам. Проявляется также потребность ребенка в самопознании и положительном самовосприятии.Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками. Выраженность потребностей в общении с возрастом увеличивается.У некоторых детей 67го года жизни складывается новая форма общения со сверстниками: внеситуативноделовая. Содержанием общения становятся не только типы конкретных ситуаций, но и обобщенные представления детей об окружающем. Дети способны к сравнению разных позиций.Увеличивается интенсивность, широта круга общения. Появляются существенные отличия по половому признаку, но на 7м году жизни эти отличия опять нивелируются. У мальчиков 5го года жизни широта круга общения выше, чем у девочек. Резко возрастает, особенно у мальчиков, и интенсивность общения. У девочек значительно ярче проявляется предпочтение партнеров своего пола. Возрастает избирательность общения, особенно на 6м году жизни (до 80 %), т. е. у большинства старших дошкольников имеются уже сложившиеся предпочтения, сложившийся круг желаемого общения. Эти показатели у девочек в 2 раза больше, чем у мальчиков [3].Таким образом, группу детского сада можно рассматривать как первую детскую малую группу. Ее влияние на личностное развитие ребенка огромно, поэтому столь актуальны проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия.Метод игровой коррекции поведения, межличностных отношений берет свое начало из работ З.Фрейда.Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. «Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности». На формирующем этапе экспериментадля коррекции межличностных отношений внутри группы детей старшего дошкольного возраста мы решили воспользоватьсяметодом директивной игровой терапии.Директивная игровая терапия —это форма, в которой психолог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии.Как правило, процесс игровой терапии данного типа базируется на теории социального научения, при которой основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, психологу). Поведение психолога может устойчиво или динамически проявляться в ходе психотерапевтического процесса в виде директивного ролевого поведения. При данном виде поведения психолог, прежде всего использует общепризнанный, социально обусловленный авторитет педагога при формировании отношений с ребенком по типу руководства. В этом случае психологдолжен осознавать, что «этот авторитет не является выражением превосходства его личности, а усиливает его возможности по оказанию помощи» (Карвасарский Б.Д. , с. 144).При директивном поведении психолог структурирует ход психотерапии, определяет поведение ребенка, требования сотрудничества в терапии. Психологический механизм идентификации позволяет ребенку усвоить необходимые конструктивные позиции и способы поведения в различных жизненных ситуациях.К преимуществам директивной игровой терапии также следует отнести то, что психотерапевт может с высокой вероятностью прогнозировать время и качество терапевтических изменений взаимоотношений со сверстниками у ребенка, более структурировано и планомерно реализовывать и контролировать их, а также работать с ребенком в более интенсивном и краткосрочном режиме.В социальном плане данный тип игровой терапии наиболее близок тому общественному строю и тем общепринятым формам взаимодействия ребеноквзрослый, которые присутствуют в отечественной системе воспитания и образования.Мы составили и апробировали программу, включающую три цикла игр, которые направлены на коррекцию межличностных отношений у детей дошкольного возраста. Для повышения эффективности психокоррекционного процесса желательно соблюдать предложенную последовательность циклов.Первый цикл «Это Я» включает в себя игры, основная цель которых состоит в повышении активности, самоценности ребенка. Данный цикл состоит из 4 занятий.Второй цикл «Это Я и мои друзья» —включает в себя игры на налаживание процесса межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми. Данный цикл состоит из 3 занятий.Третий цикл «Это Я и мои чувства» включает в себя игры, основная цель которых помочь ребенку различать и определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение. Данный цикл состоит из 3 занятий.Каждое занятие включает в себя две игры. Однако количество игр и количество их повторений может изменяться в зависимости от желаний ребенка, его индивидуальных возможностей и продолжительности занятия. Общая продолжительность занятия не должна превышать 40 минут.Первый цикл рассчитан на индивидуальную работу с ребенком для повышения психокоррекционного эффекта и достижения целей, поставленных в этом цикле.Второй цикл требует включения ребенка в группу сверстников. Желательно, чтобы для групповой работы психолог подобрал детей, с которыми ребенок с низким личностным статусом не находился в конфликтных отношениях. Позжеможно повторить игры данного цикла с включением всех детей группы дошкольного учреждения, которую посещает ребенок.На занятиях третьего цикла может быть использована как индивидуальная, так и групповая форма организации занятий. Выбор формы может быть обусловлен как желанием и особенностями ребенка, так и возможностями самого психолога.Для проведения занятий необходимо отдельное помещение, желательно расположенное вдали от музыкального испортивного зала или других источников повышенного шума. При групповой работе возможно проведение занятий на улице при условии присутствия необходимого материала для организации коррекционных игр. Здесь, так же как и при проведении игр предыдущей программы, психолог должен исключить вмешательство других детей или взрослых в процесс игровой терапии.Анализ результатов исследования межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста показал, что отношения между детьми носят не только деловой характер, но и личностный. Дети дают и общую оценку («нравиться»), и оценивают друг друга по внешним качествам, и в зависимости от личных отношений с конкретным ребенком («он мой друг»).Наше исследование межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста показало наличие устойчивых статусных позиций: звезды –23,5 %, предпочитаемые –35,2%, пренебрегаемые –23,5%, изолированные –17,6 %.Дети в большинстве случаев опирались в выборе сверстников на уровень развития у них моральных, интеллектуальных, личностных характеристик, а внешние качества, такие как «маленькая», «некрасивый», «больной» оказывают меньшее влияние на выборы детей. В группе «изолированных» оказались дети, которых характеризовали как «жадина», «плакса», «драчун».Личностные характеристики детей оказывают большое влияние на межличностные взаимодействия с разными категориями людей: сверстниками, родителями, братьями или сестрами, бабушками или дедушками, значимыми взрослыми (воспитатели и т.д.).Метод игровой терапии является эффективным средством для коррекции межличностныхотношений в группе детей дошкольного возраста.В нашем исследовании убедительно показано наличие различных социальных статусов в группе детей старшего дошкольного возраста, доказано влияние на социальную позицию ребенка в группе сверстников моральных, личностных качеств, преемлимых для данного общества взрослых людей. Это говорит о стремлении детей соответствовать требованиям социальных норм общества, в соответствии с ними произвольно регулировать свое поведение, появляется возможность оценивания своего поведения, поведения другого в соответствии с правилами социума.

Ссылки на источники1.Артемова Л.В. О характере взаимоотношений среди дошкольников// Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения. М., 2005. 2.Люблинская А.А. Детская психология М: Академия, 2005.3.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы М: Тривола, 2005. 4.Смирнова Е. О., Калягина Е. К. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам //Вопросы психологии. 2007. № 3.