Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «Педагогическое образование» повышают требования к личностным и профессиональным качествам специалистов сферы образования, ориентирую на подготовку специалиста, обладающего высоким уровнем речевой культуры. Эффективным средством формирования речевой культуры в условиях интенсивного информационного потока является погружение в медиапространство, которое представляет собой сферу распространения и влияния средств массовой информации [Л. Б. Зубанова, В.А. Монастырский, Я. Н. Засурский]. Использование возможностей медиапространства вуза для формирования речевой культуры будущего специалиста сферы образования обусловлено развитием медийных средств и запросами современного студента к качеству образования.
Опытно-экспериментальная работа по обоснованию условий формирования речевой культуры будущих специалистов сферы образования в медиапространстве Волгоградского государственного социально-педагогического университета велась на всех этапах исследования. Результаты многолетней работы показали, что процессу формирования речевой культуры будущих специалистов сферы образования могут содействовать определенные педагогические условия.
В научной педагогической литературе встречаются различные толкования данного понятия. Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной степени сконструированный педагогом [2,с.127].
В.В. Сериков выстраивает логику развития педагогических условий как ступеней развития ситуации, основываясь на уровнях субъективации участников педагогического общения [5].
Е.А. Ганин считает, что для создания воспитательно-образовательного процесса с использованием современных информационных технологий необходима совокупность взаимосвязанных условий (педагогических условий, связанных и с психологическими и с педагогическими аспектами). Последний аспект обусловлен необходимостью выявления тех условий, которые в наибольшей мере способствуют реализации целевых установок. [3].
В. И. Андреев называет педагогические условия совокупностью мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды [1].
А.В. Сверчков усматривает в педагогических условиях принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессионально-педагогической культуры личности [4].
Различные подходы к определению понятия «педагогические условия» объединяет то, что они являются значимыми обстоятельствами для решения педагогических задач. Осуществленный теоретический анализ и проведенная опытно-экспериментальная работа позволили нам обозначить следующие педагогические условия, обеспечивающие реализацию процесса формирования речевой культуры будущих специалистов сферы образования:
- расширение границ медиапространства вуза для создания социального контекста деятельности будущих специалистов сферы образования;
- стимулирование у будущих специалистов сферы образования потребности в приобретении новых знаний и личностного опыта при погружении в медиапространтво вуза:
- творческое соучастие будущих специалистов сферы образования в создании гармонизированного контента вузовского медиапространства. Рассмотрим эти условия детально.
В опытно-экспериментальной работе мы столкнулись с проблемами на разных этапах реализации процесса формирования речевой культуры. Так, на этапе «Вовлечение» у 78% участников эксперимента отсутствовал интерес к социальным процессам, происходящим в обществе. Это проявилось в незнании событий, происходящих в вузе, городе, регионе, стране, в отсутствии потребности в регулярном ознакомлении с информационными источниками, в нежелании ощущать себя частью общества. Наблюдения за деятельностью студентов и результаты бесед с ними позволили сделать вывод, что отмеченные проблемы возникают по причине отсутствия включенности студентов в активные социальные процессы. Наблюдая за общением студентов, мы заметили, что частым явлением для них становится переписка в социальных сетях, а непосредственное общение утрачивает свою привлекательность. Фраза «Сейчас некогда говорить, спишемся в Сети» - присутствует в речи современных студентов, позволяя ее автору «закрыться» от внешнего мира, выйти из социума. Мы обнаружили, что важно осуществлять процесс формирования речевой культуры в широком социальном контексте. Эти обстоятельства позволили на первом этапе процесса формирования речевой культуры при использовании средств - педагогическая беседа, моделирование речевой педагогической ситуации, коммуникативный практикум – сформулировать условие расширения границ медиапространства вуза для создания социального контекста деятельности будущих специалистов сферы образования. Реализация этого условия предполагает приобщение студента к реальной жизненной ситуации, предоставление ему возможности проецировать при помощи средств массовой информации разные социальные роли, наращивая тем самым речевую практику. Данное педагогическое условие потребовало систематического ознакомления студентов с текущими событиями в общественной жизни. При этом поиск и отбор событий по степени важности и актуальности проводился самими студентами. Будущие специалисты сферы образования активно включались в социальную деятельность, участвовали в вузовских мероприятиях. Каждый второй участник экспериментальной группы на начало эксперимента не был явно заинтересован в содержании информационных процессов, происходящих в обществе в целом и в профессиональной сфере, в частности. Это обнаружилось в выездной Школе активных коммуникаций, созданной на базе кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», с участием приглашенных тренеров - журналистов. На вопросы студентам, какие телеканалы и телепередачи они смотрят, интернет-издания читают, 25 человек из 30 ответили, что вообще не смотрят телевидение и не читают газеты, остальные участники назвали молодежные и развлекательные программы. Заполнить информационный вакуум, тем самым преодолев барьер коммуникативной пассивности, удалось на занятиях в Школе активных коммуникаций, созданной на базе кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». Каждый из участников эксперимента поочередно становился информационным дежурным. В течение недели он отслеживал события в мире, стране, городе, уделяя особое внимание новостям в профессиональной сфере, и готовил аналитический отчёт. При этом важным было не только изложение новости, но и ее комментарии, обоснование личной позиции. Участники Школы не только приучались к восприятию информационного потока, извлечению сути происходящих событий, но и приобретали умение выступать публично. Соблюдение условия расширения границ медиапространства вуза для создания социального контекста деятельности будущих специалистов сферы образования, способствовало также приобретению навыка анализировать источник подачи информации, качество текста, языка его автора. Таким образом, коммуникативная практика обучающихся становилась содержательной, подкрепленной жизненными реалиями.
На этапе «Погружение» 63% студентов обнаружили отсутствие навыков поиска и неискаженной передачи информации, что проявилось в неумении находить первоисточник новости, задавать актуальные вопросы, раскрывающие проблему, и влекло искажение сути полученной информации в процессе её преобразования в медиатекст. В процессе опытно-экспериментальной работы, используя такие средства как коммуникативный практикум, упражнения по технике речи, проектная деятельность, мы заметили, что студенты, погружаясь в работу по созданию медиановостей о жизни родного университета, не только приобретают новые знания и умения, но и производят их. Так, готовясь к телерепортажу о научной студенческой конференции, студенты знакомятся со спецификой данного журналистского жанра, с техникой его проведения, и способами оформления и с особым языком телерепортажа: обращаются к различным словарям в поисках подходящей стилистической фигуры, или чтобы узнать семантическое значение вызвавшей затруднение в понимании лексической единицы. При этом авторам медиаматериала необходимо вникнуть в суть проходящего вузовского мероприятия. С этой целью участники интервьюируют организаторов и участников конференции. Затем, транслируя полученную информацию реципиентам, студенты трансформируют ее, «пропуская через себя», дополняя личным опытом и облекая в собственные речевые формы. При этом студенты осознают, насколько ясной, доступной для аудиовизуального восприятия будет их речь, зависит понятность и принятие готового информационного сообщения слушателями.
Исследование показало, что будущему специалисту сферы образования необходимо уметь декодировать информацию, передаваемую различными способами, и потому это умение необходимо развивать с помощью специальных упражнений, в том числе создавая медиатексты. Мы пришли к выводу, что существует единый процесс производства и приобретения знаний, а его основой является баланс интересов его участников - их мотивация и заинтересованность, что позволило сформулировать второе педагогическое условие - стимулирование у будущих специалистов сферы образования потребности в приобретении новых знаний и личностного опыта при погружении в медиапространтво вуза. В нашем эксперименте процесс формирования речевой культуры осуществлялся на базе медиапространства вуза с использованием современных медиатехнологий. Разработка и создание медиатекстов и видеопродуктов является эффективным тренингом по овладению речевым искусством. В процессе активной журналистской деятельности в медиапространстве вуза будущим специалистам сферы образования приходилось получать информацию из разных источников. Для того, чтобы ее воспринять и переработать в медиатекст, студентам необходимо было вникнуть в суть проблемы. С этой целью ими изучалась дополнительная литература по проблеме, студенты обращались за разъяснениями к специалистам, прибегали к различным словарям и справочникам. Так, готовя телевизионный репортаж об открытии в вузе Института Конфуция, студенты узнали, сколько таких центров работает в нашей стране, пообщались с китайскими студентами и школьниками, изучающими китайский язык. Для того, чтобы украсить репортаж Александра Б. (средний уровень речевой культуры) выучила и произнесла в кадре фразу на китайском языке.
Таким образом, стимулирование у будущих специалистов сферы образования потребности в приобретении новых знаний и личностного опыта при погружении в медиапространтво вуза позволило значительно расширить коммуникативную практику участникам эксперимента, пройти путь от приобретения знания (информации), его трансформации через личностное восприятие до производства нового знания (информации).
На этапе «Рефлексия», когда были задействованы такие средства, как устно-речевая деятельность, проектная деятельность, самообследование речевой деятельности, 57% студентов показали унифицированный подход к производству медиатекстов. Это проявилось в шаблонном (на основе пресс-релизов) написании информационных материалов, в неумении формулировать вопросы в спонтанном интервью, в отсутствии личной инициативы в части предложений по содержательному наполнению телеэфира, газетных полос. Наблюдение за деятельностью студентов позволило нам обнаружить, что они на пути преобразования полученной информации в медиатекст привносят в него личностное восприятие. Так, освещая традиционный ежегодный межвузовский конкурс чтецов «СтихиЯ», на котором студенты и преподаватели читают стихи собственного сочинения, участники Школы активных коммуникаций предложили студентам прочесть свои стихи перед видеокамерой, оформив видеоряд фоновой музыкой. В нашем эксперименте творчество культивировалось как соучастие в деле создания гармонизированного контента вузовского медиапространства. Таким образом, мы пришли к выводу о выделении третьего педагогического условия - творческое соучастие будущих специалистов сферы образования в создании гармонизированного контента вузовского медиапространства. Суть этого условия заключается в том, что на пути трансформации знания в медиаматериал студенты накапливают творческую инициативу и разнообразят ею свою речевую деятельность. При этом «гармонизированный контент» в нашем понимании представляет собой тематически пропорциональное информационное наполнение средств вузовского медиапространства, в котором в равной степени присутствуют и гармонично сочетаются новостные и развлекательные программы, аналитические статьи и информационные заметки. Так, участникам экспериментальной группы было поручено провести встречу со старшеклассниками. Подойдя творчески к этому заданию, студенты не только рассказали школьникам о специфике образовательного процесса в родном университете, но и подготовили видеосюжеты о студенческой жизни. Так, Вячеслав (средний уровень речевой культуры, естественно-географический факультет, 5 курс)) подготовил видеоролик об университетском ботаническом саде, Алёна (средний уровень речевой культуры, филологический факультет, 2 курс) показала школьникам свой новостной сюжет о ежегодном областном фестивале детского и молодежного творчества «Мы вместе!», Марина (высокий уровень речевой культуры, Институт иностранных языков, 3 курс) принесла несколько выпусков факультетской газеты, редактором которой является, и рассказала не только об академических буднях родного факультета, но и о насыщенной событиями, поездками, встречами студенческой жизни. Студенты предложили школьникам поиграть в репортеров. Старшеклассники пробовали писать сценарий для телевизионного репортажа, закадровый текст, познакомились с устройством видеокамеры и записали интервью при помощи студийного микрофона.
Творческое соучастие также проявлялось тогда, когда участники экспериментальной группы переходили из телевидения в газету и наоборот. И здесь им оказывали поддержку их же товарищи, выступая уже в роли наставников. Так, Ксения (низкий уровень речевой культуры, Институт иностранных языков, 2 курс), будучи членом редколлегии факультетской газеты «INFINITY», написав и опубликовав несколько материалов, после того, как побывала на выездной Школе активных коммуникаций и увидела работу телевизионщиков, решила попробовать монтировать телесюжеты. Это занятие обнаружило новые грани творческой личности Ксении. Наблюдая за деятельностью студентов и видя их стремление попробовать себя в новом амплуа, в качестве одного из заданий на выездной Школе активных коммуникаций мы предложили телевизионной группе создать газету, а газетчикам изготовить видеоролик. Такая рокировка стала полезной и в части изменения видов речевой деятельности (устная и письменная речь), и в части формы подачи материалов (верстка и монтаж). Творческое соучастие студентов – участников эксперимента - в создании гармонизированного контента вузовского медиапространства позволило им раскрыть личностный потенциал, не замыкаясь и не сосредотачиваясь на одном виде средств массовой информации, разнообразить контент медиапространства, тем самым повышая собственный уровень речевой культуры.
Таким образом, соблюдение выявленных в ходе опытно-экспериментальной работы педагогических условий позволяет эффективно реализовать процесс формирования речевой культуры будущих специалистов сферы образования в медиапространстве современного вуза.