Полный текст статьи
Печать

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014г. № 2765-р предполагает кардинальные изменения в системе образования. Концепция предполагает разработку и внедрение в систему высшего образования инновационных моделей, современных педагогических технологий и новых форм построения образовательного процесса, которые требуют переосмысления всего накопленного опыта.

Одним из таких инновационных подходов к образовательному процессу является принцип  модульного обучения. В настоящее время не существует единого понимания понятия Модуль, в зависимости от применяемых форм и методов проведения образовательного процесса, от целей преследуемых «Модулем»  в  литературе используется несколько общепринятых определений. Так В. Гольдшмидт и М. Гольдшмидт под Модулем понимают формирование автономной единицы образовательного процесса, направленной на достижение конкретных целей. Дж. Рассел данное понятие определяет, как независимую, самостоятельную часть учебной дисциплины, в работах Ю.К. Башлова и В.А. Рыжова Модуль рассматривается как определенный объем информации, необходимый для формирования определенных знаний и умений,  необходимых для профессиональной деятельности. Наиболее широкий смысл в это понятие вкладывает G. Owens, согласно которому,   Модуль – это комплекс,  включающий в себя преподавателя, студента, дидактический материал и средства для реализации индивидуального подхода к образовательному процессу.

На сегодняшний день в Университетском образовании России параллельно существуют две модели учебного плана, а соответственно две модели организации образовательного процесса – традиционная, которая представляет собой перечень программ учебных дисциплин и курсов и  модульная, в которой программы учебных дисциплин и курсов объединены в содержательные блоки — Модули.

Цель работы - проанализировать федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 18.04.01 Химическая технология, обосновать и предложить структуру учебного плана программы магистратуры с применением модульного принципа организации образовательного процесса.

Согласно общепринятой традиционной модели, целостность образовательной программы обеспечивается лишь совокупностью документов: учебного плана, программ учебных курсов, практик, государственной итоговой аттестации  и т.д.  При этом  магистранты часто не воспринимают образовательную программу как целостную систему подготовки и не видят взаимосвязи между  отдельными учебными дисциплинами.   

Модульная модель менее распространена в системе  Российского образования, поэтому ее можно рассматривать, как определенную инновацию,  обусловливающую  потребность в рефлексии накопленного опыта и его трансформации в новые подходы к реализации магистерской подготовки, а также как усовершенствованный интеллектуальный продукт для внедрения в образовательный процесс.

При формировании модульной модели образовательного процесса магистранта следует учитывать, что выделяют три уровня модульной системы: низший – модульная система применяется только с целью контроля успеваемости студентов, в рамках которой отдельные дисциплины разделяются на части (Модули), после освоения каждой из которых предполагается процедура измерения образовательных результатов; средний – на основе модульного подхода связываются отдельные дисциплины (в данном случае содержание учебной дисциплины выстраивается с целью вычленения как  относительно самостоятельной  части (модуля); высший – модульный подход реализуется в рамках образовательной программы, состоящей из отдельных модулей, дисциплины модулей в соответствии с модульным принципом построения образовательной программы выстраиваются таким образом, чтобы иметь логически выдержанную содержательную связь между модулями. Третий уровень, наилучшим образом подходит для проведения образовательного процесса магистранта и формирования компетенций в соответствии с выбранным видом деятельности.

Реализация магистерских программ в системе высшего образования возможна двумя вариантами: закрепление магистерской программы за кафедрой, на которой работает руководитель магистерской программы и формирование самостоятельной структурной единицы (деканата),  координирующей реализацию всех магистерских программ в вузе.

В РГУ им. А.Н. Косыгина реализация магистерских программ ведется по второму варианту. Такой подход позволяет оптимизировать и скоординировать образовательные программы не только в рамках одного направления подготовки, но и по всем направлениям подготовки реализуемым в университете. Магистратура  РГУ им. А.Н. Косыгина в настоящее время насчитывает около 1000 магистрантов,  реализует порядка 80 магистерских программ по 25 гуманитарным, техническим и творческим направлениям подготовки, что требует централизованной координации работы общеобразовательных и профилирующих кафедр.

 Для решения вопросов, связанных с организацией образовательного процесса, открытием новых магистерских программ и направлений подготовки,  формированием УМК ОПОП в университете создан методический совет магистратуры, руководителем которого является проректор по учебно-методической работе.

В настоящее время в рамках направления 18.04.01 Химическая технология реализуется пять ОПОП магистратуры как прикладной, так и академической направленности. Для их согласования, координации и оптимизации,  в работе проанализирован ФГОС ВО по направлению 18.04.01 Химическая технология в части видов деятельности и формируемых компетенций и предложен модульный подход к построению образовательного процесса.

Разработанный подход позволяет конструировать образовательный процесс в зависимости от поставленных целей (рис. 1).  

 

Рис. 1. Варианты построения модульного учебного плана магистранта дневной формы обучения составляющего 2 года. 

Наиболее универсальным вариантом с точки зрения организации образовательного процесса магистранта, компетентностного подхода и сбалансированности модулей является   вариант № 5 (В- 5). В данном случае все модули являются комплексными, включающими в себя как дисциплины  Базовой и Вариативной части из блока 1, практики (в том числе НИР) блока 2, так и Государственную итоговую аттестацию по направлению подготовки блок 3. Аттестацию по Модулю предлагается проводить на научно-техническом семинаре (НТС), который проводится в течение всего Модуля и носит консультативно-информационный и аттестационный характер.

Согласно ФГОС ВО в результате обучения магистрант должен освоить все общекультурные, общепрофессиональные компетенции в независимости от выбранного вида деятельности, а так же профессиональные, соответствующие конкретному виду деятельности. Исходя из этого, целесообразно  объединение дисциплин, формирующих ОК и ОПК,  в единый базовый блок – Модуль 1, обязательный для изучения при реализации как академической, так и прикладной магистратуры.

Анализ компетенций показал, что все ОК и ОПК можно условно разделить на социально- психологические, информационные и управленческие, и закрепить их за педагогами  соответствующих кафедр. Это позволит вести подготовку магистрантов по базовой части на высоком профессиональном уровне.

В рамках направления 18.04.01 Химическая технология в качестве базовых предложены следующие дисциплины: История и методология науки,  Этика и психология профессиональной деятельности, Деловой иностранный язык, Защита интеллектуальной собственности. Также в модуль входит блок  дисциплин по выбору, в который включены дисциплины, отражающие авторскую специфику каждой из магистерских программ. Научно-исследовательская работа является обязательной составляющей базового модуля, в ходе которой магистрант изучает литературу соответствующую проблематике магистерской программы и в конце первого семестра совместно с научным руководителем формулирует тему своей выпускной квалификационной работы. Защита тезисов к обоснованию темы ВКР проводится в  виде публичного выступления на НТС.

Модули 2 и 3 являются вариативными,  определяют программную принадлежность и отражают специфику конкретной магистерской программы. Вариативные дисциплины, НИР и практики формируют у магистрантов профессиональные компетенции, согласно заявленным в программе видам деятельности.

Заключительный Модуль 4 является инвариантным – исследовательским. Он охватывает научно-исследовательскую работу, преддипломную практику, подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. В данном модуле происходит окончательное формирование профессиональных компетенций, которые магистрант демонстрирует в процессе подготовки, написания и защиты выпускной квалификационной работы.

Таким образом, в  результате проведенной работы проанализирована литература по реализации модульного подхода к организации образовательного процесса в зарубежных ВУЗах и ВУЗах Российской Федерации; изучен Федеральный  государственный образовательный стандарт  высшего образования по направлению подготовки 18.04.01 Химическая технология; проанализированы возможные  виды деятельности,  к которым должен быть подготовлен магистрант и соответствующие им общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции; обоснован и предложен вариант модульного принципа организации образовательного процесса.