Для современной России важными задачами являются создание результативного государства, преодоление значительных недочётов в организации и действия системы органов государственной власти.
Нельзя обойтись без государственного управления в любом государственно-организованном обществе, а, следовательно, и без государственных служащих. Государственная служба – это компетентная должностная работа граждан по обеспечению выполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности.
Государственная служба в России подразделяется на:
- государственную гражданскую службу;
- военную службу;
- правоохранительную службу.
Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы для обеспечения исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации
Военная служба – вид федеральной государственной службы, отображающий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, исполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, отображающий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, исполняющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Н.М. Коркунов более ясно, определял государственную службу как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием деятельность, выполняемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности». [1, с.280]
Государственная служба организует весь комплекс государственного устройства, реализует все практические задачи и функции государства. В каждую цепочку государственного управления служба внедряет жизнь, ряд меры, возможности форм и методов для теоретической и практической деятельности. Всегда государственная служба предстает главным средством рассмотрения государством всех поставленных задач.
В гражданской государственной службе соединено публичное, скрытое – несамостоятельны, наемный труд, который организуется государством, материально и финансово обеспечивается средствами бюджета, должен осуществляться в общегосударственных интересах, потому имеет публичную функциональную значимость.
Институт отбора персонала на государственную гражданскую службу предполагает систему мероприятий, которые обеспечивают развитие состава государственных гражданских служащих, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам государственной гражданской службы.
Отбор персонала как кадровая технология — это идентификация, сопоставление, измерение, соотнесение наиболее общих требований, выдвигаемых государственным органом, организацией, сферой деятельности, с характеристиками персонала, конкретного человека. Отбор персонала предполагает собой отбор подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе подбора. В департаментах управления персоналом передовых организаций подтверждают правило: выбирать надо человека, обладающего наилучшей квалификацией для осуществления фактической работы на искомой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе.
Таким образом, различаются два вида отбора. Отбор при поступлении на государственную гражданскую службу. Пролонгированный, многократно проводимый в период пребывания на государственной службы, — отбор на вакантные должности в процессе прохождения службы.
При первичном отборе человека на государственную гражданскую службу происходит идентификация его характеристик с требованиями, выдвигаемыми как государством, государственным органом, так и конкретной должностью, ее предметной областью. На этом этапе приоритетное значение имеют социально-профессиональные характеристики человека и формальные критерии отбора — уровень профессионального образования, стаж службы и опыт работы по специальности и др. В процессе первичного отбора персонала на государственную гражданскую службу, прежде всего, решаются задачи комплектования должностей, исходя из наиболее общих требований к человеку как носителю определенных социальных и профессиональных качеств.
Решение комиссии является формальным основанием для назначения на вакантную должность. Кроме решения о признании одного из претендентов победителем по конкурсу комиссия правомочна также включить одного, нескольких или всех претендентов, не прошедших по конкурсу, в кадровый резерв. Это в настоящее время один из наиболее распространенных способов формирования кадрового резерва (наряду с включением в резерв по итогам аттестации государственных гражданских служащих). Конкурсы на места в кадровом резерве проводятся гораздо реже.
Претенденты оповещаются о результатах конкурса в письменной форме в течение семи дней со дня его завершения.
Динамика служебного статуса лица, занимающего должность гражданской службы, процесс пребывания в должности, его служебная карьера это динамика прохождение гражданской службы. Б. В. Лытов рассматривал различные аспекты прохождения государственной службы: общественный (отражает социальный смысл и назначение прохождения государственной службы), организационный (начало организации прохождения государственной службы), правовой (правовое обеспечение государственной службы), личностный (возможность реализации служащих в процессе службы своих способностей) и технологический (набор процедур и операций, обеспечивающих прохождение служащими государственной службы) .[2,с. 6]
Одной из отличительных черт прохождения государственной гражданской службы в России считается процесс регулирования не столько Законом № 79-ФЗ, сколько указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также другими подзаконными актами.
Рассматривают этапы прохождения гражданской службы достаточно условно, но и в то же время позволяют лучше понять особенности данного процесса.
Выделим основные этапы прохождения государственной гражданской службы:
1)вынесение и прием на государственную гражданскую службу;
2)аттестация и повышение квалификации гражданских служащих;
3)приписывание гражданским служащим чинов, персональных званий, дипломатических рангов и т.п.;
4) переход на другую должность гражданской службы;
5) вознаграждение гражданских служащих;
6) привлечение их к ответственности;
7) окончание государственной службы.[3, с. 173]
Прохождение гражданской службы отображается в собственном процессе гражданского служащего, которое ведется кадровой службой соответствующего правительственного органа и при переводе его на новое место службы передается туда. Управление нескольких личных дел одного гражданского служащего, сбор и введение в личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается.
Освоение государственной гражданской службы в Российской Федерации вводится Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституциями, законами субъектов Российской Федерации.
Изучая прохождение гражданской службы как процесс, как особое административное производство, то в нем можно выделить обязательные стадии (прием на службу; аттестация; присвоение классных чинов; званий, рангов; прекращение) и факультативные стадии (перевод на другую должность, поощрение, привлечение к ответственности).
Следовательно, порядок притока на государственную гражданскую службу РФ, предполагает, что гражданин Российской Федерации, поступающий на данный вид государственной сферы обязан отвечать квалификационным требованиям, пройти установленный конкурс, после чего с ним заключается служебный контракт и если это необходимо назначается испытательный срок.
В современной России существует президентская программа подготовки управленческих кадров, по которой поручается организовать стажировку преподавателей в крупнейших вузах России и за рубежом, что также доказывает большую значимость для государственной управленческой функции.
Государственная гражданская служба в РФ является атрибутом российской государственности. Все это требует точного соблюдения законодательства в данной сфере отношений, как по порядку поступления на государственную гражданскую службу, так и ее освоение, сокращение. Но одним из важнейших направлений повышения эффективности государственной службы являются разработка и внедрение механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
Формирование согласно по работе обязано определяться в первую очередь личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, компетенцией, квалификацией, пригодностью к данному виду службы.
Индивидуальными качествами обладает любой государственный служащий, поэтому прохождение службы всегда индивидуально. Но продвижение по службе зависит также и от других факторов, например, от возможности карьерного роста, проведения необходимых аттестаций, экзаменов.
Сейчас в государственном аппарате желательно иметь руководителей-специалистов с высоким уровнем общего развития, а не узко профилированных специалистов, хотя и они конечно нужны. Выбирая молодых, многообещающих кандидатов, нельзя забывать, что наряду с соответствующим образованием у них должен быть определенные навыки работы по специальности.
Первостепенной задачей прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации считается подписание служебного контракта о форме ведения определенного вида государственной службы, перевода или замещения государственной гражданской должности, а также установление порядка и причин увольнения с государственной гражданской службы.
Дальнейшее укрепление целесообразно нормативно-правовой базы государственной службы следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил обеспечивающих увязку должностных перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний.
Нужно увеличивать возможности повышения правового положения государственного аппарата, контролирующего государственную службу, определять четко сформулированные порядки, обеспечивающие связь должностных перемещений государственных служащих с результатами профессиональной деятельности, квалификации и использования необходимых умений.
На сегодня, одной из острых проблем в системах государственной службы остаётся возрастной состав государственных служащих. Молодые, амбициозные, граждански ориентированные специалисты должны составлять основу государственной службы. Следовательно, смена поколений на государственной службе должна происходить более интенсивно.
Насколько эффективно будет развитым на государственный аппарат, насколько прописанные и продуманные решения будут осуществлять государственные служащие, будет в основном зависеть будущее нашей страны, наша дальнейшая история, наша дальнейшая судьба. Вновь необходимо пересмотреть имеющийся отечественный и международный опыт в сфере совершенствования и эффективности государственной службы.