Организация внеурочной деятельности младших школьников разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Кафедра начального образования ставит перед собой задачу апробирования методов коллективного проекта как первоосновы формирования интереса к проектно-исследовательской деятельности у младших школьников.
На протяжении многих лет идут споры о проектно-исследовательской деятельности учащихся. На сегодняшний день стало понятно, что без подобной деятельности в школе обучение не возможно. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования записано, что в его основе « …лежит системно-деятельностный подход, который предполагает…учёт индивидуальных возрастных особенностей обучающихся, …разнообразие форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, …что и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения знаний. В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ учиться и способности к организации своей деятельности…»[7] Современный подход существенным образом меняет порядок взаимодействия педагога и учащегося. Он переводит деятельность педагога на новую ступень. Поэтому проектно - исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из путей реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников.
Современная школа ориентирована на педагогику, которая поддерживает и развивает индивидуальность ребёнка, создаёт условия для формирования творческой личности. Учителя должны организовывать проектно- исследовательскую деятельность, формировать высокую степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности. Младший школьный возраст является сензитивным этапом развития творчества ребёнка, его самореализации и роста его личностного достоинства. Принципиально важной особенностью детей этого возраста является их несомненный интерес к окружающей жизни: людям, событиям, фактам. Они с интересом участвуют в различной деятельности, организуется сотворчество в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого. [1]
Учителя начальных классов хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. Стимулирование познавательной активности - одна из составляющих современного урока.
Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в основной и начальной школе, особое место занимает ученическая проектно-исследовательская работа. Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира. [8]
Использование учителем проектно-исследовательского метода позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению и развитию индивидуальных качеств ученика.
Содержание, этапы и формы обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Первый этап. Пропедевтический (1 класс).
Цель: погружение детей в совместную проектно-исследовательскую деятельность через организацию сотрудничества учеников, учителя и родителей.
Формы организации:
-презентационные занятия;
-коллективные творческие дела, классные часы;
-свободные уроки.
Содержание:
-формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности, пробуждение интереса к исследованию;
-формирование первоначальных исследовательских действий;
-оформление мобильных детских групп, реализующих мини-проекты, пробные исследования;
-приобретение первичных навыков общения с одноклассниками, учителем
Позиция учителя и учащихся:
Учитель: лидер организации учебно-познавательной деятельности детей.
Учащиеся: выполняют предложенные учителем задания, выбирают интересующие их темы.
Деятельность детей:
-овладевают способами работы с книгой, с разными средствами получения информации;
-овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе);
-учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов;
-выполняют мини-проекты с помощью родителей и детей;
-проводят кратковременные исследования на уроках под руководством учителя;
-учатся оценивать свою деятельность (по критериям, разработанным совместно с учителем). [2]
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него. [9]
Второй этап. Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2 класс).
Цель: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.
Формы организации:
-коллективные исследования, проводимые с учётом детской инициативы и постепенным развёртыванием всех этапов исследования;
-осуществление мини-проектов в рамках интегрированного курса
-специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений по всем учебным дисциплинам.
Содержание:
-практическая реализация основных этапов исследования - рождение замысла, развёртывание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов;
-формирование первоначальных проектно-исследовательских умений;
-работа по осуществлению коллективных и индивидуальных мини-проектов;
-расширение коммуникативных контактов за счёт выхода учащихся за пределы класса с результатами выполненных работ.
Позиция учителя и учащихся:
Учитель: помощник-консультант в организации проектно-исследовательской деятельности детей.
Учащиеся: выбирают предложенные учителем темы работы, инициируют собственные замыслы.
Деятельность детей:
-используют источники получения информации – рассказ учителя, рисунок, наблюдения в природе, учебный текст, схема;
-работают в группе, осуществляя коллективный проект;
-самостоятельно ведут мини-проекты;
-совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность; [2]
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.
Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.
Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом. [9]
Третий этап. Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности путём овладения разными видами проектирования (3-4 классы).
Цель: учить детей разным видам проектирования при осуществлении индивидуальных и групповых исследований.
Формы организации:
-учебный проект;
-образовательный проект;
-социальный проект;
-овладение способами организации индивидуального исследования;
-разновозрастное сотрудничество с более активной позицией младших школьников.
Содержание:
-формирование более сложных проектно-исследовательских умений;
-овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный);
-организация разновозрастных проектов с учащимися среднего звена.
Позиция учителя и учащихся:
Учитель: организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей.
Учащиеся: инициируют замыслы, формулируют темы, выбирают направление и характер работы.
Деятельность детей:
-осуществляют поиск информации в источниках разного типа;
-анкетируют детей и взрослых;
-осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты;
-разрабатывают образовательные проекты с помощью учителя;
-овладевают первоначальными навыками социального проектирования;
-оценивают свою деятельность по выработанным совместно с учителем критериям;
-представляют результаты своих работ на районных и городских мероприятиях. [2]
В третьем классе работа над проектом более расширяется и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
В четвёртом классе работа над проектом выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.
Каждый этап в организации проектно – исследовательской деятельности предполагает формирование определённых универсальных действий, которые помогают ребёнку организовывать процесс познания самостоятельно. [9]
На этапе рождения замысла осуществляется:
- добровольный выбор участниками проекта темы;
- определение цели и задач работы;
- формулирование гипотезы;
- определение методов исследования.
На этапе развёртывания замысла в деятельности:
- распределение задач между участниками проекта;
- консультирование у педагога и друг друга относительно содержания работы;
- систематизация и обобщение опыта;
- построение выводов и заключений.
На этапе оформления и предъявления результатов происходит:
- оформление их в виде моделей, макетов;
- обсуждение результатов;
- самоконтроль;
- их самооценка и взаимооценка действий и результатов работы участников проекта.
Изучив методику проектно-исследовательской деятельности младших школьников, я привлекаю детей, начиная с 1-го класса к участию в коллективных проектах, например, ученики моего класса исследуют русское народное творчество. В данное время по теме: «Русские традиции в праздновании Нового года»
Народные календарные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях. Исследуя историю праздников, дети пополняют своё представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства, они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.[5]
Учитывая психологические особенности данного возраста, когда ребёнок не может самостоятельно справиться с задачей, тогда и создаются совместные проекты: дети, школа, родители.
Мы разработали мегопроект, в котором несколько направлений – мини проектов.
- Моё имя.
- Моя родословная.
- Мой город.
- Русские православные праздники.
- Времена года в России.
Хочется остановиться на одном из этих проектов. Это исследование русского православного праздника «Рождество».
Наша проектно- исследовательская работа началась в конце октября. Детям была поставлена цель, задача и они приступили к сбору материала.
Это наблюдение и получение информации в семье. Беседа с родителями, бабушками, дедушками.
1)Посещение библиотеки с родителями.
2)Подготовка костюмов, оформление к празднику.
3)Межпредметная связь с уроками:
- музыки (разучивание песен, колядок, хороводов)
- изобразительного искусства (изготовление подарков для своих родных и близких)
- выставка рисунков, живописи, лепки. [3]
Этот мини-проект охватывает урочную и внеурочную деятельность, это своеобразная заочная экспедиция в прошлое нашего народа.
Совершая эту экспедицию, дети исследуют предметы из различных областей знаний, идёт постоянная связь с общественными учреждениями.
За две недели до праздника весь материал обрабатывается, анализируется и обобщается детьми вместе с учителем и родителями.
Готовый проект показывается в школе. Он проходит в виде совместного праздника с родителями и детьми. Затем с этим проектом можно выйти в детский сад, во дворы домов. Учитывая возраст детей, основной материал приходилось подбирать учителю вместе с родителями, так как дети только делают первые шаги в такой проектно-исследовательской работе, это только первая ступенька.
Родители отметили изменение детей, они стали больше интересоваться, появилось желание узнать что-то новое – и непременно самим. [6]
Проектно-исследовательская работа по другим направлениям продолжается, дети активно участвуют, проявляя больше самостоятельности.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами проектно-исследовательской деятельности. [4]
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с родителями, учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.