Полный текст статьи
Печать

Сегодня в условиях реализации федеральных образовательных стандартов как на уровне начального общего образования, основного общего образования, высшего образования,  так и  дополнительного образования стал вопрос о достижении высокого стандарта качества содержания и технологий обучения для всех вышеперечисленных видов образования. В связи с этим актуальными являются задачи по   созданию нового облика  непрерывной образовательной среды как системы, создающей условия и возможности для личностного и профессионального развития при гарантии их качества[1].

Таким образом, важными направлениями современной педагогической науки являются обоснование и разработка новых технологий, обеспечивающих повышение эффективности и качества обучения, индивидуализацию и интенсификацию учебного процесса, ориентированных на развитие интеллектуального и творческого мышления обучающихся, к научно обоснованному выбору оптимальных вариантов построения учебного процесса[2].

Все, что написано выше, естественно важно и очень значимо в системе подготовки будущих профессионалов и несомненно должно повысить их конкурентоспособность на рынке труда. Но как практически реализовать все эти задачи, принципы и программы, если в условиях глобальной компьютеризации и использования электронного обучения функции обучающихся и педагогов совершенно изменились?

В таких условиях правомерно говорить   о личностно-ориентированных инновацион­ных педагогических технологиях, которые опираются на очень важные постулаты:

  • признание двух равноправных источни­ков процесса: обуче­ние и самообучение;
  • признание обучающегося главной действу­ющей фигурой (взгляд на обучающегося как на полноценного партнера в условиях сотрудничества);
  • знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности (компонент системы образования, должен быть нацелен не на интеграцию уже имеющихся у обучающихся знаний, а на их применение и приобретение новых) [3].

Вот эти постулаты и были взяты за основу организации профильного обучения в системе довузовской подготовки как одной из форм профориентационной работы, направленной на формирование представлений обучающихся о научном потенциале университета и профессий, реализуемых в рамках выпускающих кафедр[4].

Как особую форму профориентационной работы следует выделить проект по реализации многопрофильного обучения на основе широкого привлечения обучающихся к поисково-исследовательской работе. Целью проекта является создание условий для реализации личностно-ориентированной профессиональной подготовки будущих специалистов.

Для реализации данной цели были использованы специальные приемы и методики, состоящие из следующих шагов:

  1. 1.         Знакомство с кафедрами, их научным направлением, лабораторным оснащением и исследовательским потенциалом;
  2. 2.         Проведение занятий в  занимательно-игровой форме, позволяющие школьникам раскрепощено мыслить и  развивать свои природные способности.
  3. 3.         Моделирование научной проблемы в контексте выбранной проектной тематики.
  4. 4.         Формирование команды «учащийся - руководитель проекта - консультант проекта».
  5. 5.         Подготовка предварительной электронной презентации с обозначением круга основных целей и задач по исследуемой проблеме.
  6. 6.         Выполнение практической части проекта с описанием этапов конструирования и/или исследования объекта.
  7. 7.         Публичное выступление и защита проекта.

И здесь нельзя не сказать о  развитии самостоятельности и познавательной активности обучающихся, которое  происходит при создании таких условий, когда в процессе обсуждения проблемы формируется направленность на творчество, создается положительный эмоциональный фон, поощряется любознательность и самостоятельность в выборе темы будущего исследования[5].

К положительным сторонам такой формы привлечения юных талантов к системе первичного (довузовского) обучения можно отнести:

  1. 1.        Изучение основ профессии при параллельном изучении общеобразовательных дисциплин в школе.
  2. 2.        Ранняя профессиональная ориентация и осознанный выбор профессии и направлений подготовки инженерных и управленческих кадров.
  3. 3.        Внедрение специализированных образовательных технологий и форматов, нацеленных на формирование профессионального мышления в результате научно-исследовательской и проектной  деятельности.
  4. 4.        Ранняя адаптация к вузовской системе образования в результате неформального инженерно-строительного образования совместно с преподавательским составом и специалистами предприятий (в рамках специализированных классов).
  5. 5.        Последующая конкурентоспособность и мобильность  выпускников  на рынке труда[6].

Как показывает опыт, программа проекта, представленная в данном формате эффективно работает и дает свои положительные результаты.

Подготовленные школьниками проекты вот уже четвертый год подряд занимают призовые и победные места в конкурсных программах различного уровня: от Международных до Всероссийских. Основными целями которых является  профессионально-ориентированная научная деятельность, направленная на выявление инновационного потенциала учащихся по приоритетным направлениям в области инженерно-строительного комплекса[7].

Многие из тех, кто защищал свои проекты уже стали студентами нашего университета, а другие только собираются ими стать.  Но в  любом случае, такой опыт проектно-исследовательской работы позволил и педагогам и обучающимся стать равноправными участниками командной работы, когда от каждого требовалось приложить максимум усилий, чтобы исследовательская работа получила признание у авторитетного жюри.

Вот некоторые примеры тех проектов, авторы которых продолжают активно участвовать в научно-исследовательской работе университета, но уже в качестве студентов:

Марухина Елена: «Мотивы геометрических узоров в трехмерном компьютерном пространстве», победитель Всероссийского конкурса исследовательских проектов, выполненных школьниками и студентами при научном консультировании ученых Международной ассоциации строительных вузов.  Сейчас Марухина Е.С. студентка второго курса ННГАСУ – она будущий теплоэнергетик.

Алиханян Татевик:  «Образно-знаковое моделирование. Разработка творческих заданий с элементами графического дизайна», призер Всероссийского конкурса исследовательских проектов, выполненных школьниками и студентами при научном консультировании ученых Международной ассоциации строительных вузов. Алиханян Т.С. студентка первого курса – она будущий архитектор.

Симонова Екатерина: «Старинные детские коляски – геометрические формы»,  победитель Всероссийского конкурса исследовательских проектов, выполненных школьниками и студентами при научном консультировании ученых Международной ассоциации строительных вузов.  Сейчас Симонова Е.П. также как и Алиханян Татевик, студентка  первого курса и очень мечтает стать архитектором.

Васин Антон: «Комбинаторно-конструктивная головоломка «Закрытый лабиринт»,  призер Всероссийского конкурса исследовательских проектов, выполненных школьниками и студентами при научном консультировании ученых Международной ассоциации строительных вузов. Васин А.Д  является студентом второго курса, он будущий специалист в области проектирования уникальных зданий и сооружений

Шалуев Кирилл:  «Разработка алгоритма работы на старинной пурке на основе технологии определения натуры зерна современными средствами измерений», победитель регионального конкурса работ молодых специалистов, в номинации «90 лет Росстандарту», который был организован Нижегородским ЦСМ. Сейчас Шалуев К.А. студент первого курса, он также как и Васин Антон, будущий специалист в области проектирования уникальных зданий и сооружений.

В этом году в проектную работу включились  школьники всех возрастов, что расширило границы не только тематики исследовательских проектов, но и позволило сделать важный вывод: чем раньше  обучающийся начинает включаться в работу над решением  выбранным им самим тематическим кругом вопросов, тем больше он сможет проявить свои природные способности, о которых он сам может и не догадывался.  Ниже приведен список участников-победителей Регионального конкурса индивидуальных исследовательских проектов «Молодежные новации строительному комплексу Нижегородской области». Естественно, это лишь небольшая часть победителей и призеров:

4 класс,  Угодчиков Макар. Тема проекта: «Плавучий экодом будущего, напечатанный на 3d-принтере». В работе показаны новые технологии строительства,  разработан  макет жилого плавучего экодома,  дома  эконом класса для решения различных социальных проблем.

6 класс,  Алешугин Максим. Тема проекта: «Строительное производство Древней Руси и Нижегородские строительные артефакты».  В работе проводится  анализ процесса строительного производства Древней Руси, а также исследуются образцы строительного материала, обнаруженные при реставрационных работах в одном из храмов Нижнего Новгорода.

7 класс, Серов Алексей. Тема проекта: «Изготовление прибора для измерения времени по солнцу». В работе исследуются принципы  работы солнечных часов различной конфигурации, изучаются  архивные  записи на солнечные часы, которые хранятся в  Техническом музее Нижнего Новгорода, а также  разработаны чертежи и выполнен макет солнечных часов.

7 класс, Пономарев Павел. Тема проекта: «Занимательные плоские геометрические фигуры». В работе показано практическое применение геометрических задач на разрезание при  «конструировании» паркета из плоских геометрических фигур на основе «греческого креста».

10 класс, Амельченко Алиса. Тема проекта: «Сохранение красоты деревянного мира в наличниках Нижегородской области». В работе проводится исследование деревянных резных, ценных для истории России наличников, находящихся в Нижегородской области. Проведена систематизация наличников по принадлежности их к основным типам резьбы, выполнены макеты и разработаны чертежи наличников.

11 класс,  Черепкова Екатерина. Тема проекта: «Способы моделирования внутренней формы детали посредством зеркальных отражений». В работе проведено практическое и теоретическое обоснование использования приемов определения внутренней формы детали  посредством зеркальных отражений с моделированием внутренней формы.

 Все авторы вышеперечисленных проектов являются призерами и победителями Международных, Всероссийских, Региональных конкурсов и конференций, а многие из них уже имеют публикации в  рецензируемых научных изданиях и сборниках РИНЦ[8,9,10].

Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что в  современных условиях организации проектно-исследовательской деятельности происходит возрастание  активной роли  самого обучаемого, который участвует не только в получении знаний, но и в их поиске, развитии, а также трансформации полученных знаний в практические умения и навыки[11]. Выбор тем указанных проектов приближает учащихся к осознанному выбору специальности, максимально погружая их в процесс освоения знаний и умений, а также позволяет познакомить с азами будущей профессии еще до поступления в вуз, развивая заинтересованность в дальнейшем обучении по выбранному направлению.

Все эти меры направлены на формирование конкурентноспособного человеческого потенциала, когда у молодого поколения создается положительная мотивация на необходимость профессионального самоопределения и устойчивого интереса к выбранной специальности[12].