Полный текст статьи
Печать

Современный  заказ  общества  требует  воспитания  инициативных и  ответственных  людей.  Волевые  качества  занимают  существенную  проблему  развития  личности,  определяют  ответственность  дошкольника  за  его  успешность  в  будущем.  Волевые  качества  формируются  на  протяжении  всей  жизни,  на  протяжении  всей  деятельности  человека.  Особенно  важным  периодом  развития  волевых  качеств  является  детский  возраст.  Воля  развивается  не  сама  по  себе,  как  и  все  психические  процессы,  а  только  при  общем  развитии  личности.  Значимым  фактором  развития  волевых  качеств  является  личный  пример  родителей,  воспитателей  и  других  значимых  лиц,  так  как  ребенок  обладает  подражательным  характером  действий.

При  этом  следует  понимать,  что  волевые  качества  личности  могут  развивать  лишь  в  значимой  для  детей  деятельности,  то  есть  в  игре.  Между  тем  практические  наблюдения  показывают,  что  в  дошкольных  учреждениях  не  уделяется  достаточного  внимания  целенаправленному  развитию  волевых  качеств  в  игре.  Данное  противоречие  позволило  нам  сформулировать  цель  исследования  —  изучение  особенностей  развития  волевых  качеств  у  старших  дошкольников  в  процессе якутских народных игр.

В  психологии  личности,  детской  психологии  общим  проблемам  воли и  развитию  волевых  качеств  у  дошкольников  посвящены  работы  Я.Л.  Коломинского  [1],  Е.О.  Смирновой  [3]  и  других  известных  авторов.

Е.О.  Смирнова  подразумевает  под  волевыми  качествами  личности  «конкретные  проявления  воли,  обусловленные  характером  преодолеваемых  препятствий»  [3].  То  есть,  воля  необходима  человеку,  чтобы  сознательно  регулировать  свое  поведение,  преодолевая  трудности  при  достижении  цели.

Констатирующий этап эксперимента проведен с целью выявления уровней волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста по методике Елены Николаевны Вавиловой.

При диагностировании мы выделили основные компоненты волевых качеств: настойчивость, упорство, решительность, выдержка.

На формирующем этапе были предложены якутские народные игры. Представляем самую древнюю якутскую настольную игру «Хабылык».

Профессор, доктор философских наук Ксенофонт Уткин писал: «Хабылык – якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин,                            так и у зрелых мужчин. Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно – единственное».

Упоминаются в фольклоре случаи, когда обученные боотуры стрелы противников подхватывали на лету между пальцами. Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи, когда борец в хапсагай одним кончиком сильного пальца моментально брал за большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его за спину.

Народ саха испокон веков обожествлял коня и считал его священным существом. Поэтому игра «хабылык» тесно связана с божеством Джёсёгёй. Вот почему в игре 30 лошадей – это простые палочки а также 6 палочек с метками, которые отождествляют поколения лошадей: с 1-й меткой – жеребенок, с 2-мя метками – двухлетка, с 3-мя – трехлетка, с 4-мя – четырехлетка, с 5-тью метками – пятилетка, с 6-тью метками – жеребец.

Важнейшим из основных методов в процессе формирования и развития волевых качеств и поведения у детей является использование игры с включенными в нее правилами. Игрок берет в ладони палочки, подбрасывает на высоту 10-20 см и ловит тыльной стороной ладони. Пойманные палочки снова подкидывает и ловит ладонью. Пойманные палочки – лошади – делятся по два. И если в конце останется одна палочка, он берет ее себе и продолжает игру. Игрок старается ловить одну палочку средним и безымянным пальцами. В конце игры участники подсчитывают своих «лошадей». Игрок, у которого больше всех «лошадей», становится «господином».

Игра «Хабылык» («Лучинки») учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. В процессе игры дети мобилизуют свои возможности для длительной борьбы за победу, даже несмотря  на неудачи.  Дети учатся быстро и обдуманно принимать правильные решения без колебаний, уверенно. Во время эмоционального возбуждения в процессе игры дети не теряются при принятии решений в затрудненных моментах, при проигрыше умеют держать себя в руках. В данной игре осуществляется интенсивное развитие волевых качеств, служащих в качестве совокупности в направлениях интеллектуального, эмоционального и мотивационного компонентов.