Полный текст статьи
Печать

В старшем дошкольном возрасте при нормальном речевом развитии, дети свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. К сожалению, не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка, таких как фонетика, лексика и грамматика. Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [1].

Количество детей, имеющих различные нарушения речи, в частности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, которое влечет за собой специфическое развитие всех психических процессов, не снижается.

Наиболее специфична, следовательно, значима для развития речи слуховая память. Слуховая память является одной из разновидностей образной памяти, которая связана с запечатлением, сохранением и воспроизведением слуховых образов [2].

Актуальность данной статьи заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, так как происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют очень важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка.

С целью выявления особенностей развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование, которое проводилось на базе МБДОУ Детский сад № 1 «Звездочка» г. Якутска в ноябре 2016 года. В исследовании приняли участие 20 детей: 10 детей в экспериментальной группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и 10 детей в контрольной группе с нормативным речевым развитием.  

В качестве методик, используемых для выявления уровня развития слуховой памяти детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, мы выбрали следующие:

1. Методика А.Р. Лурия «10 слов»:

Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения, воспроизведения и используется для оценки памяти испытуемых, утомляемости и активности внимания. Воспроизводится 10 слов, не взаимосвязанных между собой, после ребенок должен повторить столько, сколько запомнил.

2. Методика «Долговременная память» А.Р. Лурия:

Цель данной методики является диагностика объема долговременной слухоречевой памяти. Зачитывается ряд из 10 слов несколько раз, чтобы ребенок запомнил. Проверка происходит через 7-10 дней.

3. Методика парных ассоциаций «Запомни пару»:

Методика позволяет исследовать память, понимание смысловой связи ассоциаций. Воспроизводится 10 парных слов, между которыми существуют смысловые связи. После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а ребенок повторяет запомнившиеся слова правой половины ряда.

В группах с нормой речевого развития детей старшего дошкольного возраста и детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, наблюдались различия в уровнях сформированности и развития слуховой памяти.

У детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе (80%) отмечался низкий уровень запоминания слов, недостаточный объем долговременной памяти, а у детей контрольной группы (80%) отмечался высокий уровень запоминания, сохранения и воспроизведения слов, имеют достаточный объем долговременной памяти. Дети контрольной группы самостоятельно выполняли задания и без затруднений переключались на новое задание, почти не требуют помощи. А также, в экспериментальной группе (20%) и в контрольной группе (20%) отмечался средний уровень, что говорит о незначительной сложности запомнить, сохранить и воспроизвести слова. Отмечался легкий прием помощи.

В процессе исследования особенностей слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи мы установили, что уровень слуховой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития.

Дети старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития значительно лучше справились с заданиями, чем дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, это подтверждают количественные показатели. По результатам сравнительного анализа слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, наблюдается разность уровней выполнения заданий. Дети старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития значительно лучше справились с заданиями, чем дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с детьми с нормой речевого развития.