Полный текст статьи
Печать

Многие выдающиеся педагоги, занимающиеся речевым развитием младших дошкольников, признают, что ребёнку в процессе театрализации предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все равно копируют в своих играх взрослых. Слово в игре объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение ребенка к обсуждаемому предмету или явлению. В.В. Гербова отмечает, что за каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. В сравнении  с ним,                      дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. Например, жадный – это тот, кто не делится игрушками, добрый - тот, кто  не дерется.                  Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому  в речи                                дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми   он постоянно  действует.                          

Дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития: повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более координированными, разнообразными становятся движения; происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими-взрослыми и сверстниками.                                         . Ведущий вид деятельности  в этом возрасте-игровое сотрудничество.                              . Процесс понимания детьми речи основан на правильном восприятии всех звуков родного языка. Слово, по мнению по Н.А.Страдубовой, взрослый управляет вниманием детей ,восприятием, движением  действиеми [3, c. 29].

Развитие диалога – это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу даже если один из них – ребенок Дети не умеют использовать доступные вербальные   не вербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться, отмечает О.А. Белобрыкина[2, c. 48].

А.Г. Арушанова отмечает, что услышав новое слово, дошкольник стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Для ребенка этого возраста важна не отнесенность слова определенной категории, а его применение в конкретной ситуации. Объясняя значение слов, дошкольник устанавливает аналогии с теми словами которые ему уже знакомы  (например, «цыплят так называют потому, что они ходят на цыпочках») [1, c. 32].

Усвоение ими суффиксов родного языка проявляется в самостоятельном словообразовании. В самостоятельном словообразовании, по словам Д.Б. Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью
Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение диалогической речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Оно подчиняется строгим законам языка, основу которых составляют грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов  и приставок. Новые слова, придуманные детьми, не противоречат правилам грамматики, хотя и не учитывают исключения из этих правил.

Исследование на констатирующем этапе проводили по методике, предложенной О.С. Ушаковой:

1. По результатам тестирования испытуемых экспериментальной группы выявлено, что многие дети имеют низкий уровень диалогической речи, из-за неумения вести беседу и ограниченного активного словаря (60%).

2. У многих детей экспериментальной группы (40%) выявлен низкий уровень развития связной речи. При этом дети ис­пытывают трудности  в составлении простых фраз, в связи с чем, возникает необходимость в дополнительном вопросе («Что де­лает мальчик, девочка?»). У большинства детей при этом отмечаются ошибки в употреблении словоформ, длительные паузы в речи, нарушение порядка слов.

3. Эти показатели необходимо учесть при постановке цели организации формирующего этапа эксперимента.

Учитывая диагностические результаты констатирующего этапа, организованы и проведены формирующие занятия с целью развития у детей экспериментальной группы речевых навыков. При этом учитывали решение следующих задач:

1) развитие инициативы, выдумки и творчества ребенка в позитивной педагогической атмосфере;

2) взаимосвязь всех видов детской деятельности между собой и связь их с общим речевым развитием ребенка;

3) развитие индивидуальных способностей и формирование личности ребенка;

4) обогащение опыта ребенка по восприятию произведений художественной литературы с учетом общих закономерностей речевого развития детей 3-4 лет посредством театрализованной деятельности;

5) побуждать ребенка к речевой активности.

Исходя из этого, в условиях разделов «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы» образовательной области «Речевое развитие» детей упражняли посредством театрализованных игр в правильном произношении всех гласных и согласных звуков, кроме шипящих, сонорных, составлении связных образных высказываний. Усложнение осуществовали за счет целенаправленного подбора речевого материала.                                           

. Ниже приведен план работы по развитию диалогической речи  (см. табл. 1).

Таблица 1

Театрализованные игры для развития диалогической речи детей 3-4 лет 

Формы работы

Задачи

Приемы и методы

Материал и оборудование

 

Поиграем

в «Теремок»

 

 

закрепить содержание русской народной сказки «Теремок»; учить слушать и понимать звучащую речь взрослого; развивать диалогическую речь

 

 

Эмоциональный настрой

Привлечение внимания к худож. слову

Обыгрывание текста

Запоминание текста

 

теремок, куклы Зайка, Мышка, Лягушка Лиса и Медведь, корзинка, осенние листочки, ваза

 

«Кисонька – Мурысонька»

 

закреплять знание уже известных детям потешек, продолжать знакомить с новыми; добиваться выразительности при передаче образов, воспитывать в детях желание делать добро

Беседа с детьми, показ, игровой прием, самостоятельная ира детей

Макет горницы, маски  кошки, петушка, солнышка

 

Игра по сказке

«Хаврошечка»

 

Развитие речевого умения сопровождать высказывание пантомимикой и мимикой Воспитание литературного восприятия

Развитие умения понимать характер сказочного персонажа

 

Беседа с детьми, показ, игровой прием, самостоятельная работа детей с фигурками – заместителями, подвижная игра «Лиса и зайцы», сюрприз в конце занятия детям от зайца

Фланелеграф; пять кружков– заместителей

Набор крупных условных заместителей

 

Игра по сказке

«Заяц – хваста»

 

 

Формирование навыков понимания литературного текста

Развитие речевого умения передавать чувства и настроение сказочного персонажа

Беседа, рассказывание сказки воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы. Подвижная игра «Зайцы на полянке»

Книжка – сказка «Заяц – хваста», иллюстрации сказке, игрушки, конверты с более мелкими заместителями.

 

 

Игра по сказке

«Лиса и волк»

 

Воспитание умения общаться в диалоге и навыков доброжелательности

Формирование умения поизносить выразительно слова героя

Воспитание умения действовать в коллективе

Развитие умения понимать характер сказочного персонажа

беседа, показ и рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «лиса» (рукавичка), упражнение «присказка о лисе», «лиса и зайцы», драматизация концовки сказки и грамзапись

Книги – сказки, магнитофон, фланелеграф с фигурками – заместителями, конфеты с деталями, рамочки

 

Игра по сказке

«Маша и медведь»

 

Воспитание умения понимать литературный текст

Развитие умения передавать в диалоге темпом и громкостью голоса чувства и настроение сказочного персонажа

Воспитывать интерес к литературе

 

Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке, дидактическая игра «Лесная избушка»

Книжка-сказка, крупные иллюстрации к сказке. Фланелеграф с условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага

 

Игра по сказкам

«Репка»,

«Лиса, заяц и петух»

 

Формирование умения действовать согласованно

Развивать выразительность речи - мелодику и четкость

Развитие речевого диалогического умения передавать чувства и настроение сказочного персонажа посредством ритма и темпа речи

Развивать литературный вкус и эстетические чувства

Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра «Лиса и зайцы», дидактическая игра «Почтальон»

Книжки-сказки «Репка» и «Лиса, заяц и петух», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам.Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага

Таким образом, сравнение результатов констатирующего                                     и контрольного экспериментов показало, что работа по развитию диалогической речи, проведенная в экспериментальной группе посредством театрализованной деятельности была эффективной. Это подтверждается тем, что по итогам сравнительного анализа в данной группе выявлена положительная динамика показателей диалогической речи– на 60%, связной речи – на 40%.

У дошкольников укрепление взаимосвязи мышления и речи происходит в условиях игры. Игра для детей данного возраста – своеобразная экспериментальная площадка для знакомства с предметным и социальным миром, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Постепенно речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь  в универсальное средство общения.