Современный заказ общества требует воспитания инициативных и ответственных людей. Волевые качества занимают существенную проблему развития личности, определяют ответственность дошкольника за его успешность в будущем. Волевые качества формируются на протяжении всей жизни, на протяжении всей деятельности человека. Особенно важным периодом развития волевых качеств является детский возраст. Воля развивается не сама по себе, как и все психические процессы, а только при общем развитии личности. Значимым фактором развития волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей и других значимых лиц, так как ребенок обладает подражательным характером действий.
При этом следует понимать, что волевые качества личности могут развивать лишь в значимой для детей деятельности, то есть в игре. Между тем практические наблюдения показывают, что в дошкольных учреждениях не уделяется достаточного внимания целенаправленному развитию волевых качеств в игре. Данное противоречие позволило нам сформулировать цель исследования — изучение особенностей развития волевых качеств у старших дошкольников в процессе якутских народных игр.
В психологии личности, детской психологии общим проблемам воли и развитию волевых качеств у дошкольников посвящены работы Я.Л. Коломинского [1], Е.О. Смирновой [3] и других известных авторов.
Е.О. Смирнова подразумевает под волевыми качествами личности «конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий» [3]. То есть, воля необходима человеку, чтобы сознательно регулировать свое поведение, преодолевая трудности при достижении цели.
Констатирующий этап эксперимента проведен с целью выявления уровней волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста по методике Елены Николаевны Вавиловой.
При диагностировании мы выделили основные компоненты волевых качеств: настойчивость, упорство, решительность, выдержка.
На формирующем этапе были предложены якутские народные игры. Представляем самую древнюю якутскую настольную игру «Хабылык».
Профессор, доктор философских наук Ксенофонт Уткин писал: «Хабылык – якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у зрелых мужчин. Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно – единственное».
Упоминаются в фольклоре случаи, когда обученные боотуры стрелы противников подхватывали на лету между пальцами. Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи, когда борец в хапсагай одним кончиком сильного пальца моментально брал за большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его за спину.
Народ саха испокон веков обожествлял коня и считал его священным существом. Поэтому игра «хабылык» тесно связана с божеством Джёсёгёй. Вот почему в игре 30 лошадей – это простые палочки а также 6 палочек с метками, которые отождествляют поколения лошадей: с 1-й меткой – жеребенок, с 2-мя метками – двухлетка, с 3-мя – трехлетка, с 4-мя – четырехлетка, с 5-тью метками – пятилетка, с 6-тью метками – жеребец.
Важнейшим из основных методов в процессе формирования и развития волевых качеств и поведения у детей является использование игры с включенными в нее правилами. Игрок берет в ладони палочки, подбрасывает на высоту 10-20 см и ловит тыльной стороной ладони. Пойманные палочки снова подкидывает и ловит ладонью. Пойманные палочки – лошади – делятся по два. И если в конце останется одна палочка, он берет ее себе и продолжает игру. Игрок старается ловить одну палочку средним и безымянным пальцами. В конце игры участники подсчитывают своих «лошадей». Игрок, у которого больше всех «лошадей», становится «господином».
Игра «Хабылык» («Лучинки») учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. В процессе игры дети мобилизуют свои возможности для длительной борьбы за победу, даже несмотря на неудачи. Дети учатся быстро и обдуманно принимать правильные решения без колебаний, уверенно. Во время эмоционального возбуждения в процессе игры дети не теряются при принятии решений в затрудненных моментах, при проигрыше умеют держать себя в руках. В данной игре осуществляется интенсивное развитие волевых качеств, служащих в качестве совокупности в направлениях интеллектуального, эмоционального и мотивационного компонентов.