Полный текст статьи
Печать

Психологи утверждают, что возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Известно, что память – это познавательный психический процесс, включающий запоминание, сохранение, воспоминание и воспроизведение, узнавание и забывание информации. Известно, что с особенностями запоминания связаны способы восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала. При этом каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по – своему, ибо существуют индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут скоро и легко воспроизвести то, что когда-то запомнили. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи, слова песен и слабо – математические формулы, правила, а другие – наоборот. Существуют разные типы памяти. Словесно – логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Двигательная память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении различных движений и их систем. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг, экскурсий. У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух. Таким образом, в процессе школьного обучения ребенку нужно учитывать все типы памяти. Приёмы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины, фотографии), так как в связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем другие. Как писал К.Д. Ушинский «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус - приняли участие в акте запоминания». Известно, что одна из самых сложных тем курса русского языка является тема «Непроверяемые гласные в корне слова», иными словами, правописание словарных слов, так как эти слова нельзя проверить, а нужно «запоминать или проверять по словарю». Мы считаем, что младшие школьники прочно запомнят словарные слова, если учитель будет учитывать типы памяти младших школьников.

Пробное обучение осуществлялось на базе муниципального образовательного бюджетного учреждения МБОУ Себян – Кюельская «Национальная эвенская средняя общеобразовательная школа им. П.А. Ламутского» в Кобяйском улусе.В исследовании были задействованы учащиеся второго класса.

На констатирующем этапе для того, чтобы выявить насколько развита память у учащихся второго класса была проведена методика. Данная методика состоит из трех групп слов, предлагаемых детям для запоминания. Результаты констатирующего этапа занесены в таблицу 1. По итогам констатирующего этапа у учащихся была выявлена основная трудность в написании слов 1 и 3 группы слов. Можем сделать вывод, что у учащихся 2 класса плохо развита память.

Для того, чтобы развить память младших школьников было организовано апробирование разработанных заданий для развития памяти. Словарная работа проводилась 4 раза в неделю на уроках русского языка (формирующий этап).

Контрольный этап опытно – практической работы был проведен через месяц, целью которого было отслеживание динамики развития памяти после апробации заданий.  Материалом для контрольного этапа были те же группы слов, что и на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа исследования занесены в таблицу 2.

Сравнительные показатели развития памяти у учащихся 2 класса показаны на таблице 3. Как видно из таблицы 3, у учащихся наблюдается рост запоминания слов, отсюда следует, что рост памяти.

После проведенной работы для развития памяти у младших школьников на уроках русского языка можно сделать следующие выводы:

  • разнообразные задания вызывали у учащихся интерес, отмечалось желание выполнять задания, желание познавать;
  • в результате анализа данных констатирующего и контрольного этапов прослеживается, хоть и маленькая, но положительная динамика в правописании словарных слов;

В заключении, мы хотим сказать, что при изучении словарных слов можно и нужно использовать различные приемы и задания, учитывая типы памяти младших школьников, чтобы учащиеся хорошо запоминали правописание словарных слов. 

Таблица 1.  

Таблица 2. 

Таблица 3.