Полный текст статьи
Печать
Хороший урок начинается не после звонка, а
задолго до самого урока, его начало - в мыслях
и сердце учителя.
Виктория Бак (учитель биологии)

 

Школьный урок - особое действо! И начинается он с предварительной подготовки. Как в театре зритель не знает о том, что за занавесом, так и для учеников таинство приготовления педагога к началу урока должно оставаться закрытым. Учитель подобен режиссёру умственной деятельности учащихся: он пишет и апробирует, т.е. разыгрывает сценарий урока задолго до его начала. Однако, это не всё! Учитель  подобен  хорошему актёру, который вживается в образ накануне спектакля. Именно ему предстоит воплотить  задуманный спектакль в классе.

Перед уроком учителю необходимо побыть наедине с пространством класса, привести в гармоничное состояние свои мысли, чувства и дать возможность мыслеобразу изучаемой темы «войти» в класс.

Начальный этап урока - самая малая, но важная его часть, ибо это не только проверка готовности ученика к восприятию информации, это его психологический настрой на достижение определённой цели. Этот момент должен пройти так, словно именно здесь, сейчас  происходит всё самое главное! Значимо всё: искренность учителя и его сердечная теплота, голос и интонация, улыбка и внешний вид, запах и даже то, что стоит на учительском столе.

Учитель создает природосообразные (соответствующие природе человека, его возрасту, возможностям, природе восприятия информации мозгом) условия для мотивации детей, которые призваны объединить всех в едином сотворчестве. Рассмотрим таблицу организационного этапа урока. 

Таблица 1 

Организационный этап урока

Цели и задачи этапа

Методы и приёмы

Примечание

  1.  

Подготовка  классного помещения:

а) гигиенические требования (температурный режим, освещение и др.)

б) гармонизация и

 энергетическое насыщение пространства.

 

 

 

 

 

 

 

в) Оформление класса в соответствии с темой урока.  

 

 

а) Формирование здоровьесберегающего, здоровьеразвивающего пространства.

б) Эмоциональный

 настрой на позитивное восприятие информации

 

 

 

 

 

 

в) Организация зоны

комфортного мышления, благоприятного

 для активного творчества на уроке

 

 

а) Проветривание, влажная

 уборка, цветы, другие живые растения.

 

 

б) Музыкальный фон: классическая струнная или клавишная  музыка Моцарта, Вивальди, Баха, Гайдна;

Фито-фон – природные,т.е. естественные (не  аэрозоли!) запахи.

Организация цветовых, образных акцентов.

 

в) Порядок в классе, на  столе учителя,  на партах (каждый лишний предмет на психологическом уровне  отнимает энергию).

Бергамот – снижает агрессию; лимон, розмарин,

 эвкалипт – очищают воздух и активизируют мыслительные способности, улучшают память; мандарин создаёт позитивный настрой.

Учитель устремлён к созданию  условий концентрации внимания на   орг. Этапе

 урока, включая

 детали собственного имиджа

 (шейный платок, цвет одежды,

 брошь и др)

  1.  

Встреча с учениками, фиксация отсутствующих и проверка готовности к уроку.

 

 

 

б) Подготовка учащегося к процессу обучения, включение в деловой ритм, организация внимания.

а)  Формирование психо-эмоционального микроклимата в классе: создание группового позитивного настроя, рабочей  атмосферы доброжелательности.

 

б) Включение программной функции мозга.

 

 

- Настрой на работу и нормализация эмоционального фона.

 

 

 

- Стимуляция слуховых связей.

 

-Стимуляция фаз психологической открытости к восприятию информации

а) Доброжелательное приветствие:

Здравствуйте. Давайте подарим друг другу улыбк;

- какое настроение? (отметить на полях смайликом);

-кто отсутствует?

- всё ли в порядке? И др.

 

б) Речевая формула для самонастройки учителя и учеников: скажем вместе: «Сегодня самый лучший день моей жизни! Сегодня у меня всё получится!».

- Дыхательные упражнения- «Квадратное дыхание». Сядьте или встаньте удобно. Если хотите. Сделайте вдох. Задержите воздух в себе. Сделайте выдох.

 Задержите дыхание.

- Звуковая гармонизация: пропевание гласных: У-О-А-АЙ-Э-И[1]

- Цветовой настрой  открытости организуется[2]:

1) Размещением  цветорегулятивного  «Круга Курмышева» на доске, стене класса;

2) Визуализацией   потребного детям (приятного  каждому на данный  момент) цвета на  3-5 секунд.

 

Проводится:

а) экспресс-

трансформации плохого настроения посредством речевых формул.

б)экспресс игра-трансформация настороения.

 

в) Другие  настраивающие   речевые формулы можно придумать вместе с учащимися.

 

«Квадратное дыхание» (насыщение кислородом)  

 

 

 

 Жёлтый -  красный - синий или жёлтый – зелёный – синий.

Зелёный – стиму

лирует активность деятельности;

Красный – реши-

тельность;

Синий – отстаивание своего мнения.

  1.  

Проверка домашнего задания.

 

а) Проверка  усвоенности учебного материала, степени сформированности учебных навыков.

а) Специальные задания, создание при опросе нестандартных ситуаций; активные творческие  виды работы: создание образонов привлечение всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы. Опросы-игры. Пусть звучит вопрос "Почему?" «Тысяча почему?»,

 

«Удивляй!», «Фантастическая добавка», «Сочи-

нение от имени...», «Репортаж», «Создаём рекламу», “Шаг за шагом” и др. приёмы  (см. ниже)

  1.  

Актуализация знаний для изучения новой темы.

а) Мотивация познавательной активности. Обеспечение психологической подготовки учащихся к достижению главной цели.

 

Учитель выбирает методы (см. ниже) для решения задач этапа  урока посредством:

а) актуального целеполагания;

 б) актуализации режима познавательного  азарта, соревновательности;

 в) мотивации  творчества и высокой продуктивности познания.

.

Анализ видео- и аудиоинформации, шифрование информации, составление интеллект-карт, обобщающих образов, дидактические игры и др.( См ниже.)

  1.  

Мотивация изучения нового материала.

 

а) Сообщение темы, цели и задачи изучения нового учебного материала, показ его практической значимости.

б) Стимуляция состояния психологической активности.

 

Подбор методов (см. ниже)

а) Тема, выраженная через метафору, проблемный вопрос, актуальную ситуацию или проблемный диалог. 

 

б) Гимнастика для нервных клеток: покачаться телом вперед-назад, либо вправо-влево.

“Необъявленная тема”, “Корзина

 идей, понятий,

 имен”, “Я беру

 тебя с собой “ и др.

б) Эти идеомотор-

ные движения успокаивают нерв-

ную систему: фокусировка внимания, концентрация психофизиологии на мотив познания.

 

 

 Технологические приёмы работы на организационном этапе

ноосферного урока. 

Приёмы для проверки домашнего задания. 

Наибольший эффект на данном этапе можно получить, используя  приемы, перечисленные ниже.

Технологический прием «Экспресс-диктант»

Проверочный (устный или письменный) математический, исторический, географический, химический, физический экспресс-диктант по проверяемой теме. При этом учитель в быстром темпе задаёт вопросы, требующие кратких ответов. Опросом охватывается весь класс. Так проверяется запоминание терминов, дат, определений, понятий, формул, имен, событий.(2-3мин).

 

Технологический прием «Заверши фразу»

Диктант под названием «Заверши фразу», т.е. экспресс-повторение при котором учитель называет утвердительные предложения, требующие продолжения или завершения фразы, мысли.(2-3мин).

Пример (география 6 класс).

Современная география – это система наук о…… (природе, населении и хозяйственной деятельности людей на планете.)

Экология – наука, изучающая ……(взаимоотношения человека с окружающей средой).

Графическое изображение режима ветров в определённой местности называется…….(«роза ветров»).

Технологический прием «Выполнение проверочных заданий разного уровня»

Предоставить выбор самостоятельных или групповых проверочных заданий разного уровня.(3-5мин.).

 

Технологический прием «Взаимопроверка»

Взаимопроверка домашней работы в парах или группах(2-3мин.)

 

Технологический прием «Создание творческого образона»

Индивидуальное создание творческого образона в тетради (красочного образа с нанесённой на него учебной информацией, см. приложение) по теме домашней работы. Этот вид работы является проверкой умения создать персональную образно-информационную свёртку информации  для хранения её в долговременной памяти ученика. (2-3мин.)

 

Технологический прием «Групповое создание нового образона»

Групповое создание нового образона (рисованного красочного образа на большом листе ватмана или обоях с нанесённой на него учебной информацией) по теме домашней работы. Используется для проверки общего интегрированного понимания темы и личностно-группового ассоциативного восприятия темы, умения создать образно-информационную  свёртку информации. Этот вид работы является  точнейшей проверкой акта формирования долговременной памяти учеников.(4-5мин.).

 

Технологический прием «Групповое создание живой «скульптуры» 

Групповое создание живой «скульптуры» по теме повторения.(2-3мин.).

Пример. (Русский язык. Лексика).

Алгоритм действий учителя:

  1. Группе учащихся раздать листы бумаги с надписями: лексическое значение, синонимы, антонимы, омонимы и др.
  2. Предложить создать скульптурный образ «Лексики». (Скульптурным образом может быть ромашка).
  3. Дать определение данным понятиям и привести примеры.

Технологический прием «Создание динамичной пантомимы» 

Создание динамичной пантомимы по теме повторения.(3 -5мин.)

(География. Виды ветров).

  1. Группе учащихся предлагается показать движение ветров: дневной бриз, ночной бриз, пассат, ю-в ветер,  с-в ветер и др.
  2. Учащиеся с места отгадывают и дают определение.

 

Технологический прием «Проверочная работа (задание) с ограничениями»

          Проверочная работа (задание) с ограничениями, в которых учитель обозначает границы применения имеющихся знаний. Это побуждает учеников к творчеству, приоткроет новые возможности и неизвестные пока знания. К примеру, «Воспользуйтесь изученными знаниями в условиях пустыни….», «Представьте себя в роли инженера, врача, учителя, руководителя (или др.). Примените знания, полученные по теме…»

Технологический прием «Столбик слов-ассоциаций»

Создание столбика слов-ассоциаций по теме повторения. При этом организуется соревнование нескольких групп учеников.

Пример.

К конкретному понятию урока учащиеся дают столбик слов-ассоциаций. Задание: составить определение, используя записанные слова.

Технологический прием «Пролонгированная работа с ассоциативным рядом»

Во время изучения темы или конкретного понятия этой темы:

  1. нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, то:
  2. дать задание составить определение, используя записанные слова;
  3. затем выслушать,
  4. сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
  5. оставить запись на доске,
  6. объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

 

Технологический прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. («Рюкзак»: можно  использовать рисованный или реальный рюкзак). Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

 

Технологический прием «Интеллект – игры» коллективные или групповые, целью которых является визуальная фиксация успехов учеников в познании.

 

Технологический прием «Интеллект-карты» как способ повторения  изученной информации.

Т. Бьюзен разработал технологию запоминания информации, которую он назвал “интеллект-карты” (”mind maps”). Метод “интеллект-карт” является графическим отображением естественных процессов мышления, в котором задействованы все перечисленные ранее ментальные способности. Вкратце суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними.

 

Игра «Мозаика» состоит в том, что  группам учеников раздаются конверты, в которых собрана разрозненная информация для повторения. Группы учеников на скорость  должны собрать информацию и создать из мозаичных фрагментов некую  целостность - фразу, правило, задачу, повествование, образ, схему (по замыслу учителя).

 

Игры « Мои баллы за знания», «Мешок мудрости», или «Набор фишек».Это игры—аналоги. Обрисуем одну из них.

Учитель организует серию любых проверочных вопросов. Ученик фишками самостоятельно отмечает «Знаю» (красные фишки)  или «не знаю» (синие фишки»). В ходе проверки  учитель имеет право вызвать к ответу любого из участников игрового опроса, положившего себе красную фишку. Учитель может избрать другие формы выборочного опроса и проверки знаний.

 

Игра «Ключевой выбор» состоит в том, что учитель предлагает (пишет на доске или  готовит на  листах отдельные надписи) ряд понятий  из которых ученикам предлагается найти только ключевые понятия изученной темы и  соединить их линиями  или стрелками соответственно логике.

 

Игра «Эстафета» имеет целью динамическое повторение  материала. Организуются 2 или 3 команды, которым  ставится 1 задача (например, написать на доске ключевые термины или даты, формулы). При этом каждый ученик пишет лишь 1 термин  или дату, передавая эстафетную палочку другому ученику. Учитель сам предлагает  систему оценок.

 

Игра «Интеллектуальное зеркало» заключается в том, что  в  классе, группе  избирается 1 ученик, который становится спиной к классу. Ему задают вопросы по ранее изученной теме, на  которые он должен дать краткий ответ. 

 

Игра «Интеллектуальный венок» представляет  собой круговую групповую (учащиеся становятся в круг и берут друг друга за руки) замкнутую цепочку идей, терминов, высказываний по теме. При этом тема  имеет начало и логический конец, что должны  соблюдать  участники  игры.

Игра «Кроссворд» или его модификации (чайнворд, сканворд и др. шифровки).

 

 

1.     Технологические приёмы во время актуализация опорных знаний.

 

     Приёмы организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

 

Технологический прием «Удивляй!»

Технологический прием «Удивляй!» - универсальный приём, направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Пример.

Урок природоведения зимой начинается с небольшого рассказа.

«Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств».

 

Технологический прием «Я беру тебя с собой» (актуализация знаний учащихся, способствующая накоплению информации о признаках объектов).

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берёт он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Пример.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой и т.д.

Технологический прием «Корзина идей, понятий, имен».  На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

 

Игра «Инженеры знаний» состоит в том, что  учитель предлагает  группе учеников включить фантазию и  решить вопрос: Как пригодится  им та или иная  изученная  тема в будущем?  В  строительстве города? В путешествии на Марс? И др.

 

Игра «Панорама идей»состоит в том,что группы  учеников , выполнив ту или иную  групповую работу  публично (перед  соучениками) защищают  свои проекты. 

 

 

3.            Приёмы мотивации к изучению нового материала

 

            Многолетний опыт показывает, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти приёмы, позволяющие не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению новой информации.

 

Технологический прием «Лови ошибку» (Активизация внимания учащихся).

Учитель предлагает информацию, содержащую неизвестное количество ошибок.

Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример.

Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

 

Технологический прием «Опережающее предложение образа будущей темы урока»

Приём имеет целью активизировать правое полушарие  мозга. После проверки домашнего задания учитель  подводит итог и «не преднамеренно» или «незаметно» переключает внимание учеников посредством метафоры (образное неспицифицированное сравнение) обобщает этот этап работы на  уроке. Например, после введения в тему «Глагол», употребляя сравнение глагола с бабочкой. Возбуждая интерес в правом полушарии мозга, готовит эмоционально-чувственную сферу учеников к восприятию новой информации целостно (левое и правое полушария головного мозга).

 

Технологический прием «Необъявленная тема» 

Пример. Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все ученики не обратят внимание на руку учителя, которая «не хочет» выводить саму тему.

Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока!

 

Технологический прием «Фантастическая добавка» - приём, направленный на привлечение интереса к теме урока, предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современный период жизни; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Пример.

На уроке биологии при изучении реальных механизмов защиты животных в экстремальных температурных условиях можно предложить следующую ситуацию.

Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?

 

Технологический прием «Столкновение »

Учитель  создаёт жизненную ситуацию, в которой не обойтись, к примеру, без знания  правил вычитания, сложения, умножения, деления . Актуализация – столкновение с ситуацией необходимости знать то, что последует в качестве материала урока.

 

Речевые формулы актуализации готовности к восприятию новой информации произносятся мысленно либо учитель организует  азартное хоровое  произнесение : «Я (мы) готовы узнать новое!», «Я (мы) хочу (хотим) узнать новое!», «Мне (нам) необходимы  новые знания!»

 

Музыкальная мотивация.

Предлагается к прослушиванию музыкальный фрагмент. Его  содержание или ритм, мелодия или ассоциация с ней  содержат прямое  или  не прямое  указание на тему урока. Например, песня со словами «Закаляйся как сталь…» может  быть использована как на уроке физкультуры, ОБЖ, так и химии, физики. Песня со словами «Жизнь – это миг между прошлым  и будущим…» мотивирует и включит рефлексию  при восприятии   соответствующего материала в биологии, анатомии, истории, литературы.

 

Двигательная мотивация состоит в выполнении упражнений, активизирующих  мышцы, кровоток и энергообмен в организме: повороты, круговые движения руками и др. 

 

Нейрологическая мотивация кизучению нового материала состоит в выполнении упражнений, активизирующих  кровоток и  кислородный обмен в

и мозге учеников. Это упражнения стоя: «дирижёр», маятниковые движения, мягкие повороты шеи в стороны, спокойные (с удовольствием) движения плечевым поясом и др.

Биоадекватный подход к организационной части образовательно-воспитательного процесса даст возможность не просто «оживить» преподавание и создать творческую атмосферу на уроке. Главной задачей его является включение в рабочий процесс генетически детерминированного процесса (хода, последовательности) познания, обусловленного естественными телесно – нейрологическими возможностями учащихся соответствующего возраста.


Приложение