Полный текст статьи
Печать

Современное состояние образования, принятый федеральный образовательный стандарт требуют от педагогов воспитания нравственного, ответственного и компетентного  гражданина. Образование перестает быть только рычагом передачи системы знаний по предмету, а выступает комплексным процессом формирования личности ученика.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [3, 79].

В словаре С.И. Ожегова под нравственностью понимается «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [7, 414].

Одной из важнейших задач духовно-нравственного воспитания, как считает Скокова Г.В.,  является осознание детьми духовных ценностей как на основе освоения их значения для конкретной общности людей (социальной, духовной), так и для извлечения личностного смысла этих ценностей [8; С.46-47]. Педагогам и родителям необходимо совершенствовать духовно-нравственное воспитание детей на протяжении всего пути его развития.

В исследовании ряда авторов − З.С. Грезина , Л.В. Коротюк , А.А.Филимонова указывается, что формировать правильные нравственные ценности следует именно с детства. Ведь ребёнок не может ещё в полной мере осмыслить общие вопросы бытия и человеческого общества [11, С.80,С.23].

Как выделяет Трофимова Н.М.,  этот период благоприятен, сензитивен для усвоения норм нравственности, так как ребёнок верит в авторитет взрослого, учителя, в его возможности созидать добро, красоту [10,С.61].

О нравственности детей написано немало трудов. Изучением нравственных качеств занимались такие авторы, как А.Г. Ахтян, А.А. Лопатина, Н.В. Микляева ,Н.Н. Никитина, М.В. Скребцова и многие другие.

Вопросами воспитания в школе занимались такие как педагоги и психологи, как М.Б. Королькова ,Г.В. Скокова , Е.Н. Степанов , Л.И.Малькова.

Проблема нравственного облика учащегося малоизучена в современной педагогической науке, в основном, это работы по философии, филологии и истории. Существует ряд исследований, которые косвенно затрагивают эту проблему, например, работы И.Х. Абировой, Григорян А. Б.

Нравственный облик – это целостная характеристика личности, в единстве ее сознания и поведения, внутреннего и внешнего; это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Однако в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [6, с. 3].

По   мнению В.Г. Зябревой, приходится констатировать, что современное содержание образования (в первую очередь по предметам гуманитарного цикла, играющим значительную роль в духовном развитии), представленное в образовательных программах и «новых» учебных пособиях, имеет лишь относительную ориентацию на формирование духовно-нравственной ориентации личности учащегося [5].

Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного воспитания учащихся, тем самым оказывать воздействие на формирование их нравственного облика.

Русский язык — один из самых развитых и богатых языков мира. На уроках русского языка используется языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но и формировать нравственные позиции. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играют и творческие работы (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). На уроках используются тексты на темы: «Патриотизм», «Родная земля», «Честь», «Совесть». Ученики открыто делятся тем, что для них Родина, гражданский долг, что значит любить свое отечество [2; 469].

Урок литературы, произведения классиков, яркие художественные образы – это то необъятное пространство, на примере которого можно четко показать, что такое хорошо, а что такое плохо, грань добра и зла в поведении и поступках главных героев.

Для максимальной концентрации формирования метода познания, творческого мышления у  учеников, на уроках литературы старшеклассников я использую урок-лекцию и урок-семинар.

В потоке разнообразных приемов работы со старшеклассниками лекция задает программу дальнейших действий на уроках практического характера. Популярность лекции объясняется спецификой ее воздействия на слушателей. Они видят и слышат специалиста, интеллигента, становятся его единомышленниками. Воздействие образцовой устной речи ничем незаменимо: с ее оттенками, уточнениями, паузами, манерой размышления вслух, даже сбивчивостью, повторными формулировками, т.е. со всем обаянием живого слова и связанной с ним психологией восприятия.

Восприятие лекции зависит, прежде всего, от мастерства преподавателя, его умения дойти до каждого, когда каждый представляет, что слова с доказательствами и объяснениями адресованы именно ему, а не массе вообще.

Слушатели негативно относятся к лекции, материал которой дублирует учебник и они самостоятельно могут его осмыслить. Им импонируют лекции, которые будят мысль, потребность спорить, искать, высказывать свое мнение.

Опыт показывает, что полезно приучать учащихся читать минимум текстов до лекции, чтобы иметь базу для проблемного разговора. Особенно это оправдывает себя в недостаточно подготовленных классах без специального уклона.

Специфической особенностью лекций по литературе является возможность опоры на звучание художественного слова, на привлечение других видов искусства. Сильное впечатление производит цитирование не только стихов, но и фрагментов прозы (мысли и реплики персонажей, лирические и авторские отступления, авторские комментарии). Все это делает лекцию яркой, образной, впечатляющей, конкретной, формирует словарь слушателей.

Структура лекции определяется, главным образом, ее материалом и целью. Лекция о литературном процессе отличается от лекции о конкретном произведении, лекция-портрет – от историко-литературного образа, вводная – от проблемной и т.д.

Эта форма организации урока предложена В.А.Никольским в его «Методике преподавания литературы в средней школе». С развитием проблемного обучения, новой классификацией методов преподавания литературы (по Н.В.Кудряшову) возникла потребность поднять учащихся на новую ступень в развитии их творческих способностей. Таким образом, урок-семинар вошел (по особенностям деятельности педагога и учащегося) в систему исследовательского метода и частично в эвристический (как обучающий этап) [8; 296-302].

Школьный семинар завоевывает популярность, но не является ведущей формой обучения литературе. Семинар способствует расширению представлений о литературе, писателях. В нем учащиеся постигают навыки публичного высказывания. А главное – развивают способность самостоятельно работать с книгой. Именно в семинаре преподаватель может пробудить научно-исследовательские вкусы и интересы учащихся. В процессе работы учащиеся развивают способности к исследовательскому труду, учатся приемам выделения, аргументации, обобщения, полемики и т.п.

Степень самостоятельности в подготовке семинара может быть разной. Это зависит от уровня сложности материала, возрастных особенностей, формулировки темы.

Особо следует поощрять попытки учащихся формулировать свои темы, возникающие из раздумий над накопленным материалом.

Семинарские доклады – это первое приобщение учащихся к науке, творческой самостоятельности. Сами занятия могут быть различными, как по тематике, так и по уровню предъявляемых требований.

Современная школа ставит задачу подготовить всесторонне развитых людей, обладающих основами метода познания, творческим мышлением, умеющих понимать искусство и наслаждаться им. Поэтому в семинаре нужно стремиться к тому, чтобы доклады учащихся не были сплошными компиляциями без указаний источников, как это чаще всего бывает, а были самостоятельными творческими работами по выбранным вопросам (на разумном уровне возможностей).

Главная цель семинара – нравственное и эстетическое развитие учащегося. Этим целям и должен быть подчинен весь строй семинара.

Исходя из задач школы, работу семинаров по литературе необходимо направить в основном на изучение художественного произведения в единстве формы и содержания, на усвоение четких приемов анализа отдельных произведений. Поэтому из многих видов деятельности на первом месте нужно выдвинуть работу с художественным текстом, с образцовыми критическими статьями, научными исследованиями. Исследовательский метод используется на обычных уроках, а при подготовке к семинарским занятиям является ведущим (как и в подготовке к литературным конференциям).

В процессе выполнения этих работ учащиеся в большей степени овладеют методами литературоведческой науки в доступном им объеме при условии соответствующего руководства со стороны педагога.

Используя такую методику, педагогу необходимо быть особенно требовательным к обстоятельности анализа и доказательности суждений.

Этот метод работы должен развивать умения и навыки:

  • пользоваться каталогом;
  • находить нужные для выполнения задания книги;
  • просматривать книги, статьи;
  • находить интересующий материал;
  • конспектировать;
  • цитировать;
  • составлять планы, конспекты и полные тексты своих устных и письменных выступлений.

Все это в наибольшей степени способствует развитию мышления учащихся, овладению умениями, связанными с работой по данному предмету.

Семинары помогают закрепить навыки самостоятельной работы. Отличие их от вузовских в том, что учащиеся избирают более узкие вопросы, связанные с анализом произведений.

Выбор оптимального варианта содержания, структуры и методики урока решается каждым учителем в зависимости от особенностей класса. Важно, чтобы в центре внимания постоянно находились творческий характер урока, развитие воображения учащихся, повышения интереса к чтению и изучению текста, постепенное увеличения доли самостоятельной работы учащихся, воссоздание целостности восприятия произведений искусства слова, понимание авторской позиции.

Используя различные варианты преподавания, преподнесения учебного материала, ежедневно ставя задачу духовно-нравственного воспитания учеников, их нравственного облика, мы наблюдаем развитие в детях моральных основ и осознанию истинных общепринятых ценностей.