Каждая культурная, национальная, этническая группа обладает настоящим сокровищем - традиционными детскими играми. Различные географические условия, особенности культуры и быта, традиций привели к тому, что у каждого народа возникли свои сугубо народные игры и игрушки.
Народные игры это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Кроме того, что в игре проявляется изобретательность и демонстрируются физические усилия, она служит делу подготовки детей к социальной жизни. Это способствует формированию умственных и нравственных понятий, создает потребность в правилах [2]. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости[1].
Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой и рыболовством. Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал, таким образом, через игру. В то время особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Отсюда и в играх хабылык и хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость. Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей. Живя в тундре, жители Якутии стремились научиться проводить время с пользой и развить в себе навыки и старания, которые помогут улучшить координацию. Эти игры развивают мелкую моторику пальцев и координацию движений, позволяют проявить ловкость и показать свои умения, благодаря им дети овладевают навыками счета и даже могут подготовить руку к письму. Они идеальны для младшего дошкольного возраста и учеников младших классов.
Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. По словам К.Д. Ушинского, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Давайте рассмотрим несколько якутских настольных игр. Самой древней игрой является хабылык. Играют простыми лучинками, которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек.
Хабылык – якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени.
Правила игры хабылык: Участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один хабылык. До 25-ти ловится только по одному хабылык. Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или по 3. Поймав нечетное количество хабылык, участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мизинцем и безымянным пальцами[2].
Игра «Тыксаан». Игра позволит развить мелкую моторику пальцев, глазомер и поможет намного быстрее выучить счет. Она будет интересна, как детям, так и взрослым.
Правила: Из тальника (ивы) изготавливают фишки диаметром 1-1,5 и длиной 2-3 см. Одна из продольных сторон фишек должна быть полукруглой, другая – прямой (то есть фишки должны представлять собой как бы половинки чурочек). Для игры требуется до 50 фишек. Игрок собирает фишки в ладонь и рассыпает их на столе. Если две фишки легли одна на другую тыльной или внутренней стороной друг к другу, их забирает участник, начавший игру первым. Затем он ударом среднего пальца «отстреливает» лежащие навзничь фишки лежащими в таком же положении. Если фишка лежит обратной стороной, то ее «отстреливают» такими же, «обратными». При попадании в цель (не задев другие фишки) игрок забирает пораженную фишку себе в копилку и продолжает игру. В противном случае игру заново начинает следующий участник. По окончании сбора всех фишек определяется победитель по наибольшему числу набранных фишек.
В процессе настольных игр происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Таким образом, можно и нужно играть в народные настольные игры детям так как:
- настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа;
- настольные игры народов имеют глубокие корни;
- они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности;
- они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям;
- только в Якутии хабылык и хаамыска развиты как спортивный вид, есть Федерация настольных игр;
- это универсальный и доступный всем спорт;
- играют и дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый, не нужны большие финансовые затраты и специальные помещения.