Полный текст статьи
Печать

Методологической основой ФГОС образования нового поколения является системно-деятельностный подход,направленный на формирование универсальных учебных действий учащихся.                                                 Вовлечь современного ученика в деятельность -большая проблема. Как привлечь внимание ученика, как научитьего учиться - эти вопросы волнуют каждого неравнодушного учителя.                                                Урок -это тяжелая работа, когда в течение 40 мин от педагога требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной меререализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет своестремление к творчеству и самостоятельности. Если объединить творческие усилия нескольких педагогов,возможно в результате получатся новые формы взаимодействия учеников и учителей. Так мы и сделали:объединились учителя технологии, музыки и изобразительного искусства для проведения интегрированного урокав 6 классе. «Если урок проводят несколько учителей-предметников, то между ними важна психология, должно бытьвзаимопонимание с полуслова» [1].   Мы считаем, что это важный фактор, к счастью он у нас есть, мы понимаем друг друга с полувзгляда, нам приятноработать вместе. Важно и то, что наша школа является инновационной площадкой по внедрению современныхмоделей качественного образования на основе индивидуализации образования и тьюторских технологий.Индивидуализация образования связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой,проверкой и выбором. Все это создает особую психологическую ситуацию между выбирающим и тем, ктостремиться повлиять на его выбор. Ребенку необходимо доказать всем и прежде всего самому себе, что онспособен свободно выбирать. Тот, кто пытается помешать этому, доказывая обратное, вольно или невольнозакрывает путь ребенку к его индивидуальности. Тот, кто целенаправленно сохраняет эту ситуацию, помогаяребенку проявить, осознать себя в ней, оказывает ему поддержку. В ходе тьюторского сопровождения педагогсоздает условия и предлагает способы для выявления, осмысления и реализации индивидуализированногоспособа движения к Культуре, овладения собой через культурный образец. [2].  Начали мы с того, что познакомились с опытом коллег, проводивших такие уроки, тщательно спланировалисценарий будущего урока. Структура будущего интегрированного урока (а это был урок обобщения знаний) ничемне отличалась от обычного урока. Урок – это логическая единица темы, раздела, курса. Необычным было то, что входе урока ученики взаимодействовали сразу с несколькими учителями. Мы распределили деятельность учителейна каждом этапе урока, а при изготовлении поделок наблюдали за определенной группой детей, помогая им призатруднениях. Во время проведения уроков направляли свою деятельность на поиск ярких, живых примеров, наадаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребёнка. Необходимо былосоединить знания учеников, полученных на уроках технологии, музыки, изобразительного искусства, в широкуюцелостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте вних. [3]. Для начала мы выбрали ключевое слово, которое объединяет наши предметы, учитывает прохождениепрограммного материала, представляет интерес для ребят, отражает время года. Была весна, преддвериеправославного праздника, поэтому ключевым стало слово «Пасха». Подготовка к обобщающему уроку началась занесколько недель. Учителя подготовили соответствующие вопросы для исследований о праздновании Пасхи:история праздника, схожие праздники у народов другого вероисповедания, какие музыкальные произведениясопровождают праздник, как украшают интерьер дома, какие способы крашения яиц, рецепты куличей, пасок. С элементами исследовательской деятельности мы знакомили шестиклассников по общепринятому алгоритму.Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа натворческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основныхэтапов:

  • постановка проблемы;
  • изучение теории, посвященной данной проблематике;
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор, анализ и обобщение собственного материала;
  • научный комментарий;
  • собственные выводы. [4].

Результаты собственных выводов учеников по вопросам, которые они выбрали по своему желанию на уроках ИЗО,музыки, технологии, были представлены в ходе интегрированного урока. Радовало то, что желающих оказалосьмного. Подготовленный учениками материал сопровождался электронными презентациями. Другая группа детейподготовили современные пасхальные песни, стихи о Пасхе, которые звучали во время выполнения творческойработы. На уроках музыки с празднованием Пасхи дети знакомятся еще в 4 классе, учат первые пасхальные песни.                                    В 5 –м классе обязательно возвращаются к этому событию, накапливают в репертуаре новые песни, в 6 классе детиразучивают сложную песню «Русь называют святою». Следующий интегрированный урок в 5-ом классе был посвящен празднованию Нового Года, ключевым словомбыло слово «елка». Определили ряд вопросов для исследования: история празднования Нового года; историяпоявления звезды на ёлке; история Рождественских праздников; григорианский и юлианский календари; какукрасить интерьер дома; как установить елку; поделочные материалы из древесины хвойных пород; какокрашивают изделия из древесины и древесных материалов; из чего получают вискозные волокна для тканей?Ученики из различных источников, печатных, сети Интернет, нашли информационный материал, систематизировали, и подготовили устные выступления для интегрированного урока.На уроках технологии мальчики знакомились с элементами исследовательской деятельности, при изучениисвойств древесины, во время практических работ (строгание, выпиливание). Выяснили, что древесина в процессеобработки нагревается, выделяет эфирные масла. Запах хвои узнаваем везде: в заготовках хвойных пород, в лесу, на Новогоднем празднике. На уроках технологии девочки проводили исследования во время изучения получения искусственного волокна, длякоторого требуется древесная целлюлоза, свойств ткани, при выполнении швейных работ. На уроках изобразительного искусства ребята проводили исследования с бумагой, выяснив, что она впитываетвлагу из краски по-разному. Если красить ДВП, ДСП, фанеру или доски, то надо помнить, что эти материалыпористые и имеют не белый природный цвет. Перед покраской их надо грунтовать.Частично-поисковый метод, который используется при самостоятельной работе учащихся, в беседе, при работенад проектом предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом онизнакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы, постепенно познают принципынаучного исследования. Предварительная работа на уроках музыки, изобразительного искусства, технологии выполнена и учителями иучениками. На этом этапе у каждого ученика была свобода выбора той или иной деятельности. Выступления дляинтегрированного урока подготовлены, теперь необходимо продумать практические задания. В ходеинтегрированного урока у учеников опять будет большой выбор деятельности: пение, рисование, выполнениеизделий из бумаги, ткани или пряжи, работа с поделками из фанеры, ДВП, с природным материалом и различнымидекоративными материалами. Практическая часть предполагает очень большую предварительную работу. Нужнопредугадать желания ребёнка работать в том или другом направлении, учесть его запросы, возрастныеспособности и умения. Мы четко спланировали время, отведенное на каждый этап наших интегрированных уроков,чтобы хватило времени на выполнение поделок. В процессе этого этапа у детей расширялся кругозор, развивалисьвоображение, творчество, эстетические способности, общение, улучшался эмоциональный климат, мотивация кдеятельности повышалась предстоящими праздниками. Объекты труда были доступны, разнообразны, детиактивно включались в практическую деятельность.К каждому уроку мы подбирали по несколько разноуровневых заданий. На уроке «Дорого яичко к пасхальномустолу» в 6 классе ученики выполняли подставки под яйца в различных техниках: вязание крючком, оформлениезаготовок в технике скрапбукинга, оригами, бумажной пластики, раскрашивание заготовок акварельными краскамиили гуашью. Все ученики поработали творчески, подставки получились очень интересными.

Второй интегрированный урок в 5 классе назывался « В лесу родилась ёлочка». Новогодние праздники, Рождествоне обходятся без песен, хороводов, ученики спели колядки и Рождественский гимн. Под звуки красивой новогоднеймузыки приступили к изготовлению поделок. Работая в группах, пятиклассники увлеченно раскрашивали иукрашали мишурой, тесьмой, пуговичками, бусинами елочки, кольца, шары, вырезанные мальчиками на урокахтехнологии из фанеры и ДВП; складывали сервировочные салфетки в виде елочки; оформляли елочки из полосокнетканого материала, собранных на нитку. Дети были увлечены воплощением своих творческих идей дляновогодних украшений. Закончив работу, ребята оформили выставку поделок.

В конце урока ученикам было предложено провести рефлексию. Вариант украшения ёлочки зеленым шариком вслучае, если урок не поднял настроение ребенку – отсутствовал. Свое положительное отношение к уроку ребятавыразили украшением елочки разноцветными бумажными шарами.

Мы провели несколько интегрированных уроков, а рассказали вам про два. Если вы хотите узнать наше мнение, томы за такие уроки, конечно, они не должны проводиться часто, но не только потому, что большой объем подготовки,но и потому, что может потеряться интерес учеников. Необходимо разнообразие, главное, что просто урокпередачи информации утратил силу.

Современный урок должен предоставлять возможность ученикам самостоятельно работать на всех этапах урока, аучитель организует эту деятельность, дает возможность ребенку выбирать способ деятельности, возможностьвысказываться организует рефлексию учащихся.