Полный текст статьи
Печать

Постановка и обоснование проблемы.  Высокие постоянные результаты в стрельбе соединены с высокой трудоспособностью спортсмена, которая основывается на прекрасном самочувствие, настоящем функционировании всех систем и органов, высочайшем тонусе нервной системы [1]. Психологическая подготовка обязана проводиться на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Суть психологической подготовки состоит в том, чтоб обеспечить необходимый уровень результатов в критериях эмоциональной напряженности. Эмоционально возбужденный либо остановленный стрелок, обычно, указывает худший результат, чем на обычных занятиях-тренировках, потому что страх сделать ошибку вовремя стрельбы постоянно доминирует в его мыслях, это мешает сосредоточиться на производимом выстреле [2]. Психология  стрелкового спорта раскрывает психологические особенности этого вида спорта, психологические стороны техники прицельного выстрела и разрабатывает рекомендации по более совершенному овладению техникой стрельбы, изучает и определяет роль психологических процессов в работе над выстрелом и их место в различных фазах прицельного выстрела, разрабатывает рекомендации по развитию личных качеств стрелка-спортсмена и, наконец, вооружает тренера и спортсмена методиками регулирования психологического состояния в условиях соревнований. Психологическая подготовка сопровождает формирование всех других качеств стрелка-спортсмена, составляя психологический фон, на котором протекает их развитие. Если в начальном периоде обучения развитие психологических качеств было направлено на лучшее и более быстрое овладение техникой стрельбы и выполняло «обслуживающие» функции, то в фазе совершенствования стрелка психологическая подготовка формирует конкретные психологические качества, необходимые для достижения вершин психологического мастерства, и становится самостоятельным, нередко главенствующим направлением. К психологическим процессам относятся: ощущения, восприятия, внимание, память, мышление, эмоции, воля.

Одним с целей психологической подготовки стрелка, авторы считают воспитание устойчивого психоэмоционального состояния, т.е. о не допущении эмоциональной вспышки в критической ситуации, и мобилизовать спортсмена на лучшее решение задач при благоприятных ситуациях. Эмоции оказывают самое непосредственное  влияние на спортивную деятельность. Они могут вызвать состояние внутреннего подъема, энергии мобилизации сил, уверенности в своих действиях. Однако может возникнуть и состояние робости, упадка сил, неуверенности, боязливости. В своей общей основе эмоции мобилизируют организм спортсмена на борьбу, способствуют спортивной деятельности (Вайнштейн Л.М. стрелок и тренер. М., ДОССАФ, 1977.).

Причинами возникновения неблагоприятных психологических состояний в соревнованиях могут явиться: психологическая неподготовленность к обстановке соревнований; необоснованно повышенное чувство ответственности за выступление; несоответствие уровня технических результатов нормативам, которые нужно  показать; эмоциональная неустойчивость. Спортсмены  испытывают значительное, а иногда и очень сильное эмоциональное возбуждение на соревнованиях. Повышение эмоции ведут к усиленному проявлению энергии, приливу сил, повышают внимательность и остроту ощущений, способствуют сопротивляемости организма к утомлению (Иткис М.А.  Специальная подготовка стрелка-спортсмена. 40с.). Психологическое состояние –  это всегда «конкретная деятельность» с конкретной целью. В спортивной деятельности выделяют шесть актуальных отрезков: обучение, тренировка, восстановление, подготовка к соревнованию, соревнование, послесоревнование [15, с.432]. актуальные отрезки спортивной деятельности имеют свой специфический предмет деятельности. На отрезке «обучение» предметом является двигательный навык, которому спортсмен обучается, а на «тренировке»  – уровень развития этого навыка. На «восстановлении»  – уровень нервно-психической энергии, который необходимо копить. На «подготовке к соревнованию»  – уровень готовности всех систем организма. А вот на отрезке «соревнование» предметом деятельности является не спортивный результат, а уровень мобилизации резервов, которые спортсмен старается проявить в ходе соревнования. На отрезке «послесоревнование» предметом становится сам спортивный результат, где происходит его осознание, принятие и формирование мотивации к дальнейшей тренировочной и соревновательной деятельности. ( Находкин В.В. Психология спорта и деятельность спортивного психолога).

Методика. Целью исследования является изучение особенностей психологической подготовки спортсменов-стрелков в предсоревновательном периоде. Исследование проводилось на базе МОБУ ДОД «ДЮСШ №2» г.Якутска, в котором приняло участие 12 стрелков от 13-16лет.  Использовались методы наблюдения, тестирования по методике «Шкала самооценки тревоги» Ч.Д.Спилбергера, «Шкала мотивационного состояния» В.Ф.Сопова. Изучение состояния тревоги и мотивации стрелков-винтовочников, позволит более эффективно подобрать методики тренировок и улучшить соревновательный результат.  В психологической поддержки учебно-тренировочного процесса использовали методы релаксации по Джейкобсону (упражнения и аутотренинг для расслабления мышц и нервной системы), аутогенную релаксирующую тренировку.

 

Результаты исследования и обсуждение. По результатам данной методики у большинства спортсменов до эксперимента  уровень тревожности и мотивации находятся в пределах средних показателей. У 25% стрелков имеют высокий уровень мотивации, оптимальный уровень у 33%, а низкий уровень у 42%. По шкале тревоги у  67% высокий уровень и у 33% – оптимальный.  После проведенного эксперимента результаты значительно улучшились, высокий уровень мотивации у 91%, у 9% – оптимальный. По шкале тревожности – 25% имеют высокий уровень и  75% – оптимальный. 

Рис 1. 

Рис. 2  

Выводы.  Исследовав научно-методическую литературу пришли к выводу, что нужно уделить больше внимания к психологической подготовкее спортсменов в предсоревновательный период. При предсоревновательном периоде важно использовать аутогенные релаксирующие тренировки и медитации для восстановления нервной системы. Это помогает спортсменам улучшить психологическое состояние перед соревнованиями. Если правильно подобрать методы результаты могут значительно улучшится