Полный текст статьи
Печать

Современное общество предъявляет совершенно иные требования к будущим своим гражданам. Сегодня успешность человека определяется не столько совокупным объемом знаний, сколько наличием ключевых компетенций и творческих способностей.

Все преобразования, которые происходят в системе образования обоснованы документами. Из “Концепций модернизации российского образования на период до 2010 года” главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Согласно положения “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество образования”.

Модернизация  российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство. Основной проблемой для такого решения послужило следующее обстоятельство, что в рамках уроков формируются лишь ограниченное количество компетенций. А дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

 Дополнительное образование детей – это источник образования, способствующий формированию всесторонне-развитой личности, с условием, если оно будет  направлено на достижение ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Таким образом, в современной ситуации повышается роль воспитательного пространства школы. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, адаптироваться в современном обществе, развивать интеллект, творческий потенциал и пр. Именно дополнительное образование является одной из тех сущностных основ, которая позволяет формировать универсальные знания, самостоятельность мышления и деятельности.

Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается. Детям необходимо научиться самим отбирать главное в потоке информации, и умение это делать приравнивается к компетентности владения информацией. Важными целями образования должны стать развитие у учащихся умение действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, умение усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Таким образом, компетентность – уже состоявшееся личностное качество, совокупность качеств, позволяющее решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией. 

Как говорится в народе, в современном мире компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива.

Основные составляющие компетентности:

  • · знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности;
  • · умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания;
  • · адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования.

В условиях модернизации Российского образования ребёнку помогают стать компетентным - использование новых технологий, которые направлены на мыслительную деятельность,  и коммуникативность. Наиболее успешными являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, исследовательской, проектной деятельностью.

Я занимаюсь в студии «Вязание крючком», которым руководит педагог дополнительного образования, Народный мастер РС(Я) Жиркова Людмила Петровна, вот уже 8 лет. Я пришла в студию в четвертом классе по своей инициативе, изъявила желание учиться умению вязать крючком, освоила основной курс обучения за полгода. За этот период выполнила несколько учебных творческих проектов, такие как проект «Прихватки» в нескольких вариантах; проект «Косметичка для мамы», проект «Декор для диванной подушки»; проект «Игрушка-Гусеничка». Итогом первого обучения стал творческий проект «Комплект диванных подушек «Цветочная клумба» из трех предметов. С этим проектом я принимала участие в городском конкурсе по вязанию «Волшебный клубок» и заняла впервые 1 место среди учащихся пятых классов в номинации «вязание крючком». Этот результат оставил во мне сильное эмоциональное впечатление, зародил мотивацию на дальнейший творческий процесс. 

В следующие годы мною были освоены более сложные виды вязания крючком: ирландское вязание, вязание по кругу, вязание по квадрату, различные сложные декоративные виды вязания.  В 5 классе выполнены были такие проекты как: проект-салфетка «Цветочная поляна», проект-салфетка «Лотосы». В 6-м классе я познакомилась с различными видами обработки вязаных изделий. Так были выполнены проект «Декор абажура» (с крахмаливанием), проект «Кофта «Краски лета», выполненное в технике вязаного пэчворка. В 7-м классе я начала самостоятельно интересоваться различными видами вязки крючком, покупала специализированные журналы мод «Вязание крючком», интересовалась новинками все про вязание крючком в Интернет-ресурсах. В итоге всех этих исканий и исследований родился проект «Коллекция вязаных беретов «Времена года», выполненный уже в технике «фриформ».

Фриформ – относительно молодая, но обретающая все большую популярность техника вязания. "Freeform", в переводе с английского языка, означает свободная форма. Фриформ – вид нерегулярного вязания, без правил и закономерностей, полная и абсолютная свобода творчества. Основательницей этого интересного направления в вязании считается  Prudence Mapstone.   Ее работы настолько необычные и уникальные как по внешнему виду, так и по технике исполнения, покорили всех: и простых обывателей и рукодельниц. А сама техника  фриформ посредством всемирной паутины быстро завоевала популярность во всем мире, приобретая все больше последователей.

Первый комплект моих вязаных аксессуаров называется «Зимняя сказка», и состоит берета и шарфа из белой пряжи. Здесь создан образ зимних снежинок, красиво «упавших» на головной убор, а на концах шарфа эти снежинки – символы белоснежной зимы -  расположены в сочетании со снежными шарами. Второе изделие коллекции представляет собой берет под названием «Поздняя осень», который выполнен в оранжево-коричнево-серо-зеленой гамме цветов пряжи, олицетворяя цвета природы глубокой осенью. Здесь мы видим все яркие цвета осени: опавшие листья в цвете от желтого до бурого, красные ягоды рябины, кое-где остались цвета еще не побуревшей зелени… Третий комплект называется «Летняя зелень» и представляет собой легкий беретик с ажурным декоративным шарфиком. Он выполнен из ириса, на головном уборе «красуются» первые летние цветы. Такой комплект подходит для летнего гардероба юной девушки-модницы. Во всех изделиях коллекции я свободно воплощала свое художественное видение окружающего мира в соответствии со своим мироощущением и цветовидением, изготовила изделия индивидуального и эксклюзивного плана.   

Формированию ключевых компетенций в студиях дополнительного образования детей способствуют многие мероприятия как городского, так и республиканского уровней:  конкурсы среди учащихся  «Волшебный клубок», конкурсы исследовательских работ учащихся -  творческие экзамены, научно-практическая конференция «Шаг в будущее», выставки декоративно-прикладного творчества детей. Они усиливают практическую направленность обучения, способствуют развитию самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

Реализацию моего индивидуального маршрута можно выразить в следующей таблице.

Класс

Учебный год

Индивидуальный маршрут

5 класс

2009-2010

  • · Городской конкурс по вязанию «Волшебный клубок» -   1 место среди учащихся 5-х классов;

6 класс

2010-2011

  • · Творческий экзамен – оценка «5»
  • · Городской конкурс по вязанию «Волшебный клубок»  –  1 место;
  • · Городская НПК «Шаг в будущее» - сертификат
  • · Городской конкурс по ННТ – 1 место;

7 класс

2011-2012

  • · Творческий экзамен – оценка «5»
  • · Городской конкурс по вязанию «Волшебный клубок» –   1 место;
  • · Городская НПК «Шаг в будущее» - сертификат

8 класс

2012-2013

  • · Творческий экзамен – оценка «5»
  • · Городской конкурс по вязанию «Волшебный клубок»  –  1 место;
  • · Республиканская выставка прикладного творчества школьников «Радуга Севера» - сертификат;

11 класс

2015-2016

  • · Всероссийский конкурс изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Осень! Поздняя осень…!» образовательного портала «Рыжий кот», октябрь-декабрь 2015 года – 2 место;
  • Всероссийский конкурс изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Чудесный день -  8 Марта!» образовательного портала «Рыжий кот», январь-март 2016 г., результаты еще не опубликованы;
  • · Всероссийский конкурс изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Зимняя сказка» образовательного портала «Рыжий кот», январь-март 2016 г., результаты еще не опубликованы

 

За годы обучения в студии «Вязание крючком» в нашей школе я получила много профильных знаний, умений и навыков при работе с пряжей и крючком. Занятия проходили в оптимальном ритме, иногда с эмоциональной окраской, с учителем я ощущаю полный контакт, между нами существуют доверительные и дружелюбные отношения, я воспринимаю занятия как активный творческий труд. Смена видов деятельности от одной темы к другой всегда вносила новый интерес, особый азарт в процесс познания, в творческую деятельность. При этом я сама регулировала, сколько мне времени необходимо для освоения того или иного учебного материала. Обучаясь по методу проектов, я приобрела опыт творчества, постановки и достижения цели, получила самостоятельность мышления и деятельности. И как утверждает мой учитель, к окончанию общеобразовательной школы у меня сформировались ключевые компетенции, к которым относятся:   

  • умение принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков -  это ценностно-смысловая компетенция;
  • умение работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека - это общекультурная компетенция;
  • самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учатся на собственных ошибках и ошибках товарищей - это учебно-познавательная компетенция;
  • осваивать современные средства информации и информационные технологии - это информационная компетенция; 
  • умение представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы - это коммуникативная компетенция;
  • выполнять работу над исследованием, учиться быть личностью, осознавать необходимость и значимость труда, которую выполняешь - это и социально-трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования.

 В заключение я выражаю свое убеждение, что через программы дополнительного образования учащиеся могут получить ключевые общеучебные компетенции, такие как:  умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способствовать к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. 

Эти компетенции формируются, если обучение носит деятельностный характер. Ключевые компетенции помогут современному выпускнику войти в этот быстроменяющийся мир свободной личностью, умеющему  самостоятельно приобретать и применять знания, четко планировать действия,  быть открытыми для сотрудничества, умело работать в группах, умеющими решать проблемную ситуацию, выбрав рациональный способ и обосновав свое решение. И всему этому учащийся должен научиться в стенах школы.