Одной из актуальных проблем современного исторического образования является снижение его качества, что подтверждает итоги итоговой аттестации, а также проводимые Всероссийские проверочные работы. поэтому мы ищем формы, методы и приемы работы, позволяющие решить данную проблему и конечно каждый учитель понимает, что качество знаний учащихся зависит не только от обучения, но и от контроля за процессом учения. Индивидуализация обучения требует постоянной информации об учебных достижениях каждого отдельного субъекта обучения: знать и уровень, и структуру усвоения конкретных тем курса. Причем на уроках истории и обществознания решение задачи образования возможно, если в процессе обучения учитель создает условия, при которых организуется и осмысляется собственный личностный опыт учащегося (Цветкова Г.В.). Для формирования смысловой деятельности личности: от личностных смыслов, смысловых установок, смыслообразующих мотивов. Именно, смыслотворчество создает прочную основу для формирования у обучающихся прочных взглядов и убеждений. В течении двух лет я работаю со старшеклассниками по истории, и обществознанию используя тьюторские технологии, («Торт решений», «Мудрая сова», «дебаты», таксономияБлума, мозговой штурм, проектная технология). Так как у 11-ов уже сформированы познавательные интересы, то я использую такие типы деятельности:
- проектная (главная цель — это реализовать свою идею);
- творческая (главное создать что-то новое)
На уроках обществознания применяюТаксономию Блума (для улучшения понимания прочитанного). Таксономия (гр. taxis - расположение по порядку + nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. Таксономия Блума разделяет процесс познания на три области: познавательная, эмоциональная и двигательная. Познавательнаясфера охватывает все, что связано с приобретением знаний и развитием умственных навыков. Эмоциональная сфера включает в себя все, связанное с формированием ценностей, отношений, развитием эмоционального самоконтроля обучаемых. К двигательной области относится развитие двигательных навыков, физической выносливости. Познавательная, или когнитивная, область - это та сфера познания, в которой главное - интеллектуальные результаты. Эта область разделяется на категории, от самого низкого уровня мышления (просто помню) до самого высокого (создаю новые идеи).
Уровень 3«Я интегрирую».Творчество: скомбинировать полученные сведения по-другому, соединяя элементы по новому образцу или предлагая альтернативные решения. Оценивание: представить и защитить мнение, оценивая информацию, обоснованность идей или качество работы, по выработанным критериям.
Уровень 2«Я применяю». Анализ: рассмотреть информацию и разделить ее на части, определяя мотивы и причины, делая выводы и приводя доказательства для подтверждения обобщений. Применение: перенести полученные знания, факты, приемы и правила на новые ситуации для решения задач и проблем.
Уровень 1 «Я знаю». Понимание: выделить факты и идеи через их организацию, сравнение, перевод, интерпретацию, описания, определяя главные мысли. Запоминание: мысленно зафиксировать факты, термины, базовые понятия в виде ответов.
Уровни мышления по Блуму и примеры вопросов /заданийна уроке обществознания «Права и обязанности граждан»:
Знание. Что значит это слово? (дай определение) Какие правила поведения людей существуют? Назови как больше видов таких правил?
Понимание. Чем отличаются политические, экономические, культурные права людей? Предположим, что произойдет, если их не соблюдают.
Применение. Как тема соотносится лично с тобой? Если бы все происходило в наше время, как бы это выглядело? Проиллюстрируй на бумаге эти правила. Напиши эссе на тему.
Анализ. Сравни права и обязанности людей. Схематически изобрази взаимосвязь прав и обязанностей.
Синтез. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые должны быть гарантированы каждому человеку в стране. Сравни с выбором одноклассников.
Оценка. Оцени работу автора, написав рецензию. Оправдай решения одноклассников. Реалистичны ли такие законы? Докажи.
В старших же классах на уроках истории уделяю большое внимание проблемно-диалогической технологии.
Памятка по подготовке проблемно-диалогического урока:
Класс 11. Предмет история. Тема «Последние годы сталинского правления». Краткая информация о типах диалога: подводящая-цепочка вопросов с логически предсказуемыми ответами; пробуждающий ряд вопросов с многовариантными ответами:
- Определите, какой новый материал будет изучен на уроке (запищите по типам)
Правило |
Алгоритм |
Закономерность |
Понятие |
Собственная оценка |
Определить главную цель урока. |
Деление заданий на три группы: «Задания-инструкции» «Задания реконструкции» «Задания-поиски» |
1.Сначала восприятие, осмысление, запоминание. 2.Затем дальнейшее совершенствование мыслительной операции, активное овладение приемами рациональной мыслительной деятельности. 3.На основе использования всей системы приобретенных ранее приемов умственной деятельности, конструирование новых сочетаний, перестройка образцов знакомой ситуации для получения новой информации. |
Холодная война, СЭВ, соц. лагерь, «план Маршала», НАТО. |
Страна отставала от других стран мира. |
- Продумайте Проблемную ситуацию и выход на проблему.
С удивлением (пример диалога)
1) познакомьтесь с таким фактом «Из выступления Хрущева Н.С. на совещании писателей в ЦК КПСС 13 мая 1957 г. Параграф 30 стр. 236
2) А вот другое мнение
«Из книги А.В. Жигулина «Черные камни» параграф 31 стр. 240 (История России 11 класс. А.А. Левандовский)
3) Сравните 2 факта.
Что вас удивляет (подводящий диалог к освоению противоречия, которое должно вызвать удивление)
4) Удивились. Какой у вас возникает вопрос?
5) Ожидаемая формулировка цели (проблемы) выносится на доску. Каковы приобретения и потери завершающих лет сталинской эпохи.
- Спланируйте этапы актуализации и составления плана
3.1 Выдвижение версий
3.2. проведение актуализации
3.3 Составление плана
4. Продумайте поиск решения проблемы (открытие нового знания)
1.Сформулируйте свой вывод по проблеме
2. Выберите такие источники информации для решения проблемы, в которых не будет содержаться готовые ответы.
3.Постройте подводящий диалог по поиску решения проблемы на основе наблюдения или чтения текста.
4.Составьте опорный сигнал, который будет появляться на доске по мере открытия учеником нового.
5. Выражения решения проблемы. Так как же мы решили проблему.
6. Запланируйте выражение решения проблемы. Вопрос «Так как же мы решили проблему?»
Приведу фрагмент рабочей программы по истории.
Тема урока |
Основные элементы содержания образования |
Основные понятия |
Планируемый результат |
|||||
Личностный УУД |
Предметные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Д\З |
|||
Родословная истории семьи |
Презентация «Что изучает история» |
Генеалогическое древо |
Выражая свою позицию, видеть личностный смысл в материале. |
Научиться использовать различные исторические неточности |
Планируют решения учебной задачи |
Воспроизводят по памяти информацию |
Принимают другие мнения, разные точки зрения |
Параграф 1 |
Вывод: Используя тьюторские технологии у обучающихся вырабатывается творческий подход к обучению, им не предлагаются шаблоны выполнения задания, а даются возможные варианты, которые они могут самостоятельно выбрать с учетом собственных возможностей. Итогом работы над темой может быть эссе, создание электронной презентации, исследовательская или проектная работа.
Обобщая имеющийся практический опыт можно сделать вывод:
- использование тьюторских технологий на уроке – это лишь часть работы в общей системе контроля качества образования и мотивации обучающихся к предмету;
- использование тьюторских технологий обеспечивает возможность работать индивидуально с отдельными учениками, но и дойти до каждого в классе, где 25-27 человек;
- данные технологии позволяют учитывать время, разный объём задания, дифференциацию домашних заданий, сотрудничество учащихся в группах (а не соревнование);
- технологии позволяют структурировать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.
Таким образом на уроках истории, используя тьюторские технологии, учитель создает атмосферу, пробуждающую резервы самостоятельной творческой и познавательной деятельности; диалог и партнерские отношения педагога- тьютора и обучающегося вот что лежит в основе каждого урока, либо тем.