Полный текст статьи
Печать

Современное общество невозможно представить без творчески одарённых личностей, способных применять свои знания на практике для усовершенствования старых и проектирования новых объектов человеческой деятельности. Основной задачей системы образования является создание благоприятной среды для творческого развития детей, в том числе, и на уроках технологии.

Конструктивное творчество, как и любой вид творчества, направлено на развитие у детей мышления и воображения, а также овладение детьми произвольностью (умением ставить цель и добиваться ее), самостоятельностью и свободой поведения (выбор деятельностью, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т.п.).

Конструирование - это главным образом деятельность ума, а не рук; это созидание, раз­работка, сотворение; это творческая, а не исполнительская деятельность [1. с.256].

  В процессе конструирования основное развивающее воздействие практической деятельности определяется тем, насколько она подчиняется первоначальному замыслу. Главная, наиболее значимая работа при этом совершается в уме. Разумеется, для ребенка, познающего мир, не менее важными являются и практические действия, направленные на воплощение умозрительных конструктивных идей: овладение инструментами, приемами об­работки материалов. Они позволяют накапливать сенсор­ный опыт, формируют координацию и точность движений, учат строить осознанную систему действий и т.д. Однако нельзя сво­дить сложный процесс конструирования лишь к обогащению практических действий с предметами. Сенсорные процессы и практические действия, постепенно усложняясь, должны все более тесно взаимодействовать с процессами мышления [2, с.118].

В настоящее время выделяют три основных вида учебного конструирования:

а) конструирование по образцу (или по предмету);

б) конструирование по модели;

в) конструирование по заданным условиям; проектирование [1, c.12].

Эффективность работы учителя по развитию твор­чества учащихся во многом зависит от того, насколько он может увлечь школьников удивительным миром, дать им почувствовать ни с чем несравнимую радость творчества. Пробуждению интереса к творчеству и желания испробовать свои силы в этой области способствуют бе­седы о различных поделках, а также чтение школь­никами журналов, научно-популярных книг. Но главным средством воспитания у учащихся творческого отношения к труду является систематическая, хорошо подготовленная и организованная творческая деятельность на уроках технологии.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • · умения предварительно договориться;
  • · работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Для развития конструктивного творчества, на уроках технологии можно применять  проектный метод. Например, нами применялся творческий проект «Дерево. Времена года». Такое дерево  может быть недостающей частью интерьера домашней обстановки.

Цели урока: ознакомление, процесс работы конструирования.

Образовательная: закрепить теоретические знания о конструировании, учить выполнять конструированию в технике  аппликации из фетра, учить работать по готовым выкройкам.

Развивающая: развивать умение вырезать детали, экономно расходуя материала, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение.

Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, и бережное отношение к природе.

Основные методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Этапы работы:

  1. Рисуем эскизы
  2. Изготавливаем основы;
  3. Готовим осень. Ленточная вышивка;
  4. Готовим зиму. Снежинки из макарона;
  5. Готовим весту. Лоскутное шитье; 
  6. Готовим лето. Вязание крючком:
  7. Раскладываем элементы в зависимости от того, какое время года хотим показать ребенку и беседуем с ним.

В психолого-педагогической литературе выделяются различные качества этапов. Анализ всех подходов к делению позволяет считать, что практику конструктивного творчества учащихся наиболее удовлетворяет условное разделение творческой деятельности на семь этапов. Однако при любой творческой деятельности должны быть выявлены три основных этапа: выполнения задания, осознание и обоснование идеи, техническая разработка задания, практическая работа над ними, оценка результата творческого решения.

Каждый этап творческого проекта должен иметь отчетливо выраженный результат.

  • · На первом этапе им является осмысление и принятие идеи.
  • · На втором - конструкторско-технологическая разработка идеи, доведение ее до возможности практической реализации решения.
  • · На третьем этапе - анализ, доработка и оценка решения.

 Результативность каждого этапа - последовательное развитие творческого мышления и трудовых умений и навыков. Для конструктивного творчества школьников, особенно его заключительного этапа, самого емкого по затратам времени, технология как учебный предмет создает наиболее благоприятные условия.

Таким образом, конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания школьников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • · трудолюбие;
  • · самостоятельность;
  • · инициатива;
  • · упорство при достижении цели;
  • · организованность.