Полный текст статьи
Печать

      Факультатив  по русскому языку «Удивительная этимология» даёт общее представление об этимологии и её видах, знакомит  подростков с существующими этимологическими словарями, рассказывает о происхождении русских имён и фамилий, названий городов и рек, растений и животных, учит использовать этимологический анализ слова для повышения орфографической грамотности.

                                              Пояснительная записка

Изучение русского языка невозможно без привлечения данных, добытых этимологией. К ней обращаются при изучении фонетики, морфемики, лексикологии, фразеологии, словообразования, морфологии. Но строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют подробно и обстоятельно говорить о происхождении слова, раскрыть все его тайны. В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Удивительная этимология», который является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа данного курса даёт общее представление об этимологии, её достижениях, знакомит учащихся с этимологическими словарями. На занятиях дети узнают о происхождении русских имён и фамилий, названий городов и рек, растений и животных. Этимологический анализ слова расширяет словарный запас и повышает грамотность обучающихся.

 

Цель курса:  расширить кругозор учащихся, способствовать формированию интереса к языку, развивать навыки исследовательской работы.

 

Задачи курса:

1)    углубить знания учащихся в области этимологии как разделе лингвистики;

2)    научить определять происхождение слова по опознавательным признакам;

3)    формировать навыки работы с этимологическими словарями.

 

Ожидаемый результат 

Курс будет способствовать

- усвоению основ научных знаний об этимологии;

- формированию навыков этимологического анализа слова;

- развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- формированию аналитических способностей;

- совершенствованию навыков исследовательской работы;

- умению свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами. 

 

Формы проведения занятий: лекции, практикумы, работа со словарями.

Виды контроля:

- промежуточный: устное выступление по теме;

- итоговый: защита проекта 

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. 

Учебно-тематический план 

Тема занятия

Количество часов

 

Этимология и её виды (8 часов)

 

1

Вводное занятие. Этимология и её виды

1

2

Научная этимология

1

3

Ошибочная этимология. Происхождение слова «карандаш»

1

4

Ложная этимология как одна из причин орфографических ошибок

1

5

Детская этимология. Книга К.И.Чуковского «От двух до пяти»

2

6

Псевдоэтимология

2

 

Этимологические словари русского языка (12 часов)

 

7

Характеристика этимологических словарей

1

8

«Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера

1

9

Историко-этимологический словарь современного русского языка

2

10

Этимологический словарь русской фразеологии

2

11

Толково-этимологический словарь иностранных слов

2

12

Этимологический словарь русских диалектов

2

13

Этимологический словарь славянских языков

2

 

Этимологический анализ слова (12 часов)

 

14

Этимология собственных имён и фамилий

2

15

«Говорящие» имена и фамилии в русской литературе

2

16

От имён собственных к нарицательным

2

17

Рождение географических названий

2

18

В мире животных и растений

2

19

Этимология названий продуктов

2

 

Защита проектов (2 часа)

 

20

Итоговое занятие. Защита проектов

2

 

Содержание программы

1.Этимология и её виды (8 часов)

  • Многозначность термина «этимология». Этимология как раздел языкознания. Виды этимологии (1 час)
  • Научная этимология. Истинная и гипотетическая научная этимология (1 час)
  • Ошибочная этимология. Пример ошибочной этимологии - происхождение слова «карандаш» (1 час)
  • Ложная этимология как одна из причин орфографических ошибок. Народная  этимология. Слово-прототип и его народно-этимологический вариант. Этимологические ошибки (1 час)
  • Детская этимология. Книга К.И.Чуковского «От двух до пяти». Проект «Как я говорил, когда был маленьким» (2 часа)
  • Псевдоэтимология. Псевдоэтимологические словари. Проект «СЭС» (составление псевдоэтимологического спортивного словаря) (2 часа)

2.Этимологические словари русского языка (12 часов)

  • Характеристика этимологических словарей, принципы их построения. Структура словарной статьи. Принципы отбора слов (1 час)
  • «Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера в переводе О.Н.Трубачёва (1 час)
  • «Историко-этимологический словарь современного русского языка» П.Я.Черных (2 часа)
  • «Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник» А.К.Бириха, В.М.Мокиенко, Л.И.Степановой (2 часа)
  • «Толково-этимологический словарь иностранных слов русского языка» П.Червинского, М.Надель-Червинской (2 часа)
  • «Этимологический словарь русских диалектов Сибири» А.Е.Аникина (2 часа)
  • «Этимологический словарь славянских языков» О.Н.Трубачёва (2 часа) 

3.Этимологический анализ слова (12 часов)

  • Этимология собственных имён и фамилий. Классификация имён по внешним признакам, по моральным качествам, по роду занятий и т.д. Святцы. Исконно русские и заимствованные имена. Необычные, вычурные имена – примета нового времени. Происхождение русских фамилий, их связь с отчеством (Иванов, Петров, Сидоров), с местом жительства (Рязанцев, Ярославцев, Новгородцев), с профессией (Гончаров, Красильников, Мельников) и т.д. «Словарь современных русских фамилий» И.М.Ганжиной.  Проект «История моей фамилии» (2 часа)
  • «Говорящие» имена и фамилии в русской литературе. Функции имён собственных в художественном произведении. Список действующих лиц в комедиях Д.И.Фонвизина «Недоросль», Н.В.Гоголя «Ревизор», в творчестве М.Е.Салтыкова - Щедрина, А.П.Чехова и др. (2 часа)
  • От имён собственных к нарицательным: названия месяцев (июль, август), одежда (боливар, галифе, макинтош), оружие (кольт, калашников, максим, маузер), музыкальные инструменты (баян, саксофон), еда (наполеон, оливье), растения (гиацинт, кипарис, нарцисс) и др. Новая жизнь имен героев литературных произведений (2 часа)
  • Рождение географических названий. Топонимика. Классификация географических названий: от личных имён и фамилий, от специфики ландшафта, от исторических событий, от названия людей по роду деятельности т.д. Проект «Топонимы родного края» (2 часа)
  • В мире животных и растений. Этимология названий цветов, грибов, деревьев, кустарников. Происхождение названий диких животных и домашних. Исконно-русские и заимствованные названия. Проект «Этимология названий лекарственных растений родного края» (2 часа)
  • Этимология названий продуктов. Географический указатель происхождения: пломбир, боржоми, ессентуки, кофе, рокфор, пармезан и др. Исконно-русские названия блюд: вареники, сырники, ветчина, кисель, квас и др. Проект «Как конфеты получают свои названия» (2 часа)

4. Защита проектов (2 часа)