Полный текст статьи
Печать

Необходимость перемен в образовании обусловили происходящие изменения в обществе. Современное общество перед школой ставит задачу воспитания самостоятельной, инициативной, личности с активной жизненной позицией. Одной из главной целью образования на современном этапе – воспитание и развитие ученика, способного к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию.

Современные образовательные системы провозглашают деятельностный подход к развитию учащихся. Педагогическая деятельность учителя в реализации этого подхода направлена на создание условий во время урока, способствующих формированию и развитию следующих личностных проявлений учащихся на начальной ступени образования в школе, как самостоятельное целеполагание, осознанность и избирательность поведения, адекватная самооценка и др. [1].

Развитие и повышение речевой культуры учащихся в целом является одним из значимых задач современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является развитость речи, соответствующая языковым нормам современного общества.

У детей возраста 6-7 лет начинается новообразование, становление учебной мотивации, которое тесно связано с развитием познавательного интереса к школе. Он во многом обусловлен реакцией ребенка на новизну обстановки, людей, правил. Но интерес к чисто формальным характеристикам школьной жизни быстро угасает, поэтому с самого момента поступления ребенка в школу необходимо формировать его заинтересованность в содержании знаний. Школьное обучение имеет особую социальную значимость в жизнедеятельности ребенка, для него становится важным образец поведения и их оценка. Младший школьник попадает в среду правил и норм общих для всех и приобретения научных представлений и знаний. Его словарный запас увеличивается до семи тысяч слов. Ребенок этого возраста проявляет собственную активную позицию к языку. Если научить легко овладевает звуковым анализом слов, он прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении учащегося начальных классов определяется развитием речи. Контекстная речь является показателем уровня развития ребенка.

Овладение детьми нормами устного и письменного литературного языка систематизировано начинается на ступени начального общего образования. Дети в различных условиях общения, согласно целями и задачами речи, учатся использовать необходимые языковые средства. Учитель помогает школьникам понять требования к речи, считают методисты по русскому языку, обучает формулировать собственные мысли, следит за правильностью, точностью, многообразием, выразительностью языковых средств [2].

Современные общественные изменения влекут за собой новые потребности в школьной программе начального курса русского языка, в основу которого положен принцип развития речи. Известно, что приоритетной задачей школы стало развить речь ребенка до уровня, когда он мог бы выражать свои мысли грамматически и стилистически правильно, а также понимать трансляцию мыслей других людей.

Обучение русскому языку в национальной школе имеет свою специфику. Эта особенность заключается в слабом владении детьми русской речью, в неправильном построении ими предложений (морфология, лексика, синтаксис). Поэтому одной из основных задач обучение русскому языку в начальных классах национальных школ является развитие речи. Результатом обучения учащихся русскому языку должно стать развитие коммуникативных компетенций: свободное понимание и владение, воспроизведение грамотной и правильной речи и др. Наряду с этим, учащийся начальных классов должен научиться самостоятельно выражать собственные мысли в связной форме для дальнейшего развития гармоничной личности.

Как правило, в речи учащихся национальных школ наблюдается большое количество ошибок. Использование слов не в контексте (неудачно выбранные слова), стилистически неправильное построенные предложения, искажение морфологических форм, все это можно перечислить к речевым ошибкам. Трудность борьбы с исправлением этих ошибок заключается в невозможности опереться на какие-нибудь правила. Учителя исправляют ошибки в устной речи, как на протяжении урочного времени, так и при проверке письменных работ учащихся. Как показывает педагогический и методический опыт, на сегодня недостаточно удовлетворяться всего лишь исправлением ошибок и недочетов в речи учащихся, а следует систематизировать работу по предупреждению возникновения речевых ошибок. Поэтому, возникла потребность в планомерной и систематической работе по совершенствованию речи детей, для этого необходимо привлечь всех работников образования, в том числе самих детей, к работе по устранению речевых ошибок, научив их предупреждать ошибки в своей и речи сверстников.

В определении педагогов и методистов понятия «речевая ошибка» невозможно найти абсолютно одинаковых высказываний. Так, например, речевые ошибки – это неудачно выбранный слова, неправильно построенные предложения, искаженный морфологические формы, пишет в своих трудах М.Р. Львов. Наряду с этим, С.Н. Цейтлин предложила к речевым ошибкам отнести любые случаи отклонения от действующих языковых норм. По мнению Т.А. Ладыженской «весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка... Недочет – это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т.е. богатой, точной и выразительной» [3; c.30]. Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок. Поэтому работа по предупреждению и устранению речевых ошибок является значимой частью общей работы по развитию речи в школе.

В работе по устранению и предупреждению речевых ошибок встречаются некоторые сложности. Во-первых, чтобы исправлять речевые   ошибки учеников невозможно опереться на такую четкую систему научных определений и правил как, например, как в работе над орфографией, а «чувство языка» у него развито еще слабо; во-вторых, у младших школьников еще невысок уровень грамматических и других теоретических знаний по языку; в-третьих, речевые ошибки имеют очень индивидуальный характер, что может исключить привычные общеклассные формы работы. Однако, в начальных классах устранение и предупреждение речевых ошибок возможно.

Изложение как вид письменной работы используется в школе чаще других не только потому, что он проще, но и благодаря своим достоинствам. Он служит, во-первых, средством закрепления в детской памяти содержания, прочитанного во всех его деталях и связях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языковых средств.

В подробном изложении школьники привыкают обращать внимание на детали в тексте, учатся строить повествование, вводить элементы описания, передавать диалог, использовать изобразительные средства языка. Они учатся строить текст, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения. Все это развивает детей умственно. По мнению М.Е. Львовой изложение – это «вид самостоятельной работы по развитию речи в начальных классах» [1; c.32].

Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником. Изложения являются показателями прочности и осознанности приобретенных учащимися умений и навыков в области русского языка, позволяют судить, насколько продуманно построено связное высказывание и насколько оно соответствует поставленной теме.

Таким образом, в методике русского языка существуют определенные технологии устранения речевых ошибок детей посредством включения в уроки русского языка специальных упражнений. В практике обучения русскому языку и развитию речи сложились различные подходы к типологии упражнений, направленных на устранение и предупреждение речевых ошибок. Такие упражнения устранения речевых ошибок учат детей анализировать, выделять главное и второстепенное, последовательно строить свои высказывания. Из них можно составить комплекс специальных упражнений для самостоятельной работы, способствующих исправлению речевых ошибок и недочетов в устной и письменной речи младших школьников. Планомерное, системное использование технологий работы по устранению речевых ошибок может способствовать уменьшению количество допускаемых младшими школьниками их.