Многие выдающиеся педагоги, занимающиеся речевым развитием младших дошкольников, признают, что ребёнку в процессе театрализации предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все равно копируют в своих играх взрослых. Слово в игре объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение ребенка к обсуждаемому предмету или явлению. В.В. Гербова отмечает, что за каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. В сравнении с ним, дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. Например, жадный – это тот, кто не делится игрушками, добрый - тот, кто не дерется. Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует.
Дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития: повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более координированными, разнообразными становятся движения; происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими-взрослыми и сверстниками. . Ведущий вид деятельности в этом возрасте-игровое сотрудничество. . Процесс понимания детьми речи основан на правильном восприятии всех звуков родного языка. Слово, по мнению по Н.А.Страдубовой, взрослый управляет вниманием детей ,восприятием, движением действиеми [3, c. 29].
Развитие диалога – это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу даже если один из них – ребенок Дети не умеют использовать доступные вербальные не вербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться, отмечает О.А. Белобрыкина[2, c. 48].
А.Г. Арушанова отмечает, что услышав новое слово, дошкольник стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Для ребенка этого возраста важна не отнесенность слова определенной категории, а его применение в конкретной ситуации. Объясняя значение слов, дошкольник устанавливает аналогии с теми словами которые ему уже знакомы (например, «цыплят так называют потому, что они ходят на цыпочках») [1, c. 32].
Усвоение ими суффиксов родного языка проявляется в самостоятельном словообразовании. В самостоятельном словообразовании, по словам Д.Б. Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью
Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение диалогической речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Оно подчиняется строгим законам языка, основу которых составляют грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и приставок. Новые слова, придуманные детьми, не противоречат правилам грамматики, хотя и не учитывают исключения из этих правил.
Исследование на констатирующем этапе проводили по методике, предложенной О.С. Ушаковой:
1. По результатам тестирования испытуемых экспериментальной группы выявлено, что многие дети имеют низкий уровень диалогической речи, из-за неумения вести беседу и ограниченного активного словаря (60%).
2. У многих детей экспериментальной группы (40%) выявлен низкий уровень развития связной речи. При этом дети испытывают трудности в составлении простых фраз, в связи с чем, возникает необходимость в дополнительном вопросе («Что делает мальчик, девочка?»). У большинства детей при этом отмечаются ошибки в употреблении словоформ, длительные паузы в речи, нарушение порядка слов.
3. Эти показатели необходимо учесть при постановке цели организации формирующего этапа эксперимента.
Учитывая диагностические результаты констатирующего этапа, организованы и проведены формирующие занятия с целью развития у детей экспериментальной группы речевых навыков. При этом учитывали решение следующих задач:
1) развитие инициативы, выдумки и творчества ребенка в позитивной педагогической атмосфере;
2) взаимосвязь всех видов детской деятельности между собой и связь их с общим речевым развитием ребенка;
3) развитие индивидуальных способностей и формирование личности ребенка;
4) обогащение опыта ребенка по восприятию произведений художественной литературы с учетом общих закономерностей речевого развития детей 3-4 лет посредством театрализованной деятельности;
5) побуждать ребенка к речевой активности.
Исходя из этого, в условиях разделов «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы» образовательной области «Речевое развитие» детей упражняли посредством театрализованных игр в правильном произношении всех гласных и согласных звуков, кроме шипящих, сонорных, составлении связных образных высказываний. Усложнение осуществовали за счет целенаправленного подбора речевого материала.
. Ниже приведен план работы по развитию диалогической речи (см. табл. 1).
Таблица 1
Театрализованные игры для развития диалогической речи детей 3-4 лет
Формы работы |
Задачи |
Приемы и методы |
Материал и оборудование |
Поиграем в «Теремок»
|
закрепить содержание русской народной сказки «Теремок»; учить слушать и понимать звучащую речь взрослого; развивать диалогическую речь
|
Эмоциональный настрой Привлечение внимания к худож. слову Обыгрывание текста Запоминание текста |
теремок, куклы Зайка, Мышка, Лягушка Лиса и Медведь, корзинка, осенние листочки, ваза |
«Кисонька – Мурысонька»
|
закреплять знание уже известных детям потешек, продолжать знакомить с новыми; добиваться выразительности при передаче образов, воспитывать в детях желание делать добро |
Беседа с детьми, показ, игровой прием, самостоятельная ира детей |
Макет горницы, маски кошки, петушка, солнышка |
Игра по сказке «Хаврошечка»
|
Развитие речевого умения сопровождать высказывание пантомимикой и мимикой Воспитание литературного восприятия Развитие умения понимать характер сказочного персонажа
|
Беседа с детьми, показ, игровой прием, самостоятельная работа детей с фигурками – заместителями, подвижная игра «Лиса и зайцы», сюрприз в конце занятия детям от зайца |
Фланелеграф; пять кружков– заместителей Набор крупных условных заместителей |
Игра по сказке «Заяц – хваста»
|
Формирование навыков понимания литературного текста Развитие речевого умения передавать чувства и настроение сказочного персонажа |
Беседа, рассказывание сказки воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы. Подвижная игра «Зайцы на полянке» |
Книжка – сказка «Заяц – хваста», иллюстрации сказке, игрушки, конверты с более мелкими заместителями.
|
Игра по сказке «Лиса и волк»
|
Воспитание умения общаться в диалоге и навыков доброжелательности Формирование умения поизносить выразительно слова героя Воспитание умения действовать в коллективе Развитие умения понимать характер сказочного персонажа |
беседа, показ и рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «лиса» (рукавичка), упражнение «присказка о лисе», «лиса и зайцы», драматизация концовки сказки и грамзапись |
Книги – сказки, магнитофон, фланелеграф с фигурками – заместителями, конфеты с деталями, рамочки |
Игра по сказке «Маша и медведь»
|
Воспитание умения понимать литературный текст Развитие умения передавать в диалоге темпом и громкостью голоса чувства и настроение сказочного персонажа Воспитывать интерес к литературе
|
Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке, дидактическая игра «Лесная избушка» |
Книжка-сказка, крупные иллюстрации к сказке. Фланелеграф с условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага |
Игра по сказкам «Репка», «Лиса, заяц и петух»
|
Формирование умения действовать согласованно Развивать выразительность речи - мелодику и четкость Развитие речевого диалогического умения передавать чувства и настроение сказочного персонажа посредством ритма и темпа речи Развивать литературный вкус и эстетические чувства |
Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра «Лиса и зайцы», дидактическая игра «Почтальон» |
Книжки-сказки «Репка» и «Лиса, заяц и петух», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам.Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага |
Таким образом, сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов показало, что работа по развитию диалогической речи, проведенная в экспериментальной группе посредством театрализованной деятельности была эффективной. Это подтверждается тем, что по итогам сравнительного анализа в данной группе выявлена положительная динамика показателей диалогической речи– на 60%, связной речи – на 40%.
У дошкольников укрепление взаимосвязи мышления и речи происходит в условиях игры. Игра для детей данного возраста – своеобразная экспериментальная площадка для знакомства с предметным и социальным миром, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Постепенно речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения.