В настоящее время образование рассматривается как ведущий факт социальной успешности и благополучия каждого гражданина, и поэтому оно должно быть направлено на воспитание людей, способных к поиску новых знаний и принятию нестандартных решений. Мир сегодня быстро меняется, знания, полученные детьми в школе, быстро устаревают и требуют коррекции. Следовательно, востребованными становятся не конкретные результаты обучения, а умения учиться и добывать информацию. Потребность школы в формировании речевой культуры подростков велика. Особенно остро стоит проблема в сельской школе, где школьники слышат неграмотную речь односельчан. Именно поэтому учебный предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в формировании универсальных учебных действий. На уроках русского языка наряду с развитием предметных результатов формируется правильная, точная и богатая устная и письменная речь как показатель общей культуры личности. Важнейшей задачей изучения русского языка является – формирование речевой культуры обучающихся.
Исходя из этого ФГОС ООО определил в качестве главных не предметные результаты, а личностные и метапредметные результаты, в частности коммуникативные универсальные учебные действия. Данные универсальные учебные действия способствуют развитию умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения речевых задач.
Задания, направленные на формирование речевой культуры способны оказать влияние на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.
Эффективность предлагаемой работы определяется следующим:
-текст, предлагаемый для работы на уроке должен быть интересным, личностно значимым, затрагивающим серьезные проблемы;
- работа с текстом должна носить комплексный характер, необходимо включать задания, направленные на формирование следующих умений: понимание логики построения текста, самостоятельное составление речевого высказывания; анализ стилистических особенностей текста [1, с. 12].
Задания, направленные на понимание логики построения текста.
Задание 1: составьте кластер к следующему тексту.
Живую природу Земли делят на пять царств: бактерии, простейшие, грибы, растения и животные. Царства, в свою очередь, делятся на типы. Существует 10 типов животных: губки, мшанки, черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые самый прогрессивный тип животных. Их объединяет наличие хорды – первичной скелетной оси.
Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник. Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных: рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие – самые высокоорганизованные изо всех позвоночных.
Задание 2: перескажите текст, расположив события в хронологической последовательности.
Французская революция
14 июля 1789 года войска парижан осадили Бастилию – крепость-тюрьму внутри города. Менее чем через месяц, 4 августа, Национальное Учредительное собрание отменило феодальные привилегии, что означало конец «строго режима».
Французская революция началась с того, что 5 мая 1789 года были созваны Генеральные Штаты, которые положили конец абсолютизму и феодальной власти. С их работой большая часть населения связывала надежду на улучшение жизни.
26 августа 1789 года Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина» - один из первых документов демократического конституционализма.
Задания, направленные на самостоятельное составление речевого высказывания.
Задание 1: перескажите текст сжато, вычленив самую главную информацию.
Пифагор
Пифагор (ок. 570 – 490 до н.э.) – выдающийся древнегреческий мыслитель, основатель школы, в которой изучали математику, философию и астрономию.
Пифагор остался в мировой истории как автор одноименной теоремы, где в любом прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Но великий математик был также и философом, и преподавателем школы, где изучали математику и астрономию на таком уровне, что именно пифагорейцев считают основателями математики как науки. В школе Пифагора верили, что число – основа всех вещей, следовательно, весь мир измеряем.
Пифагорейцы не сомневались в теории переселения души. Совершенный грех «живет» в последующих перерождениях в человеке или животном до полного очищения, раскаяния.
Задание 2: составьте рассказ, который начинался бы со слов: «Если бы я стал великаном…», «Если бы я был волшебником…», «Если бы я оказался на необитаемом острове…» [1, с. 113].
Задания, направленные на анализ стилистических особенностей текста.
Задание 1: определите, к какому стилю относятся данные тексты, свой ответ аргументируйте.
1.Блины – одно из самых древнейших изделий русской кухни, появившееся еще до 9 в. в языческие времена. Слово «блин» - искаженное «млин» от глагола «молоть». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, то есть мучное изделие. Это едва ли не самое экономное мучное блюдо, для которого требуется минимум муки при максимуме жидкости (воды, молока), поскольку для блинов употребляется весьма разжиженное тесто. Еще более увеличивают объем этого теста дрожжи [1, с. 116].
2.Путешественники подошли под наблюдением тридцати пар глаз, зорко следивших за их движениями. Последний сначала коснулся своей правой рукой лба, затем сердца и только после этого пожал руку пришельцу. Тот же жест он повторил с остальными. Цепь в это время, заходя с флангов, сомкнулась и окружила пришельцев кольцом; воины стояли плечом к плечу с оружием в руках и вполголоса обменивались впечатлениями по поводу одежды, обуви, котомок, топоров за поясом и блестящих палок на спине чужеземцев.
3.Вулканы – горы из застывшей магмы. Магмы – это жидкая расплавленная порода, которая поднимается из недр Земли и извергается огненным потоком через кратер. Магма несет раскаленный пепел, каменные глыбы и горючие газы, уничтожающие все живое на своем пути. Вырвавшись на поверхность Земли, магма постепенно остывает, превращается в лаву и стекает по склонам вулкана.
Задания могут выполняться индивидуально, в группах, в парах.