Современные требования, предъявляемые к учителю сегодня, может удовлетворять только компетентностный подход. Совокупность необходимых компетенций — социальных требований, образующих компетентность может сформировать только качественный и эффективно организованный учебный процесс. Сформированность всех компонентов компетентности означает достижение человеком зрелости в своей профессиональной деятельности, общении и сотрудничестве, характеризуют становление личности и индивидуальности профессионала.
На уроках технологии происходит первоначальное знакомство учащегося с основами преобразовательной деятельности, осваиваются различные технические объекты. Именно образовательной области «Технология» принадлежит ведущая роль в формировании технологической компетенции учащихся.
По мнению Э.Зеера и Э.Сыманюк [1], компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В формировании компетенций существенную роль играет опыт: чтобы научиться общению, нужно общаться; чтобы пользоваться компьютером, необходимо выполнять на нем определенные действия и т.д.
Технологическая компетенция определяется как комплекс свойств и личностных качеств субъекта, который обеспечивает способность организовывaть преобразовательную деятельность различной предметной направленности в соответствии с технологическими принципами, осваивать и эффективно использовать в своей деятельности современные технологии.
А. В. Хуторской [2] отмечает, что компетентностный подход — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
На современном этапе развития образования компетентностный подход стал ответом на появившееся противоречие между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём из-за увеличения объёма информации, подлежащей усвоению. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Многообразие подходов к определению понятий «компетенция» и «компетентность» не дает их однозначного толкования. Но очевидным является тот факт, что компетентность как результат образования, предполагает набор определенных компетенций. Компетентность – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, то есть это уже состоявшееся личностное качество человека. Компетентный человек обладает определенным набором компетенций, позволяющих ему обоснованно судить об определенной области деятельности и эффективно действовать в ней.
В ходе педагогической практики, нами разработана программа кружка по технологии изготовления мягкой игрушки, направленная на формирование технологических компетенций учащихся.
Игрушка редко становится предметом исследований, чаще всего она понимается только как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет и собственную, относительно независимую, логику развития. Мы порой даже не задумываемся о значении и роли игрушек в жизни человека. Ведь они являются не только развлечением, но также одним из элементов социализации.
По мнению психологов, игрушка способна развивать эмоции, чувства ребенка и даже изменить его поведение. Малообщительные и замкнутые дети становятся более открытыми и эмоциональными. Во время изготовления игрушек дети разговаривают с ними, как с живыми, смеются, радуются или огорчаются и т.д. Это говорит о том, что еще не утратилась духовная ценность игрушки, её прекрасная способность – дарить детям радость.
Цели и задачи кружка:
Познакомить учащихся с историей возникновения игрушки, обучить приемам работы с тканью, раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск, развить художественный вкус, умение анализировать, создать своими руками игрушки.
Обучающие задачи:
- научить приемам безопасной работы;
- научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек (на примере изготовления мягкой игрушки);
- научить практическим навыкам работы с тканью;
- научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
Развивающие задачи:
- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
- приобщение к народным традициям;
Воспитательные задачи:
- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.