Полный текст статьи
Печать

Организация внеурочной деятельности младших школьников разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

 Кафедра  начального образования  ставит   перед   собой задачу апробирования методов коллективного проекта как первоосновы формирования интереса к  проектно-исследовательской деятельности у младших школьников.

На протяжении многих лет идут споры о проектно-исследовательской деятельности учащихся. На сегодняшний день стало понятно, что без подобной деятельности в школе обучение не возможно. В Федеральном государственном образовательном  стандарте начального общего образования записано, что  в его основе « …лежит системно-деятельностный  подход, который предполагает…учёт индивидуальных возрастных особенностей обучающихся, …разнообразие форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, …что и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения знаний. В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ учиться и способности к организации своей деятельности…»[7] Современный подход существенным образом меняет порядок взаимодействия педагога и учащегося. Он переводит деятельность педагога на новую ступень. Поэтому проектно - исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из путей реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников.

Современная школа ориентирована на педагогику, которая поддерживает и развивает  индивидуальность ребёнка, создаёт условия для формирования творческой личности. Учителя  должны организовывать проектно- исследовательскую деятельность, формировать высокую степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.  Младший школьный возраст  является сензитивным этапом развития творчества ребёнка, его самореализации и роста его личностного достоинства. Принципиально  важной особенностью детей этого возраста является их несомненный интерес к окружающей жизни: людям, событиям, фактам. Они с интересом участвуют в различной деятельности, организуется  сотворчество в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого. [1]

Учителя начальных классов хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. Стимулирование познавательной активности -   одна из составляющих современного урока.

Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в основной и начальной школе, особое место занимает ученическая проектно-исследовательская работа. Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира. [8]

Использование учителем проектно-исследовательского метода позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению  и развитию индивидуальных качеств ученика.

 

Содержание, этапы и формы обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Первый этап. Пропедевтический (1 класс).

Цель: погружение детей в совместную проектно-исследовательскую деятельность через организацию сотрудничества  учеников, учителя и родителей.

Формы организации:

-презентационные занятия;

-коллективные творческие дела, классные часы;

-свободные уроки.

Содержание:

-формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности, пробуждение интереса к исследованию;

-формирование первоначальных исследовательских действий;

-оформление мобильных детских групп, реализующих мини-проекты, пробные исследования;

-приобретение первичных навыков общения с одноклассниками, учителем

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: лидер организации учебно-познавательной деятельности детей.

Учащиеся: выполняют предложенные учителем задания, выбирают интересующие их темы.

Деятельность детей:

-овладевают способами работы с книгой, с разными средствами получения информации;

-овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе);

-учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов;

-выполняют мини-проекты с помощью родителей и детей;

-проводят кратковременные исследования на уроках под руководством учителя;

-учатся оценивать свою деятельность (по критериям, разработанным совместно с учителем). [2]

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него. [9]

 

Второй этап. Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2 класс).

Цель: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.

Формы организации:

-коллективные исследования, проводимые с учётом детской инициативы и постепенным развёртыванием всех этапов исследования;

-осуществление мини-проектов в рамках интегрированного курса

-специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений по всем учебным дисциплинам.

Содержание:

-практическая реализация основных этапов исследования - рождение замысла, развёртывание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов;

-формирование первоначальных проектно-исследовательских умений;

-работа по осуществлению коллективных и индивидуальных мини-проектов;

-расширение коммуникативных контактов за счёт выхода учащихся за пределы класса с результатами выполненных работ.

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: помощник-консультант в организации проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся: выбирают предложенные учителем темы работы, инициируют собственные замыслы.

Деятельность детей:

-используют источники получения информации – рассказ учителя, рисунок, наблюдения в природе, учебный текст, схема;

-работают в группе, осуществляя коллективный проект;

-самостоятельно ведут мини-проекты;

-совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность; [2]

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.

Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.

Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом. [9]

 

Третий этап. Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности путём овладения разными видами проектирования (3-4 классы).

Цель: учить детей разным видам проектирования при осуществлении индивидуальных и групповых исследований.

Формы организации:

-учебный проект;

-образовательный проект;

-социальный проект;

-овладение способами организации индивидуального исследования;

-разновозрастное сотрудничество с более активной позицией младших школьников.

Содержание:

-формирование более сложных проектно-исследовательских умений;

-овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный);

-организация разновозрастных проектов с учащимися среднего звена.

Позиция учителя и учащихся:

Учитель: организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся: инициируют замыслы, формулируют темы, выбирают направление и характер работы.

Деятельность детей:

-осуществляют поиск информации в источниках разного типа;

-анкетируют детей и взрослых;

-осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты;

-разрабатывают образовательные проекты с помощью учителя;

-овладевают первоначальными навыками социального проектирования;

-оценивают свою деятельность по выработанным совместно с учителем критериям;

-представляют результаты своих работ на районных и городских мероприятиях. [2]

В третьем классе работа над проектом более расширяется и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

В четвёртом классе работа над проектом выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.

Каждый этап в организации проектно – исследовательской деятельности предполагает формирование определённых универсальных действий, которые помогают ребёнку организовывать процесс познания самостоятельно. [9]

На этапе рождения замысла осуществляется:

- добровольный выбор участниками проекта темы;

- определение цели и задач работы;

- формулирование гипотезы;

- определение методов исследования.

На этапе развёртывания замысла в деятельности:

- распределение задач между участниками проекта;

- консультирование у педагога и друг друга относительно содержания работы;

- систематизация и обобщение опыта;

- построение выводов и заключений.

На этапе оформления и предъявления результатов происходит:

- оформление их в виде моделей, макетов;

- обсуждение результатов;

- самоконтроль;

- их самооценка и взаимооценка действий и результатов работы участников проекта.

Изучив методику проектно-исследовательской деятельности младших школьников, я привлекаю детей, начиная с 1-го класса к участию в коллективных проектах, например,  ученики  моего класса исследуют русское народное творчество. В данное  время по теме: «Русские  традиции  в праздновании  Нового года»

Народные календарные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой  своего народа, узнать о его традициях и обычаях. Исследуя  историю праздников, дети пополняют своё представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства, они  учат  бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.[5]

Учитывая психологические особенности данного возраста, когда ребёнок не может самостоятельно справиться с задачей, тогда и создаются совместные проекты: дети, школа, родители.

Мы  разработали мегопроект, в котором несколько направлений – мини проектов.

  1. Моё  имя.
  2. Моя  родословная.
  3. Мой  город.
  4. Русские  православные  праздники.
  5. Времена года  в России.

Хочется  остановиться на одном из этих проектов. Это  исследование русского  православного праздника «Рождество».

Наша проектно- исследовательская работа началась в конце октября. Детям была поставлена цель, задача и они приступили к сбору материала.

Это  наблюдение и  получение информации в семье. Беседа с родителями, бабушками, дедушками.

1)Посещение  библиотеки  с родителями.

2)Подготовка  костюмов, оформление к празднику.

3)Межпредметная связь с уроками:

- музыки (разучивание песен, колядок, хороводов)

- изобразительного искусства (изготовление подарков для своих родных и близких)

- выставка рисунков, живописи, лепки. [3]

Этот  мини-проект охватывает урочную и внеурочную    деятельность, это своеобразная заочная экспедиция  в прошлое нашего народа.

Совершая эту экспедицию, дети исследуют предметы из различных областей знаний, идёт постоянная  связь с общественными учреждениями.

За две недели  до  праздника весь материал обрабатывается, анализируется и обобщается детьми  вместе с учителем и родителями.

Готовый проект показывается в школе. Он проходит в виде совместного праздника с родителями и детьми. Затем  с этим  проектом можно выйти в детский сад, во  дворы домов. Учитывая  возраст детей, основной материал  приходилось подбирать учителю вместе с родителями, так как дети только делают первые шаги в такой  проектно-исследовательской работе, это только первая ступенька.

Родители отметили изменение детей, они стали больше интересоваться, появилось желание узнать что-то новое – и непременно самим. [6]

Проектно-исследовательская работа по другим направлениям продолжается, дети активно участвуют, проявляя больше самостоятельности.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами проектно-исследовательской деятельности. [4]

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с родителями, учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.