В последние годы наблюдается высокий конкурс среди выпускников школ на специальности финансово-экономического профиля [2]. Эффективность работы вуза оценивается трудоустройством его выпускников, поэтому одна из задач высших учебных заведений - это подготовка квалифицированных, конкурентоспособных специалистов [6]. В настоящее время современные работодатели при оценивании профессиональных качеств выпускников обращают внимание и на уровень их владения иностранным языком в профессиональной деятельности, поскольку данная компетенция становится одним из важных признаков конкурентоспособности индивида на рынке труда [4]. Вышесказанное актуализирует изучение нормативных требований к иностранному языку для студентов неязыковых вузов экономического профиля в современных условиях развития общества.
Известный российский ученый А.А. Вербицкий подчеркивает, что сегодня модернизация и инновации образования затрагивают всю педагогическую систему, включая: «ценности, цели, содержание, методы, средства, формы контроля и обучения, способы деятельности обучающих и обучающихся» [1; C. 8]. Целью современного образования, в том числе экономического, является взаимодействие с представителями разных стран и культур на мировом рынке труда. Следовательно, современный специалист должен владеть иноязычной компетенцией, т.е. быть готовым и способным «к профессиональной деятельности и адекватному поведению в поликультурном обществе» [4; C. 125]
И.Э. Куликовская и Я.Г. Насилевич предлагают свои требования к современному экономисту. Они пишут, что на рынке труда конкурентоспособны те специалисты, которые:
- умеют находить тексты по проблемам экономики и бизнеса из печатных изданий и электронных источников, извлекать необходимую информацию в сфере избранной специальности;
- понимают и воспринимают на слух сообщения профессионального характера на иностранном языке для решения коммуникативных задач;
- выражают свои мысли в письменной и устной формах, демонстрируя знание грамматики иностранного языка и профессиональной терминологии в ходе делового и межличностного общения;
- умеют вести полилог и диалог;
- делают доклады/сообщения на теме профессии;
- ведут переговоры, излагают свои мнения, предлагают аргументы, приводят примеры [5].
Нами было проведено изучение нормативных документов ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика Российского Экономического Университета имени Г.В. Плеханова, Финансового Университета при правительстве РФ, Российского Университета Дружбы Народов и Северо-Восточного Федерального Университета имени М.К. Аммосова. Определены основные требования к уровню владения иностранным языком бакалаврами-экономистами путем анализа содержания рабочих программ учебных дисциплин, связанных с изучением иностранного языка. Следует отметить, что согласно ФГОС ВО по данному направлению подготовки бакалавриата, одной из важнейших компетенций выступает «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» (ОК-4) [7; 8; 10].
Было определено, что Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова осуществляет образовательную деятельность по 16 специализациям по направлению «38.03.01 Экономика» профилей «Финансы и кредит» (на английском и русском языках), «Мировая экономика», «Международная торговля», «Банковское дело», «Налоги и налогообложение», «Общая экономика» и др. Основными планируемыми результатами обучения «Иностранному языку» студентов данных профилей выступают компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-7 [7].
В Российском Университете Дружбы Народов есть 8 профилей подготовки по образовательной программе бакалавриата «38.03.01 Экономика»: «Экономика предприятия», «Бухгалтерский учет и аудит», «Финансы и кредит», «Международные экономические отношения», «Проектный анализ и моделирование в экономике» и др. Основными компетенциями в освоении дисциплины «Иностранный язык» в данных специализациях заявлены ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОПК-1 [8].
Федеральный университет при правительстве РФ осуществляет подготовку по 12 профилям по анализируемому направлению подготовки: «Государственные и муниципальные финансы», «Корпоративные финансы», «Международные финансы (на английском языке)», «Мировая экономика и международный бизнес», «Налоги и налогообложение», «Страхование» и др. Программы содержат универсальные и профессиональные компетенции к результатам освоения образовательной программы: УК (ИК-6), ПК (ПКН-5, ПКП-1, ПКП-3, ПКП-4, ПКП-5) [9].
Далее мы рассмотрим рабочие программы учебных дисциплин, связанных с изучением иностранного языка в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова. Финансово-Экономический институт СВФУ реализует образовательные программы по 8 профилям: «Мировая экономика», «Страхование», «Финансы и кредит», «Совместная программа двух дипломов СВФУ с Университетом Ниццы София Антиполис (Франция)», «Экономика организаций и предприятий» и др. Основными планируемыми результатами освоения дисциплины «Иностранный язык» являются ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-14, УК-5 [10].
Базовые и вариативные дисциплины, связанные с изучением иностранного языка в анализируемых вузах экономического профиля обобщены в таблицах Табл. 1 и 2.
Таблица 1
Базовая дисциплина «Иностранный язык»
ВУЗ |
Профиль |
Кол-во часов |
Форма контроля |
РЭУ |
Корпоративные финансы Региональная экономика Макроэкономическое планирование и прогнозирование Экономика социально-трудовых отношений Мировая экономика Математические методы в экономике Бизнес статистика и прогнозирование Общая экономика Банковское дело Бизнес статистика и аналитика Налоги и налогообложение Бухгалтерский учет, анализ и аудит Экономика предприятий и организаций |
504 504 504
504 324 288 288 252 252 252 252 252 252 |
зачет/экзамен зачет/экзамен зачет/экзамен
зачет/экзамен зачет/экзамен зачет/ зачет с оценкой зачет/зачет с оценкой зачет/зачет с оценкой/экзамен зачет/зачет с оценкой/экзамен зачет/зачет с оценкой зачет/зачет с оценкой/экзамен |
ВУЗ |
Профиль |
Кол-во часов |
Кол-во ЗЕТ |
РУДН
|
Экономика предприятия Бухгалтерский учет и аудит Финансы и кредит Международные экономические отношения Общая экономика Проектный анализ и моделирование в экономике Страхование Экономика города |
360 360 360 360 360 360
360 360 |
10 10 10 10 10 10
10 10 |
СВФУ |
Налоги и налогообложение Финансы и кредит Экономика организаций и предприятий Экономика труда Бухгалтерский учет, анализ и аудит Мировая экономика Страхование Совместная программа двух дипломов СВФУ с Университетом Ниццы София Антиполис (Франция) |
432 432 432 432 432 432 252 288
|
12 12 12 12 12 12 7 8 |
Таблица 2
Вариативные дисциплины по иностранному языку
ВУЗ |
Профиль |
Вариативные дисциплины |
РЭУ |
Финансы и кредит (на английском языке)
Международная торговля
Торговая политика
Мировая экономика |
- Культура речи и деловое общение - Деловое общение на английском языке - Аннотирование и реферирование иноязычного текста - Деловые переговоры по купле-продаже товаров и услуг в условиях ВТО (деловая игра на английском языке) - Деловая дипломатия и коммерческие переговоры (деловая игра на английском языке) - Деловые переговоры по купле/продаже товаров и услуг в условиях ВТО (деловая игра на английском языке) - Деловые переговоры по урегулированию социально-экономических и этно-политических конфликтов (деловая игра на английском языке) - Иностранный язык делового общения |
РУДН
|
Экономика предприятия Бухгалтерский учет, анализ и аудит Финансы и кредит Международные экономические отношения Общая экономика Проектный анализ и моделирование в экономике Страхование Экономика города |
- Иностранный язык (продвинутый уровень) - Иностранный язык (продвинутый уровень)
- Иностранный язык (продвинутый уровень) - Иностранный язык (продвинутый уровень)
- Иностранный язык (продвинутый уровень) - Иностранный язык (продвинутый уровень)
- Иностранный язык (продвинутый уровень) - Иностранный язык (продвинутый уровень) |
СВФУ |
Мировая экономика
Страхование Совместная программа двух дипломов СВФУ с Университетом Ниццы София Антиполис (Франция) |
- Деловой иностранный язык - Коммуникативный иностранный язык - Деловой иностранный язык
- Деловой иностранный язык |
Анализ ФГОС ВО экономического профиля показал разнообразие подходов к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, что выражается в различных учебных дисциплинах, количествах зачетных единиц, выделяемых на языковое обучение, формах контроля, выборе компетенций. Как отмечает И.А. Зимняя, российское образование разрабатывает и внедряет новые ФГОС ВО на основе компетентностного подхода. Под компетенцией понимается «способность применения знаний, умений, навыков и личностных качеств для успешной деятельности в определенной сфере» [3; С. 16]. Следовательно, усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции выпускника вуза являются результатами компетентностного подхода к обучению. Такой подход сегодня становится основным фактором повышения качества образования и успешного трудоустройства выпускников вуза.