Полный текст статьи
Печать

Формирование нравственных мотивов поведения учащихся – одна                                из актуальных задач образования, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом НОО. В нем отмечено, что перед начальной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность                                                 в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано со становлением устойчивых нравственных свойств личности, что сегодня затрудняется духовным кризисом и возрастающей разобщенностью всех слоев общества. Это требует переосмысления средств и методов воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста.

Для разработки современных средств и методов воспитательной работы педагога необходимо понимать, что нравственность – это   внутренняя мораль человека, направленная не на показ, а на удовлетворение личностной потребности соответствовать нормам общества и правилам взаимодействия между людьми. Стержнем же и важнейшим фактором нравственной воспитанности ученика является характер его отношения                            к людям, природе, местам ближайшего окружения, а также – к самому себе, как представителю своей малой родины. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. именно в результате такого подхода у школьников формируются нравственные ценности – как результат осознания им своих нравственных отношений                            и чувств.

Как показывает опыт учителей начальной школы, в младшем школьном возрасте одним из эффективных средств развития нравственных ценностей является использование нестандартных методов обучения, в частности, применение краеведческого материала. Обращение к краеведческому материалу очень важно в нравственном воспитании учащихся, поскольку обращение к духовному наследию народа воспитывает у них наиболее важные нравственные ценности личности – любовь к родному краю, уважение к людям, ответственность, дружелюбие, гражданственность. Актуальностьпроблемы связана с тем, что методика организации по развитию нравственных ценностей младших школьников посредством краеведческого материала недостаточно разработана,                                  но имеет особый интерес у педагогов различных регионов.

П.Ф. Лесгафт утверждал, что источник нравственных качеств –                              в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки  явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных  свойств.  Моральные привычки – это азбука нравственности и нравственных убеждений. Формирование нравственных качеств – это тот «путь  проникновения воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого  невозможно  понимание человека и влияние на него тончайшими средствами –  словом и красотой» [1, с.92]. 

В.А. Сухомлинский считал, что процесс формирования нравственных качеств учащегося связан с развитием его убеждений. «Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»                          [3, с. 170]. Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

А.К. Маркова убеждена, что систематическое развитие нравственных ценностей должно начинаться рано, когда далеко еще далеко                                                            до   грамотности,  когда   ребенок   только   что   научился   хорошо   видеть,  слышать и кое-что говорить [2, c. 57].

В соответствии с календарно-тематическим планом нами была составлена программа по развитию нравственных ценностей посредством краеведческого материала.

На уроках математики дополнительно к основным заданиям по учебнику, использовались 2-3 краеведческие задачи по развитию нравственных ценностей в соответствии с целью и задачами урока. 

        Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока: в начале урока, во вступлении, при актуализации знаний, при изучении нового материала, при закреплении, в домашнем задании.

На уроках математики с использованием краеведческих материалов, связанных с жизнью родного края, не ставится цель обязательного запоминания учащимися дат и событий. Главное – развитие нравственных ценностей, помочь ребенку понять, что жизнь каждого человека - часть истории, и от него зависит, в каком мире будут жить следующие поколения. Увлечённые изучением родного края дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Включение в урок математики элементов краеведения делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. У ученика возникает интерес к учебному предмету.

Особое внимание детей привлекают картины, отражающие повседневную нашу жизнь. Ребенок в данной ситуации не только наблюдает, а представляет себя  участником событий. Решение таких задач накапливает знания об окружающем мире и способствует развитию нравственных ценностей и логического мышления ребенка.

В результате проведенной формирующей работы у детей экспериментальной группы произошли качественные изменения в показателях; 1 – ценностное отношение к родному краю на 53%, 2 – нравственные ценности в отношении к труду на 20 %, 3 - отношении младших школьников к себе, друзьям и одноклассникам – стали преобладать нравственные ценности над материальными. Тогда как в контрольной группе, где не проводились работы по развитию нравственных ценностей посредством краеведческих задач, показатели динамики заметно меньше: ценностное отношение к родному краю на 13%; нравственные ценности в отношении к труду на 7%; отношении к обществу –материальные ценности остались на ведущей позиции по сравнению с нравственными. Этот факт подтверждает эффективность проведенной работы с детьми экспериментальной группы.

            Таким образом, в результате проведенной формирующей работы у детей экспериментальной группы произошли качественные изменения в показателях всех компонентов по  развитию нравственных ценностей младших школьников:  ценностное отношение к родному краю на 53%; нравственные ценности в отношении к труду на 20 %;  иерархии ценностей – стали преобладать нравственные ценности нам материальными. На этом основании можно заключить, что поставленная в основу экспериментального исследования гипотеза дала подтверждение, а задачи его решены.

Новизна исследовательской работы заключается в применении элементов краеведения на уроках, что дало результаты в повышении уровня развития нравственных ценностей: различные формы обучения на уроках математики создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения, непосредственности, неподдельного интереса; в краеведческом материале заложены огромные воспитательные и образовательные возможности; в процессе применения краеведческого материала дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающей среды; краеведческий материал развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки; элементы краеведения; разнообразные действия с краеведческим материалом, при помощи которых решается та или иная умственная задача; краеведческий материал оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. 

Материалы исследования могут широко применяться в практике работы общеобразовательных школ, при модернизации действующих в начальной школе учебных планов и программ, а также в системе повышения квалификации работников образования, в разработке курсов и семинаров.

В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что  краеведческий материал может быть высокоэффективным только тогда, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин.  Предполагаемый методический комплекс, направленный на развитие нравственных ценностей младших школьников посредством краеведческих задач, следует рассматривать как первый шаг в данном направлении.  Он нуждается в широкой апробации и соответствующей доработке – как по общей организации процедуры, так и по необходимому и достаточному набору знаний.