Факультатив по русскому языку «Удивительная этимология» даёт общее представление об этимологии и её видах, знакомит подростков с существующими этимологическими словарями, рассказывает о происхождении русских имён и фамилий, названий городов и рек, растений и животных, учит использовать этимологический анализ слова для повышения орфографической грамотности.
Пояснительная записка
Изучение русского языка невозможно без привлечения данных, добытых этимологией. К ней обращаются при изучении фонетики, морфемики, лексикологии, фразеологии, словообразования, морфологии. Но строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют подробно и обстоятельно говорить о происхождении слова, раскрыть все его тайны. В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Удивительная этимология», который является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа данного курса даёт общее представление об этимологии, её достижениях, знакомит учащихся с этимологическими словарями. На занятиях дети узнают о происхождении русских имён и фамилий, названий городов и рек, растений и животных. Этимологический анализ слова расширяет словарный запас и повышает грамотность обучающихся.
Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию интереса к языку, развивать навыки исследовательской работы.
Задачи курса:
1) углубить знания учащихся в области этимологии как разделе лингвистики;
2) научить определять происхождение слова по опознавательным признакам;
3) формировать навыки работы с этимологическими словарями.
Ожидаемый результат
Курс будет способствовать
- усвоению основ научных знаний об этимологии;
- формированию навыков этимологического анализа слова;
- развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- формированию аналитических способностей;
- совершенствованию навыков исследовательской работы;
- умению свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Формы проведения занятий: лекции, практикумы, работа со словарями.
Виды контроля:
- промежуточный: устное выступление по теме;
- итоговый: защита проекта
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
|
Этимология и её виды (8 часов) |
|
1 |
Вводное занятие. Этимология и её виды |
1 |
2 |
Научная этимология |
1 |
3 |
Ошибочная этимология. Происхождение слова «карандаш» |
1 |
4 |
Ложная этимология как одна из причин орфографических ошибок |
1 |
5 |
Детская этимология. Книга К.И.Чуковского «От двух до пяти» |
2 |
6 |
Псевдоэтимология |
2 |
|
Этимологические словари русского языка (12 часов) |
|
7 |
Характеристика этимологических словарей |
1 |
8 |
«Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера |
1 |
9 |
Историко-этимологический словарь современного русского языка |
2 |
10 |
Этимологический словарь русской фразеологии |
2 |
11 |
Толково-этимологический словарь иностранных слов |
2 |
12 |
Этимологический словарь русских диалектов |
2 |
13 |
Этимологический словарь славянских языков |
2 |
|
Этимологический анализ слова (12 часов) |
|
14 |
Этимология собственных имён и фамилий |
2 |
15 |
«Говорящие» имена и фамилии в русской литературе |
2 |
16 |
От имён собственных к нарицательным |
2 |
17 |
Рождение географических названий |
2 |
18 |
В мире животных и растений |
2 |
19 |
Этимология названий продуктов |
2 |
|
Защита проектов (2 часа) |
|
20 |
Итоговое занятие. Защита проектов |
2 |
Содержание программы
1.Этимология и её виды (8 часов)
- Многозначность термина «этимология». Этимология как раздел языкознания. Виды этимологии (1 час)
- Научная этимология. Истинная и гипотетическая научная этимология (1 час)
- Ошибочная этимология. Пример ошибочной этимологии - происхождение слова «карандаш» (1 час)
- Ложная этимология как одна из причин орфографических ошибок. Народная этимология. Слово-прототип и его народно-этимологический вариант. Этимологические ошибки (1 час)
- Детская этимология. Книга К.И.Чуковского «От двух до пяти». Проект «Как я говорил, когда был маленьким» (2 часа)
- Псевдоэтимология. Псевдоэтимологические словари. Проект «СЭС» (составление псевдоэтимологического спортивного словаря) (2 часа)
2.Этимологические словари русского языка (12 часов)
- Характеристика этимологических словарей, принципы их построения. Структура словарной статьи. Принципы отбора слов (1 час)
- «Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера в переводе О.Н.Трубачёва (1 час)
- «Историко-этимологический словарь современного русского языка» П.Я.Черных (2 часа)
- «Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник» А.К.Бириха, В.М.Мокиенко, Л.И.Степановой (2 часа)
- «Толково-этимологический словарь иностранных слов русского языка» П.Червинского, М.Надель-Червинской (2 часа)
- «Этимологический словарь русских диалектов Сибири» А.Е.Аникина (2 часа)
- «Этимологический словарь славянских языков» О.Н.Трубачёва (2 часа)
3.Этимологический анализ слова (12 часов)
- Этимология собственных имён и фамилий. Классификация имён по внешним признакам, по моральным качествам, по роду занятий и т.д. Святцы. Исконно русские и заимствованные имена. Необычные, вычурные имена – примета нового времени. Происхождение русских фамилий, их связь с отчеством (Иванов, Петров, Сидоров), с местом жительства (Рязанцев, Ярославцев, Новгородцев), с профессией (Гончаров, Красильников, Мельников) и т.д. «Словарь современных русских фамилий» И.М.Ганжиной. Проект «История моей фамилии» (2 часа)
- «Говорящие» имена и фамилии в русской литературе. Функции имён собственных в художественном произведении. Список действующих лиц в комедиях Д.И.Фонвизина «Недоросль», Н.В.Гоголя «Ревизор», в творчестве М.Е.Салтыкова - Щедрина, А.П.Чехова и др. (2 часа)
- От имён собственных к нарицательным: названия месяцев (июль, август), одежда (боливар, галифе, макинтош), оружие (кольт, калашников, максим, маузер), музыкальные инструменты (баян, саксофон), еда (наполеон, оливье), растения (гиацинт, кипарис, нарцисс) и др. Новая жизнь имен героев литературных произведений (2 часа)
- Рождение географических названий. Топонимика. Классификация географических названий: от личных имён и фамилий, от специфики ландшафта, от исторических событий, от названия людей по роду деятельности т.д. Проект «Топонимы родного края» (2 часа)
- В мире животных и растений. Этимология названий цветов, грибов, деревьев, кустарников. Происхождение названий диких животных и домашних. Исконно-русские и заимствованные названия. Проект «Этимология названий лекарственных растений родного края» (2 часа)
- Этимология названий продуктов. Географический указатель происхождения: пломбир, боржоми, ессентуки, кофе, рокфор, пармезан и др. Исконно-русские названия блюд: вареники, сырники, ветчина, кисель, квас и др. Проект «Как конфеты получают свои названия» (2 часа)
4. Защита проектов (2 часа)