Сегодня в условиях реализации федеральных образовательных стандартов как на уровне начального общего образования, основного общего образования, высшего образования, так и дополнительного образования стал вопрос о достижении высокого стандарта качества содержания и технологий обучения для всех вышеперечисленных видов образования. В связи с этим актуальными являются задачи по созданию нового облика непрерывной образовательной среды как системы, создающей условия и возможности для личностного и профессионального развития при гарантии их качества[1].
Таким образом, важными направлениями современной педагогической науки являются обоснование и разработка новых технологий, обеспечивающих повышение эффективности и качества обучения, индивидуализацию и интенсификацию учебного процесса, ориентированных на развитие интеллектуального и творческого мышления обучающихся, к научно обоснованному выбору оптимальных вариантов построения учебного процесса[2].
Все, что написано выше, естественно важно и очень значимо в системе подготовки будущих профессионалов и несомненно должно повысить их конкурентоспособность на рынке труда. Но как практически реализовать все эти задачи, принципы и программы, если в условиях глобальной компьютеризации и использования электронного обучения функции обучающихся и педагогов совершенно изменились?
В таких условиях правомерно говорить о личностно-ориентированных инновационных педагогических технологиях, которые опираются на очень важные постулаты:
- признание двух равноправных источников процесса: обучение и самообучение;
- признание обучающегося главной действующей фигурой (взгляд на обучающегося как на полноценного партнера в условиях сотрудничества);
- знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности (компонент системы образования, должен быть нацелен не на интеграцию уже имеющихся у обучающихся знаний, а на их применение и приобретение новых) [3].
Вот эти постулаты и были взяты за основу организации профильного обучения в системе довузовской подготовки как одной из форм профориентационной работы, направленной на формирование представлений обучающихся о научном потенциале университета и профессий, реализуемых в рамках выпускающих кафедр[4].
Как особую форму профориентационной работы следует выделить проект по реализации многопрофильного обучения на основе широкого привлечения обучающихся к поисково-исследовательской работе. Целью проекта является создание условий для реализации личностно-ориентированной профессиональной подготовки будущих специалистов.
Для реализации данной цели были использованы специальные приемы и методики, состоящие из следующих шагов:
- 1. Знакомство с кафедрами, их научным направлением, лабораторным оснащением и исследовательским потенциалом;
- 2. Проведение занятий в занимательно-игровой форме, позволяющие школьникам раскрепощено мыслить и развивать свои природные способности.
- 3. Моделирование научной проблемы в контексте выбранной проектной тематики.
- 4. Формирование команды «учащийся - руководитель проекта - консультант проекта».
- 5. Подготовка предварительной электронной презентации с обозначением круга основных целей и задач по исследуемой проблеме.
- 6. Выполнение практической части проекта с описанием этапов конструирования и/или исследования объекта.
- 7. Публичное выступление и защита проекта.
И здесь нельзя не сказать о развитии самостоятельности и познавательной активности обучающихся, которое происходит при создании таких условий, когда в процессе обсуждения проблемы формируется направленность на творчество, создается положительный эмоциональный фон, поощряется любознательность и самостоятельность в выборе темы будущего исследования[5].
К положительным сторонам такой формы привлечения юных талантов к системе первичного (довузовского) обучения можно отнести:
- 1. Изучение основ профессии при параллельном изучении общеобразовательных дисциплин в школе.
- 2. Ранняя профессиональная ориентация и осознанный выбор профессии и направлений подготовки инженерных и управленческих кадров.
- 3. Внедрение специализированных образовательных технологий и форматов, нацеленных на формирование профессионального мышления в результате научно-исследовательской и проектной деятельности.
- 4. Ранняя адаптация к вузовской системе образования в результате неформального инженерно-строительного образования совместно с преподавательским составом и специалистами предприятий (в рамках специализированных классов).
- 5. Последующая конкурентоспособность и мобильность выпускников на рынке труда[6].
Как показывает опыт, программа проекта, представленная в данном формате эффективно работает и дает свои положительные результаты.
Подготовленные школьниками проекты вот уже четвертый год подряд занимают призовые и победные места в конкурсных программах различного уровня: от Международных до Всероссийских. Основными целями которых является профессионально-ориентированная научная деятельность, направленная на выявление инновационного потенциала учащихся по приоритетным направлениям в области инженерно-строительного комплекса[7].
Многие из тех, кто защищал свои проекты уже стали студентами нашего университета, а другие только собираются ими стать. Но в любом случае, такой опыт проектно-исследовательской работы позволил и педагогам и обучающимся стать равноправными участниками командной работы, когда от каждого требовалось приложить максимум усилий, чтобы исследовательская работа получила признание у авторитетного жюри.
Вот некоторые примеры тех проектов, авторы которых продолжают активно участвовать в научно-исследовательской работе университета, но уже в качестве студентов:
Марухина Елена: «Мотивы геометрических узоров в трехмерном компьютерном пространстве», победитель Всероссийского конкурса исследовательских проектов, выполненных школьниками и студентами при научном консультировании ученых Международной ассоциации строительных вузов. Сейчас Марухина Е.С. студентка второго курса ННГАСУ – она будущий теплоэнергетик.
Алиханян Татевик: «Образно-знаковое моделирование. Разработка творческих заданий с элементами графического дизайна», призер Всероссийского конкурса исследовательских проектов, выполненных школьниками и студентами при научном консультировании ученых Международной ассоциации строительных вузов. Алиханян Т.С. студентка первого курса – она будущий архитектор.
Симонова Екатерина: «Старинные детские коляски – геометрические формы», победитель Всероссийского конкурса исследовательских проектов, выполненных школьниками и студентами при научном консультировании ученых Международной ассоциации строительных вузов. Сейчас Симонова Е.П. также как и Алиханян Татевик, студентка первого курса и очень мечтает стать архитектором.
Васин Антон: «Комбинаторно-конструктивная головоломка «Закрытый лабиринт», призер Всероссийского конкурса исследовательских проектов, выполненных школьниками и студентами при научном консультировании ученых Международной ассоциации строительных вузов. Васин А.Д является студентом второго курса, он будущий специалист в области проектирования уникальных зданий и сооружений
Шалуев Кирилл: «Разработка алгоритма работы на старинной пурке на основе технологии определения натуры зерна современными средствами измерений», победитель регионального конкурса работ молодых специалистов, в номинации «90 лет Росстандарту», который был организован Нижегородским ЦСМ. Сейчас Шалуев К.А. студент первого курса, он также как и Васин Антон, будущий специалист в области проектирования уникальных зданий и сооружений.
В этом году в проектную работу включились школьники всех возрастов, что расширило границы не только тематики исследовательских проектов, но и позволило сделать важный вывод: чем раньше обучающийся начинает включаться в работу над решением выбранным им самим тематическим кругом вопросов, тем больше он сможет проявить свои природные способности, о которых он сам может и не догадывался. Ниже приведен список участников-победителей Регионального конкурса индивидуальных исследовательских проектов «Молодежные новации строительному комплексу Нижегородской области». Естественно, это лишь небольшая часть победителей и призеров:
4 класс, Угодчиков Макар. Тема проекта: «Плавучий экодом будущего, напечатанный на 3d-принтере». В работе показаны новые технологии строительства, разработан макет жилого плавучего экодома, дома эконом класса для решения различных социальных проблем.
6 класс, Алешугин Максим. Тема проекта: «Строительное производство Древней Руси и Нижегородские строительные артефакты». В работе проводится анализ процесса строительного производства Древней Руси, а также исследуются образцы строительного материала, обнаруженные при реставрационных работах в одном из храмов Нижнего Новгорода.
7 класс, Серов Алексей. Тема проекта: «Изготовление прибора для измерения времени по солнцу». В работе исследуются принципы работы солнечных часов различной конфигурации, изучаются архивные записи на солнечные часы, которые хранятся в Техническом музее Нижнего Новгорода, а также разработаны чертежи и выполнен макет солнечных часов.
7 класс, Пономарев Павел. Тема проекта: «Занимательные плоские геометрические фигуры». В работе показано практическое применение геометрических задач на разрезание при «конструировании» паркета из плоских геометрических фигур на основе «греческого креста».
10 класс, Амельченко Алиса. Тема проекта: «Сохранение красоты деревянного мира в наличниках Нижегородской области». В работе проводится исследование деревянных резных, ценных для истории России наличников, находящихся в Нижегородской области. Проведена систематизация наличников по принадлежности их к основным типам резьбы, выполнены макеты и разработаны чертежи наличников.
11 класс, Черепкова Екатерина. Тема проекта: «Способы моделирования внутренней формы детали посредством зеркальных отражений». В работе проведено практическое и теоретическое обоснование использования приемов определения внутренней формы детали посредством зеркальных отражений с моделированием внутренней формы.
Все авторы вышеперечисленных проектов являются призерами и победителями Международных, Всероссийских, Региональных конкурсов и конференций, а многие из них уже имеют публикации в рецензируемых научных изданиях и сборниках РИНЦ[8,9,10].
Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что в современных условиях организации проектно-исследовательской деятельности происходит возрастание активной роли самого обучаемого, который участвует не только в получении знаний, но и в их поиске, развитии, а также трансформации полученных знаний в практические умения и навыки[11]. Выбор тем указанных проектов приближает учащихся к осознанному выбору специальности, максимально погружая их в процесс освоения знаний и умений, а также позволяет познакомить с азами будущей профессии еще до поступления в вуз, развивая заинтересованность в дальнейшем обучении по выбранному направлению.
Все эти меры направлены на формирование конкурентноспособного человеческого потенциала, когда у молодого поколения создается положительная мотивация на необходимость профессионального самоопределения и устойчивого интереса к выбранной специальности[12].