Полный текст статьи
Печать

         Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего педагога к выполнению профессиональной деятельности. Система высшего профессионального образования формирует будущего специалиста и го- товит его к будущей профессиональной деятельности. Сложный набор качеств, которыми должен обладать современный специалист, может выработать система, в которой будет использовано все положительное, что есть в традиционном обучении, и внедрены новые, рациональные подходы, компенсирующие недостатки существующей системы в их взаимном дополнении. Опыт показывает, что все специалисты не зависимо от характера будущей профессиональной деятельности, должны обладать фундаментальными знаниями, профессионально-педагогическими умениями и навыками. Определяющим условием для овладения этими знаниями, умениями и навыками является включение студентов в твор- ческую, исследовательскую и самостоятельную деятельности, позволяющему будущему специалисту определить свою позицию по возникающим в профессиональной деятельности ситуациям. Поэтому целью вузовского обучения, на сегодняшний день, становится не наполнение студента определенным объемом информации, а формирование у него познавательных стратегий самообучения, самообразования и саморазвития как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной деятельности. Этот творческий процесс осуществляется при единстве и согласованности всех компонентов целостного педагогического процесса: целевого, содержательного, деятельностного и результативного. На наш взгляд, КВН как командная игра имеет большие возможности в формировании профессиональных компетенций будущего учителя. Идея создания телевизионного проекта, на- поминающего чешскую телепрограмму "Гадай, гадай, гадальщик" (ГГГ), родилась в 1957 году. И только через четыре года после этого появилась идея игры КВН - "Клуба веселых и находчивых". Авторам идеи хотелось, чтобы проект был сугубо телевизионным, поэтому такое название очень подходило: КВНом в те времена называлась марка телевизоров. Так на телевидении появилась развлекательная программа, в которой ежегодно определяется лучшая команда в состязании остроумия и находчивости. В КВН играли студенты институтов. В первой игре участники были из Института иностранных языков и Московского инженерно-строительного института (МИСИ). В КВН играют по разным правилам, порой они могут меняться прямо во время игры, но есть правила, которых придерживаются в любом случае. В КВН играют командами, которые должны содержать не менее двух членов. У каждой команды должен быть капитан. Капитан КВН также должен представлять свою команду на конкурсе капитанов, если его включили в программу игры. Игра должна быть поделена на отдельные конкурсы. Кроме самих игр ежегодно проводятся фе-стиваль команд КВН (проходит в г.Сочи), музыкальный фестиваль КВН, летний кубок КВН, международные товарищеские игры в КВН (сборная КВН играет со сборными дру- гих стран). Основанный Александром Масляковым Международный Союз КВН разбит на межрегиональные лиги, от Дальнего Востока до Краснодара. Сегодня организованное движение КВН существует в 110 городах России, не считая стран Балтии, Беларуси, Укра- ины, дальнего зарубежья.КВН ныне охватывает не только страны бывшего СССР, но и весь мир. С 1986 года года возрождения легендарной игры только в высшей лиге КВН сыграло больше сотни команд. Сейчас каждый вуз считает почетным иметь свою команду КВН, в КВН играют в школах и на заводах. В эту игру приходят академики и рабочие, бизнесмены и учителя. В одной команде и на одной сцене могут играть и первоклассники, и 60-летние. В работе Ковалева Михаила Николаевича выделены девять видов социальных взаимодействий в рамках КВН, среди которых ведущими признаны информационно-коммуникативное и игровое. В игровом взаимодействии в рамках КВН молодежь находит возможности реализации непосредственных интересов через развитие двух полюсов: сотрудничества, кооперации и состязательности, конкуренции. В рамках информационно-коммуникационного взаимодействия команды КВН передают преимущественно молодежной аудитории оформленные в театрализованной, игровой форме актуальные оценочные суждения молодежи о различных аспектах социальной реальности посредством прямого или опосредованного телевизором визуально - вербального зрелища.[1] Принимая во внимание различные типологии деятельности, он выделяет в КВН-движении следующие виды взаимодействия: -информационно-коммуникативное; -игровое; -материально-преоб- разующее (из элементов деятельности возникают организованные пространства досуга молодежи, полезные как для человека, так и для общества, а также осуществляются различные формы обмена продуктами и услугами, порожденными этой деятельностью); - двигательное (субъекты взаимодействия целенаправленно и осмысленно перемещаются в пространстве); -витальное (комплекс мер по поддержанию энергобаланса человека: КВН как сфера рекреации); -организационно-регулятивное (организация людей в их совместной работе, социальной практике, коллективном творчестве и т.п.); интеллектуальное (субъекты взаимодействия осмысливают свое бытие, систематизируют мировоззрение, находят и вводят в оборот новые смыслы и логические основания своего существования рациональные или мистические); -культовое ; социально-воспроизводственное (связанное с приобщением новых поколений к механизмами социализации и инкультурации, а в ко- нечном счете — с социальным воспроизводством молодежного сообщества как культурной целостности). В связи с этим, мы можем утверждать, что все выше перечисленные виды деятельности присущи учителю. Структура профессиональной компетентности будущего учителя может быть раскрыта через педагогические умения, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно развивающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач. В образовательной практике можно выделить такие ключевые компетентности как математическую, коммуникативную, информационную, нравственную, социальную, этно- культурную.