Полный текст статьи
Печать

        Постоянно растущие запросы экономики и общества выдвигают перед современной системой образования новые вызовы. Наряду с традиционными для высшей школы  исследовательским и преподавательским видами деятельности назрела необходимость в развитии предпринимательских качеств, гибкости и способности к адаптации и  трансформации.

        Национальная доктрина образования призвана способствовать укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества. Проактивность, как в области увеличения собственных активов, создание дополнительных служб, центров, программ расширяет возможности развития. К программам высшего, основного общего и дополнительного образования предъявляются следующие требования: вариативность, гибкость и мобильность образовательных  программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации программ.

Образование сегодня  рассматривается как механизм развития человеческого капитала, который связывают с инвестиционной привлекательностью территорий.

Реализовать миссию образования для человека, государства и общества в современном мире позволяет непрерывное  образование. Его исходной ступенью является дополнительное образование, ориентированное на свободный выбор образовательных программ, индивидуальную логику их освоения с множеством уровней образовательного результата, развитие мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению. Сфера дополнительного образования создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего [1].

Например, дополнительное образование рассматривается как привлекательная сфера для инвестиций личного времени и средств. Интенсивно развивается рынок услуг и сервисов неформального (особенно так называемого edutainment («обучаюсь, играя») и информального образования (образовательные он-лайн ресурсы, мобильные приложения и др.), для которого характерен высокий уровень инновационной активности. Растет число компаний, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере образовательного туризма [2].

Созданная в советский период система  образования  была направлена на формирование личностных качеств и картины мира, освоение сфер деятельности, соответствующих актуальным задачам промышленного и социокультурного развития страны.

На современном этапе содержание  общеобразовательных программ ориентировано на формирование и развитие творческих способностей учащихся[3].; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом[4], нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся.

В настоящее время актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы, формы мышления, деятельности, коммуникации, определяющие «лицо» современного мира и экономики. Появляется необходимость в индивидуальных образовательных стратегиях, которые реализуются не только в специально организованных учебных форматах, но и в других сферах жизни взрослеющего человека[5].

Подготовка конкурентоспособных специалистов в региональной системе высшего образования, способных инициировать  и принимать на себя ответственность в решении актуальных для региона социально-экономических задач требует комплексного подхода к изменению региональной образовательной среды и выстраиванию цепочки непрерывного образования  с использованием индивидуальных образовательных траекторий и личностно-ресурсного подхода.

Одной из важнейших составляющих образовательного пространства Костромского региона  является  система дополнительного  образования молодежи. В ней выполняются образовательные, воспитательные, социальные функции, разрабатываются и внедряются социально-педагогические модели деятельности и образа жизни подрастающего поколения, проводятся мероприятия по развитию одаренности, адаптации и социализации детей и подростков, в том числе детей с ограниченными возможностями. В системе дополнительного образования дети осваивают опыт гражданского поведения, основы демократической культуры, осознанного выбора профессии, получают квалифицированную педагогическую помощь по различным аспектам жизни[6]. Единая модель формирования региональной идентичности молодежи в культурно-образовательной среде Костромского региона, развития  инновационного мышления и совершенствования отсутствует.

      Основные  аспекты рассматриваемой научной проблемы: разработка концепции формирования и развития инновационного образовательного центра с целью расширения возможностей для удовлетворения разнообразных потребностей жителей и гостей региона: разработка индивидуальных образовательных траекторий в вузовской системе с учетом  интересов детей и молодежи, а также их семей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества, формирование у школьников региональной идентичности, мотивация студентов вузов к проектной деятельности, в рамках тесного сотрудничества с предприятиями и организациями региона, а, следовательно, развитию предпринимательства в регионе[7]. Создание интерактивной образовательной среды, инструментами которой могут стать экспо-центр инновационных разработок в различных направлениях деятельности высшего образования[8], повышение привлекательности регионального образования  для  различных слоев населения,  вовлечение студентов и преподавателей в производственную среду - это некоторые важные направления деятельности инновационного образовательного центра.

        Для развития предпринимательского потенциала может быть использована «пошаговая трехступенчатая модель ограниченного роста», примером которой является голландский университет Твенте. Суть ее заключается в создании на первом этапе мини-предприятий на основе ресурсов образовательной организации, на втором – развитие в инкубационном центре, и на третьем переход в университетский парк как самостоятельное предприятие, приносящее постоянный доход, и работающее на нужды университета и региона [9]. Это позволит наладить структурное взаимодействие с малым и средним бизнесом, основанное на передаче технологий, научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области дизайна и культуры потребления.

        Таким образом, основными акцентами формирования методологии инновационного образовательного центра в области технологий, дизайна и культуры потребления являются: развитие предпринимательской самостоятельности, интенсификация исследовательской деятельности, конкурентоспособности институционального престижа центра в области репутационного рынка высшего образования.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ  научного проекта № 17-16-44001 «Концепция формирования и методология развития инновационного образовательного центра в контексте продвижения образования в области технологий, дизайна и культуры потребления»