Полный текст статьи
Печать

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». [1]

Предлагаемый проект стандарта профессиональной деятельности педагога-учителя разработан рабочей группой при Министерстве образования и науки Российской Федерации в 2013 г. (он представлен на официальном сайте министерства). В концепции проекта стандарт рассматривается как инструмент реализации стратегии развития образования в меняющемся мире, нацеленной на повышение качества образования и выход отечественного образования на международный уровень. В числе основных трудовых функций названы: общепедагогическая функция (обучение); воспитание; развитие; профессиональная ИКТ-деятельность; педагогическая работа в дошкольной образовательной организации; педагогическая работа в начальной школе; предметное обучение; оценка выполнения требований профессионального стандарта.

В настоящее время разработаны профессиональные стандарты учителя начальной школы, математики, русского языка, воспитателя. Интересующий нас, профессиональный стандарт учителя технологии в данное время не разработан. В связи с этим, в ходе нашего исследования  мы изучили готовность учителей технологии к внедрению профессионального стандарта  в РС(Я) и разработали примерный стандарт учителя технологии.

Итак, специалист, бакалавр или магистрант, получивший образование учителя технологии, должен:

  • иметь базовое среднее или высшее специальное образование;
  • осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов   основного общего, среднего общего образования, разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
  • формировать мотивации к обучению;
  • владеть  формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты;
  • разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
  • организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
  • развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу  творческих способностей;
  • знать преподаваемый предмет  в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в  мировой культуре и науке;
  • знать основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы  индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;

В целом если говорить о перспективах образовательной области «Технология» в русле ФГОС, изучение данного предмета должно обеспечить:

  1. развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  2. активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных УУД (универсальных учебных действий);
  3. совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  4. формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  5. формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту и демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности. [2]

В ходе изучения перспективы перехода педагогов к внедрению профстандарта в образовательной области «Технология», была исследована готовность учителей технологии школ г.Якутска,  Намского, Чурапчинского и Ленского улусов (районов). В процессе исследования, нами были рассмотрены кадровые требования к учителям технологии: базовое образование, стаж, категории.

Изучив эти требования, мы пришли к выводу, что учителя технологии прошли первый этап подготовки к введению профстандарта, Таким образом, готовность учителей технологии по кадровым требованиям  отвечает на  90%.