Полный текст статьи
Печать

Согласно новым стандартам образования и новым примерным программам дети должны научиться добывать знания самостоятельно[3], учитель же только направляет и консультирует их в этом деле. Современная школа должна не просто научить школьника получать знания репродуктивным путем через объяснения учителя, а научить их самостоятельно «открывать» и использовать их. Для этого уже существует множество педагогических методов и технологий. Одним из них является образовательное путешествие.

Сегодня в педагогической литературе образовательное путешествие рассматривается с разных точек зрения: как тип учебного занятия, форма проектной деятельности, способ реализации сетевого взаимодействия и т.п.  Это позволяет говорить об отсутствии устоявшегося единого взгляда по этому вопросу.

Вместе с тем, образовательные путешествия, используемые как форма организации внеурочной самостоятельной деятельности школьников, могут быть интересны и эффективны, так как они обеспечивают формирование значительного количества метапредметных умений, расширяют общий кругозор школьников по конкретному предмету и позволяют освоить некоторый перечень предметных умений.

Если обратиться к истории, то можно утверждать, что путешествие всегда являлось неотъемлемой частью образования молодого человека. Он отправлялся в путь, чтобы получить своё собственное представление об окружающем мире и найти в нём самого себя. Современная суть образовательного путешествия не изменилась [1]. Главной целью образовательного путешествия обучающихся является познание окружающего мира и приращение в личностных и метапредметных результатах, формирование общих компетенций [4]. Для этого путешествие должно быть организовано таким образом, чтобы в процессе его реализации ученики не только осваивали предметные и метапредметные знания и умения, но и открывали для себя личностные смыслы. Путешествие должно придать эмоциональную окраску знаниям, которые ученики открывают. Школьники должны определиться с важностью и значимостью объектов изучения в личностном смысле, объединяя в процессе изучения исторические, культурные, социальные, технологические и другие аспекты [2].

С этой точки зрения образовательное путешествие вполне уместно при изучении содержания предмета «Технология», определенного новой программой (2015). Например, изучая технологии строительства, можно говорить об истории города, о том, какие технологии использовались при строительстве городских зданий и сооружений, и какие здания являются историческими памятниками, уточнять, насколько социально значимым был в своё время для жителей города переезд в такие непрестижные сейчас «хрущёвки». И эти знания можно (и нужно!) получать не только из книг, а проводя экскурсии по городу, посещая музеи и стройплощадки, расспрашивая жителей города. Более того, к этой работе могут быть привлечены и родители, так как понятно, что сделать экскурсию на стройплощадку для 3-х человек иногда проще, чем для всего класса. И пусть эти трое посмотрят, сфотографируют, объяснят и покажут, как строятся современные дома. И, возможно, чья-то бабушка  расскажет, как они переезжали в новый дом и радовались этому.

Итоговым результатом работы должен стать отчёт о «путешествии», выполненный в виде презентации, видеофильма и т.п.

Образовательное путешествие предполагает различные виды деятельности как на этапе подготовки, так и в непосредственном «путешествии». И если «путешествие» будет использовано как элемент внеурочной работы школьников, то многие вопросы учащимся придется решать без помощи учителя, а задания выполнять самостоятельно. Следовательно, систематическое применение образовательных путешествий в качестве способа организации внеурочной познавательной деятельности школьников позволяет рассматривать их как способ формирования самостоятельности обучающихся.

На подготовительном этапе под руководством педагога «путешественники» должны составить маршрут: определить, чем они будут заниматься в процессе путешествия, какие знания им понадобятся, кто, где и каким способом эти знания будет «добывать», возможно, придется спланировать проведение опытов, экспериментов,  подумать о том какой будет отчёт о путешествии. При этом все их желания и планы должны быть реализованы в определенное время, выделенное на путешествие. Значит, это должен быть хорошо продуманный  план с указанием видов деятельности, времени, отведённого работу, ответственных и предполагаемых результатов.

В ходе практической работы дети также проявляют самостоятельность, пытаясь найти ответы на вопросы, провести опыт, подготовить материалы. От того, насколько дети инициативны в образовательном путешествии, зависит его качество.

Также  нельзя забывать об аналитическом этапе, т.е. подведение итогов и получение образовательного продукта.

Нами были разработаны два образовательных путешествия. Первое называется «Время пить чай». Оно включает в себя четыре станции, на которых учащиеся ищут информацию об истории чая и чайных традициях, проводят опрос среди друзей об их отношении к чаепитию, организовывают дегустацию чая, посещают экскурсию на Пермскую кондитерскую фабрику и знакомятся с суперсекретным любителем чая Мистером Икс. Это путешествие прошло апробацию в МАОУ «Школе дизайна «Точка» города Перми. Шестикласники во внеурочное время выполняли задания, связанные с разделом «Кулинария» предмета «Технология». Но добытые ими умения и навыки во время путешествия, конечно, выходят за рамки предметной программы. Во время проведения образовательного путешествия заполнялся дневник педагогического наблюдения и проводилась диагностика уровня учебной самостоятельности. Конечно, после проведения одного путешествия не стоило ожидать высоких результатов, но небольшое повышение уровня учебной самостоятельности наблюдалось.  

«Пермь. Зелёная линия» - это второе образовательное путешествие, где учащимся предлагается пройти пешеходный маршрут, следуя по зелёной линии. Этот маршрут появился в 2010 году по инициативе губернатора края.  Пользуясь готовым маршрутом, школьники узнают об исторических и культурных тайнах родного города, выполняя различные задания. Сфотографировать какой-либо объект, узнать архитектурный стиль старинного здания, выяснить, какие маршруты транспорта ходят до определённой остановки, узнать, как добраться из одного места в другое или спросить у посетителей галереи, какая выставка там проходит. Это путешествие опробовали на себе ученики школы №124.

В настоящее время ещё не разработана общая методика проведения образовательных путешествий. Существуют только различные описания опыта учителей, проводивших образовательные путешествия. Поэтому мы разрабатывали путешествия на основе этой информации.