Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одним из приоритетов образования является речевое развитие ребенка, позволяющее успешно общаться в кругу взрослых и сверстников. В Стандарте отмечено, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Настоящее овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в период его , ведь этот период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Сейчас в наше время большинство у детей плохо развита речь из-за того, что в свое свободное время дети проводят за телевизорами, компьютерами и гаджетами. Поэтому речь является актуальной проблемой для детей. В старшем дошкольном возрасте общение имеет большое значение в совместной деятельности. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность. При этом главными условиями являются инициативность и активность самого ребенка. Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если его речевые органы активно действуют. Закономерность усвоения родной речи, состоящая в необходимости тренировки органов речи для совершенствования произносительных навыков, действует не только в первый период овладения родной речью, при становлении артикуляционной базы, но и позже: в школе, в вузе. Серьёзное значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Ребёнок должен сам правильно воспроизвести услышанное.
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.
Процесс развития выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных взаимоотношений, которую он познает в процессе практичного употребления языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей.
По мнению Стародубовой Н. А., «выразительность — это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка».
Эмоциональная впечатлительность и чуткость к языковым явлениям самостоятельно не могут гарантировать того, что речь дошкольников будет выразительной. Целесообразно этот процесс организовывать специальной педагогической работой, выразительность речи гарантирует результативность коммуникации, содействует донесению значения выражения до слушателей. Уместное и оправданное внедрение средств речевой выразительности готовит старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым членом различных видов деятельности, исполняет привлечение внимания взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более непосредственно и уверенно в любой обстановке, поскольку имеет потенциал адекватно выразить мысли и чувства, продемонстрировать собственную творческую оригинальность. Выразительность речи разрешает старшему дошкольнику ярче выразить себя в различных видах деятельности, преимущественно, в игровой и художественной.
Игра наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Игра, это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, ролевое действие, правила.
Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.